Литературная гостиная «СУДЬБА И ПОЭЗИЯ ОЛЬГИ БЕРГГОЛЬЦ», ПОСВЯЩЕННАЯ 110- ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПОЭТЕССЫ ОЛЬГИ ФЁДОРОВНЫ БЕРГГОЛЬЦ.

  • docx
  • 30.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 110 лет со дня рождения поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

.

 

Автор: Абдулманафова Гюзельага Султановна

                                                                                          

Номинация конкурса: Методическая разработка

 

Название материала:  Конкурс  чтецов  с элементами  литературной гостиной «Судьба и поэзия Ольги Берггольц», посвященный 110- летнему юбилею поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

 

Содержание

 

1.     Пояснительная записка…………………………………………………..…...3

2.     Сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной ……….4

3.     Ход мероприятия …………………………………………………………..…5

4.     Интернет - ресурсы …………………………………………………...…….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную  «Судьба и поэзия Ольги Берггольц», посвящённая 110-летию поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц.

Цели:

˗         познакомить студентов с жизнью и творчеством Ольги Фёдоровны Берггольц;     

˗         развивать речь, память, внимание;

˗         воспитывать любовь к литературе, поэзии;

˗         воспитывать активную жизненную позицию, читательскую культуру,

развивать эмоциональную восприимчивость, эстетический вкус.

˗         способствовать формированию позитивных моральных качеств на примере

жизни и творчества Ольги Берггольц;

Задачи литературной гостиной:

˗         выявлять и поощрять талантливых студентов,  предоставлять им

возможность  для  самовыражения;

˗         создать условия для формирования навыков осознанной творческой

деятельности студентов; 

˗         предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть

свой потенциал.

Методическая разработка содержит подробный сценарий конкурса чтецов с элементами  литературной гостиной с описанием целей, задач, хода мероприятия, использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Сценарий литературной  гостиной «Судьба и поэзия Ольги Берггольц»

 

Место проведения: актовый зал

Участники: студенты 1 курса

Дата проведения: 16 мая  2020г.

 

Цель конкурса:

Образовательная цель:

˗         познакомить студентов  (выборочно) с жизнью и творчеством О.Ф. Берггольц.

Развивающие цели:

˗         развивать познавательный интерес к изучению творчества поэтессы;

˗         развивать навыки выразительного чтения;

˗         развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления

своих ровесников;

˗         расширять кругозор и творческие  способности студентов.

Воспитательные цели:

˗         формировать уважительное отношение к родному языку через

художественное слово писателя;

˗         воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;

˗         воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через

форму мероприятия;

˗         воспитывать у студентов нравственные качества на примере жизни

О.Ф. Берггольц;

˗         прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.

 

Задачи конкурса:

˗         выявлять и поощрять талантливых студентов, предоставлять им

возможность  для  самовыражения;

˗         создать условия для формирования навыков осознанной творческой

деятельности студентов;

˗         предоставить возможность студентам творчески себя реализовать, раскрыть

свой потенциал.

Подготовка к конкурсу:

˗         студентам  выучить наизусть тексты из биографии и стихотворения.

 

Оборудование:

˗         презентация;

˗         экран;

˗         компьютер;

˗         проектор

3.     Ход мероприятия

 

Звучит запись голоса О. Берггольц (стихотворение «Дальним друзьям»).

Ведущий 1 Баймурзин Даниил

Прошёл великий праздник – День Победы, а за ним – день рождения поэтессы, чьё имя оторвать от этого праздника – невозможно.  (слайд 2 )

Ведущий 2. Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92

Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Петербурге. Ляля, как называли ее родители, была первым ребенком в семье Федора Христофоровича Берггольца, потомка обрусевшего шведа, взятого в плен при Петре I, и Марии Тимофеевны Берггольц. Отец Ольги, врач-хирург и выпускник Дерптского университета, работал по специальности, а мама воспитывала Лялю и младшую дочку Мусю (Марию) и обожала поэзию, сумев передать эту любовь и девочкам. Детство Ольги прошло в двухэтажном доме на Невской заставе, в обычном для интеллигентной семьи тех лет жизненном укладе – няня, гувернантка, любовь и забота родителей. А потом в России грянули перемены. (слайды 3 -4  )

