Литературная композиция по циклу рассказов-миниатюр Ф.А. Абрамова "Загадочная русская душа"
Оценка 4.7

Литературная композиция по циклу рассказов-миниатюр Ф.А. Абрамова "Загадочная русская душа"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
русская литература
9 кл—11 кл
10.01.2017
Литературная композиция по циклу рассказов-миниатюр Ф.А. Абрамова "Загадочная русская душа"
Внеклассное мероприятие по литературе для обучающихся 9-11 классов. Цель - познакомить обучающихся с циклом рассказов Ф. Абрамова «Трава-мурава». Содержание литературной композиции: краткие сведения о жизни писателя, небольшой анализ рассказов, инсценировка рассказа «Как Нина вылечила сына от жестокости», чтение по ролям.Содержит статью с литературной композицией
литературная композиция.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Двинская средняя школа»

Муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»

Архангельской области

 

 

 

 

 

Загадочная русская душа

 

Литературная композиция по циклу рассказов-миниатюр Ф.А. Абрамова

 

 

 

 

 

 

Акулинина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы

Домашний адрес –

Архангельская область

Холмогорский район

п. Двинской ул. Лесная д. 110 кв. 2

Адрес школы –

Архангельская область

Холмогорский район

п. Двинской ул. Лесная д. 87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Двинской

 

Содержание работы

 

Сценарий литературной композиции……………………………………………3 – 12

 

Использованные источники …………………………………………………….. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературная композиция «Загадочная русская душа»

 

Участники — учащиеся 9-11 классов

Оформление на доске:

Перед хорошим человеком мы всегда в долгу.

Улыбнись —и миру станет лучше.

Сотвори мир в душе и пошли его людям.     Ф. Абрамов «Трава-мурава»

Цель-познакомить обучающихся с циклом рассказов Ф. Абрамова «Трава-мурава».

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Презентация.

Памяти Федора Абрамова


Он так любил березы и космеи
И пинежский напевный говорок,
День ото дня сильнее и сильнее
Его тянуло на родной порог.

Здесь сердце отдыхало и болело,
Искало вновь ответа на вопрос:
Куда идем? Так в чем, скажите, дело?
Земля скудеет, лес и сенокос.

Герои мы на час? Да неужели?
А Родина просила защитить
От подлости, пассивности, безделья,
От сердца равнодушного в груди.

И он вставал. Он словом бил в упор!
Он, как на фронте, снова был бойцом!
И, выйдя на Абрамовский угор,
Я чувствую, как ветер бьет в лицо!

Татьяна Бечина


 

Вед.1 (слайд 2) 29 февраля 2015года исполняется95лет со дня рождения известного русского писателя Федора Абрамова. Слова его, впервые прозвучавшие десятилетия назад, актуальны и сегодня. Жизненное кредо Абрамова —"будить, всеми силами будить в человеке Человека". А этот призыв важен сегодня не менее, чем в те годы.

Вед.2 (слайд 3) АБРАМОВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ родился 29 февраля 1920 вс. Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой. Уже в9-10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в1937.

Вед.1.(слайд 4) Учился крестьянский парень прилежно и охотно, проявляя в занятиях большую усидчивость, настойчивость. Жажда знаний у него была поистине неутолимой, его интересовало всё, по всем предметам он шёл успешно. Девятый и десятый классы Фёдор Абрамов закончил на «отлично». Люди, близко знавшие Федю по Карпогорской школе, особенно выделяли его активность, юношеский задор, интерес ко всему новому, стремление к первенству.

Вед.1 (слайд 5) После окончания Карпогорской средней школы в1938 г. Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны: в1941 записывается добровольцем в народное ополчение. Дважды был ранен. В1942, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш».

Вед.2 (слайд 6) После войны завершил высшее образование, стал кандидатом наук, заведующим кафедрой советской литературы в Ленинградском государственом университете. С1949 публиковал литературно-критические статьи. Первый роман «Братья и сестры» (1958) положил начало эпическому циклу «Пряслины» (другие романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973)), полностью изданному в1974 и отмеченному Государственной премией СССР (1975). В 1978 Абрамов дополнил цикл романом «Дом». Кроме того, широко известны и такие повести, как «Безотцовщина», «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони» и др.

