Литературная игра для учащихся 5 класса «Путешествие в город Баснеград» (по творчеству И.А.Крылова)
Верхогляд Галина Викторовна, учитель высшей категории, старший учитель МБОУ г. Горловки «Школа №30»
Цель:
Обобщение знания детей о творчестве Ивана Андреевича Крылова.
Развитие читательской компетенции обучающихся.
Воспитание навыков сотрудничества, ответственности каждого за
успех команды (развитие коммуникативной компетенции).
Задачи:
- продолжать развивать интерес к творчеству И.А. Крылова;
- формировать умение осмысливать содержание басни, понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- воспитывать чувство юмора;
- развивать чуткость к поэтическому слову;
- обогащать и актуализировать словарь детей;
- воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений, отождествлять себя с полюбившимися персонажами;
- развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей;
- продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей;
- развивать коммуникативные навыки, совершенствовать стиль партнёрских отношений;
- развивать эстетические чувства, творческие способности.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка его книг, карта для игры-путешествия, иллюстрации учащихся к басням, шкатулка с предметами (очки, виноград, кусочек сыра, ноты), «ключи» от «города Баснеграда», карточки с заданиями
Ход мероприятия
I. Подготовительная часть. Вступительное слово.
Баснописец Крылов, баснописец Крылов,
Он в саду среди клёнов сидит у дубов.
А вокруг него звери и птицы:
Волки, лисы, медведь и лисицы.
Что за памятник чудный поставлен ему!
Было б скучно Крылову сидеть одному
Днём и ночью с раскрытою книжкой,
Но не скучно с козой и мартышкой!
Мы из сада уйдём, а лиса и медведь
Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.
На плечо к нему голубь присядет
И Крылов его тихо погладит.
Вот уже больше двухсот лет дети и взрослые читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь 13 февраля исполняется 255 лет со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Ребята, о том, что мы с вами знаем и любим басни Крылова, говорят ваши иллюстрации.
А сейчас мы отправляемся в путешествие в город Баснеград.
Путь нам предстоит нелегкий, но очень интересный. Попасть в город могут лишь те, кто прочитал много басен, познакомился с биографией баснописца, кто готов помогать друзьям, действовать и творить.
У нас сегодня отправляются в путешествие 2 команды . Я надеюсь, что с собой в путь вы собрали хороший багаж. Это и знания, и хорошее настроение, и смелость, и веру в успех. За правильные ответы команды будут получать баллы. Та команда, которая получит наибольшее количество баллов, сможет войти в город Баснеград первой, получив ключи от города. Итак, в путь!
II. Основная часть.
1.Мы оказались на дороге «Биографическая». Ответив на вопросы, мы сможем двигаться дальше. За каждый правильный ответ команда получает балл.
- Где и когда родился И.А.Крылов?
- Что вы знаете о его родителях?
- Какое образование получил И.А.Крылов?
- Какими иностранными языками владел И.А.Крылов?
- С какой целью он выучил греческий язык?
- Какова была основная профессия И.А.Крылова?
- В каком городе поставлен памятник И.А.Крылову и его героям?
- Что такое басня?
- Что такое мораль басни?
- Сколько всего басен написал И.А.Крылов?
2. На нашем пути встает «Гора Загадок». За правильный ответ на вопрос команда получает по баллу. Из каких басен эти строки?
-«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и лисица»)
-«Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши».
(«Стрекоза и муравей»)
-«У сильного всегда бессильный виноват».
(«Волк и ягненок»)
-«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
(«Лебедь, щука и рак»)
-«Ай, Моська ,знать она сильна, что лает на Слона».
(«Слон и Моська»)
-« Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
(«Зеркало и обезьяна»)
3. По пути в Баснеград нам встретилось «Бюро находок».
В Бюро находок поступило много различных вещей. Учащиеся должны разыскать
их владельцев, сообщить их имена и адреса, т.е. кому, в какой басне принадлежат
эти предметы. В случае правильного ответа ведущий достает из шкатулки
отгаданный предмет. За правильный ответ команда
получает балл.
- Их с полдюжины она себе достала (Очки. «Мартышка и очки»)
- На вид-то он хорош, да зелен…(Виноград. «Лисица и виноград»
- Достали их, баса, альта, две скрипки. (Ноты. «Квартет»)
- Он выпал, с ним была плутовка такова.( Сыр. «Ворона и лисица»)
4. «Картинная галерея».
