Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка
Литературная викторина по стихам и сказкам Валентина Берестова.
1. Что заказал герой стихотворения «Дракон» для каждой своей головы?
2. Назовите рифмы. Из какого произведения эти строки?
а) Дружно
Ударились
Рыбы
О лёд.
И на реке
Начался … .
б) Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней.
В чистом поле – домик твой,
В ясном небе - … .
в) Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – навстречу мой …
Бежит по снегу босиком.
г) Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все … .
Ну-ка, к маме под крыло!
Куд-куда вас … ?!
д) Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то … .
Только где же этот …
И куда же он мог залезть?
3. Назовите стихотворения, в которых говорится о птицах.
4. О ком говорится в стихотворении:
а) «Прощание с другом»
б) «Баю-бай»
в) «Сказка про выходной день»
г) «Знакомый»
д) «Где ваш дом?»
5. В приведённых ниже строчках говорится об игрушках. О каких? Из каких стихотворений?
а) Бьют его, а он не злится.
Он поёт и веселится.
б) Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и пропаду,
Всё равно не пропаду!
в) Не пила она, не ела.
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невесёлая была.
г) Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
д) Изо всей из математики
Знают только:
«Раз! Два! Три!»
6. В этих четверостишиях часть слов заменена а другие. Найдите и исправьте ошибки.
а) Как хорошо уметь писать!
Не надо к папе приставать.
Не надо к дедушке идти:
«Прочти, скорее же! Прочти!»
б) За тигрицей хворою
Послали тётю скорую.
А тигрица увидала врача,
Зарычала, и дала стрекача.
в) К нам доктор Яблоков пришёл.
Он каску снял. Он сел на пол.
Не узнавая никого,
Мы с тётей смотрим на него.
г) Отворяй, Жучок, калитку,
Получай, Жучок, улитку!
На улитке есть картинка:
Лист клубники и малинка.
д) Мы радовались, злились
И ссорились порой.
Но очень помирились
За нашею игрой.
7. Перечислите стихотворения, которые входят в цикл «Кукольный театр».
8. У кого спрашивали дорогу, заблудившиеся ребята в сказке «Как найти дорожку»?
9. Кем воображал себя Воздушный Змей в сказке «Змей-хвастунишка»?
10 Какие изображения увидел в лужах автор в стихотворении «Картинки в лужах»?
11. Кого фотографировал герой стихотворения «Весёлый охотник»?
12. Как приветствовали родителей волчата в сказке «Злое утро»? А какое приветствие хотел услышать папа-волк?
13. Кто говорит:
а) – Вон ракета. Из металла,
А смотри, куда слетала,
И не испугалась!
б) – Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!
в) – Барабанить не стану!
Нет настроения.
Нет обстановки.
Нет подготовки.
Не вижу морковки.
г) – Ребята, беда!
Задумало солнце уйти навсегда!
Вот-вот горизонта коснётся
И к нам ни за что не вернётся.
д) – Эй, икрята, - баю-баю! –
Плавниками я качаю.
В дом подводный - баю-баю! –
Воду чистую качаю.
14. Отрывки из каких стихотворений бельгийского поэта Мориса Карема в переводах В. Берестова вы сейчас прочитаете?
а) Тень моя! Спляши со мной
На полянке на лесной.
Мы вдвоём,
Мы поём,
Радость мы к себе зовём.
б) А мыши полевые
Глядят на них из норки
А мыши полевые
Выходят на пригорки.
в) Тут подползла сороконожка:
- Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука –
Считаю я до сорока!
г) Зашвырнула буря в сад
Трёх невиданных слонят.
Каждый чуть побольше мошки!
Копошатся на дорожке.
Подымают хоботки,
Собирают лепестки.
д) Вот спасибо тебе, поле!
Всех ты хлебом кормишь вволю.
И цыплёнка привело
Прямо маме под крыло!
15. Валентин Берестов перевёл некоторые грузинские народные потешки. Вставьте пропущенные слова.
а) Знаешь, …., где я был?
В поле зайчика ловил.
Оседлал и прокатился,
Поиграл и отпустил.
б) …, милое, где ты?
Буду ходить раздетый.
Постель во дворе постелем.
Где ты, милое …?
в) …! …! Кыш, злодей!
Эй! Кричите посильней!
Ну-ка, выпусти …,
Злой разбойник из когтей!
г) … бредёт по дорожке.
Больно идти хромоножке.
Сыр утащила внучка.
Взбучка досталась … .
д) Удалая старушонка
Оседлала …,
Двух шакалов подковала,
Запрягла и … .
Я не то ещё видал:
Кот … забодал.
Прибежал … с винтовкой,
В зайца выстрелил … .
И гонялся целый день
За … олень.
Ответы.
1. – Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти –
Прочие сласти.
Для этой головки –
Перловки.
Для этой глотки –
Селёдки.
Для этой башки –
Пирожки.
Для этой рожи –
То же.
Для этого личика –
Два сдобных куличика.
2. а) ледоход. («Весенняя сказка»)
б) песня. («Жаворонок»)
в) знакомый («Знакомый»)
г) сюда, понесло. («Курица с цыплятами»)
д) есть, кто-то. («Искалочка»)
3. «Курица с цыплятами», «Грачи», «Сова и синица», «Воробушки», «Где ваш дом?», «Гуси», «Жаворонок», «Петушки», «Лети».
4. а) о еже
б) о щенке
в) об автомобиле
г) о собаке
д) о чайках
5. а) о мяче («Мяч»)
б) о матрёшке («Матрёшечка»)
в) о машине («Про машину»)
г) о кукле («Больная кукла»)
д) о солдатиках («Королевская гвардия»)
6. а) Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!» («Читалочка»)
б) За лягушкой хворою
Послали помощь скорую.
А лягушка увидала врача,
Испугалась, и дала стрекача. («Трусливая лягушка»)
в) К нам доктор Лебедев пришёл.
Он шляпу снял. Он сел за стол.
Не понимая ничего,
Мы с братом смотрим на него. («Доктор Лебедев»)
г) Отворяй, Лиса, калитку,
Получай, Лиса, открытку!
На открытке есть картинка:
Хвост морковки и дубинка.
д) Мы ссорились, мирились
И спорили порой.
Но очень подружились
За нашею игрой. («За игрой»)
7. «Театр путешествует», «Кукольники», «Рука», «Королевская гвардия», «Песенка шута», «Шут», «После спектакля», «Король Люлю».
8. У белки, зайца, улитки, пчелы.
9. Солнцем.
10. На первой картинке – дом, как настоящий, только вверх дном. На второй – небо. На третьей – ветку. А на четвёртой он промочил ботинки.
11. Зайца, мышь, ежа.
12. – Доброе утро, мамочка! Доброе утро, папочка!
- Злое утро!
13. а) птица («Лети!»)
б) бычок («Бычок»)
в) заяц («Заяц-барабанщик»)
г) грачи («Грачи»)
д) рыбка-колюшка («Рыбка строит дом»)
14. а) «Шире круг»
б) «Три серых-серых мышки»
в) «Кто как считает»
г) «Про паука и трёх слонят»
д) «Цыплёнок и поле»
15. а) мама
б) лето
в) ястреб; цыплёнка
г) кошка; кошке
д) медвежонка; поскакала; корову; медведь; морковкой; охотником
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.