Вед.l. (слайд 7) Во второй половине 70-х годов Абрамов всё настойчивее обращается к публицистическим жанрам. Часто выступает с речами, даёт интервью, совершает поездки по родной стране. Своеобразным и по-своему закономерным завершением писательского пути Ф. Абрамова можно считать цикл его рассказов-миниатюр «Трава-мурава».

Вед.2 Более 30 лет вел Федор Александрович Абрамов записные книжки. Он делал записи подробные и беглые, записывал все, что поражало, интересовало, или вызывало негодование, В последние годы писатель сам отбирал из записных книжек значительное и интересное для него. Так родилась последняя любимая книга Ф. Абрамова«Трава-мурава». Что же представляет собой книга? Это целый цикл крохотных рассказов (около 200) размером в страничку. Чаще в полстраницы, а то и в несколько строк. А в них русская народная жизнь. В этих рассказах как в самой жизни все перемешано-радостное и горькое, смешное и трагичное, небывалое и привычное.

Рассказ «Ради памяти о себе»

75 лет. Старик. И, что называется, круглый инвалид войны, левой руки нет по локоть, на правой два пальца — большой и указательный. Вдобавок к этому еще почти совершенно слепой и абсолютно глухой.

Но что за человечище этот старик!

Вырастил восемь детей, построил дом каменный, —кажется, и этого немало. Нет, на старости лет принялся за пруд. И вот уже пять лет с весны до поздней осени делает пруд. Вручную. Лопата, цинковое корыто с лямкой —и больше ничего. Нет, еще упорство.

Каждый день с раннего утра, в любую погоду на стройке пруда.

Откуда же черпает силы этот старик?

Во-первых, силы он копит и собирает зимой. (Это как копят и собирают воду в колодцах в Великий пост.)

А во-вторых —это главное —силу старику дает мечта. А мечта у него такая — вырыть пруд, оставить по себе память.

Вед.1 (слайд 8) Не сразу нашлось название цикла, и много было радости, когда оно родилось в Комарово 26 марта 1980 года. О том запись в дневнике:

Но самое главное достижение дня —кажется, придумали название будущей книги маленьких рассказов и зарисовок: «Трава-мурава». Поэтический образ жизни. А сколько перебрали до этого! «Лес жизни», «Дали и глуби», «Увиденное и услышанное», «По городам и весям». Придумали с Люсей, когда уже возвращались с лыжной прогулки».

Вед.2 (слайд 9) Федор Абрамов очень дорожил циклом своих рассказов «Трава -мурава»!» Что это такое трава-мурава? Это мелкая травка, которая растет обычно на крестьянских дворах. Сколько ее ни топчут ногами, ни мнут колесами, она растет и растет. Оправится —и снова двор живой, зеленый. Это не какая-нибудь определенная порода травы, а всякая.

Песня «Хожу по травке» (слайд 10)

Вед.1 Почти каждый рассказ памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу, длившемуся не день, не два, а иногда всю жизнь. Удивительная красота русской души скромная, неброская —открывается в этих маленьких рассказах.

Рассказ «Памятник»

Старая Пахомовна тяжело заболела. Съехались дети, стали утешать, успокаивать:
поправишься, мама, а не поправишься, мы такой тебе памятник отгрохаем, какого в нашей деревне еще не видали.

- Нет, ребята, никаких памятников не ставьте, а положите мне на могилу плуг.

- Плуг?

- Плуг. В городах на памятниках про все заслуги покойника пишут, а  у меня заслуга одна - плуг. После войны мне в колхозе именной плуг присвоили за то, что я двадцать пять лет бессменно за плугом выходила. А когда я по старости незамогла ходить за плугом, мне тот плуг домой привезли, за сарай поставили. Там он и сейчас стоит.

За сараем, однако, плуга не оказалось.

Дети думали-думали, как быть, и в конце концов привезли от колхозной кузницы какой-то старый, бросовый, порядком проржавевший плуг. Привезли и поставили перед окошком.

Так, глядя в окошко на этот плуг, и отошла старая Пахомовна.

Вед.2 Превыше всего и в людях Абрамов ценил умение вдохновенно работать везде – в литературе, в науке, в поле, на стройке. Он негодовал и печалился, что исчезает в деревне «былая гордость за хорошо распаханное поле, за красиво поставленный зарод, за чисто скошенный луг, за ухоженную... животину», что «выветривается любовь к земле, к делу, теряется уважение к себе».