Ведущий 3 (Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Отец ушел на фронт полевым хирургом, а в 1918 году голод и разруха привели Марию Тимофеевну с дочерьми в Углич, где они жили в одной из келий Богоявленского монастыря. Только в 1921 году доктор Берггольц, прошедший две войны, приехал в Углич за своей семьей, и они вернулись на Невскую заставу. Родительские мечты об институте благородных девиц и медицинском образовании Ляли бесследно канули, и Ольга стала ученицей 117-й трудовой школы, а в 1924 году она уже была пионеркой, превратившись из набожной интеллигентной девочки в пролетарскую активистку, вскоре вступившую в комсомол. (слайд 5)

Ведущий 4  (Кожевникова Полина, студент группы  6РЭ92)

Первое стихотворение четырнадцатилетней Ольги Берггольц опубликовала заводская стенгазета завода «Красный ткач» 27 сентября 1925 года, где работал тогда в амбулатории доктор Берггольц. Через год ее стихи «Песня о знамени» напечатали «Ленинские искры», и Ольга, учившаяся в выпускном классе девятилетки, вступила в литературное молодежное объединение «Смена» при Ленинградской ассоциации пролетарских писателей. В 1926 году она удостоилась похвалы Корнея Чуковского, сказавшего, что из Ольги непременно получится настоящий поэт.

Студент 2 (Маньковская Дарья, студент группы 6РЭ91) «Моей маме»

Ведущий 5 (Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Жизнь ее была полна смысла и надежд – в том числе, личная. В «Смене» она познакомилась с приехавшим из нижегородского села поэтом Корниловым. Борис Корнилов был старше Ольги на три года. Очень талантливый, он считался едва ли не самым перспективным поэтом в «Смене». В 1926 году они вместе поступили на Высшие государственные курсы искусствоведения, и вскоре Борис сделал Ольге предложение – в лучших романтических традициях, у подножия Медного всадника. Влюбленные поженились, и уже в восемнадцать лет Ольга родила дочку Иру. (слайд 6)

Студент 3 (Фахретдинова Валерия, студент группы 6РЭ91) «Борису Корнилову»
Ведущий 1. (Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92)

 Курсы вскоре закрыли, часть студентов перешла на филфак Ленинградского университета, а в 1930 году Ольга прошла преддипломную практику во Владикавказе в газете «Власть труда». (слайд 7)

Ведущий 2. (Зиньков  Владислав, студент группы 6РЭ92)

В тяжелые для себя минуты Ольга Берггольц вспоминала то место и то время, где и когда она чувствовала особый душевный подъем и внутреннюю гармонию. И этим местом была Осетия. Кавказ в лице Осетии ее покорил сразу и своей природой, и своими людьми. Поездка на строительство Гизельдонской гидроэлектростанции произвела на студентку из города на Неве неизгладимое впечатление. (слайд 8)

Ведущий 3 (Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Уже в одном из своих первых писем Николаю Молчанову она в восторге писала: «Колька, горы просто ошеломили. Как ты не прав был, Колька, когда сказал, что Кавказ – плоское место... Ох, Колька, как хорошо тут... какой материал кругом, какие люди, Колька. Знаешь, я все больше и больше, реально, на ощупь «чувствую» строительство. Уж у меня нет и тени того состояния, когда чувствовала свою «невключенность», беспомощность. Нет, наоборот. И слово теперь я ощутила как силу, которой я участвую и помогаю... Я думаю, что напишу много интересного про Кавказ. Нет, это не «истоптанное» место!». (слайд 9)

Ведущий 4. (Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92)

