«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.
Оценка 4.7

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
doc
искусство +2
13.01.2022
«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.
Целью пособия является обмен опытом по организации литературно-музыкальных гостиных в школе. Данное методическое пособие содержит методические рекомендации по организации гостиных в школе, в нем освещен опыт преподавателя, предложены идеи тем для литературно-музыкальных гостиных, а также представлены два сценария гостиных, проведенных на базе лицея.
Методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных..doc

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1 «ЛИДЕР» ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся»

 

 

Методическое пособие,

 

сценарии литературно-музыкальных гостиных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поцелуйко Елена Эдуардовна учитель музыки МОУ «ЛИЦЕЙ №1»


 

 

 

 

 

 

«ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ ДЛЯ   ВСЕСТОРОННЕГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

 

(Методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных)

 

 

 

Поцелуйко Елена Эдуардовна

 

учитель музыки


 

 

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся»

 

(Методическое пособие,    сценарии литературно-музыкальных гостиных.)

 

Составитель: Поцелуйко Е.Э. - Макеевка, 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью пособия является обмен опытом по организации литературно-музыкальных гостиных в школе. Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка», имеет огромный воспитательный потенциал и выступает как человекоформирующий фактор.

 

Данное методическое пособие содержит методические рекомендации по организации гостиных в школе, в нем освещен опыт преподавателя, предложены идеи тем для литературно-музыкальных гостиных, а также представлены два сценария гостиных, проведенных на базе лицея, и имевших большой успех и резонанс.

 

Рекомендуется учителям музыки, литературы, классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, а также всем, кто желает организовывать гостиные в школе.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1.          Введение                                                                                                                                                            6

 

 

 

 

2.

Разработка  литературно-музыкальной композиции  «Цветаева

11

 

и Пастернак: роман в письмах.

 

3.

Литературно-музыкальная гостиная «Неиссякаемый источник

32

 

вдохновения. Образ Иисуса Христа в искусстве»

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из важнейших функций художественного образования – деликатное, неспешное, вдумчивое и разумное воспитание уважения и любви к мировой культуре и истории своей страны. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят внеклассные мероприятия, имеющие огромную художественную и воспитательную ценность. Сюда можно отнести литературно-музыкальные гостиные, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств.

 

·        Литературно-музыкальная гостиная не только даёт возможность повысить коммуникативную и речевую компетенцию ребёнка, но и выступает как человекоформирующий фактор.

 

·        Литературно-музыкальная гостиная воспитывает в слушателях любовь к искусству, развивает эмоциональную отзывчивость, нравственные и патриотические чувства.

 

·        Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления, музыки, театрализации помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.


 

 

Литературно-музыкальная гостиная одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка».

 

Цели и задачи литературно-музыкальной гостиной.

 

 

·         формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, литературы, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи;

 

·         обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;

 

·         приобщение учащихся к самостоятельному чтению;

 

·         развитие читательского интереса;

 

·         развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки;

 

·         развитие творческих способностей учащихся.

 

 

Содержание работы литературно-музыкальной гостиной имеет практическую направленность.

 

Критериями, определяющими своеобразие этой формы работы, являются следующие:

 

·         добровольное участие учащихся;

 

·         учет индивидуальных способностей и склонностей;

 

·         содержание гостиной зависит от инициативы учащихся;

 

·         выбор подходящих по тематике произведений.

 

 

Проводя гостиные, мы преследуем следующие цели:

 

 

Образовательные цели:


 

 

·      овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов, композиторов, художников;

 

·         обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;

 

·         формирование конкретных и прочных знаний о поэте, композиторе и их произведениях;

 

Развивающие цели:

 

 

·         пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация чувств;

 

·         выработка внимательного отношения к литературному тексту;

 

·         раскрытие творческих способностей учащихся.

 

 

Воспитательные цели:

 

 

·         развитие духовного мира старшеклассников;

 

·         создание условий для формирования мыслящей личности, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами, композиторами и их произведениями;

 

·         помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических и музыкальных творений.

 

Эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной гостиной, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном.


 

 

При организации воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов».

