Литературная интеллектуальная викторина "Что? Где?Когда?" на тему "Что за прелесть эти сказки!"

  • Мероприятия
  • doc
  • 13.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Литературная викторина посвящена Международному дню грамотности, нацелена на формирование у старших дошкольников познавательного интереса к художественной литературе, на их нравственное –эстетическое развитие. Содержанием игры стали русские народные и авторские сказки, разгадывая героев которых, дети систематизируют свои знания, учатся отвечать командой, поют вместе с героями любимые песни, посещают виртуальный музей забытых сказочных вещей. И во главе этой игры стоит добрая и справедливая Бабушка-Загадушка. У каждого ребенка есть возможность по - взрослому покрутить волчок и получить вопрос-задание для команды.
Иконка файла материала Литературная викторина.doc

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение       

№ 15 «Журавушка» г. Сальска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ

литературной интеллектуальной викторины

«Что?  Где?  Когда?»  на тему:

«ЧТО ЗА  ПРЕЛЕСТЬ  ЭТИ СКАЗКИ!»

(Международный день грамотности)

 

 

 

 

 

 

                            Разработал:

                                                         Артюшина Н.Н., воспитатель                              

                                                                        МБДОУ № 15 «Журавушка г.Сальска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025 г.

 

 2

 

Дата проведения:  08.09.2025 г. в 09.30 час.  

Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

 

Актуальность - Международный день грамотности.

ЦЕЛЬ – Формирование  познавательного интереса к художественной литературе.

Нравственное –эстетическое развитие.

Задачи:  

  1. Систематизировать знания  старших дошкольников по  содержанию русских народных и авторских сказок: с помощью различных игровых приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
  2. Воспитывать интерес к  художественной литературе, народному фольклору.
  3. Учить взаимодействию,   умению договариваться в игре.

Подготовка:

  1.  ПК, муз.колонки;
  2. оформление центрального пано в музыкальном зале;
  3. подготовка  атрибутики к  викторине: сектор, волчок, жетоны-книжечки, обозначение секторов,  предметы к сектору «Забытые вещи»; скрипичный ключ;
  4. костюм  сказочницы (русский народный);

Расстановка: в центре зала стол с игровым полем, по периметру стоят стулья для игроков 2-х команд.

 

 

ХОД

 

  Звучит   детская  песня  «В мире много сказок» (в аудиозаписи)

 Сказочница: (встречает детей) - Здравствуйте, ребята!  Сколько вас сегодня собралось! А это и понятно. Ведь сегодня у нас в гостях сказка.

Я знаю, вы любите игры,

 Песни,  загадки и пляски.                                                      

 Но нет ничего интереснее,

 Чем наши волшебные сказки.

 - Ах! Я же не  успела вам представиться. Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора,  актеры, сторожа, воспитатели.  И все люди нужные. А я –

Сказочница и живу с стране Сказок.  Вот не будь, к примеру, меня – не было бы сказки. А со мной сказка живет. Много на свете сказок, бесконечно много. И в книгах, и в жизни. Нет ни одного народа, который не слагал  сказки. И у каждого народа свои сказочники. Это очень добрые люди.  Через свои сказки они помогают вам   стать мудрее, добрее,  учат правильным поступкам. А вы любите мечтать, фантазировать? А помогает вам в этом  сказка. Ответьте мне,  вы  любите слушать сказки? А рассказывать? Очень хорошо. Вот  я сейчас это и проверю. В сказке  нередко совершаются разные чудеса:   можно встретить говорящего волка и хитрую лису,  маленького мальчика с пальчик и девочку Дюймовочку величиной с

мизинец, царевну – лебедь и говорящую щуку. А вы какие чудеса знаете? (ответы )

       А коли вы так, приглашаю вас  сыграть в литературную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», тема которой  «Что за прелесть эти сказки!»  Но для начала  не мешало бы познакомиться.

Все дети делятся на 2 команды – используются жетоны-цветы двух

 цветов. Представление команд ( сказочные названия)

 

Правила для команд: к волчку капитаны команд  подходят по очереди, запускается волчок ( под музыку), каждая команда получает свой вопрос, который обсуждается – 1 мин. ( звучит «гонг»), после чего капитаны дают право одному из игроков своей команды на ответ.

Сказочница: - За каждый правильный ответ вы будете получать  волшебные книжечки – жетоны, и  с каждой новой такой книжечкой вы будете все умнее и умнее.

3

Волчек крутят команды по очереди и получают задание-вопрос для себя и своего соперника.

I. Задание «ЗНАТОКИ СКАЗОК»:  -  Простой одинарный вопрос.

- Назвать автора и произведение.