Рассказ «Завет отца»

Илью Мироновича ценили и почитали на фабрике. Лучший столяр. По тем же стандартам работал, что и другие, но как все делал! Прочно, чисто, красиво. Глаз не оторвешь от его изделий. И потому продукция Мироновича до широкого покупателя не доходила. Ее скупали, что называется, на корню. На нее на самой фабрике была очередь, список специальный даже был заведен.

Но вот пришел новый директор и сразу же выговор Мироновичу за невыполнение плана.

Миронович подал заявление об уходе.

На фабрике поднялся чуть ли не бунт. Его упрашивали, уговаривали товарищи: дескать, не валяй дурака! Кто уходит с работы за восемь месяцев до пенсии?

Но старик был неумолим.

- Нет, сказал он, я так не могу работать. Мне еще отец говорил: «Не сколько сделал, а как сделал». И я этому завету следовал всю жизнь.

И ушел...

Вед.1 «Работа! Работа! Каждая хорошо написанная строчка, каждый хорошо написанный абзац, страница - это самое большое счастье, это самое большое здоровье, это самый лучший отдых для души, для ума, для сердца...—говорил Абрамов. —Работа это, вероятно, самая высокая любовь, любовь к своей семье, любовь  к своему дому, любовь к Родине, любовь к народу». «Лучшее лекарство» —так назвал он труд человека водном из своих рассказов.

Рассказ «Лучшее лекарство»

Антон Егорович, великий труженик, из тех, на ком держался колхоз, заболел.
Местный фельдшер и вызванный из райбольницы врач навыписывали старику кучу всяких лекарств. Да еще дочери из города прислали.

- Дедушка, — спросил маленький внучек, с которым обычно Антон Егорович  коротал дома дни, —а какое лекарство всех лучше?

- Нету его здесь.

-А где оно?

- В сарае.

- В сарае? Дак давай я сбегаю.

- Не принести тебе, родимый. То лекарство работой называется, и взять его могу  только я.

- Ну дак давай обопрись на меня, да пойдем в сарай.

Старик попервости в шутку (надоело маяться целыми днями в душной избе) оперся на жиденькое плечико внука, кое-как не без его же помощи дополз до сарая, пристроился к начатым незадолго до болезни саням (он всю жизнь делал для колхоза сани), кое-как взял в руки топор и начал постукивать. И вот, что вы думаете, полегчало старику: вечером в тот день он впервые за две недели поел, а еще через неделю совсем поправился.

Вед.2. С какой простотой, незлобивостью, мудрым терпением повествует сам народ о своем прошлом, о военных и послевоенных лишениях, муках, страданиях, бедах, о своем подвижническом труде, о нечеловеческой выносливости.

Рассказ «Офимьин хлебец»

Справедливости на земле нету. Бог одной буханкой всех людей накормил —сколько молитв, сколько поклонов. Я еще маленькой была, отец Христофор сам вона пел: и возблагодариша господа нашего, единым хлебом накормиша нас... А про меня чего не поют? Яне раз, не два свою деревню выручала. Всю войну кормила. Мохом.

Раз стала высаживать из коробки капустную рассаду на мох. Смотрю: ох, какой хорошенькой мошок! Чистенькой, беленько: А дай-ко я его высушу да смелю. Высушила, смолола. Ну мука! Крупчатка! В квашню засыпала, развела, назавтра замесила (мучки живой, ячменной горсть была), по сковородкам разлила эх, красота!

Ладно. В обед, на пожне, достаю, ем — села на самое видное место. Женки глаза выпучили глазами мои хлебы едят. «Офима, что это?» А это, говорю, мука пшенична моей выработки. Дала попробовать —эх, хорошо! «Где взяла? Где достала?» На болоте. Назавтра все моховиков напекли —ну, не те. Скусне тот. Опять: сказывай, где мох брала. Я отвела место на болоте —всю войну не знали горя. Уродило, не уродило —мы сыты.

Думаешь, мне благодарность была? Спасибо сказали? Тепере-ка клянут. У всех желудки больны. От Офимьиного хлебца, говорят. От моха.

Вед1. Тяжелым грузом легла война на плечи русского народа. Выжить в эту трудную пору могли только сильные духом люди.

Рассказ «Мухомор»

- Не пинай, не пинай.

- Да это же мухомор! Чего жалеть?

- А для меня это самый дорогой, самый любимый гриб.

- Да ты шутишь.