И Берггольц действительно много и даже яростно писала. Через два с половиной месяца в ее творческом багаже оказались тридцать публикаций в газете «Власть труда», довольно частые письма мужу и множество исписанных страниц сразу в двух дневниках. (слайд 10)

Ведущий 5. (Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Ей все было безумно интересно. А когда интересно, невозможно устать и хочется быстрее сохранить свои мысли и чувства на бумаге.
    На ударную стройку Берггольц приезжала еще не раз. И строители приняли ее, как свою. Не случайно хрупкая девушка оказалась запечатлена на фотографии вместе со всеми участниками стройки. И она берегла эту огромную по размерам фотографию всю жизнь. Ныне этот великолепный снимок хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в Москве. (слайд 8)

Ведущий 1. (Баймурзин  Даниил, студент группы 6РЭ92)

После получения диплома Ольга Берггольц уехала по распределению работать корреспондентом в казахстанской газете «Советская степь». В том же году у нее вышла первая книга – сборник детских стихов «Зима-лето-попугай», а вот семейная жизнь разладилась. Причиной развода супруги назвали «несходство характеров», и особенно после своей первой любви Ольга не страдала, тем более что в ее жизни появился другой мужчина – Николай Молчанов, сокурсник по университету. В Казахстан они уехали вместе, оставив дочь Ирочку на попечении Ольгиных родителей. (слайды  11 - 12)

Ведущий 2. (Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92)

Вскоре работа разъездным корреспондентом превратила Ольгу в профессионального журналиста. Она ездила по районам и писала не только очерки, но также стихи и рассказы.

Вернувшись в 1931 году из Казахстана, Ольга начала работать одним из редакторов газеты на заводе «Электросила». В 1932 году она вышла замуж за Молчанова и родила ему дочку Майю, а вскоре Николая призвали в армию. Служил он на границе с Турцией и в том же году был комиссован – после расправы басмачей он получил тяжелую форму эпилепсии. А следующий год принес еще одну трагедию – смерть маленькой Майи.

Ведущий 3 (Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92)

В 1935 году вышел первый сборник «взрослых стихов Ольги Берггольц – «Стихотворения», и Ольгу приняли в Союз писателей СССР. А в 1936 году в семье случилась еще одна страшная трагедия – умерла Ира, старшая дочь Ольги. Но на этом несчастья не закончились. После убийства Кирова в 1934 году в Ленинграде шли постоянные «чистки». В марте 1937 года статья в «Ленинградской правде» назвала «врагами народа» нескольких литераторов, и в их числе – Бориса Корнилова. В мае Ольга Берггольц была исключена из кандидатов ВКП(б) и из Союза писателей – с формулировкой «связь с врагом народа». Осенью ее уволили из газеты, и бывшая журналистка устроилась в школу учителем русского и литературы.

Ведущий 4 (Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92)

В начале 1938 года после постановления «об ошибках парторганизаций» Ольга подала заявление о своем восстановлении в правах кандидата, и ее действительно восстановили, в том числе и в Союзе писателей, а в сентябре она вернулась в «Электросилу». Борису Корнилову повезло куда меньше – в его деле «ошибок» не нашлось, и в феврале Корнилова расстреляли. Позже в 1957 Военная коллегия Верховного суда СССР установила, что «дело по обвинению Корнилова было сфальсифицировано производив расследование бывшим работником УНКВД по Ленинградской области Резником» и постановила приговор отменить, а дело прекратить «за отсутствием состава преступления». (слайд 13)

Студент 4 (Шулаева Юлия, студент группы 6АП91) «Я все оставляю тебе при уходе все лучшее»

Ведущий 5  (Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Однако на этом дело не закончилось – в декабре Ольгу Берггольц арестовали как «участницу троцкистско-зиновьевской организации и террористической группы» и она опять потеряла ребенка, уже в тюрьме. От нее требовали признания в террористической деятельности — но она держалась стойко, не оболгала себя, хотя ее долго и методично били ногами по животу.  (слайд 14)

Студент 5  (Корсакова Светлана, студент группы 6АП91) «Наша молодость была не длинной…»

