Цель игры:
1. Приурочить мероприятие к Неделе русского языка и литературы
2. Выявить знания по русской классической литературе
3. Прививать интерес к предмету и уважение к языку
Формирование групп из разновозрастных участников с целью сплотить в команде и проявить себя как равноправный участник. Каждый из участников вносит свой посильный вклад, так как знает произведение за изучаемый курс. Игра научит старших бережно относиться к младшим участникам.
Условия игры
- Игроки входят в игру с горящей свечой, а покидают игру – с потушенной.
- Использование подсказки – уход 1 игрока.
– На обдумывание ответа – 1 минута.
– Если нет ответа – выбывает 1 игрок.
Коммунальное государственное учреждение
«Школа-гимназия №1 имени М. Горького»
Литературная игра
«Последний герой»
Составила и провела:
учитель русского языка и литературы
Минапова Р.Р.Литературная игра «Последний герой» (с 5 по 10 класс)
Цель игры:
1. Приурочить мероприятие к Неделе русского языка и литературы
2. Выявить знания по русской классической литературе
3. Прививать интерес к предмету и уважение к языку
Ход игры
1. Организационный момент. Подготовка команд.
2. Представление команд:
Команда «Лагартас»
Девиз: « Воспевая слово - возвышаешь душу!»
- Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Команда «Тартугас»
Девиз: «Кто много читает, тот много знает!»
Чтоб нести в народ культуру,
Надо знать литературу.
Книги мудрые читать,
Мир духовный развивать.
Команда спасателей «Всеведы»
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
3. Оглашение условий игры:
- Игроки входят в игру с горящей свечой, а покидают игру – с потушенной.
- Использование подсказки – уход 1 игрока.
– На обдумывание ответа – 1 минута.
– Если нет ответа – выбывает 1 игрок.
4. Разминка. Игра «Мозаика» (собрать рассыпанные слова, составить и
прочесть цитату)Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
Федор Михайлович Достоевский
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Клод Адриан Гельвеций
Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду.
5.«Путешествие на необитаемый остров». Станция 1 «Географическая»
Джозеф АддисонНазвать, из какого произведения отрывок и кто автор?
1. «Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому было верст восемь;
моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая
и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставал от
задних колес…»
2. «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. «Нет, -
подумал Аркадий,- небогатый край этот, не поражает он ни довольством своим, ни
трудолюбием; нельзя, нельзя остаться так ему, преобразования необходимы!»
3. «Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на
красном коне, - стало всходить солнце».
4. «Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные
пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. солнце
садилось, кибитка ехала по узкой дороге, или точнее: по следу, проложенному»
крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв
шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли мне воротиться?»
5. В самом деле, едва только поднялась метель, и ветер стал резать прямо в глаза,
как чуб уже изъявил раскаяние и , нахлобучив глубже на голову шапку, угощал
побранками себя, черта и кума. Ветер дул в затылок, но сквозь метущий снег
ничего не было видно».
Вот так мы и заблудились!
Станция 2«Математическая». Стали мы костер разжигать, дрова собирать,
назвать писателя по годам жизни, посчитать:
да считать
сколько прожил
1. 1828 – 1889 –
2. 1814 – 1841 –
3. 1799 – 1837 -
4. 1860 – 1904 –
5. 1809 – 1852 –
Станция 3 «Знакомство». Согрелись у костра – стали знакомиться:1. «Стоит он, маленький, чрезвычайно тощий мужичонко, в пестрядиной рубахе и
латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва
видны из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости».
2. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела», Как жизнь поэта
простодушна, Как поцелуй любви мила. Глаза, как небо, голубые; Улыбка, локоны
льняные …»
3. «Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от
рождения…»
4. « Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая
все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась кругленьким пятачком»
5. «Наружность его мне показалась замечательная: он был 40 лет, росту среднего,
худощав и широкоплеч. В черной бороде показывалась проседь, живые большие
глаза бегали. Волоса были острижены в кружок; на нем был армяк и татарские
шаровары»
Оказалось, что некоторые лица нам были знакомы.
Станция 4 «Знакомый голос» (кто это сказал?)
1. – Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша.
2. – Что батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?
3. – Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?
4. – Отчего люди не летают так, как птицы! Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
5. – Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.
Станция 5 «Отдых у костра». Решение кроссворда. По вертикали – найдете
клад.
2
1
4
3
51. Кто спас героиню К. Чуковского Муху-Цокотуху?
2. Фамилия автора стихотворения «Белая береза»?
3. Разговор двух и более лиц?
4. Автор поэмы «Мертвые души»?
5. Определи жанр: «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»Станция 6 «Почтовая» (достать из бутылки письмо, прочитать, угадать
произведение, назвать главного героя – автора письма)
«Здравия желаю Вам, дорогие игроки! Позвольте от всей души поздравить Вас с
Вашей, как ее там, игрой что ли, и пожелать Вам победы в этой игре!
Пишу с острова, на котором живу, бог ведает, сколько лет, а сам-то я не знаю и
не ведаю, дабы грамоте не обучен. Да и ни к чему она, грамота эта. Живу
припеваючи, ни в чем не нуждаюсь, так как всего у меня здесь в достатке: в ручье
рыба – словно в садке так и кишит, и кишит. Деревья тут растут, а на деревьях
плоды всякие. Яблоки, арбузы, даже хлебные булки! Зайдешь в лес – а там рябчики
свищут, тетерева токуют, зайцы так и бегают.
Но я этого всего не ем – жую кислые яблоки, извлекаю из кусков дерева огонь, да
вот давеча двум баринам из своих волос силки сплел, рябчиков наловил да и
прямо в горсти суп сварил . Ох, и намаялся я сними. Ничегошеньки, родненькие
мои, не умеют: ни стороны света определить, ни на дерево влезть, ни рыбу, котора
сама в руки просится, изловить, як дети малые. Уж и кормил их, и поил, все равно
затосковали, домой запросились. Отвез я их на Подьяческую. Не забыли мужика,
выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!
С тех пор вот кукую один – одинешенек. Да со скуки-печали вот письмо
накалякал – бояре чуток научили письму. Прощевайте. Как окажетесь на острове,
заглядывайте в гости и Вас, чем смогу, угощу».
Станция 7 «Привалочная» (прочесть наизусть любое стихотворение,
«съедая» существительные, другой команде - глаголы)
Станция 8 «Творческая» (сочинить четверостишие о сегодняшней игре)6. Подведение итогов игры. Награждение победителя – Последнего
героя.