Сценарий литературно-исторической реконструкции Новогоднего бала 27.12.2019
· Участники: гимназисты 9-11 классов (не менее 10 человек от класса), педагоги, родители. Списки сдать до 10.12.18. Степановой Е.А.
· Условия для классов - участников: изучить этикет светских балов 18 - 19 веков, подготовить свой «салон», активно участвовать в реконструкции.
· Условия для всех участников: одежда, стилизованная под 18-19 век. Девушки – платья и юбки в пол, веер. Юноши – белая рубашка, черные брюки и туфли
· График репетиций танцев в к.«Интерес»: Маслова Виктория Юрьевна, каб. А 302, вторник 6 урок, пятница – 6-7 урок.
· Отв. за музыкальное сопровождение - учитель музыки Нор С.В.
· Отв. за приглашения – Комова С.В.( род. Дунаева)
· Место проведения: театрально-концертный зал к. «Интерес», 27.12.2018 г., с 16 до 19.00 ч.
Полонез Входят в зал участники бала
|
|
На сцене появляются ВЕДУЩИЕ (в современной одежде) Диалог
Глухая полночь. Строем длинным, Осеребренные луной, Стоят кареты на Тверской Пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней Обширный зал; с высоких хоров Ревут смычки; толпа гостей; Гул танца с гулом разговоров. Е. Баратынский «Бал»
- Ты что-нибудь понимаешь? - По-моему, мы попали на Рождественский бал 19 века. - Как это могло произойти? - Не знаю… Но говорили же учителя, что если мы до 27 декабря не сдадим образовательный минимум, не защитим годовой проект, наша карета превратится в тыкву, а пышный наряд… в старенькие джинсы… - Надо же, как в воду глядели… Тем более, что пышный наряд мы не готовили, и что такое бал так и не узнали… - Что же? Наш праздник будет испорчен? - Не думаю… У нас ещё есть время всё исправить… и подготовить проект… Итак, наша ПРОБЛЕМА – «Как надо выглядеть на балу 19 века» - Гипотеза. Исторические факты, художественные произведения русской литературы и участники сегодняшнего праздника нам помогут выяснить все о балах…
- Смотри, по-моему это сам Пётр I. (Прячутся. ) |
|
На сцене появляется Пётр I В России балы начали устраивать по моему указу с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Искусство непринужденного светского общения оказалось непростым делом. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Танцевали англез, польский полонез. Мне больше всего нравился шумный и веселый гросфатер. Я сам отличный танцор, люблю шутку и не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных.
Танец??? Гросфатер Я лично следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на моих ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам. Ох и тяжело мне пришлось… Посудите сами…
Сцена из произведения Пушкина «Как царь Пётр арапа женил…» - 11ю День был праздничный. Гаврила Афанасьевич ожидал несколько родных и приятелей. В старинной зале накрывали длинный стол. Гости съезжались с женами и дочерьми, наконец освобожденными от затворничества домашнего указами государя и собственным его примером. Наталья Гавриловна поднесла каждому гостю серебряный поднос, уставленный золотыми чарочками, и каждый выпил свою, жалея, что поцелуй, получаемый в старину при таком случае, вышел уж из обыкновения. Пошли за стол. На первом месте, подле хозяина, сел тесть его, князь Борис Алексеевич Лыков, семидесятилетний боярин; прочие гости, наблюдая старшинство рода и тем поминая счастливые времена местничества, сели — мужчины по одной стороне, женщины по другой; на конце заняли свои привычные места: барская барыня в старинном шушуне и кичке; карлица, тридцатилетняя малютка, чопорная и сморщенная, и пленный швед в синем поношенном мундире. Стол, уставленный множеством блюд, был окружен суетливой и многочисленной челядью, между которою отличался дворецкий строгим взором, толстым брюхом и величавой неподвижностию. Первые минуты обеда посвящены были единственно на внимание к произведениям старинной нашей кухни, звон тарелок и деятельных ложек возмущал один общее безмолвие. Наконец, хозяин, видя, что время занять гостей приятною беседою, оборотился и спросил: «А где же Екимовна? Позвать ее сюда». Несколько слуг бросились было в