Компьютерные технологии, всё больше входят в нашу жизнь и быт и расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако проблемы детского и юношеского чтения сегодня существуют, когда мы всё более активно внедряем в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии. Между тем, роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. В век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде. Сегодня школьная библиотека - это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся. Школьная библиотека всегда рядом, ее деятельность не скована рамками учебной программы, что, безусловно, расширяет ее возможности. И, как правило, поощрение свободного чтения, формирование мотивации к чтению являются одним из важнейших направлений ее работы.
Одним из важных направлений работы школьной библиотеки является массовая работа. Цель массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное", чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями. При подготовке и проведении мероприятий в школьной библиотеке целесообразно использовать наиболее активные, действенные формы и методы работы, которые заставляют читателя мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения: встречи, дискуссии, игры – литературные, ролевые, интеллектуальные, профориентационные, игры – путешествия, игры – доказательства, конкурсы, круизы, презентации (презентации – обсуждения) – журналов, книг, части фонда, разговоры по душам, часы – вопросов, библиотечных вопросов и ответов, поэтические, рассуждения, практических рекомендаций, полезного совета.
Воспитывая интеллектуальную, информационно грамотную личность, нельзя забывать и о духовно-нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании. Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причем именно школьной библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Проводя массовые мероприятия, через книги я стараюсь передать детям лучшие традиции мира и своего народа. В особом ряду, конечно, мероприятия о Великой Отечественной войне. Цель проводимых мероприятий о ВОв: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.
Вашему вниманию хотелось бы предложить литературную композицию, посвященную жизни и творчеству поэта-героя Мусы Джалиля.
СОЛДАТ МУСА ДЖАЛИЛЬ
«Какие бы ни были системы,
какая бы ни приходила власть,
что бы ни менялось на земле,
но такие вечные в нашей жизни ценности,
как мужество, смелость, честность,
порядочность – остаются навсегда»
Андрей Дементьев
УЧЕНИЦА 10 КЛАССА
Семь предвоенных лет, наиболее творческих лет Мусы, мы прожили очень дружно, в согласии. Чулпан доставляла нам обоим много радости. Уход за ней бесконечно любивший её Муса превращал в весёлый и занятный культ. Нашему счастью, казалось, не будет конца. Джалиль был очень тонким, чутким. Рифы, встававшие на нашем пути, обходились нами довольно легко. Джалиль любил детей. Жизнерадостный, неутомимый, он любил посмеяться и пошутить с ними.
Вместе посадили
Мы в саду с тобою
Яблоньку когда-то,
Вместе поливали
В ясный час рассвета,
В тихий час заката.
Ты уехал вскоре,
Ты со мной простился,
И одна я маюсь.
Затоскую – выйду,
Яблоньку поглажу,
Тем и утешаюсь.
Скоро ты, мой милый,
К яблоньке вернёшься –
Есть такие вести –
И к тебе навстречу
Выйду я из дома
С нашим сыном вместе.
Он такой пригожий,
на цветочек нашей
Яблоньки похожий.
Он такой хороший,
Весь на молодое
Яблочко похожий.
ВЕДУЩИЙ
Вам горячий красноармейский привет. Меня зачислили в артиллерию конным разведчиком.
По Чулпаночке очень-очень соскучился. Каждый день вижу во сне. Тоскую по ней. Мы на самом трудном и ответственном участке фронта. О боях не стану распространяться. А природа – ужасная, кругом сплошной гнилой лес и болота. Болота, болота, болота!.. Ходим по колено и по пояс в грязи и по болотной воде. Наши цветущие края, где текут серебряные ручьи, Волга, Кама, Белая, где цветут яблони, черёмуха, вишни – нам только снятся…
Ручей поёт, струится под горой,
В густой осоке исчезая вдруг.
Звенящей песней, сладостной водой
Поит он всё живущее вокруг.
Земля цветёт, испив его воды,
Купаются в нём ветки ивняка.
И соловьи поют на все лады –
Их окрыляют песня родника…
И я хотел бы
Жизненный свой путь
Со звонкой песней, как ручей, пройти,
Земли родимой орошая грудь,
Сердцам давая силу расцвести!
ВЕДУЩИЙ
Амина! Мне очень жалко Чулпаночку. В этот раз я заметил, что она стала очень смирной, послушная, застенчивая. Она очень умная. Я представляю, как трудно ей и скучно ждать меня целый день; ей это, наверное, кажется целыми годами.
УЧЕНИЦА 2 КЛАССА
Элли-бэлли, озорница,
Пусть тебе спокойно спится,
Звёздочка моя, певунья,
Птица счастья, щебетунья!
Час придёт, и эта песня
Полетит над всей страною,
В синем-синем поднебесье
Станет звёздочка звездою.
Элли-бэлли, спи, дочурка,
За день очень ты устала,
Спишь ли, звёздочка моя?