Давайте вспомним басни, которые вы читали и даже знаете наизусть. Дома вы нарисовали иллюстрации к басням. Я буду указывать на иллюстрацию, а вы - называть басню. За правильный ответ команда получает балл.
5. «Необычный зоопарк».
В этом зоопарке живут герои басен И.А.Крылова, только буквы в их названиях перепутались. Переставьте буквы, и вы получите названия животных.
Каждая команда получает карточку с заданием.
ШАРТЫМ ( мартышка)
АРОВОН ( ворона)
ЕЛОС ( осел)
СИЛИЦА ( лисица)
КУЩА ( щука)
РАМУЙЕВ ( муравей)
6. «Путаница».
Отгадайте, что здесь перепуталось. Ведущий читает, а ребята дают ответ.
- « Мартышка к старости слаба ушами стала» ( не ушами, а глазами)
-«Ворона гавкнула во все воронье горло » ( не гавкнула, а каркнула)
- «Не оставь меня, брат милый!
Дай ты мне собраться с силой…» (не брат, а кум)
- «Однажды лебедь, слон да щука
Везти с поклажей воз взялись» ( не слон, а рак)
- «Мартышка, в зеркале увидя образ свой,
Тихохонько лисицу толк ногой!» ( не лисицу, а медведя)
- «Проказница мартышка, осел, козел
Да косолапый мишка
Затеяли сыграть дуэт» ( не дуэт, а квартет)
- «Плутовка к берегу на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит…» (не к берегу, а к дереву;
не с кукушки, а с вороны)
За каждый правильный ответ присуждается балл.
7. «Роща знатоков».
В названиях многих басен Крылова встречаются два животных либо два слова, одно из которых - название животного. Прочтите первое слово из названия басни и найдите другое.
Каждая команда получает карточку с заданием.
СТРЕКОЗА И ГОЛУБЬ
МАРТЫШКА И МОСЬКА
ЗЕРКАЛО И ОЧКИ
ЧИЖ И ОБЕЗЬЯНА
СЛОН И ЛИСИЦА
ВОРОНА И МУРАВЕЙ
8. Тропинка «Крылатые выражения»
Многие фразы из басен Крылова стали
крылатыми. А произнесли их впервые герои. Вспомните, из каких басен взяты эти
пословицы, поговорки, афоризмы. Попробуйте объяснить их смысл.
«Ты все пела? Это дело!
Так поди же, попляши». («Стрекоза и муравей»)
А Васька слушает, да ест. («Кот и повар»)
Как ни полезна вещь-
Цены не зная ей,
Невежда про нее
Свой толк все к худу клонит…(«Мартышка и очки»)
А вы, друзья, как ни садитесь,-
Все в музыканты не годитесь! ( «Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука .(«Лебедь, щука и рак»)
Ай, Моська, знать, она сильна,
Что лает на слона! ( «Слон и Моська»)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и лисица»)
9. Привал «Театральный»
Инсценирование басен. (Оценивается по пятибалльной системе)
III. Заключительная часть.
-Итак, мы подошли к городу Баснеграду. Отправляясь в
это путешествие, вы все собрали достойный багаж, узнали еще больше о творчестве
Крылова. Ребята, вы сегодня вспомнили некоторые басни Крылова
и, может быть, в героях басен вы узнали своих одноклассников и друзей. И засмеялись.
А может, обнаружили там себя и задумались.
Басни «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, не устарели,
учат нас понимать истинные человеческие ценности, народную мудрость, расширяют
жизненный опыт.
Вы преодолели все препятствия на своем пути и получаете сегодня ключи от города Баснеграда. Но наше путешествие не заканчивается. По страницам басен Крылова вы будете путешествовать еще не один год. Надеюсь, что путешествие будет приятным и полезным.
А заканчивая наше сегодняшнее занятие, давайте послушаем замечательное стихотворение М.Исаковского, посвященное И.А.Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и Родина его.
Литература
1.Алпатова Т.А. Уроки Ивана Андреевича Крылова- Литература в школе, 2008, №12
2.Бабинский М.А. Басни И.А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности - Литература в школе, 2003, №7
3. Пасько Г.И. Викторина по басням И.А.Крылова- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
4. Штукатурова О.В. Встречи с дедушкой Крыловым: игровое занятие - Начальная школа, 2009, №2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.