Ведущий 1(Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92)

Позже в ее следственном деле № П-8870 было записано: «...Бергольц О.Ф. (в деле фамилия Берггольц везде пишется с ошибкой) было предъявлено обвинение в том, что она являлась активной участницей контрреволюционной террористической организации, ликвидированной в г. Кирове, готовившей террористические акты над т. Ждановым и т. Ворошиловым. Постановлением Управления НКВД ЛО от 2 июля 1939 следственное дело по обвинению Бергольц О.Ф. за недоказанностью состава преступления производством прекращено. 3 июля 1939 г. Бергольц О.Ф. из-под стражи освобождена».

Студент  6 (Зинченко Марк, студент группы 6АП91) «Я хочу говорить с тобою …»

Ведущий 2 (Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92)

3 июля 1939 года ее выпустили. Через три месяца, в октябре, она записала: «...Я еще не вернулась оттуда. Оставаясь одна дома, я вслух говорю со следователем, с комиссией, с людьми — о тюрьме, о постыдном, состряпанном «моем деле». Все отзывается тюрьмой — стихи, события, разговоры с людьми. Она стоит между мной и жизнью...»...

Студент 7 (Комаренко  Максим, студент группы 6АП91) «Здравствуй... Сердцем, совестью, дыханьем…»

Ведущий 3 (Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92)

В октябре 1949 года в своем дневнике она сделала запись о том, как муж увозил ее из города в страшные дни ожидания новых арестов по «ленинградскому делу»: «Ощущение погони не покидало меня. ...В полной темноте я, обернувшись, увидела мертвенные фары, прямо идущие на нас. ...Оглянулась на который-то раз и вдруг вижу, что это — луна, обломок луны, низко стоящий над самой дорогой... Дорога идет прямо, и она — все время за нами. Я чуть не зарыдала в голос — от всего. Так мы ехали, и даже луна гналась за нами, как гэпэушник». Ее надлом превратился в жестокую рану.

Ведущий 4 (Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92)

В июле 1939 после освобождения, Ольга Федоровна начала писать прозу – впоследствии эти страницы вошли в ее книгу «Дневные звезды». В 1940 году ее приняли в партию. До начала Великой Отечественной войны Ольга напечатала всего несколько стихов в журналах «Ленинград», «Звезда» и «Литературный современник». Опубликовали также ее повесть «Мечта» и книгу рассказов. Но стихи и прозу, написанные в тюрьме и о тюрьме она, разумеется, никому не показывала.

Ведущий 5  (Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Герои стихов О. Берггольц – бойцы, шофёры, доставляющие хлеб по дороге жизни, но чаще всего это женщины, ленинградки, переживавшие трагичные дни вместе с городом.

Студент 8 (Каримова Виктория, студент группы 6АП91)  «Мне скажут — Армия...»

Ведущий 1 (Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92)

По словам самой поэтессы, пережить это страшное время помог ей муж. Но тут началась война, и Николай Молчанов, несмотря на свою инвалидность, отправился на фронт. В начале 1942 года он попал в госпиталь с обострением эпилепсии и дистрофией и 29 января умер.

Студент 9 (Матвеева Алиса, студент группы 6АП91) Был день как день”

Ведущий 2 (Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92)

В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев.     Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград». (слайд 15)

Ведущий 3 (Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Страна оценила ее заслуги – Ольга Берггольц получила орден Трудового красного знамени, орден Ленина, несколько медалей, но главным для нее стало звание «ленинградской Мадонны», пришедшее куда раньше официального успеха. Ее строки, известные сейчас всему миру, высекли на граните стены Пискаревского кладбища-мемориала: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Студент  11 (Денисов Владимир, студент группы 6АП91) «Мы с тобою танков не взрывали…»

Студент 12 (Шахмаев Артур, студент группы 6АП91) «О друг, я не думала, что тишина»

Ведущий 4  (Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92)

В марте 1942 года хирурга Берггольца, отца Ольги, выслали в Красноярский край, так как немецкая фамилия сделала его «социально опасным элементом». Поэтесса пыталась реабилитировать отца, а заодно доказать, что в блокадном городе он необходим хотя бы как врач. В это время у самой Ольги Федоровны уже развивалась дистрофия. Друзья сумели отправить ее в Москву, но через два месяца поэтесса вернулась туда, где считала себя необходимой. В том же году она вновь вышла замуж – за своего коллегу по радиокомитету Георгия Макогоненко.

