Урок по теме «Реакции обмена». (8 класс)
Девиз урока: «Теория – это полководец, а эксперимент – солдаты». Леонардо да
Винчи.
Цели урока:
Обучающие:
дать понятие о реакциях обмена;
сформировать условия протекания реакций обмена до конца;
сформировать понятие о реакциях нейтрализации, как частном случае
реакций обмена;
Развивающие:
продолжить формировать умения записывать уравнения реакций и
предвидеть продукты реакций обмена;
развивать навыки проведения химического эксперимента;
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности при проведении химического
эксперимента;
Мотивационные:
развивать стойкий интерес учащихся к химии, через многообразие
химических реакций, их применение и использование в жизни.
Тип урока: комбинированный (урок открытия новых знаний, обретения новых умений
и навыков)..
Вид урока: проблемный урок.
Форма урока: урок – эксперимент.
Используемые технологии: ИКТ, ПДО.
Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, магниты, карточки с
изображением типов химических реакций через художественные образы. На ученических
столах: в пробирках растворы веществ: Мg2SO4, NaOH, HCl, СaCO3, BaCl2, инструкция
к лабораторной работе, лист контроля, лист рефлексии.
Методы: словесные – рассказ учителя, беседа;
наглядные – использование презентации, художественных образов (рисунки);
практические – лабораторные опыты;
проблемно диалогические – постановки проблемы (побуждающий от проблемной
ситуации диалог), поиска решения (подводящий от проблемы диалог).
Приемы: проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и
невозможностью выполнить задание учителя, постановка проблемных вопросов.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Образовательные результаты:
Личностные: умение учиться, соблюдать правила ТБ! при работе с хим.
реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей
инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные: умение логически мыслить, сравнивать, использовать
знаковосимволические и образные средства для описания химических реакций,
выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
выполнять самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по
результату, участвовать в продуктивном учебном диалоге, умение работать в паре, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные: умение давать определение понятиям «реакции обмена»,
«реакции нейтрализации», выявление условий их протекания до конца, проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент, описывать и различать изученные
классы сложных веществ, химические реакции, моделировать реакции.
Ход урока
.
(составление формул
I. Организационный момент
1.Химическая разминка
кисло и солей)
2. Проверка домашнего задания упр 3 п 32
(Индивидуальная)
3.Художественные образы (индивидуальная)
4 Чем отличаются (групповая )
5.Кроссворд (индивидуальная)
6 Лабораторная работа ( в паре)
7. Реакция нейтрализации (проект в паре)
8 Самостоятельная работа (индивидуальная)
(дифференцированное)
9. Д/з
10. Рефлексия
11 Итог урока
1 мин
10 мин
1 мин
1 мин
2 мин
10мин
8 мин
10 мин
1 мин
1 мин
45 мин
II. Актуализация знаний учащихся
Подарили улыбку друг другу , гостям и мне. Спасибо!
2. Сегодня я начну урок необычно. Попрошу карандаш у …, а отдам ей свою ручку. Что мы сделали?
(Поменялись) Попрошу запомнить это.
Девиз нашего урока: «Теория – это полководец, а эксперимент – солдаты». Леонардо да Винчи.
Сегодня вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока, используя лист рефлексии.
Подпишите его.
1Химическая разминка ! кислоты и соли
Начнем с теории (задания на известный материал):
1. Что изучали последние уроки?
2. Перечислите известные типы реакций и дайте им определение (фиксирую на доске типы реакций).
А+В = АВ; АВ= А+В; А+СВ=АВ+С
2.Проверка Д/З упр 2 а, в, д
А) оксид железо (3) + алюминий =t
В ) хлорид меди (2)+ алюминий =t
Д) бромид железа (3) + хлор =
3.Художественные образы
3. У меня 3 рисунка (прил. 5). Имеют ли они отношение к обсуждаемым вопросам и если да, то какое?
Кто знает все изученные типы реакций и правильно соотнес образы реакций, тот ставит в оценочную
таблицу (колонка1) за теорию 3балла. Кто в чемто ошибся, количество баллов уменьшает.