 

Вот уже на протяжении трёх лет в нашем лицее успешно работает образовательный проект «Литературно-музыкальная гостиная», которая гостеприимно распахивает свои двери для всех, кто хочет узнать что-то новое и интересное, послушать любимую музыку, поэзию, приобщиться к высокому искусству. «Литературно-музыкальная гостиная» приглашает в чарующий мир звуков и школьников, и учителей, и людей старшего поколения. Тематика программ разнообразна и разнопланова. В проекте широко представлена музыка, литература, живопись различных эпох, жанров, стилей. Творческим коллективом «Музыкальной гостиной» были проведены литературно-музыкальные мероприятия, посвящённые юбилейным датам: к 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева – «Путешествие в мир С. Прокофьева»; «А музы не молчали», к 75-летию «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича, «Великий М.Петипа и русский балет», к 200-летнему юбилею; «Вечер у Эдварда Грига»; музыкально-литературный вечер «Цветаева и Пастернак: роман в письмах»; лекция-концерт «Неиссякаемый источник вдохновения» (Образ Иисуса Христа в искусстве).

 

25 апреля 2019г. в преддверии Светлого праздника Пасхи в стенах лицея состоялась литературно-музыкальная гостиная «Образ Иисуса Христа в искусстве». Мероприятие сопровождалось интересным слайд – фильмом, содержащим репродукции картин, детали и фрагменты из произведений А.А.Иванова, К.В.Лебедева, И.Н.Крамского, В.М.Васнецова. Поэтической иллюстрацией ко многим картинам звучали стихи С.Есенина, Б.Пастернака, служащие ярким свидетельством того, как в молитвенном предстоянии обычные слова становятся сакральными. Идет уже двадцать первый век, как Евангелие и образ Христа, Его учение питают мировую культуру (и русскую, в частности) вдохновляют мастеров слова, музыки, живописи на творческие дерзания, будят раздумья о вечной связи человека и Неба, о смысле жизни и


 

 

смерти, о призвании человека искусства быть проповедником и проводником Высших истин.

 

В планах «Музыкальной гостиной» – лекция-концерт «Многоликий вокал», которая будет посвящена вокальным жанрам; тематические лекции-концерты: «Знакомство с музыкальными инструментами», «В гостях у госпожи Песни», «Танцевальный калейдоскоп», «Генерал-Марш», «Сказка в музыке», «Природа в музыке», «Великий гений И.С. Баха». Лекционная часть, в которой в увлекательной форме представлены сведения об исполняемых сочинениях, композиторах и эпохах, иллюстрируется «живым» исполнением на различных музыкальных инструментах, в разнообразных их сочетаниях.

 

Благодаря совместной деятельности учителей и учащихся возникают новые интересные идеи. Каждый вечер «Музыкальной гостиной» по-своему интересен. Большую привлекательность творческим встречам придают мультимедийные презентации, которые обогащают в эмоциональном и эстетическом плане мероприятия от лекций-концертов, усиливают образовательный и просветительский эффект. В заключение каждого мероприятия специально для детской и студенческой аудиторий проводятся тестирования, которые помогают активизировать юных слушателей, нацеливают их на познавательную деятельность.

 

Творческие вечера «литературно-музыкальной гостиной»– это редкое сочетание прекрасной музыки, живого слова, уникальной атмосферы.


 

 

 

 

 

 

Разработка литературно-музыкальной композиции


 

 

Вашему вниманию представляется разработка литературно-музыкальной композиции; «Цветаева и Пастернак: роман в письмах»

 

 

Цели:

 

·        познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества

 

·        М. Цветаевой и Б.Пастернака;

 

·        вызвать интерес учащихся к творчеству замечательных русских поэтов;

 

·        продолжать работу по развитию нравственных ценностей;

 

·        показать связь поэзии Цветаевой и Пастернака с современностью.

 

 

 

Оборудование:

 

·        портреты Марины Цветаевой и Бориса Пастернак

 

·        сборники стихотворений поэтов;

 

·        стилизованные письма

 

 

 

Музыкальное оформление:

 

Видеоматериалы и аудиозаписи:

 

1.   А.Пугачева «Мне нравится…» (минус)

 

2.   Фрагмент из к/ф «Жестокий романс»

 

3.   Марина Цветаева – Сергей Эфрон

 

4.   А.Пугачева «Свеча горела…» (минус)

 

5.   Документальная хроника 1912 года – открытие Музея изящных искусств имени Александра III.

 

7.   А Пугачева « Монолог». (минус)

 

8.   С.Никитин «Никого не будет в доме» (минус)

 

9.   Презентация.

