Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.

Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.

Медиа
Мероприятия
docx
Русская литература
7 кл
29.01.2017
Литературная гостиная способствует повышению интереса обучающихся к чтению. Она позволяет выявить учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. Литературная гостиная делает обучение интересным и ярким, помогает им найти время для творческого общения.Литературная гостиная способствует расширению читательского кругозора, сценического мастерства школьников
Литературная гостиная по произведениям XIX и ХХ веков.docx
Литературная гостиная в 7 классе Цель: способствовать расширению читательского кругозора, сценического мастерства;  прививать навыки уважительного отношения к литературе; воспитывать интерес к чтению. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  костюмы. Диалог трёх учеников. 1­й.  Наконец­то домой. Еле отсидел все уроки. 2­й.  А что случилось? 1­й.  Да дел по горло! Не видишь, что ли? Погода зовёт!  2­й.  И меня зовёт. Сейчас быстренько уроки – и на каток. 1­й.  В том­то и дело, что мне ещё к деду надо сгонять, коньки подточить. 2­й. Кирилл, а ты что не спешишь? 3­й.  Мне ещё книгу надо в библиотеке сменить. 1­й.  Опять доклад? 3­й.  Да нет, художественную, для души.  2­й.  И чем мы интересуемся? Сказочки? «Колобок»? 3­й. Зачем же? Литература – это целое море книг. И каждая как хороший добрый друг. Да  что я объясняю? Лучше вот из Горького прочту: «Какой великий праздник – хорошая,  правильная книга…       Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой  действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял её необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и – не пропаду!» 1­й.  Ну,  счастливо тебе не пропасть! 2­й. Да, мы тоже вдвоём, даже вчетвером: с коньками. 3­й. А я всё­таки в библиотеку, но сначала загляну в литературную гостиную, сегодня  интересная игра намечается и пятёрку можно получить. 1­й. Стой! Пятёрку говоришь?  Мне она тоже не помешает. 2­й. И мне не помешает. 3­й. Тогда идёмте скорее. Место надо успеть занять. Учитель:  Мои юные друзья! Сегодня в этом зале Вам будет некогда скучать.
Л.Н. Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают часто, что  художественное произведение составляет одно целое, потому что в нём действуют одни и  те же лица, потому что всё построено на одной завязке или описывается жизнь одного  человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю:  цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого  производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство  самобытного нравственного отношения автора к предмету».            Продолжим наше путешествие и  встретимся с героями изученных произведений. 1 Чей это портрет?      «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из­под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.  Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из­под  сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся  руками в бока и остановился передо мною». а) лесник; б) барин; в) прохожий мещанин; г) мужик­вор.      2. Чей это портрет?      «Я увидал… мокрого, в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой, испитое,  морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены… Его  подёргивало, словно лихорадка его колотила…» а) лесник; б) барин; в) прохожий мещанин; г) мужик­вор. 1 – й ведущий.     Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа:  столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком­вором. Сцена борьбы – сначала  физической, потом моральной – не только выявляет взгляды, чувства, интересы, волю  героев, но и углубляет психологические образы. Автор подчёркивает, что физически  мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоинству они становятся равными друг другу.           Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина,  измождённого барщиной, полуголодным существованием. Но именно такой мужик от  мольбы переходит к угрозам.           Тургенев при помощи ярких художественных деталей показывает, как меняется  внешний облик и внутреннее состояние крестьянина.    Инсценировка эпизода из рассказа «Бирюк» Учитель. Продолжаем наше путешествие по литературной стране.
Сергей Махотин                       ДВА ДНЕВНИКА В воздухе пахнет грозой!      Но пока      Намертво спрятаны два дневника.      В первом,      Который под шубой лежит,      Красная двойка от гнева дрожит.      Тайна, записки, прогулка к реке –      Всё это есть во втором дневнике.      Только никто никогда не найдёт      Этот потрёпанный синий блокнот.      Будет чуть позже записано в нём:      «Двойка.      Признался.      Наказан ремнём.      Десять часов я не виделся с ней…      Ночь.      До каникул четырнадцать дней! 2­й ведущий.  Алина, по­моему, прозвучало стихотворение  о любви. 1­й ведущий. Да, именно  эта тема привела к трагедии в семье  в произведениях:   А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.Ю. Лермонтов «Песня… про купца  Калашникова».  2­й ведущий.  Вопреки устоявшемуся жизненному сюжету (обман доверчивой бедной  девушки  богатым повесой), с Дуней происходит «чудесное» превращение: Дуня стала  богатой и любимой, стала прекрасной барыней. Но произошло невольное предательство  отца: его не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню. Дочь  Самсона Вырина приносит любящего отца в жертву своему счастью, хоть и испытывает  чувство вины перед ним.       В конце повести Дуня явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния. Блудный  сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня  опоздала, прощения отца она не получила. 1­й ведущий.  А в произведении «Русские женщины» Н.А. Некрасова жёны многих  декабристов отправились за ними в Сибирь, некоторые последовали не за мужьями, а за  женихами. Подвиг декабристок произвёл впечатление на всё русское общество.  Впечатление от их подвига усиливалось потому, что все эти женщины становились такими  же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому  положению приравнивались к крестьянам. Инсценировка эпизода из поэмы «Русские женщины»  2 – ведущий.  А я хочу познакомить вас с притчей:
“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому  и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по­ христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта  клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он  пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную  бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все  сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но  повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки".  На это  клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И  сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими  ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"” (Схиархимандрит Иоанн (Маслов).  Избранные письма и проповеди, стр. 162). Учитель: Итак, в чем смысл притчи? Ученики: В силе слова. Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом  можно и  посеять зло, отравить душу, ранить.  Учитель: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь  это тот дар, который вверен нам Богом.  Подумайте и скажите, какое значение имеет слово «добрый»  в приведённых предложениях из повести, название повести и автора назовёте  сами. а) «Смотрите, добрые люди, одурел старый! Совсем спятил с ума!» ­ говорила бледная,  худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных  детей своих.  /Относящиеся к другим с расположением, проникнутые сочувствием к ним, готовые  помочь, отзывчивые./ б) Добрый будет козак!                                     /Бесстрашный, хороший./ в) Ваша нежба – чистое поле да добрый конь, вот ваша нежба!   /Очень хороший,                                                                                                                          отличный, резвый./ г) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что  нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.                                                                      /Нужное, полезное людям/ Поэтическая страница / выразительное чтение прозаических произведений/ ­ А.И. Солженицын. «Озеро Сегден» ­ Маняхина Галина ­ А.Н. Толстой. Отрывок из рассказа «Русский характер» ­ Золотухина Дарья Рефлексия.  Вам было полезно побывать сегодня на занятии?  Что привлекло большее внимание?  Что­то новое открыли для себя?  Какими надо быть читателями?
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)