4 Уравнять химические реакции и дать характеристику
1) Ca + O2 = CaO
2) Fe2O3 + Mg = MgO + Fe
3) Al(OH)3 = Al2O3 + H2O
4) Na2SO4 + KCl = K2SO4 + NaCl
Образец для самопроверки:
1) 2Ca + O2 = 2CaO (соединение)
2) Fe2O3 + 3Mg = 3MgO + 2Fe (замещение)
3) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O (разложение)
4) Na2SO4 + 2KCl = K2SO4 + 2NaCl (???) Оценивание: максимум 5б за верно расставленные коэффициенты и указанные типы реакций.
Примените свои знания к конкретным реакциям (прил. 1)
Проведите взаимопроверку (с образцом) и выставите в лист рефлексии (оценочная таблица –
колонка2) баллы за задания– максимум 5б.
Выявление места и причины затруднения.
Задание на новый материал:
1. Определите тип 4 реакции.
(Na2SO4 + 2KCl = K2SO4 + 2NaCl)
Побуждение к осознанию:
2. Смогли выполнить задание?
3. В чем затруднение?
Побуждение к проблеме:
5 Кроссворд Что сделать с реакциями, если они уравненные?
→
→
H2 + O2
MgCl2 + H2 + Q
Mg + HCl
N2 + H2 NH3
→
Zn + CuCl2
→
P2O5
P + O2
→
Cu(OH)2
CuO + H2O Q
H2O
ZnCl2 + Cu
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6
6. Тема нашего урока Реакция обмена
Целеполагание и планирование деятельности (выхода из затруднения). (Записали определение
использую страницу 188)
1. Какова цель урока?
Какие у вас есть версии решения проблемы?
2. Что является более ценным для приобретения опыта по изучению веществ и реакций? (напоминаю о
словах Леонардо да Винчи)
7. Лабораторная работа
Изучение нового материала – поиск решения (открытие нового знания). Предлагается проведение
опытов в паре по инструктивным карточкам с формулированием выводов: осуществима практически
или нет проведенная реакция (прил. 2).
При прогнозировании продуктов реакций, напоминаю о том, что я сделала в начале урока – то же самое
делают вещества – реагенты.
Инструкция Лабораторный опыт № 1.
В пробирку налейте 12 миллилитра раствора сульфата магния – МgSO4 и столько же раствора хлорида
бария – ВaCl2..
Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. МgSO4 + ВaCl2= Мg Cl2+ В aSO4
Какое же вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо узнать какое
вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости.
Вещество В aSO4 нерастворимо, следовательно оно выпало в осадок. Осадок обозначают стрелкой вниз.
Вывод: выпадение осадка одно из условий того, что реакция идет до конца.
Инструкция Лабораторный опыт № 2.
Взять пробирку и налили гидроксид натрия NaOH и прилить к нему соляную кислоту HCl
Что наблюдаете?.
Чтобы определить продукты реакции, запишем уравнение реакции:
NaOH + HCl = NaCl + H2O Образуется вода.
Вывод: если в результате реакции образуется вода, то такие реакции идут до конца.
Инструкция Лабораторный опыт № 3.
В пробирку налить раствор карбоната кальция СaCO3 и осторожно прилить раствор соляной кислоты
HCl. Что наблюдаете? Образование газа.
Запишем уравнение реакции: СаCO3+2HCl= СaCl2+H2CO3
В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в
свободном виде не существует, так как является нестойкой и легко разлагается на воду и оксид (степень окисления углерода в кислоте и оксиде равна +4 СаCO3+2HCl=СaCl2+CO2+H2O ).
Вывод: если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция идет до конца.
Инструкция Лабораторный опыт №4.
В пробирку налить раствор гидроксида калия КOH и осторожно прилить раствор хлорида натрия
NaCl. Что наблюдаете? Ничего!. NaCl + KOH = NaOH+KCL
Вывод: никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется
ни осадка, ни газа, ни воды:
8 Введение понятия «реакция нейтрализации».Смысловое чтение стр 189190 Щелочь +
вода
кислота= соль и
, объясните реакцию нейтрализации.
9.Информация о домашнем задании. Что нужно сделать, чтобы закрепить изученный материал?
Домашнее задание §33, у.3 или у.4 с.191 (обязательное) и творческое (по выбору) – создать
художественные образы изученных типов реакций.
10. Самостоятельная работа
ВАРИАНТ № 1
Часть А – задания с выбором ответа.
1. (1 балл) Из нескольких простых или сложных
веществ образуется одно более сложное
вещество в реакции:
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение.
2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:
а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2
3. (3 балла) Даны исходные реагенты реакции:
CuO + H2SO4 = … Выбрать продукты реакции.
