Открытое занятие на конкурс «Воспитатель года»
По развитию речи
Вторая младшая группа
Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Воспитатель: Макарова Е.В.
Москва, 2008 г.
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: «Литературная викторина» по русским народным сказкам
2 младшая группа
Программное содержание:
Закрепить знания детей о содержании тех художественных произведений, которые были ранее прочитаны; готовить детей к обучению пересказу, драматизации. Развить интонационную выразительность речи, память, внимание, способность слушать другого, а также фантазию и воображение. Закрепить знания о геометрических фигурах, понятия: «много», предметов «один».
Предварительная работа:
Прослушивание сказки «Три медведя» по грамзаписи «Машенька и медведь», Чтение сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка».
Рассматривание иллюстраций к этим сказкам.
Ход занятия:
- Ребята, давайте пойдем с вами в сказочную, волшебную страну. ВЫ слышите эти звуки, - сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в сказочной стране. Поэтому мы сейчас тихонько, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в сказочную страну. Пошли! Посмотрите, мы идем по каменистой дорожке. Все камушки разноцветные. Но какой они формы?
Дети: круглые.
Идем дальше, а сейчас мы попали на разноцветный сказочный луг. Он из разных цветных фигур. Даша, поляна, на которой ты стоишь, похожа на какую форму? Как она называется?
Даша: квадрат.
- Какого цвета? – зеленого.
- А ты, Лера? – Я на треугольной, она синяя.
Послушайте, звучит музыка, мы, кажется, попали в сказку, а впереди у нас лес. (Звучит отрывок по грамзаписи из сказки «Машенька и медведь»). Воспитатель спрашивает детей: Из какой сказки вы слышали эти слова?
Дети: Машенька и медведь.
- Вы правильно назвали сказку, и мы можем дальше пройти по сказочной стране. Дети идут и садятся на стульчики. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки музыки: «Журчание ручья», «Пение птиц». Дети открывают глаза и говорят, что они слышали в этой музыке.
- Пели птицы, текла вода.
Затем дети с закрытыми глазами слушают тишину леса.
В это время заходит бабушка-загадушка.
- Здравствуйте, ребята! (Дети открывают глаза и здороваются). Я бабушка-загадушка.
Посмотрите, ребята, у меня есть волшебная корзина. А в ней чего только нет! Ребята, а вызнаете сказки?
Дети: Да.
- Сейчас я проверю. Достает из корзинки картину, на которой изображен кот с гуслями. Просит детей припомнить название сказки, в которой кот играл на гуслях и пел такую песенку:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Дети называют сказку «Кот, петух и лиса». Помогают воспитателю «спеть» песню кота. Далее воспитатель показывает иллюстрацию и напоминает слова из сказки «Снегурушка»:
Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка.
У дедушки, у бабушки
Была внучка Снегурушка
Подружки в лес заманили,
Заманили-покинули!
-Из какой сказки эти слова?
Дети: «Снегурушка».
- Почему Снегурушка не пошла с медведем или с волком?
Дети: Потому что она их боялась.
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Три медведя», обращает внимание детей на то, что в домике некоторых предметов много, например, стульев, а некоторых мало, по одному. Спрашивает, из какой сказки эта картинка?
Дети: «Три медведя».
- Как рычал Михайло Иванович?
- Э-э-э (низким голосом).
- А Настасья Петровна?
Дети: (чуть тише) кто ложился в мою постель и смял ее?
- Каким голосом говорил мишутка?
Дети: Тоненьким. Э-э.-э. Кто ложился в мою постель и смял ее? Держи, держи», Машенька проснулась и убежала.
-Правильно! Молодцы, ребята!
Затем бабушка-загадушка достает из корзины шапочку зайца, лисички и петушка. Одевает шапочки детям и спрашивает, из какой сказки эти герои пришли?
Дети: Из сказки «Лиса, заяц и петух».
Зайчик садится на пенек и плачет. Идет петушок, несет косу.
- Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Ка же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась у меня погреться, да меня из избушки выгнала.
Петушок: Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Пошел петушок с зайчиком к избушке.
-Ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи!
Услышала лиса, испугалась и говорит: одеваюсь.
Петушок еще громче закричал: Ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи! Пошла лиса с печи.
А лиса говорит: шубу надеваю.
Петушок в третий раз закричал. Испугалась лиса, соскочила с печи – да бежать. А заюшка с петушком стали жить да поживать.
Вышли петушок с зайкой, весело потанцевали.
(Все дети похлопали героям сказки).
Бабушка-загадушка: Молодцы, ребята! Вы знаете много сказок, и инсценироватьумеете. Посмотрите, ребята, что же еще лежит в волшебной корзинке? Пряники! Это для вас, ребята! Угощайтесь на здоровье. Ребята, а вам понравилось в волшебной стране сказок?
Дети: Да.
- А еще хотите побывать? Сейчас вам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.