Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс
Оценка 4.9

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Оценка 4.9
Конкурсы
docx
русская литература
10 кл
28.04.2017
Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс
Литературная игра "Мой Чехов" проводится во время урока или как внеклассное мероприятие в 10 классе. Построена по принципу телевизионной игры "Умники и умницы". задания составлены по рассказам "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Дом с мезонином и др." Во время игры возможен показ инсценировок чеховских рассказов.
Литературная игра Мой Чехов.docx
Литературная игра «Мой Чехов» 10 класс Цели:  Обобщение и углубление знаний о жизни и творчестве А. П. Чехова; развитие  творческих способностей; развитие интеллекта учащихся; воспитание художественного  вкуса. Ход игры: Ведущие приветствуют зал и объясняют правила игры Правила игры  Игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает  «соревнование,  состязание»), в ходе которых из девяти участников в финал выйдут трое.  Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ игроку  вручается «Орден шелкового умника». Если его ответ не верен, ведущий обращается к  «теоретикам» из числа зрителей­болельщиков. Перед началом состязания ведущий  производит розыгрыш дорожек, предварительно  объяснив следующее:  Красная дорожка ­ самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на 2  вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он не имеет права ошибаться.  Желтая дорожка ­ игрока ожидают три вопроса, зато здесь допускается одна неточность в  ответе.  Зеленая дорожка ­ ведущий задает выбравшему ее три вопроса, тем не менее, здесь есть свое  преимущество ­ можно ошибаться дважды.  Вопросы задаются по очереди: от зеленой дорожки ­ до красной. Судит состязание Высокий  ареопаг (судейская коллегия).  Первый агон  (по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»)  С целью розыгрыша дорожек ребятам предлагается вспомнить псевдонимы Антона  Павловича (Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Брат своего  брата, Улисс, Юный старец, Крапива. Старец Антоний, Макар Балдастов, Вспыльчивый  человек, Чайка № 9, Дяденька,  Шампанский, Василий Спиридонов­Сволочев и др.).  Высокий ареопаг оценивает творческий вклад каждого игрока. На подготовку ответов  отводится 2­3 минуты. В зависимости от решения судейской коллегии соревнующиеся  занимают игровые дорожки, после чего должны будут «узнать себя», т.е. угадать тех литературных героев, в которых им  предстоит перевоплотиться. Ведущий читает описание внешности персонажей А. П. Чехова, и, когда «узнавание» успешно завершится, начинается основная часть игры.  Зеленая дорожка.  Характеристика героя: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую  погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате» (Беликов  «Человек в футляре»).  Вопросы и задания:  1. Господин Беликов, почему коллеги побаивались вас, ведь вы стремились поддерживать  добрые отношения с товарищами? (… было у него странное обыкновение ­ ходить по …  квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что­то высматривает. Посидит  этак, молча, час­другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами»).  2. Скажите, чей портрет стоял у вас на столе! (Моей невесты Вареньки Коваленко).  3. Вы так благосклонно относились к Вареньке. Что же вдруг изменило ваше мнение о ней  («… катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька тоже на велосипеде… Ему стало  так нехорошо, что на другой день он с занятий ушел, что случилось с ним в первый раз в  жизни. И не обедал»).  Желтая дорожка.  Характеристика героя: «…постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос, губы тянутся вперед ­  того и гляди, хрюкнет в одеяло…» (Николай Иванович Чимша­Гималайский.  «Крыжовник»).  Вопросы и задания:  1. Господин Чимша­Гималайский, вы ради мечты о своем имении оставили службу. Где вы  служили, позвольте узнать? («…тосковал в казенной палате. Годы проходили, он все сидел  на одном месте, писал все те же бумаги…»).  2. Как, по­вашему мнению, выглядит идеальное имение? (а) барский дом, в) людская, с)  огород, d) крыжовник).  