Тема:
Литературная страничка - игра «По страницам любимых сказок» 2 класс
Цели: познакомить детей с историей
создания книги; расширить знания о художественной литературе; дать понятие о
сказках бытовых, волшебных, о животных; обобщить знания по теме сказки;
формировать интерес к художественным произведениям; вызвать у детей
положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.
Оборудование: выставка сказок, рисунки со
сказочными героями, плакаты с высказываниями.
Ход
урока
На доске:
Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам
урок. А.С.Пушкин
- Ребята, сегодня у нас не простой урок чтения, а как вы уже догадались, урок – игра «По страницам любимых сказок». И необычный он потому, что к нам в гости пришли герои любимых сказок – Буратино, Незнайка и Карандаш. Они помогут нам совершить путешествие по страницам любимых сказок. Отгадайте, кто из них начнёт с вами путешествие?
С книжкой шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как
зовётся тот мальчишка? (Буратино)
А доске появляется образ Буратино.
-Вы любите сказки? Чем отличаются сказки от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычайные приключения.)
- Кто пишет сказки? (Сказки пишут авторы, а также народ. Сказки, написанные народом, называются народными.)
- Сказок множество, это казахские, русские, украинские, белорусские и других народов. (Учитель называет их и показывает книги с этими сказками на выставке.)
- Каких писателей – сказочников вы знаете? (Дети называют писателей, а учитель показывает их портреты.)
- Что побеждает в сказках добро или зло?
-На
какие группы делятся сказки? (На бытовые, волшебные и сказки о животных и
другие.)
Игра «Попади в театр»
- Буратино не просто так пришёл, а принёс с собой задание. Он предоставляет вам
возможность попасть в театр. Для этого необходимо приобрести билеты. Таким
билетом является отрывок из сказки. Тот, кто определит название сказки, получит
билет.
Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка».)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль».)
А дорога далека, а корзина нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. («Маша и медведи».)
Ах ты, Петя – простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок».)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Алёнушка и братец Иванушка».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льет бедняжка. («Снегурочка».)
Игра «Сочини сказку»
- В наше путешествие включается Незнайка. (На
доске появляется рисунок Незнайки.) Он принёс
конверт, в котором есть необычное задание. Послушайте, что он вам пишет: «Мне
дали домашнее задание, сочинить сказку, я долго старался, но плохо у меня
получается, помогите мне, пожалуйста!»
СКАЗКА ПРО …
Шёл ________ . По дороге он нашёл ________, взял и понёс царю. Пришёл _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________ , хотел было ________ , как вдруг _______ выскочил _________ и давай ________ . глянул на ________ и ________ . поблагодарил царь умного ________ , и он отправился домой.
Каждому ребёнку даются листочки, под звук музыки дети сочиняют сказку. После определённого времени
зачитываются некоторые из них.
- Надеюсь, мы чем-то помогли Незнайке, и он
справится с этим заданием, сочинит свою сказку.
Игра «Отгадай - ка»
Грамоты не знаю,
А весь век пишу. Что это? (На доске появляется рисунок Карандаша)
- Наше путешествие продолжает Карандаш, а он
принёс своё, очень интересное задание: вам нужно отгадать названия различных
представителей нечистой силы и сказочных героев.
1. Пожилая колдунья, которая передвигается по
воздуху в необычном летательном аппарате. (Баба-Яга)
2. Сказочный лесной обитатель, подручный той неприятной старухи, имя которой вы только, что отгадали. (Леший)
3. Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляют слово «болотная». (Кикимора.)
4. Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как бы навредить людям. (Черт)
5. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. (Кощей Бессмертный)
6. Девушка необычной красоты, которая живёт в озере. (Русалка)
7.
Огромный звероящер с множеством голов. (Змей Горыныч)
- Молодцы, ребята, правильно отгадали мои загадки, доброго вам пути!
Физминутка
- Буратино предлагает нам немного передохнуть.
Буратино потянулся -
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать.
(Выполняют упражнения за учителем)
- Мы продолжаем путешествие по страницам сказок.
Делимся на две команды «Волки» и «Зайцы». За каждый правильный ответ команды
получают жетоны. В конце соревнования мы подсчитаем их и объявим команду
победителей.
- Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро
отвечать. Готовы?
Вопросы для 1 команды:
Цветик…(семицветик)
Меч…(кладенец)
Ковёр…(самолёт)
Сапоги…(скороходы)
Одолень…(трава)
Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала)
Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
Вопросы для 2 команды:
Палочка…(выручалочка)
Шапка…(невидимка)
Гусли…(самосуды)
Жилище Бабы – Яги… (избушка на курьих ножках)
Аппарат, на котором Баба – Яга совершает полеты. (Ступа)
Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди. (Иванушка)
Какие цветы собирала падчерица в сказке о 12 месяцах? (Подснежники)
Сколько дней пролежали деньги Буратино на поле чудес? (Нисколько)
Цветок, каждый лепесток, которого может выполнить любое желание. (Ответы детей.) Верно, это Цветик – семицветик, а придумал его Валентин Катаев.
Сейчас
каждый из вас получит по лепестку от Цветика – семицветика и напишет на нём
своё заветное желание, но такое, от которого бы всем стало весело.
Звучит тихая музыка, ребята зачитывают желания.
- Я не ошибусь, если скажу, что от ваших пожеланий стало теплей и светлей вокруг. А самое главное то, что мы сами без волшебной силы можем выполнять свои желания. И наши мечты превратятся в явь, если только будем по – доброму относиться друг к другу, помогать и любить.
Подошло к концу наше веселое путешествие. Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:
Пусть герои сказок
дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.