 

 

 

Действующие лица:

 

Цветаева


 

 

Пастернак

 

Ведущие (2.юноши 2 девушки)

 

Чтецы

 

 

 

Аудитория:

 

Старшие классы

 

 

 

Мизансцена №1

 

В средине сцены справа и слева стоят журнальные столики.

 

На одном из них свеча            (столик Пастернака), на другом – ваза с веткой

 

рябины (столик Цветаевой). На обоих столиках лежат стилизованные письма. Звучит музыкальный фрагмент. «Вальс Весенний» Ф. Шопена

 

 

Фон №1

 

Ведущий 1. "Как она любила Тебя и как долго- всю жизнь! Только папу и тебя она любила, не разлюбливая." Ариадна Эфрон (из письма Б.Пастернаку) Ведущий 2. Историю взаимоотношений двух русских поэтов Марины Цветаевой и Бориса Пастернака можно и нужно рассматривать сквозь призму их взаимной переписки.

 

Ведущий 3. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха и общественного положения. А матери были одаренными пианистками. Но как по- своему распорядилась их жизнями судьба.

 

Входит «Цветаева», с книжечкой ,читает под звуки ф-но.

 

МОЛИТВА

 

Христос и Бог! Я жажду чуда!

 

Теперь, сейчас, в начале дня!

 

О, дай мне умереть, покуда вся жизнь как книга для меня.

 

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

 

-   "Терпи, еще не кончен срок".


 

 

Ты сам мне подал - слишком много!

 

Я жажду сразу - всех дорог!

 

Всего хочу: с душой цыгана идти под песни на разбой,

 

За всех страдать под звук органа

 

и амазонкой мчаться в бой;

 

Гадать по звездам в черной башне,

 

Вести детей вперед, сквозь тень...

 

Чтоб был легендой - день вчерашний,

 

Чтоб был безумьем - каждый день!

 

Фон №2

 

Закончив, героиня садится к своему столу. Начинает писать, «сочиняет» Ведущий 2. В стихотворении главное жадность до жизненных переживаний

 

и  впечатлений, свойственная юной поэтессе. «Я жажду сразу всех дорог» — это

 

ее   девиз, ее кредо.

 

Ведущий 1. Юная Марина Цветаева, конечно же, и не догадывалась, насколько пророческими окажутся ее ран¬ние строчки, насколько они отражают ее судьбу.

 

Ведущий 3. А немного позже в 1914 году появляется книга Бориса Пастернака «Близнец в тучах».. Удивительно неслучайным кажется название его поэтического сборника. Чувство полета, беспредельной открытости всему миру роднит двух молодых поэтов.

 

(Входит «Пастернак», с книжечкой, читает)

 

Фон №3

 

Стихотворение СТРИЖИ

 

Нет сил никаких у вечерних стрижей

 

Сдержать голубую прохладу.

 

Она прорвалась из горластых грудей

 

И   льется, и нет с нею сладу.

 

И   нет у вечерних стрижей ничего,

 

Что б там, наверху, задержало


 

 

Витийственный возглас их: о, торжество, Смотрите, земля убежала!

 

Закончив, герой садится к своему столу на то время, пока говорит ведущий. Ведущий 2. У Пастернака такое же, как у Цветаевой, свободное дыхание и врожденное чувство полета. Ведь птицы созданы для иной, воздушной стихии. Смысл их существования — вольный полет над обыденностью. В этом Борис и Марина похожи друг на друга.

 

Ведущий 1. Пастернак и Цветаева встречались изредка и были мало знакомы.

 

Они с Мариной почти ровесники — он всего-то на два года старше

 

Ведущий 2. Им было сложно встречаться часто. Борис устает от Марины. Они

 

оба устают друг от друга. Они, как два медведя в одной берлоге, наступают

 

друг другу на лапы. Им нужно пространство... И в письмах общение у них как-

 

то лучше получалось.

 

Цветаева: «Дорогой Пастернак. Это письмо будет о Ваших писаниях. Ваша книга — ожог. Та — ливень, а эта — ожог:

 

Фон №4

 

ЧТЕЦ

 

Во всем мне хочется дойти

 

До самой сути.

 

В   работе, в поисках пути,

 

В   сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

 

До их причины,

 

До оснований, до корней,

 

До сердцевины.

 

Всё время схватывая нить

 

Судеб, событий,

 

Жить, думать, чувствовать, любить,

 

Свершать открытья.