разные стороны, но в ту же минуту старая женщина, набеленная и нарумяненная, убранная цветами и мишурою, в штофном робронде, с открытой шеей и грудью, вошла припевая и подплясывая. Ее появление произвело общее удовольствие. — Здравствуй, Екимовна, — сказал князь Лыков, — каково поживаешь? — Подобру-поздорову, кум: поючи да пляшучи, женишков поджидаючи. — Где ты была, дура? — спросил хозяин. — Наряжалась, кум, для дорогих гостей, для божия праздника, по царскому наказу, по боярскому приказу, на смех всему миру, по немецкому маниру. При сих словах поднялся громкий хохот, и дура стала на свое место, за стулом хозяина. — А дура-то врет, врет, да и правду соврет, — сказала Татьяна Афанасьевна, старшая сестра хозяина, сердечно им уважаемая. — Подлинно, нынешние наряды на смех всему миру. Коли уж и вы, батюшки, обрили себе бороду и надели кургузый кафтан, так про женское тряпье толковать, конечно, нечего: а, право, жаль сарафана, девичьей ленты и повойника. Ведь посмотреть на нынешних красавиц, и смех и жалость: волоски-то взбиты, что войлок, насалены, засыпаны французской мукою, животик перетянут так, что еле не перервется, исподницы напялены на обручи: в колымагу садятся бочком; в двери входят — нагибаются. Ни стать, ни сесть, ни дух перевести — сущие мученицы, мои голубушки. — Ох, матушка Татьяна Афанасьевна, — сказал Кирила Петрович Т., бывший в Рязани воевода, где нажил себе три тысячи душ и молодую жену, то и другое с грехом пополам. — По мне жена как хочешь одевайся: хоть кутафьей, хоть болдыханом; только б не каждый месяц заказывала себе новые платья, а прежние бросала новешенькие. Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан, а нынешние робронды — поглядишь — сегодня на барыне, а завтра на холопке. Что делать? разорение русскому дворянству! беда, да и только. — При сих словах он со вздохом посмотрел на свою Марью Ильиничну, которой, казалось, вовсе не нравились ни похвалы старине, ни порицания новейших обычаев. Прочие красавицы разделяли ее неудовольствие, но молчали, ибо скромность почиталась тогда необходимой принадлежностию молодой женщины. — А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами? Молоденькие бабы дурачатся, а мы им потакаем. — А что нам делать, коли не наша воля? — возразил Кирила Петрович. — Иной бы рад был запереть жену в тереме, а ее с барабанным боем требуют на ассамблею; муж за плетку, а жена за наряды. Ох, уж эти ассамблеи! наказал нас ими господь за прегрешения наши. Марья Ильинична сидела как на иголках; язык у нее так и свербел; наконец она не вытерпела и, обратясь к мужу, спросила его с кисленькой улыбкою, что находит он дурного в ассамблеях? — А то в них дурно, — отвечал разгоряченный супруг, — что с тех пор, как они завелись, мужья не сладят с женами. Жены позабыли слово апостольское: жена да убоится своего мужа; хлопочут не о хозяйстве, а об обновах; не думают, как бы мужу угодить, а как бы приглянуться офицерам-вертопрахам. Да и прилично ли, сударыня, русской боярыне или боярышне находиться вместе с немцами-табачниками да с их работницами? Слыхано ли дело, до ночи плясать и разговаривать с молодыми мужчинами? и добро бы еще с родственниками, а то с чужими, с незнакомыми. — Сказал бы словечко, да волк недалечко, — сказал, нахмурясь, Гаврила Афанасьевич. — А признаюсь — ассамблеи и мне не по нраву: того и гляди, что на пьяного натолкнешься, аль и самого на смех пьяным напоят. Того и гляди, чтоб какой-нибудь повеса не напроказил чего с дочерью; а нынче молодежь так избаловалась, что ни на что не похоже. Вот, например, сын покойного Евграфа Сергеевича Корсакова на прошедшей ассамблее наделал такого шуму с Наташей, что привел меня в краску. На другой день, гляжу, катят ко мне прямо на двор; я думал, кого-то бог несет — уж не князя ли Александра Даниловича? Не тут-то было: Ивана Евграфовича! небось не мог остановиться у ворот да потрудиться пешком дойти до крыльца — куды! влетел! расшаркался, разболтался!.. Дура Екимовна уморительно его передразнивает; кстати: представь, дура, заморскую обезьяну.
