Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.
Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
7 кл
29.01.2017
Литературная гостиная способствует повышению интереса обучающихся к чтению. Она позволяет выявить учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. Литературная гостиная делает обучение интересным и ярким, помогает им найти время для творческого общения.Литературная гостиная способствует расширению читательского кругозора, сценического мастерства школьников
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.docx
Литературная гостиная в 7 классе
Цель: способствовать расширению читательского кругозора, сценического мастерства;
прививать навыки уважительного отношения к литературе; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, костюмы.
Диалог трёх учеников.
1й. Наконецто домой. Еле отсидел все уроки.
2й. А что случилось?
1й. Да дел по горло! Не видишь, что ли? Погода зовёт!
2й. И меня зовёт. Сейчас быстренько уроки – и на каток.
1й. В томто и дело, что мне ещё к деду надо сгонять, коньки подточить.
2й. Кирилл, а ты что не спешишь?
3й. Мне ещё книгу надо в библиотеке сменить.
1й. Опять доклад?
3й. Да нет, художественную, для души.
2й. И чем мы интересуемся? Сказочки? «Колобок»?
3й. Зачем же? Литература – это целое море книг. И каждая как хороший добрый друг. Да
что я объясняю? Лучше вот из Горького прочту: «Какой великий праздник – хорошая,
правильная книга…
Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой
действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял её необходимость для
меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и –
не пропаду!»
1й. Ну, счастливо тебе не пропасть!
2й. Да, мы тоже вдвоём, даже вчетвером: с коньками.
3й. А я всётаки в библиотеку, но сначала загляну в литературную гостиную, сегодня
интересная игра намечается и пятёрку можно получить.
1й. Стой! Пятёрку говоришь? Мне она тоже не помешает.
2й. И мне не помешает.
3й. Тогда идёмте скорее. Место надо успеть занять.
Учитель:
Мои юные друзья!
Сегодня в этом зале
Вам будет некогда скучать. Л.Н. Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что
художественное произведение составляет одно целое, потому что в нём действуют одни и
те же лица, потому что всё построено на одной завязке или описывается жизнь одного
человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю:
цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого
производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство
самобытного нравственного отношения автора к предмету».
Продолжим наше путешествие и встретимся с героями изученных произведений.
1 Чей это портрет?
«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен
на славу. Изпод мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.
Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; изпод
сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся
руками в бока и остановился передо мною».
а) лесник;
б) барин;
в) прохожий мещанин;
г) мужиквор.
2. Чей это портрет?
«Я увидал… мокрого, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой, испитое,
морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Его
подёргивало, словно лихорадка его колотила…»
а) лесник;
б) барин;
в) прохожий мещанин;
г) мужиквор.
1 – й ведущий. Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа:
столкновение между Бирюком и пойманным им мужикомвором. Сцена борьбы – сначала
физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю
героев, но и углубляет психологические образы. Автор подчёркивает, что физически
мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе
характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.
Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина,
измождённого барщиной, полуголодным существованием. Но именно такой мужик от
мольбы переходит к угрозам.
Тургенев при помощи ярких художественных деталей показывает, как меняется
внешний облик и внутреннее состояние крестьянина.
Инсценировка эпизода из рассказа «Бирюк»
Учитель. Продолжаем наше путешествие по литературной стране. Сергей Махотин
ДВА ДНЕВНИКА
В воздухе пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит.
Тайна, записки, прогулка к реке –
Всё это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдёт
Этот потрёпанный синий блокнот.
Будет чуть позже записано в нём:
«Двойка.
Признался.
Наказан ремнём.
Десять часов я не виделся с ней…
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!
2й ведущий. Алина, помоему, прозвучало стихотворение о любви.
1й ведущий. Да, именно эта тема привела к трагедии в семье в произведениях:
А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.Ю. Лермонтов «Песня… про купца
Калашникова».
2й ведущий. Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчивой бедной
девушки богатым повесой), с Дуней происходит «чудесное» превращение: Дуня стала
богатой и любимой, стала прекрасной барыней. Но произошло невольное предательство
отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь
Самсона Вырина приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает
чувство вины перед ним.
В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Блудный
сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня
опоздала, прощения отца она не получила.
1й ведущий. А в произведении «Русские женщины» Н.А. Некрасова жёны многих
декабристов отправились за ними в Сибирь, некоторые последовали не за мужьями, а за
женихами. Подвиг декабристок произвёл впечатление на всё русское общество.
Впечатление от их подвига усиливалось потому, что все эти женщины становились такими
же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому
положению приравнивались к крестьянам.
Инсценировка эпизода из поэмы «Русские женщины»
2 – ведущий. А я хочу познакомить вас с притчей: “Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому
и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по
христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта
клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он
пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел
просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную
бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все
сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но
повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки". На это
клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И
сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими
ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Избранные письма и проповеди, стр. 162).
Учитель: Итак, в чем смысл притчи?
Ученики: В силе слова. Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом можно и
посеять зло, отравить душу, ранить.
Учитель: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь
это тот дар, который вверен нам Богом. Подумайте и скажите, какое значение имеет слово
«добрый» в приведённых предложениях из повести, название повести и автора назовёте
сами.
а) «Смотрите, добрые люди, одурел старый! Совсем спятил с ума!» говорила бледная,
худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных
детей своих.
/Относящиеся к другим с расположением, проникнутые сочувствием к ним, готовые
помочь, отзывчивые./
б) Добрый будет козак! /Бесстрашный, хороший./
в) Ваша нежба – чистое поле да добрый конь, вот ваша нежба! /Очень хороший,
отличный, резвый./
г) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что
нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.
/Нужное, полезное людям/
Поэтическая страница / выразительное чтение прозаических произведений/
А.И. Солженицын. «Озеро Сегден» Маняхина Галина
А.Н. Толстой. Отрывок из рассказа «Русский характер» Золотухина Дарья
Рефлексия.
Вам было полезно побывать сегодня на занятии?
Что привлекло большее внимание?
Чтото новое открыли для себя?
Какими надо быть читателями?
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.