Ведущий  1 (Баймурзин Даниил, студент группы 6РЭ92)

Непросто складывалась судьба Ольги Федоровны и после Победы. Знаменитое постановление 1946 года о ленинградских журналах сказалось и на ней: Берггольц поставили в вину хорошее отношение к Анне Ахматовой и продолжение в мирное время темы военных страданий. После войны вышла книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны, но скоро ее изъяли из библиотек. (слайд 16)

Студент 13 (Семёнов Максим, студент группы 6АП91) «Знаю, смерти нет: не подкрадется,

Ведущий 2 (Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92)

В ноябре 1948 года умер Федор Берггольц, всего год как вернувшийся в родной Ленинград. Этих потрясений Ольга Федоровна уже не сумела перенести с прежней стойкостью. В 1952 году она даже попала в психиатрическую лечебницу по поводу алкогольной зависимости и написала там свою автобиографию. Она написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А.Таирова. (слайд 16)

Студент 14 (Русинов Алексей, студент группы 6АП91) «Дачный полустанок…»

Студент  15 (Егупов Антон, студент группы 6АП91) «Вот я снова пишу на далекую Каму.»

Студент  16 (ЕгуповАртем, студент группы 6АП91) «Здесь лежат ленинградцы

Студент  17 (Момбаев Денисбек, студент группы 6АП91)

Посвящение (Позволь мне как другу...)

Ведущий 2. (Зиньков Владислав, студент группы 6РЭ92)

В 1958 году в московском издательстве вышло двухтомное собрание ее сочинений, а в 1959 году издательство «Советский писатель» выпустило книгу «Дневные звезды». По этой книге был снят фильм, вышедший в 1968 году и с успехом представленный на Венецианском международном кинофестивале. (Слайд 17)

Ведущий  3 (Стоякина Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Ольга Федоровна Берггольц скончалась 13 ноября 1975 года. Желание музы блокадного Ленинграда лежать после смерти на Пискаревском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Ленинградское Волково кладбище). Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году. (слайд 18)

Ведущий 4 (Кожевникова Полина, студент группы 6РЭ92)

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений в 1990 году. (слайд 19)

Ведущий 5 (Токарева Анастасия, студент группы 6РЭ92)

Выдержки из дневников Ольги Берггольц были опубликованы в 2010 году: «Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно... Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена. Ведь немцы все идут и идут... Артиллерия садит непрерывно... Не знаю, чего во мне больше - ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, - к нашему правительству... Это называлось: «Мы готовы к войне». О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!». (слайд 20)

А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет.
                                                                                                О. Берггольц

 

 

 

 

 

4. Интернет-ресурсы

 

1. http://www.libozersk.ru/pages/index/580

2.http://vokrugknig.blogspot.com/2015/05/blog-post_16.html

3. penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/343-ya-znayu-o-mnogom-ya-pomnyu-ya-smeyu-sozvezdie-pisatelej-yubilyarov-105-let-so-dnya-rozhdeniya-olgi-berggolts

4.https://infourok.ru/literaturnomuzikalnaya-kompoziciya-posvyaschyonnaya-tvorchestvu-olgi-berggolc-2678575.htm

5. https://stuki-druki.com/authors/Berggolc-Olga.php

6. http://osetia.kvaisa.ru/1-rubriki/10-istoriya-i-sovremennost/olga-berggolc-gory-dvigayutsya-vokrug-menya/

7. https://stihi.ru/diary/mc00001/2017-11-05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также