Литературная игра для 5-7 классов «Рифмы, милые мои, баловни, гордячки…»
Оценка 5

Литературная игра для 5-7 классов «Рифмы, милые мои, баловни, гордячки…»

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа +2
5 кл—7 кл
05.01.2017
Литературная игра для 5-7 классов   «Рифмы, милые мои, баловни, гордячки…»
От каждого класса для участия в игре выбирается команда из шести человек. Это должны быть литературно подкованные ребята, потому что все задания предлагаемой игры связаны со стихосложением. Каждая команда сидит за отдельным столом. Получая задание, ответ ребята несут в письменном виде специально подготовленному, компетентному в вопросах стихосложения жюри.
Literaturnaya_igra_stihoslozhenie_1420535292_37994.doc

Литературная игра для 5-7 классов 

«Рифмы, милые мои, баловни, гордячки…»

 

От каждого класса  для участия в игре выбирается команда из шести человек. Это должны быть литературно подкованные ребята, потому что все задания предлагаемой игры связаны со стихосложением.

Каждая команда сидит за отдельным столом. Получая задание, ответ ребята  несут в письменном виде специально подготовленному, компетентному в вопросах стихосложения жюри.

 

 

Ведущий. Кто из нас не любит играть? Конечно, играют с большим удовольствием  все – и взрослые, и дети. Иногда взрослые даже больше, чем дети. Правда, чаще всего это игры спортивные: футбол, шахматы…  А вы заметили, что  в каждой игре есть свои правила. Каждая фигура ходит по-своему. В футболе нельзя касаться мяча руками, а в гандболе, наоборот, ногами. Правила ограничивают возможности, но придают больше интереса.

Оказывается, искусство – это тоже всегда игра, и в ней тоже существуют достаточно строгие правила. Сегодня мы с вами  будем играть в поэтов, а в поэзии, знаете, сколько всяких «нельзя!» Это только невеждам кажется, что стихи писать легко. Таким, как герой Носова – Незнайка.

 

На большом экране демонстрируется отрывок из мультфильма «Как Незнайка стихи сочинял».

 

 

Задание 1. (1 балл)

 

Необходимо ответить на вопрос.

 

Помните, Цветик сказал, что рифма – это когда «слова одинаково оканчиваются». Почему же тогда у Незнайки стихи так и не получились? Что в стихах важнее рифмы? (Ритм; главное не в том, чтобы было одинаково написано, а в том, чтобы одинаково звучало!)

 

Задание 2. ( 2 балла)

 

Необходимо объединить слова парами, чтобы они рифмовались, затем подобрать к каждой ещё рифму или больше.

 

а) водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли?

 

б) перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык;

 

в) беседа, позови, припев, приеду, доев, Китай, любви, покатай.

 

 

 

Задание 3 (2 балла)

 

Необходимо помочь Незнайке – придумать рифму к слову «пакля»

 

Задание 4 (1 балл)

 

Каждой команде предлагается два отрывка. Необходимо отличить стихи от прозы.

 

 а )    Светло и тепло в избе от свечей,

зажженных в наших дорожных подсвечниках,

от самовара, от топящейся печки.

 

  Е. Л. Марков

 

Гуляют тучи золотые

над отдыхающей землей,

Поля просторные, немые

Блестят, омытые росой.

 

И. С. Тургенев

 

 

б) Ветер упал, стало тихо повсюду,

но тяжелая рожь более не поднялась.

Антошка поглядел туда, где живет

бабушка, и он не увидел её.

 

А.Платонов

 

Дом стоял обветшалый уныло,

Штукатурка обилась кругом,

туча серая сверху ходила

И все плакала, глядя на дом.

 

Н. П. Огарев

 

в)  Нелюдимо наше море,

день и ночь шумит оно;

в роковом его просторе

много бед погребено.

 

Н. М. Языков

 

 

Последний день июля месяца.

На тысячи верст кругом Россия,

Родной край. Безветрие, теплынь.

Воздух – молоко парное!

 

И. С. Тургенев

 

 

 

Задание 5 (2 балла)

 

Стихи или проза следующий отрывок? Попробуйте записать его иначе.

 

Оседлаю коня,- коня быстрого, я помчусь, полечу легче сокола, чрез поля, за моря, в дальню сторону: догоню, ворочу мою молодость. Приберусь – и явлюсь прежним молодцем, и приглянусь опять красным девицам. Но, увы, нет дорог к невозвратному! Никогда не взойдет солнце с запада!