- Нет, мухомор мне спас жизнь. Во время войны (в Белоруссии) наша семья —мать,
брат, сестра и я (отец был на хуторе убит) попали в концлагерь. Там из всех детей немцы
кровь выкачивали. Лучшая кровь для переливания. Кровь выкачивали, дети и умирали. Нас спас двоюродный брат, подросток. Всем нам натер тело мухомором. Боли ужасные. Кожа распухла.

Ну, немцы нас и забраковали: «Коростен, коростен».

Конечно, нас бы уничтожили. Но немцам помешали наши. Освободили.

С тех пор я больше всего люблю из грибов мухомор, гриб-спаситель.

Вед.2 Самая большая радость в моей жизни, —вспоминал Абрамов, - это то, что я прошел через войну и остался жив. Мне страшно повезло, конечно, я был в переплетах самых ужасных: так, через Ладогу пробирался уже в апреле месяце, там машина одна впереди с ребятишками блокадными, другая с ранеными сзади, пошли на дно. Наша машина как-то прошла под пулеметами и под обстрелом, под снарядами... Страшно много случайностей, в результате которых я оказался жив. Это надо рассказывать очень долго, и вот для меня самый великий праздник, тут уж я открываю прописные истины, это, конечно, День Победы.

День Победы был большой радостью для всего русского народа.

Рассказ «Вкус победы»

Я долго, до восьми лет, хлеб победой называла.

Как сейчас помню. Бегаем, играем с девочешками возле нашего дома, и вдруг: «Санко, Санко приехал!» А Санко старший брат Маньки, моей подружки из соседнего дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

Солдат. Медали во всю грудь. С каждой за руку здоровается, у каждой спрашивает, как звать, каждую по головке гладит. А потом и говорит: «Я, говорит, Победу вам, девки, привез».

А мы, малоросия, что понимаем? Вылупили на него глаза, как баран на ворота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда бы до нас дошло.

Ну, догадался Санко, что у нас на уме. Достает из мешка буханку хлеба. «Вот, говорит, девки, так Победа-то выглядит». Да давай эту буханку на всех резать.

Долго я после того капризила. За стол садимся, мама даст кусок, скатанный из моха да картошки, а я в слезы: «Победы хочу...»

 

Вед.1 Сколько бывает огорчений, сколько невзгод в жизни, когда чуть ли не впетлю готов залезть, но вспомнишь, что ты остался в живых, что все ребята, твои товарищи, погибли, что погибли, может быть, самые талантливые, может быть, гениальные ребята. Мы подсчитали — двадцать миллионов. Двадцать миллионов или больше, мы же не знаем, сколько погибло.

Вед.2 А кто подсчитал, сколько погибло талантов, гениев? Как осиротела из-за этого, оскудела наша советская, русская земля. Это же не подсчитано. И поэтому для меня всегда самое первое утешение, что я живу. И я должен жить и работать не только за себя, а и за тех, кого сегодня нету, — считал Ф. Абрамов, как и героиня его рассказа.

Рассказ «Зарок блокадницы»

Заговорили о неустроенности, обедах сегодняшнего бытия, о всевозможных недостатках, о болезнях, которые косят людей, — что за жизнь? Что за век? Кое-кто вздохнул, кое-кто охнул, а кое-кто даже слезу пустил. И только одна старая Наталья Александровна невозмутимо улыбалась.

—После войны я ни разу не плакала. Грех великий плакать, кто пережил блокаду да войну.

Вед.1Все, что окружало, все, что видел, любил, чему радовался, что наблюдал, чему сопереживал, — все хотелось ему записать, запечатлеть, оставить память, передать людям. Влюбленный в жизнь, умел он находить красоту в самых обычных явлениях, - вспоминает жена писателя Л. Крутикова -Абрамова.

Рассказ «Лебеди на заливе»

Вед.2 Абрамов хотел открыть нам ту красоту и поэзию, которую нередко перестает замечать современный человек, вечно спешащий, суетный, поглощенный многими призрачными соблазнами века и не умеющий, не успевающий видеть, беречь, ценить, любить самое прекрасное и одухотворяющее то, что дает человеку общение с природой.

Инсценировка рассказа «Как Нина вылечила сына от жестокости»

Алешка рос жестоким с мала. Отрывал крылышки у бабочек, подбивал камнями голубей, давил гусениц. Нина увещевала, совестила —бесполезно. Итак было до тех пор, пока однажды Алешка не раздавил большого муравья.

- Что ты наделал?

- А что?

- Да ведь ты муравья погубил.

- Ну и что. Разве их мало?