— Ни дать ни взять — Корсаков, — сказал старый квязь Лыков, отирая слезы смеха, когда спокойствие мало-помалу восстановилось. — А что греха таить? Не он первый, не он последний воротился из неметчины на святую Русь скоморохом. Чему там научаются наши дети? Шаркать, болтать бог весть на каком наречии, не почитать старших да волочиться за чужими женами. Изо всех молодых людей, воспитанных в чужих краях (прости господи), царский арап всех более на человека походит. — Конечно, — заметил Гаврила Афанасьевич, — человек он степенный и порядочный, не чета ветрогону... Это кто еще въехал в ворота на двор? Уж не опять ли обезьяна заморская? Вы что зеваете, скоты? — продолжал он, обращаясь к слугам, — бегите, отказать ему; да чтоб и впредь...— Старая борода, не бредишь ли? — прервала дура Екимовна. — Али ты слеп: сани-то государевы.
Пётр I - Вот видите всё моим подданным не так и не эдак. Но ведь до сих пор один из любимых праздников –Новый год. А ведь это я научил Россию праздновать его не осенью, не весной, а по примеру европейских стран – зимой. В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года я собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта. Немаловажную роль играли массовые гуляния, я сам в них принимал участие и обязывал к этому вельмож… С праздником, дорогие господа!!! Танец
|
|
Екатерина II В царствование императрицы Екатерины II балы начинались 24 ноября, в день моих именин, и заканчивались 21 апреля, если это был не постный день. На бал съезжались к шести часам вечера и в двенадцать ночи разъезжались по домам. В это время были открыты первые дворянские собрания. На бале в зале Благородного собрания два раза в неделю бывало до 5 тыс. народа. Как раз к зиме из провинций в Москву съезжалось все русское дворянство. При дворе бал устраивался каждое воскресенье. Особенно я люблю маскарады. Кроме больших балов и приемов, в Эрмитаже маскарады давались при дворе каждую пятницу в особых залах для дворянства (в галерее) и для купечества. На этих балах собирались нередко около пятисот масок. |
|
Сцена из произведения Лермонтова «Маскарад» - 11м,ф |
|
Танец
Звучат стихи на фоне музыки Открылся бал. Кружась летели Четы младые за четой, Одежды роскошью блестели, А лица – свежей красотой. (А. Одоевский)
|
|
Мода 19 века Модное дефиле
Было принято приходить на бал
одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме (в
зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке.
Кстати, фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века
утвердилась мода на чёрный цвет. Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды. Для девушек платья шились белого
цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета
"слоновой кости". Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного. Отправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. |
|
Екатерина II На балу ценили 3 умения: одеваться, танцевать, общаться. У женщин были свои тонкие штучки. Например, язык веера. «ВЫ МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ» - закрыть веер. «Я ВАС ЛЮБЛЮ» - указать закрытым веером на сердце (веер в правой руке). «Я ВАС НЕ ЛЮБЛЮ» - закрытым веером делается движение в сторону. «ТЫ МОЙ ИДЕАЛ» - дотронуться открытым веером до губ и до сердца. «БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ЗА НАМИ СЛЕДЯТ»- открытым веером дотронуться до левого уха. «ПРОЩАЙ» - закрытый веер повесить на правую руку.
Разговаривать на балах нужно было вполголоса. Выяснять отношения только за пределами бала.
|
|
Ведущие объясняют правила игры. - Заглянем на бал. Посмотрим, о чём говорили на балах. - Просим помочь наших учителей (завучи , деректор+ 4 человека). За игровые столы приглашаются: (Приглашаются завучи и учителя (4-6 человек) Уважаемые учителя, Вы стали участниками игры «Маска, я вас знаю». Ваша задача – подсмотреть, что происходит на балу. После того, как ученики представят сцену из произведения, команды должны будут назвать литературных героев, название произведения и автора. Ответ нужно начать словами: «Маска, я Вас знаю». Жеребьёвка для выяснения того, кто отвечает первым. Сцена Звоночек Ответ.