1.Вопрос:

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой… ( К.И.Чуковский - «Мойдодыр»)

2.Вопрос:

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто я такая, кто тут подскажет? ( Ш.Перро – «Золушка», Золушка)

3.Вопрос:

 Работать умела красиво и ловко,

В деле любом  проявляла сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашку, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была? ( рус.нар.сказка «Царевна-лягушка», Василиса Прекрасная)

4.Вопрос:

Сейчас потолкуем о книжке другой:

Тут синее море,

Тут берег морской,

Старик вышел к морю,

Он невод забросит,

Кого-то поймает

И что-то попросит… ( А.С.Пушкин – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)

 

П. Рубрика «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ» (звучит фрагмент песни)

Назовите, кто из литературных персонажей были друзьями:

  1. Винни-Пуха ( Пятачок, ослик  Иа-Иа, кролик, Сова)
  2. Дяди Федора ( пес Шарик, кот Матроскин,  галчонок)
  3. Буратино ( Пьеро, Мальвина, Арлекин, пудель Артемон)
  4. Дюймовочки ( мышь, жук,  ласточка, эльфы)

 

Ш. БЛИЦ-ТУРНИР: - отвечать надо без подготовки ( без минуты обсуждения, причем один игрок от команды,  самый сильный)

  1.  

А/ Как звали трех поросят? ( Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф – Наф)

Б/ Из чего фея сделала Золушке карету? ( из тыквы)

В/ Какого цвета были волосы у Мальвины? (голубого)

2.

А/ Где спрятался  седьмой козленок? (в печи)

Б/ Что несла бабушке Красная Шапочка? ( пирожок и горшочек масла)

В/ Кто доставил Айболита в Африку? ( орел и волк, кит)

      А/Что больше всего любил Карлсон? ( варенье, печенье)

 Б/ Где взяла баба муку на Колобок? ( по амбару помела, по сусекам поскребла)

      В/Как  попала Дюймовочка в страну Эльфов? ( на ласточке)

       А/ Куда уронил Карабас Барабас золотой ключик? ( на дно озера)

       Б/ Что испек медведь  для бабушки и дедушки в сказке «Маша и медведь»? (пирожки)

 

 

4.

 

       В/ Какие птицы были на службе к Бабы –Яги? ( гуси-лебели)

 

IY. МУЗЕЙ ЗАБЫТЫХ ВЕЩЕЙ

-          Назовите произведение и автора, героя, которому принадлежат эти вещи, а также прочтите строчки из произведения, где идет речь об этих вещах:

  1. Телефон – «Телефон» К.И.Чуковского ( «У меня зазвонил телефон…»)
  2. Мыло – «Мойдодыр» К.И.Чуковского ( «Да здравствует мыло  душистое ….)

     3.Термометр – «Айболит» К.И.Чуковского ( «10 ночей он не пьет и не спит, 10 ночей подряд он лечит несчастных зверят. И ставит, и ставит им градусники»)                                                   

4Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин ( «Свет мой, зеркальце, скажи…)

 

Y. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАУЗЫ (песни из знакомых сказок звучат в  записи )

Ведущий: Угадайте, кто из сказочных героев про себя так пел?

 

А/ Песня  черепахи Тортилы (сказка А.Толстого «Приключения Буратино»)

Б/ Песня мамонтенка  (м/ф про маму)

В/Песенка Колобка ( русская народная сказка «Колобок»)

Д/ Песенка Козы ( русская народная сказка «Коза и семеро козлят»)

 

YI. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ( музыкальная заставка к выносу ящика)

Правила: Вопрос задается одновременно всем командам. Побеждает та, которая раньше других даст правильный ответ.

1.                  В этом ящике находится  природный  объект (предмет), по подобию которого ученые – конструкторы  придумали молнию, которая так часто встречается на вашей одежде. ( перо)

- Какому персонажу и какой сказки принадлежит это перо? ( Курочке – Рябе из русской народной сказки «Курочка-ряба»)

2.                  В этом ящике находится часть человеческого тела, угадайте что это? ( нос – сказка А.Толстого «Буратино» или __________сказка «Карлик нос»)

3.                  В  этом ящике лежит предмет, с помощью которого Буратино  и его друзья попали в волшебную страну (ключик).

 

ИТОГ ВИКТОРИНЫ:

Подсчитывается количество книжечек – жетонов. Командам вручаются призы, памятные грамоты за активное участие.

 Сказочница благодарит  детей: -  Как вы порадовали меня  своими знаниями сказок. Вижу, что сказки вы любите и дружите с ними.

Звучат  «Музыкальный серпантин» (детские  песни). Детская дискотека.