3. Николай Иванович, говорят, о своей душе вы заботились солидно, по­ барски, добрые  дела творили не просто, а с важностью? («…лечил мужиков от всех болезней содой и  касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а  потом ставил полведра, думал, что так нужно… Обижался, когда мужики не называли его:  «ваше высокоблагородие…»).  Красная дорожка.  Характеристика героя: «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял  очень смешно. Любил шутить и острить». (Иван Петрович Туркин. «Ионыч»).  Вопросы и задания:  1. Всем известно, господин Туркин, что вы шутник. Как вы развлекали своих уже уходящих гостей? («… лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати,  стриженый с полными щеками: ­ А ну­ка, Пава, изобрази!» ­ сказал ему Иван Петрович.  Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном: ­ Умри, несчастная!  ­ И все захохотали»)  2. Видя, что гость стал задумчив и скучен, вы читали ему письмо о том, что в имении  «испортились все запирательства и обвалилась застенчивость». Кто прислал вам такое  смешное письмо? (Немец­управляющий).  Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку рассказа «Злой мальчик» Второй агон  (по рассказам А. П. Чехова «Душечка», «Дама с собачкой», «Анна на шее»)  С целью розыгрыша дорожек Ведущий предлагает игрокам после двух­трех минут  обдумывания провести заочные экспромт­экскурсии по чеховским местам, используя  заранее подготовленные книги и иллюстрации.  Зеленая дорожка.  Характеристика героини: «…эта была тихая, добродушная, жалостливая барышня с  кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую  белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице,  когда она слушала что­нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе» ­ и тоже  улыбались».  (Оленька, «Душечка»).  Вопросы и задания:  1. Оленька, вы не можете жить, не любя кого­то. А кого вы любили до встречи с  антрепренером Кукиным? («Раньше она любила своего папашу, который сидел теперь  больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал: любила свою тетю, которая иногда,  раз в два года, приезжала из Брянска; а  еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка»).  2. Вы, Оленька, говорили своим знакомым, что самое замечательное, самое важное на свете ­ это театр. Что же вы ставили в своем театре? («Вчера у нас шел «Фауст наизнанку», и  почти все ложи были пустые, а если бы мы с Ванечкой поставили какую­нибудь пошлость,  то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду»,  приходите»). 3. Отчего, Оленька, вы всю ночь не спали, горели как в лихорадке, а утром послали за  пожилой дамой (Влюбилась в управляющего лесным складом купца Бабакаева, Василия  Андреевича Пустовалова, за которого и вышла замуж).  Желтая дорожка.  Характеристика героини: «…по набережной прошла молодая дама, невысокого роста,  блондинка в берете; за нею бежал белый шпиц».  (Анна Сергеевна фон Дидериц «Дама с собачкой»).  Вопросы и задания:  1. Анна Сергеевна, вы приехали в Ялту из С. Вы всегда жили в этом городе? (Нет, я  выросла в Петербурге, вышла замуж и переехала в С., где живу два года на Старо­ Гончарной улице).  2. Помните, как вы, уезжая из Ялты, прощались с Гуровым? (Я не плакала, но была грустна, точно больна, и лицо у меня дрожало. Гурову я сказала: «Я буду о вас думать…  вспоминать. Господь с вами, оставайтесь. Не поминайте лихом. Мы навсегда прощаемся,  это так нужно, потому что не следовало бы вовсе встречаться»).  3. Где вы останавливались, приезжая в Москву из С.? (В «Славянском базаре» и тотчас же  посылала к Гурову человека).  Красная дорожка  Характеристика героини: «…умела щурить глаза, приходить, когда нужно в восторг,  глядеть печально и загадочно… унаследовала (от отца) темный цвет волос и глаз,  нервность и эту манеру всегда прихорашиваться».  (Анна. «Анна на шее»).  Вопросы и задания:  1. Анна, ваш муж, Модест Алексеевич, был скуп и денег вам не давал. Почему же он делал  вам дорогие подарки? («…зато он дарил Ане кольца, браслеты и броши, говоря, что эти  вещи хорошо иметь про черный день. И часто он отпирал ее комод и делал ревизию: все ли  вещи целы»).  2. Анна, что изменилось в вашей жизни после зимнего бала в дворянском собрании? («…  после у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в  пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро…  Денег нужно было очень  много, но она уже не боялась Модеста Алексеевича и тратила его деньги, как свои, …  посылала ему счета и записи: «…немедленно уплатить»).  Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку фрагмента рассказа  «Душечка» Третий агон (по рассказам А. П. Чехова «О любви», «Дом с мезонином», «Невеста»)  Разыграть дорожку поможет конкурс на лучшего чтеца. Предлагается фрагмент из рассказа  «Крыжовник». Зеленая дорожка.  Характеристика героя: «Я живу в Софине и занимаюсь хозяйством уже давно, … с тех пор  как кончил в университете. По воспитанию я белоручка, по наклонностям ­ кабинетный  человек». (Алехин. «О любви»).  Вопросы и задания:  Господин Алехин, по какому делу вы стали охотно бывать в городе? («Меня здесь выбрали  в почетные мировые судьи… приходилось наезжать в город и принимать участие в  заседаниях и съездах окружного суда. Я охотно знакомился … самым основательным и,  правду сказать, приятным было знакомство с Лугановичем, товарищем председателя  суда… и тут же представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой  Лугановича»).  2. Лугановичи дарили вам подарки? Вас это смущало? (Да. Взамен этих подарков я  посылал из деревни битую птицу, масло, цветы).  3. О чем вы думали, господин Алехин, расставаясь с Анной Алексеевной («Я думал, как мы несчастны, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…  когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от  более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель… или не нужно  рассуждать вовсе»).  Желтая дорожка.  Характеристика героя: «…помещик, молодой человек, который вставал очень рано, ходил  в поддевке, по вечерам пил пиво… Он жил в саду во флигеле».  (Белокуров Петр Петрович. «Дом с мезонином»).  Вопросы и задания:  1. Петр Петрович, отчего вам тяжелее всего в жизни? («Тяжелее всего… что работаешь и  ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия!»).  2. А в чем, по­вашему, господин Белокуров, состоит хорошее воспитание?  («Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не  заметишь, если это сделает кто­то другой»).  3. Вы неинтересно живете, господин Белокуров. отчего, например, вы до сих пор не влюбились в Лиду? («Вы забываете, что я люблю другую женщину» (Любовь Ивановну). … Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами»). Красная дорожка.  Характеристика героя: «Он был все такой же, как и прошлым летом: бородатый, со  всклоченной головой, все в том же сюртуке и парусиновых брюках, все с теми же  большими, прекрасными глазами; вид у него быль нездоровый, замученный, он и постарел,  и похудел, и все покашливал».  (Саша. «Невеста»).  Вопросы и задания:  1. Почему, Саша, вы убеждали Надю, юную и чистую девушку, что жизнь ее не чиста? («… нечиста, безнравственна эта ваша праздная жизнь… Поймите же, ведь если, например, вы и  ваша мать и ваша бабушка ничего не делаете, то, значит, за вас работает кто­то другой, вы  заедаете чью­то жизнь, а разве это чисто, не грязно!»).  2. Какие люди, по вашему мнению, интересны и нужны? («Только просвещенные святые  люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее  настанет царствие божие на земле»).  Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку рассказа «Толстый и  тонкий» Блиц­конкурс для вышедших в финал  I  1.Рассказ А. П. Чехова, в котором описан «рыбный день». («Налим»).  2. Повесть А. П. Чехова, которую называют стихами в прозе. (Степь»).  3. Как назывался сборник рассказов А. П. Чехова, за который в 1888 году ему  была присуждена Пушкинская премия? («В сумерках»).  II  1. Какая книга А. П. Чехова имеет географическое название («Остров Сахалин»).  2. Можно ли «пересолить» собственный рассказ» («Пересолил»).  3. Назовите несколько рассказов А. П. Чехова, связанных с медициной.  («Ионыч», «Попрыгунья», «Цветы запоздалые», «Враги», «Хирургия»).  III  1. Помогите вспомнить лошадиную фамилию. (Овсов).  2. Назовите последний рассказ А. П. Чехова. («Невеста»).  3. В каком рассказе герои теряют имена из­за своей комплекции? («Толстый и тонкий»). Ареопаг подводит итоги. Учащиеся показывают инсценировку рассказа «Лошадиная  фамилия» Награждение победителей

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс

Литературная игра "Мой Чехов" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017