- Дело не в количестве. А вот твою маму бы раздавили, как бы ты к этому отнесся?

- Так ведь то мама.

- А у муравья-то тоже есть дети. И представляешь, как они сейчас плачут, какое у них горе?

- Муравьи плачут?

- А как? Убили папу, их кормильца. И может, они сейчас где-то умирают от голоду.

- Муравьи от голоду?

- Неужели это неясно? Отец-муравей пошел за хлебом, за букашками, чтобы накормить деток, а ты его раздавил. Понимаешь, что будет теперь сними? Они погибнут от голода.

- А мама?

- А мамы, может, у них нет. Мама, может, умерла еще раньше.

Алешку это потрясло (заревел).

- А как же теперь быть? Где их разыскать?

- Как же ты разыщешь? Они не люди. Вот потому-то и надо хорошо относиться ко всяким букашкам, зверькам. Все они такие же живые существа, как ты. И всем им больно. И все они хотят есть. И у всех них есть папы имамы. А когда умирает папа или убивают его, умирают и они.

- А другие муравьи им не помогут?

- У них свои дети. После молчания:

- Мама, что я наделал?

С тех пор Алешка —защитник и друг всего живого.

Вед.1 Подслушанное мудрое и острое народное слово, затем ограненное и отшлифованное умом и сердцем художника, входило в книги писателя и возвращалось ярким самоцветом к миллионам читателей.

Миниатюра «О хлебе»

Чт.1.Любимый запах в доме сена да трав разных —духовитый. По душе и запах дегтя, он —домовитый.

А всем запахам запаххлебный. Хлеб ржаной, подовый. И тут что удивляться: ведь  у хлебушка кто покровитель? Кто хранит? Сам Господь Бог.

Чт.2. Да, бабушка у нас, бывало, говаривала: у кажной животины, у кажного овоща свой покровитель, а у зерна да у хлеба сам Господь Бог.

Да, коровушку хранит Параскева-Пятница, рыбаку помогает Никола с Миры Ликийской, а хлеб хранит сам Господь.

Чт.3. Много, много у людей слов всяких да молитв, а первая молитва, первое слово о хлебе: «Хлеб нам насущный даждь».

Чт.1. «Хлеб всему голова».

Чт.2. «Ржаной хлебушко всем хлебам дедушка».

Чт.3. «Хлеб на столе, так и стол престол, хлеба нет куска, так и стол доска».

Чт.1. «Без хлеба нет обеда».

Чт.2. «С хлебом и зима не страшна. Сытней хлеба еды нет».

Ч3. Про самого старика работящего каку нас говорили? Они кашу с хлебом ест. Да чего тут! Хлеб, да вода, да соль —основа жизни.

Чт.1. «Душмяный запах хлебный лучше его нет».

Чт.2. «По трудам хлеб на поле родится».

Чт.3. «Раньше хлебушко-то караваями пекли, а ныне кирпичиками. Кирпичики они и есть, ни духовитости хлебной, ни скусу, черствеют скоро, а сухаря хорошего не дает, не рассыпается.

Чт.1. «Всегда помни: хлебну кроху уронить да не поднять – в жизни удачи не ждать».

Вед.2 Сотни человеческих судеб, характеров, поступков проходит перед нами в «Траве-мураве». Есть в цикле и просто колоритные сценки, зарисовки, притчи, любование метким народным словом, юмором, скоморошиной.

Чтение по ролям рассказа «А я кого выставлю?»

- Опять звонил твой драгоценный друг.

-Хвостенко, что ли? Его имя этим эпитетом обычно сопровождает жена.

- А кто же больше!

- Насчет свадьбы?

-Да. Не забудьте, говорит, второго.

- Ну, ты сказала, что я за границу собираюсь?

-Сказала. Так он просто взмолился, только что не зарыдал. Пускай, говорит, отложит
свою заграницу. Мне нельзя без него.

- Где нельзя без меня? На свадьбе?

-Ну. Отец у жениха зам. председателя облисполкома, а я, говорит, кого выставлю? А я выставлю писателя.

Рассказ «Гипербола»

(Рассказ старого учителя)

Гимназия в провинциальном городке. Бюджет: половина казны, половина благотворителей.

Одним из первых благотворителей был полуграмотный купец, первый богатей города. Он любил наведываться в гимназию и с особенным удовольствием присутствовал на экзаменах.

