Литературная игра для учащихся 9-10 классов по творчеству Н.В.Гоголя

  • Игры
  • rtf
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача игры -активизировать и обобщить полученные знания учащихся о писателе и его творчестве,которые заставят вспомнить и произведения Гоголя, и его героев. В центре внимания- произведения ,изученные в 9 классе: «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души».Проверяются знания текста,обращается внимание на детали, привлекается иллюстративный материал
Иконка файла материала игра по творчеству Гоголя.rtf
Литературная игра для учащихся 9-10 классов « Воспоминание о Гоголе » Цель игры: активизировать и обобщить полученные знания учащихся о писателе и  его творчестве. Организация игры: деление на команды происходит по жребию, когда на перемене  ученики собирают разрезанные на 9 частей две иллюстрации к произведениям  Гоголя. Те, кому достались фрагменты от одной иллюстрации­ 1команда( «Ревизоры»), от другой­ 2 команда («Мертвые души») Разминка «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» 1.Где родился писатель? (­ в Белоруссии ­на Украине ­в Москве ­в Петербурге) 2.Какие способности проявлял Гоголь в детстве?   (подавал надежды как музыкант,­ как актер,­ как художник, ­как скульптор) 3.Какой наукой увлекался писатель?  (географией,­ биологией,­ историей,­ химией) 4.Какая страна стала для Гоголя родиной его души», где написал многие свои  произведения? (Франция,­ Италия, ­Германия,­ Швеция) 5. Какое произведение  стало «пробой пера» Гоголя и было первым  опубликовано на собственные средства писателя? ( «Ганс Кюхельгартен», «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка») 6. Продолжите название произведений писателя:  «Ночь перед ….(Рождеством) « Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с….(Иваном Никифоровичем)» «Старосветские ….(помещики) » «Майская ночь, или …..(утопленница)» «Вечера на хуторе близ….(Диканьки) 7. Сколько помещиков втянул в свою сделку Чичиков?(3,5,6) – Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин 8. Кто подсказал Гоголю идею создания пьесы «Ревизор»? (Жуковский,­  Вяземский,­ Пушкин,­ Белинский) Начинаем наши конкурсы, которые заставят вас вспомнить  и произведения  Гоголя, и его героев. В центре нашего внимания­ произведения изученные в      9  классе: «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души». 1.Конкурс « Пантомима.»                                                (подготовка 10 мин. за дверями класса) (два человека из команды получают отрывок из текста, по которому должны  представить пантомиму так, чтобы противоположная команда вспомнила и  название произведения, и героев сыгранного эпизода, и определила содержание  отрывка.) 1 отрывок. «Наши герои стояли уже несколько минут перед дверями гостиной,  взаимно упрашивая друг друга пройти вперед. ­Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после,­  говорил Чичиков. ­Нет, Павел Иванович, нет, вы гость,­ говорил Манилов, показывая ему  рукой на дверь. ­ Не затрудняйтесь, пожалуйста,  не затрудняйтесь. Пожалуйста,  проходите, ­говорил Чичиков. ­Нет уж извините, не допущу пройти позади такому приятному  образованному гостю. ­Почему  ж образованному? Пожалуйста, проходите. ­Ну да уж извольте проходить вы. ­Да отчего же? ­Ну да уж оттого!­ сказал с приятной улыбкой Манилов.  Наконец оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули  друг друга.»2 отрывок «сцена из пьесы «Ревизор»  действие 2, явление2, Осип и Хлестаков» 2. Конкурс « Узнай портрет героя». (представители команд получают карточки с заданиями и в течение 3 минут дают ответ, поочередно зачитывая текст) «Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя довольно солидно. Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов.» (Городничий) «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат, и ,как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими..Говорит и действует без всякого соображения. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде. » (Хлестаков) «Господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж не так чтоб слишком молод.» (Чичиков) «Чернявый сбросил на стол картуз свой, молодцевато взъерошил свои черные густые волосы. Онбыл среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.» (Ноздрев) «Трудно было понять, какого рода была эта фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос этой фигуры показался несколько сиплым для женщины.»(Плюшкин) «Чиновник этот был нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной налбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным.» (Башмачкин) следующие украинские слова : 3. Конкурс «Узнай героя по словам» (представители команд получают карточки с заданиями и через 5 минут дают ответ на вопрос задания: реплики героев + объяснение украинских слов + гоголевские афоризмы) а) Объясните Бандура галушки Жинка чуб Гопак парубок Черевички люлька Курень галушки Пасичник хутор Бандура –род гитары галушки-клецки Жинка -жена чуб- длинный клок волос на голове Гопак - танец парубок-парень Черевички -башмаки люлька-трубка Курень- соломенный каганец- светильник из черенка с салом шалаш Пасичник -пчеловод хутор-деревушка б) кому принадлежат эти слова: « Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.»«И точно : бывало, прохожу через департамент,- просто землетрясенье, все дрожит и трясется, как лист. О! я шутить не люблю; я им всем задал острастку» «Когда встречаешь хороших людей ,тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение… Вот как , например , теперь, когда случай мне доставил счастие, можно сказать образцовое, говорить с вами и наслаждаться приятным вашим разговором»(Манилов) «Ну так купи собак. Я тебе продам такую пару, просто мороз по коже продирает! Брудастая, с усами, шерсть стоит вверх, как щетина. Бочковатость ребр уму непостижимая, лапа вся в комке, земли не заденет. Мне хочется, чтоб у тебя собаки были.»(Ноздрев) «Ни одного слова не отвечал он обидчикам. Только если уж слишком невыносима была шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» в) продолжите гоголевские афоризмы: «Нет уз святее….» «С Пушкиным на ….» «Чему смеетесь?...» «Ведь на то и живешь, чтобы….» « Александр македонский – герой, но зачем же ….» «Давненько не брал я в руки….» ( может быть проверка пантомимы) 4. Конкурс «Узнай героя по детали» «Поставь самовар, да вот возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую: там на полке есть сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна, чтобы подали его к чаю» «Минуту спустя вошла хозяйка в каком-то спальном чепце, надетом наскоро. С фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набираютпонемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов.» «Под двумя березами видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления». «Вряд ли можно было найти человека, который так жил бы в своей должности: в переписыванье ему виделся какой-то разнообразный и приятный мир: некоторые буквы были у него фавориты, до которых если он добирался был сам не свой: и подмигивал, и посмеивался, и помогал губами, та что в лице его можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо» 5. Конкурс «Из какого произведения Гоголя следующий отрывок?» (попробуйте определить место отрывка в сюжете произведения, действующих лиц) «Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу. Остановился с любопытством пред освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина; а за ее спиной, из дверей другой комнаты выставил голову какой-то мужчина в эспаньолке. Он покачнул головой, усмехнулся и потом пошел своей дорогой. Думая, как другие чиновники: «Ну, уж эти французы! Что и говорить, уж если захотят что-нибудь того , так уж, точно, того…»Наконец он достигнул дома , в котором квартировал помощник столоначальника.» «Как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума! Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул! Что говорить про губернаторов! Нечего и говорить про губернаторов…» «Жена его…впрочем ,они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то. Что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно нежным голосом, выражающем совершенную любовь: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этоткусочек.» Само собой разумеется. Сто ротик раскрывался при этом случае очень грациозно.» «О! насчет врачеванья мы взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, -лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает». 6. Конкурс «Иллюстрации к произведениям Гоголя» Боклевский, Агеев, Кукрыниксы. (Определите, к какому произведению относится данная иллюстрация и подберите к ней подпись из текста).