 

А. В, Кольцов

 

Задание 6 (1 балл)

 

Выбрать белые стихи

 

а) Весел не было на лодке,

В веслах он и не нуждался:

Мысль ему веслом служила,

А рулем служила воля…

 

Г. У. Лонгфелло

 

 

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

 

А. Л. Барто

 

б ) Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

 

Н. А, Некрасов

 

Под большим шатром

Голубых небес,-

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами. 

 

И. С. Никитин

 

в ) Зажгло грозою дерево,

А было соловьиное

На дереве гнездо.

Горит и стонет дерево,

Горят и стонут птенчики:

«Ой, матушка, ты где?..»

 

Н. А. Некрасов

 

Зима недаром злится,

Пришла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

Ф. И. Тютчев

 

 

Задание 7. (1  балл)

 

Ритмы вокруг нас: прилив – отлив на море, день – вечер – день – утро…Зима, весна, лето, осень… Ритмично работает внутри нас сердце, ритмично бьется пульс. Любое стихотворение можно «отстучать». Каждой команде нужно « отстучать» предложенное стихотворение.

 

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч.

 

 

Задание 8 (за каждый удачный ответ – 1 балл)

 

В книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» сочинитель Никифор Ляпис сочиняет поэмы про Гаврилу:

 

Служил Гаврила почтальоном,

Гаврила письма разносил…

 

Служил Гаврила хлебопеком,

Гаврила булку испекал…

 

Каждая команда получает карточку с перечнем профессий. Придумайте по две строчки с теми словами, что «поддаются» стихосложению.

 

 

а ) репортер, оператор, дворник, каскадер, милиционер, полицейский, инженер, конструктор, профессор;

 

б ) продавец, кооператор, водовоз, экстрасенс, водитель, каменщик, журналист, врач,  ревизор;

 

в ) слесарь, шофер, акробат, мельник, клоун, генерал, конструктор, контролер, машинист;

 

 

Задание 9 (2 балла)

 

Игра в буриме. Необходимо сочинить стихи с этими рифмами.

 

 

а ) дыра, увижу, с утра, ближе;

б ) ведро, добро, дожди, подожди;

 

в) кот, кровать, наоборот, порвать.

 

Задание 10 (1 балл)

 

 

Узнаем, помните ли вы  стихотворные размеры. Вставьте подходящее по смыслу слово.

 

а ) Легче, проще и скорей

Нам запомнится (хорей).

 

 б) А будь я стихотворцем, я бы

Стихи слагал бы только (ямбом).

 

в) Тему вы нам подходящую дайте –

Сложим стихи мы, используя (дактиль.)

 

 

Задание 11. (4 балла)

 

Приводим пример лимериков.

 

Жил-был человек в Амстердаме,

Не чистивший шляпу годами.

Он в ней невзначай

Заваривал чай

И в ней же гулял в Амстердаме.

 

Жила-была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней ни встречался,

От души восхищался:

«До чего же дама приятная!»

 

Попробуйте сочинить свой лимерик.

 

Подведение итогов. Вручение призов и наград.

 

Под лирическую музыку звучат стихи Л. Е. Миллера.

Концы с концами я свожу

Путем рифмовки.

Над каждым словом дорожу

Движеньем ловким,

Приделав легкие крыла

К слогам конечным,

Чтоб вечно музыка была

В пространстве вечном.

 

При создании сценария использовались материалы хрестоматии «Тайны словесного искусства» (Авлова Т. Г., Краснова Н. В,; Санкт-Петербург, 1997)


Литературная игра для 5-7 классов «Рифмы, милые мои, баловни, гордячки…»

Литературная игра для 5-7 классов «Рифмы, милые мои, баловни, гордячки…»

Задание 4 (1 балл) Каждой команде предлагается два отрывка

Задание 4 (1 балл) Каждой команде предлагается два отрывка

Оседлаю коня,- коня быстрого, я помчусь, полечу легче сокола, чрез поля, за моря, в дальню сторону: догоню, ворочу мою молодость

Оседлаю коня,- коня быстрого, я помчусь, полечу легче сокола, чрез поля, за моря, в дальню сторону: догоню, ворочу мою молодость

Зима недаром злится, Пришла её пора –

Зима недаром злится, Пришла её пора –

Задание 10 (1 балл) Узнаем, помните ли вы стихотворные размеры

Задание 10 (1 балл) Узнаем, помните ли вы стихотворные размеры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017