Старому учителю, тогдашнему ученику гимназии, из бедной, в прошлом чуть ли не крепостной семьи, учившемуся на казенном коште, выпал на экзамене билет: «Животные Африки».

Учитель заплетающимся языком перечисляет животных, в их числе называет гиппопотама (тогда бегемотом не называли).

Этот гиппопотам живет вводе и съедает зараз воз сена.

Ну это ты, голубчик, загнул, —говорит купец.

Учитель гимназии ему шепчет на ухо:

Так это же, ваше степенство, гипербола.

Читал, читал. Гиперболу-то я знаю. Та и три воза съест.

Вед.1(слайд 11) В любимом цикле писатель создал целое созвездие чистых, праведных душ. В большинстве своем это люди рядовые, простые, незаметные, как травка-муравка. Но вместе с тем это люди не заурядные, а одаренные самым высоким талантом человечностью, добротой помыслов, любовью к земле, к своему делу и в первую очередь высокой совестливостью, состраданием, верностью слову. Это ЛЮДИ, много поработавшие на своем веку, много претерпевшие, но не утратившие самого главного чистоты сердца, умиротворенности.

Рассказ «Тетя Катя»

Вед.2 Восемьдесят три года. Грузная, тяжелая. Идет по улице копна сена ползет. И только глаза молодые, полные жизни. И тетя Катя любила приговаривать: Тело просит земли, а душа —любви.

Рассказ «От жалости»

У Александры Михайловны возле дома целая псарня —полно собак и собачонок. Спрашиваю:

Ты что, Михайловна, по выведению собак решила специализироваться?

     — С чего! Сиротины все это да подброски. Заведут собачонку, поиграют сколько, а потом надоест —на улицу. А то и щенка слепого принесут: «Александра Михайловна, я вам щеночка принес». — «Да зачем он мне? Понеси бога ради, откуда принес». А час спустя какой на крыльцо вышла, щенок-то там ползает, коготками по полу скребет. Ну, и жалко станет — плеснешь молока. А раз плеснула — все, больше не выгонишь.

Рассказ «Бабушкина вера»

Катя С. с двумя подругами-студентками приехала на Вологодчину собирать фольклор и готова была в первом же райцентре проклясть и Вологодчину, и ее жителей.

Дождь проливной, холод, транспорта нет —они четыре часа выстояли на дороге, прежде чем их подобрала машина-попутка.

А в деревню приехали — что за народ? Ни в одну избу не пускают обогреться хоть подыхай, а уж насчет фольклора и говорить нечего — никто слушать не хочет, как на чокнутых смотрят. Наконец после долгих хождений от избы к избе их пустила к себе одна старушка. Чудо-старушка. Как из русской сказки. На печи обогрела, обсушила, чаем напоила, а потом и разговоры завела: откуда, куда, зачем? Однако сама-то старушка ни песен, ни сказок, ничего другого в этом роде не знала. Зато растолковала назавтра, к кому надо идти, в какие деревни.

Катя и подруги ее так и сделали, как посоветовала старушка, и  к вечеру вернулись к ней с богатейшими записями. И страшно удивленные, что в каждом доме их принимали как нельзя лучше.

Старушонка этому нисколько не удивилась. Она сказала только:

- Дак ведь я вас к людям своей веры посылала —как могло иначе-то?

- А какая у вас вера, бабушка?

- А вера у меня такая: доколе жива, добро людям делать.

Вед.1 Писатель очень дорожил «Травой-муравой», ощущал особую значимость этих на первый взгляд неприхотливых житейских событий, сценок, даже отдельных реплик. Он ощущал ту высочайшую мудрость народного слова, народной души, которую так пронзительно запечатлел Бунин в рассказах «Лапти», «Божье древо» и других кратких рассказах.

Рассказ «Секрет врачевания»

В Болгарии живет старик —лекарь. Лечит чуть ли не по глазам. Посмотрит в глаза, определит болезнь и дает совет.

Спрашивают старика, как он научился лекарскому искусству. Отвечает: «Было мне
сорок лет, болел чуть ли не всеми болезнями, врачи не помогали. Стал сам все изучать, книги читал, народную, восточную медицину».

— Ну, и в чем секрет врачевания?

А все очень просто. Можете записать на одном ноготке.

1. Будьте чистыми в мыслях, желаниях.

2. Будьте чистыми в поступках.

3. Будьте чистыми в пище.