а) CuSO4 + H2O
б) Cu H2 + OSO4
в) CuSO4 + H2
Часть Б – уравняйте атомы в схемах реакций с
помощью коэффициентов, укажите тип
реакции.
4.(6 баллов) а) Li + O2= Li2O
б) Fe2O3 + Al = Al2O3 + Fe
в) Al +Cl2 = AlCl3
итого: 12 балов
ответы: 1г,2б,3а,4 с,з,с
ВАРИАНТ № 2
Часть А – задания с выбором ответа.
1. (1 балл) Из одного сложного вещества образуется
два или более новых веществ в реакции:
а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение
2. (2 балла) Уравнение реакции соединения:
а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2
3.(3 балла) из предложенных веществ выберите
исходные реагенты, при взаимодействии которых
образуются: … = CuCl2 + 2 H2O.
а) Cu + 2 HCl
б) Cu(OH)2 + 2 HCl
в) CuO + 2 HCl
Часть Б – уравняйте атомы в схемах реакций с
помощью коэффициентов, укажите тип реакции.
4.(6 баллов) а) CuO + HCl = CuCl2 + H2O
б) NH3= N2 + H2
в) Fe2O3 + H2 = Fe + H2O
итого 12 балов
ответы:1в,2а,3б,4о,р,з
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Заполните листы рефлексии, ответив на поставленные
перед вами вопросы.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно
Что будут они «хорошо» и «отлично»
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю! Какую цель мы поставили в начале урока?
Удалось ли нам её достичь?
К какому выводу мы пришли?
Итог урока Спасибо за урок! У меня отличное настроение после работы с вами! А у вас? Отметьте
смайлик настроения в листе рефлексии.
До свидания!
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ учся 8 класса ______________________________________________
Теория по
Расстановка
Самостояте
теме
Художествен
ные образы
3б
коэффициентов
и указание типа
реакций
5б
Формули
рование
нового
типа
реакций
2б
Выбор реакций
обмена среди
предложенных
(самооценка)
2б
Лабораторна
я работа
2 б
льная
работа
12б
Примерная самооценка: 2026б – «5», 1319б – «4», менее 12б – «3».
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ учся 8 класса ______________________________________________
Теория по
Расстановка
Самостояте
теме
Художествен
ные образы
3б
коэффициентов
и указание типа
реакций
5б
Формули
рование
нового
типа
реакций
2б
Выбор реакций
обмена среди
предложенных
(самооценка)
2б
Лабораторна
я работа
2 б
льная
работа
12б
Примерная самооценка: 2026б – «5», 1319б – «4», менее 12б – «3».
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ учся 8 класса ______________________________________________
Теория по
Расстановка
Самостояте
Лабораторна
я работа
2 б
льная
работа
12б
теме
Художествен
ные образы
3б
коэффициентов
и указание типа
реакций
5б
Формули
рование
нового
типа
реакций
2б
Выбор реакций
обмена среди
предложенных
(самооценка)
2б
Примерная самооценка: 2026б – «5», 1319б – «4», менее 12б – «3».
ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ учся 8 класса ______________________________________________
Итого
баллов за
урок
26 б
Итого
баллов за
урок
26 б
Итого
баллов за
урок
26 б Теория по
теме
Художествен
ные образы
3б
Расстановка
коэффициентов
и указание типа
реакций
5б
Формули
рование
нового
типа
реакций
2б
Выбор реакций
обмена среди
предложенных
(самооценка)
2б
Самостояте
Итого
льная
работа
12б
баллов за
урок
26 б
Лабораторна
я работа
2 б
Примерная самооценка: 2026б – «5», 1319б – «4», менее 12б – «3».
Т. б.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Всякое в опыте может случиться,
Внимательным будь и не оплошай.
Тебе всегда поможет учитель,
Паники только не допускай!
Ты сливал, нагревал реактивы
И отчет подготовил в тетрадке.
Не забудь вымыть руки с мылом,
Чтоб здоровье было в порядке
Выпадет осадок Вот тогда порядок!
Сценарий урока по литературному краеведению в 8 классе
Сценарий урока по литературному краеведению в 8 классе
Сценарий урока по литературному краеведению в 8 классе
Сценарий урока по литературному краеведению в 8 классе
Сценарий урока по литературному краеведению в 8 классе
Сценарий урока по литературному краеведению в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.