Элли-бэлли-бэлли-бэу…
ВЕДУЩИЙ
Все трудности, все муки и страдания может переносить моя душа, но она никак не может смириться с той возможностью, что Чулпан, провожая отца, видела его в последний раз. Вся душа протестует против этого – ибо так сильна моя любовь к Чулпаночке. Эта любовь сильнее всех смертей.
УЧЕНИК 10 КЛАССА
Родилась беспомощным комочком,
Но растёт и крепнет с каждым днём.
Голосок её звенит звоночком,
В сердце откликается моём.
А бывает, иногда спросонок
Вдруг застонет бедный мой ребёнок, -
Я дрожу, как будто надо мной
Разразился ливень ледяной.
Сорока болезнями готов я
Сам переболеть, перестрадать,
Только бы сберечь её здоровье.
За неё мне жизнь не жаль отдать.
Пуст растёт здоровой и цветущей!
Наши дети – родины весна,
Светлая надежда, день грядущий,
Нашего бессмертья семена.
ВЕДУЩИЙ
Дорогая моя Чулпаночка! Видишь, как часто я тебе пишу. Потому, что я люблю тебя и скучаю по тебе. Я из Москвы прислал тебе несколько таких открыток, по дороге тоже прислал такую открытку и ещё пишу.
Я написал стихи про тебя и сдал в Москве издать их книгой.
А вот эта картина показывает войну с немцами. На ней нарисовано, как наши отважные кавалеристы, догоняя фашистов, бьют их мечами. Так им и надо! Точно так, как написано в моей книге «Ильдар».
УЧЕНИК 2 КЛАССА
Я знаю, что пёс мой пока ещё мал:
Ну что же, зато он и смел, и удал.
Ведь целое лето, покоя не зная,
Военному делу учил я Акбая.
Поэтому выполнить может Акбай
Любую команду, какую ни дай.
Он может и ползать, и смирно лежать,
И ров перепрыгнуть, и голос подать.
И письма носить от траншеи к траншее:
Недаром ходил он с портфелем на шее.
Всё это для службы на дальней границе,
Когда подрастёт он, ему пригодится.
Хотя и сегодня Акбай мой готов
Родную страну защитить от врагов.
ВЕДУЩИЙ
Шлю тебе горячий привет и целую крепко. Я всё ещё нахожусь в Москве. Иногда бываю в нашей комнате. Там одни твои куклы. Им очень холодно. Но они не плачут. Они ещё радуются, что так холодно. Они знают, что фашисты не любят морозов, потому что они по-летнему одеты и хотели до зимы захватить Москву. Но пришла зима. Зимою им стало ещё хуже. Сейчас они бегут обратно. Куклы и вещи твои остались целы в Москве и ждут тебя
УЧЕНИЦА 2 КЛАССА
«Пупсик-пупсик, мой любимый», -
Эмма говорит.
Разрумянилась, смеётся,
Села в уголок.
Нет, сегодня вправду-вправду
Праздничный денёк!
Замечательная кукла –
Чернокожий Джим!
Всё забыв, играет Эмма
С пупсиком своим.
ВЕДУЩИЙ
Ты побольше кушай, побольше гуляй на улице. Веселись и играй, пусть мама сведёт тебя в цирк, где выступает Дуров с животными – обезьянами и собачками. Сходите в театр и в кино. Больше будь на воздухе, играй с детьми. Это самое главное и нужное.
УЧЕНИЦА 9 КЛАССА
Ребятишки, бегите играть!
Луг распахнут для вас, наконец!
Мамы пусть улыбнуться опять
Беззаботности детских сердец.
В солнце запах цветочный завис,
Луг пестреющий вам ли не люб?
Здесь гвоздика и хрупкий нарцисс,
Мак – пунцовый, как цвет ваших губ.
Зацветают под лаской лучей,
В тёплом ветре среди ковыля…
С них не сводит влюблённых очей,
Опекает их Матерь-земля.
ВЕДУЩИЙ
Вот вернусь из похода, напишу длинное письмо и сказку с картинками. Я каждую ночь вспоминаю, как мы с тобой гуляли по Ялте, лазили по горам, купались в море. А потом как писали стихи и катались на лодке на казанке. Но скоро я вернусь, и мы опять будем вместе гулять. Пусть мама покупает тебе игрушки и платья.
УЧЕНИК 6 КЛАССА
Летите, голубые ветры лета,
Уже заря забрезжила в окне.
Когда взойдёт Чулпан – звезда рассвета,
Вы весточку ей дайте обо мне.
В её лицо вы заглянуть спешите –
И вы зарю увидите на нём.
А волосы, как рощи, расчешите
Невидимым, но нежным гребешком.
Я так по ней, по звёздочке, скучаю!
Да как же не соскучиться по ней –
Её глаза смеются, излучая
Любовь и свет. И на душе теплей.
Мне за неё отдать не жалко жизни –
Жила б она средь мира и весны.
И все мы – очень дороги отчизне,
И все мы – дети солнечной страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.