Вед.1 «Я-то думал: все, пропала Русь, одна шушера осталась, а читая «Траву-мураву» понял: Жива Россия. И выживет. Какие прекрасные люди населяют мои рассказы. Ведь не выдуманы они. Из жизни взяты», -писал Ф. Абрамов. Эта вера в русских людей, в Россию помогала ему преодолеть любые трудности.

Вед.2. Последние записи Федора Абрамова звучат как завещание:

«Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем —сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное».


Вед.1.Ему повелела природа
Нелегкую ношу нести!
Жить думой и болью народа,
И быть у народа в чести.

Вед.2.В нем зрела заступная дума
За братьев своих и сестер,
Он шел по стопам Аввакума,
Он ярко горел, как костер.

Вед.1.Горел, презирая невзгоды,
Великою Правдой томим.

Он знал, что поднимутся всходы
Из зерен, посеянных им.

В. Лазарев


Вед.1.(слайд 12) Умер Абрамов в Ленинграде 14 мая 1983 года. Хоронили Федора Абрамова на его родине в Верколе. Это было холодным ветреным днем 19 мая. Гроб с телом писателя был установлен в сельском Доме культуры. Он буквально утопал в цветах, венки от близких, друзей, разных общественных организаций. Неподвижный квадрат почетного караула. Скорбные мелодии протяжных пинежских песен. И бесконечная вереница людей, проходивших у гроба.

Вед 2.  (слайд 13) Захоронили Федора Александровича рядом сего небольшим домом, неподалеку от могучей одинокой лиственницы, воспетой в его романах. В тот день негреющее северное солнце долго не заходило над Верколой, долго не утихали над Пинегой ранящие крики чаек, а в душе у каждого нескончаемо томительно звучали прощальные строчки стихов Ольги Фокиной, прозвучавшие над могилой:


Твоему сыну, Веркола,
Приусталось, призаснулось,
Поцелуй его в лоб высок,
Постели ему бел песок,
Огради его дернышком
От дождя и от солнышка...


 

(слайд 14 «Высказывание Д.С. Лихачева», слайд 15 «Дань памяти»)

 

 

 

 

   

 

Использованные источники

Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном / Сост. И автор предисловия Л.В. Крутикова. – М.: Мол. Гвардия, 1988

Абрамов Ф. Собрание сочинений: В 6 т. / Редкол.: Д. Лихачев, В. Распутин и др.; Сост. Л. Крутиковой-Абрамовой. Т. 4: Рассказы; Приложения / Сост., подгот. текста, послесл., примеч. Л. Крутиковой – Абрамовой. – СПб.: Худож. лит., 1993

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Двинская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Двинская средняя школа»

Содержание работы Сценарий литературной композиции……………………………………………3 – 12

Содержание работы Сценарий литературной композиции……………………………………………3 – 12

Литературная композиция «Загадочная русская душа»

Литературная композиция «Загадочная русская душа»

А брамов п осещает р одную д еревню: в печатления о т э той п оездки л ягут в о снову б удущих п роизведений…

А брамов п осещает р одную д еревню: в печатления о т э той п оездки л ягут в о снову б удущих п роизведений…

Но с амое г лавное д остижение д ня —к ажется, п ридумали н азвание б удущей к ниги м аленьких р ассказов и з…

Но с амое г лавное д остижение д ня —к ажется, п ридумали н азвание б удущей к ниги м аленьких р ассказов и з…

Но в от п ришел н овый д иректор и с разу ж е в ыговор

Но в от п ришел н овый д иректор и с разу ж е в ыговор

Раз с тала в ысаживать и з к оробки к апустную р ассаду н а м ох

Раз с тала в ысаживать и з к оробки к апустную р ассаду н а м ох

Солдат. М едали в о в сю г рудь

Солдат. М едали в о в сю г рудь

Н у и ч то. Р азве и х м ало? -

Н у и ч то. Р азве и х м ало? -

Ч3. П ро с амого с тарика р аботящего к аку н ас г оворили?

Ч3. П ро с амого с тарика р аботящего к аку н ас г оворили?

Это Л ЮДИ, м ного п оработавшие н а с воем в еку, м ного п ретерпевшие, н о н е у тратившие с амого…

Это Л ЮДИ, м ного п оработавшие н а с воем в еку, м ного п ретерпевшие, н о н е у тратившие с амого…

Рассказ « Секрет врачевания»

Рассказ « Секрет врачевания»

Использованные источники Абрамов

Использованные источники Абрамов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017