1) Толстой «Война и мир» 2) Грибоедов «Горе от ума» 3) Пушкин «Евгений Онегин»
Ведущие Подводят итог игры. Делают вывод О чём только не говорили на балах… О политике, о личных делах, о свадьбах, крестинах, нарядах. Вот только злословить было не принято…Это могло привести к дуэли.
|
|
На сцене проявляется Е.Онегин и Гильо Е.Онегин
«Мой секундант? — сказал Евгений, —
Гильо о дуэльном кодексе Дело в том, что у
русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни. Пистолеты покупались перед дуэлью секундантами, по два с каждой стороны. Непосредственно перед дуэлью бросался жребий с чьей пары стрелять. Осечка считалась за выстрел. Отказ от пристрелки пистолетов делал дуэль не соревнованием мастерства дуэлянтов, а скорее БОЖЕСТВЕННЫМ проведением. Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: нигде в Европе такого не было... дистанция между барьерами обычно составляла всего 10-20 шагов (примерно 7-10 метров!). Дуэлянты по команде сходились к барьеру. Выстреливший первым останавливался и если он промахивался... это означало практически стопроцентную смерть. Ведь его соперник мог спокойно подойти к барьеру и сделать свой выстрел с 4-7 шагов… практически в упор! Даже с не пристреленного оружия сложно промахнуться.
1. Дуэль может и должна происходить только между равными. 2. Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи. 3. Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права. 4. Оскорбление может быть нанесено только равным равному. 5. Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его. 6. Поэтому дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции. 7. При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком. 8. При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления. 9. Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести. 10. Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.
|
|
Игра «Поединок» Ведущие объясняют условия игры На сцену приглашаются по 1 человеку от класса 2 команды «Вектор» - «Интерес» Задание : назвать громкие дуэли 19 века. Кто больше… |
|
Танец
|
|
Ведущий: «Средь шумного бала» Алексей Толстой Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый прилечь - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю! |
Видеоролик |
Ведущий Господа, теперь же настала пора насладиться изысканной музыкой. «Жаворонок». Глинка. Исполняет ученица |
|
Мажордом Одной из любимых игр 19 века была «Ручеёк». Построение в «Ручеёк» |
Звучит музыка, 9А всех выстраивает в ручеек. |
Ведущий: А теперь, с помощью ленточек объединяемся в группы На подносах выносят разноцветные ленточки. Каждый участник бала выбирает себе ленту. По объявлению мажордома участники пар вручают друг другу подарки – ленточки. Далее делимся по цвету этих ленточек и расходимся по игровым салонам. |
|
Салон 1 «Буриме» + Оформление альбома посетителей На балах не только танцевали, но и играли в различные игры, в том числе литературные. В одну из них – буриме – и сама императрица Екатерина не прочь была поиграть. Давайте и мы попробуем стихи сочинять. Вот пары слов, составьте стихи, используя эти рифмы: море вал (во) взоре скрывал ветер знает (на) свете мечтает кровь цветы любовь мечты |
|
Салон 2. «Язык веера» Оказывается, существовал язык веера. Давайте поучимся говорить на нём. Ведущие объясняют знаки веера. Далее игроки вытаскивают билет с ситуацией и объясняются с помощью веера. «ВЫ МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ» - закрыть веер. «Я ВАС ЛЮБЛЮ» - указать закрытым веером на сердце (веер в правой руке). «Я ВАС НЕ ЛЮБЛЮ» - закрытым веером делается движение в сторону. «ТЫ МОЙ ИДЕАЛ» - дотронуться открытым веером до губ и до сердца. «БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ЗА НАМИ СЛЕДЯТ»- открытым веером дотронуться до левого уха. «ПРОЩАЙ» - закрытый веер повесить на правую руку. |
|
Салон 3 . Этикет бала (викторина) |
|
Салон 4 «Живые картины» Предлагается картина художника. Её нужно изобразить. |
|
Салон 5. «Фанты» |
|
Салон 6 «Крокет» |
|
Салон 7 «Музыкальный салон» |
|
Мажордом А теперь, друзья, в круг! Играем в «Комплимент». Нужно сказать не менее 5 приятных слов человеку - который стоит 3 справа, - который стоит 6 слева, - который стоит 10 справа (Два круга – внутренний и внешний) Звучит музыка, когда нужно делать переход к следующему партнёру она меняется |
|
Итак. Бал – это не только танцы. Это целая школа общения. Сей праздник память сохранит, Останется потомству. Приятно время провели В забавах и знакомствах. Довольны все: и стар, и млад, Вот будет разговоров. Немного жаль, грядущий бал Готовится не скоро. |
Звучит музыка |
Ведущий Господа, бал окончен |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.