 

Фон №5


 

 

ЧТИЦА

 

В   мире, где всяк Сгорблен и взмылен,

Знаю — один

 

Мне равносилен.

 

В   мире, где столь Многого хощем,

Знаю — один

 

Мне равномощен.

 

В мире, где всё —

 

Плесень и плющ,

 

Знаю: один

 

Ты — равносущ Мне.

 

Цветаева: Только Вы. Вы один... Бог по ошибке создал Вас человеком, оттого Вы так и не вжились — ни во что! И — конечно. Ваши стихи НЕ человеческие!

Фон №6

 

Ведущий 1. С мужем у Марины Цветаевой отношения были непростыми. Их семейная жизнь состояла из встреч и расставаний. Сергей Яковлевич Эфрон был человеком одаренным.

 

Ведущий 2. Выходец из семьи революционеров, вынужденный жить вдали от родителей, а затем и рано потерявший их, Сергей Яковлевич замкнулся в себе. Ведущий 3. Это, безусловно, сказывалась и в первую очередь, на судьбе близких ему людей.

 

Ведущий 1. Одиночество это разомкнула Марина. Рожденный не в свою эпоху,

 

но до фанатизма любящий Россию, он так и не смог принести ей пользу, равно

 

как и своей семье. Марина Цветаева писала в своих стихотворениях,

 

посвященных ему:

 

ЧТИЦА и фортепиано

 

Я с вызовом ношу его кольцо!

 

Да, в Вечности жена — не на бумаге.


 

 

Его чрезмерно узкое лицо

 

Подобно шпаге.

 

В его лице я рыцарству верна,—

 

Всем вам, кто жил и умирал без страху! — Такие — в роковые времена — Слагают стансы — и идут на плаху!

 

ЗВУЧИТ РОМАНС «ГЕРОЯМ 1812 ГОДА»

 

вступает флейта

 

Ведущий 2

 

После многолетней разлуки, в мае 1922 года Цветаева уехала к мужу в Берлин.

 

Вскоре Пастернак прочёл изданные в 1921 году сборник её стихов «Вёрсты".

 

ЧТИЦА--- ФОН - ФОРТЕПИАНО

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

 Вместе с которой из двух - не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Плящущим шагом прошла по земле! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

 Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь Бог не пошлёт на мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

 

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

 

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

 

-   Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

 

Звучит  музыкальный  фрагмент №8

Пастернак - Я написал Цветаевой письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что я так долго прозёвывал её и так поздно узнал (берёт в руки ручку, пишет письмо и читает)

 

(Цветаева в это время открывает конверт, достаёт письмо, читает)

 

 

 

«Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше "Знаю, умру на заре!"

 

Цветаева (продолжает) и был, перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания... Дорогой, золотой, несравненный мой поэт!» (затем садится за свой стол, пишет письмо)

 

Ведущий 2. Так началась их долгая переписка, роман в письмах, длившийся 13 лет.

 

Ведущий 1. Не ответить на письмо, полное восхищения её творчеством, Цветаева не могла, хотя сделала это не сразу.

 

Фортепиано или флейта

 

ЧТЕЦЫ

 

Входи, мой друг, входи без стука.

 

Для нашей дружбы нет двери.

 

Мои стихи к тебе послушай,

 

Я - вся внимание - твои.

 

Входи, мой друг. Ведь дверь взлетела.

 

Её, как перышко, несли

 

Те письма - белые метели,

 

Любви и дружбы корабли.

 

Входи, мой друг - родней не будет,

 

И знай: не стоит и гроша,

 

Когда жена тебя ревнует, -

 

Ведь я с тобою - лишь Душа...

 

Придешь без стука ты на помощь

 

Как ангел дочери моей.

 

Ты все, что с нами было, помнишь,

 

Мой самый близкий из людей...

 

Ведущий 1. В России Борис Леонидович смело печатает ее стихи в журнале «Русский современник», читает их с эстрады на своих поэтических вечерах.

 

ФОН №9


 

 

Пастернак выходит и кланяется. (Можно включить магнитофонную запись — аплодисменты, а можно поступить проще — аплодировать могут все, кто в этот момент на сцене.) Нет, я вам лучше сейчас прочту стихи замечательного русского поэта Марины Цветаевой. Вы получите неимоверное наслаждение, гораздо большее, чем от моих собственных стихов, я клянусь вам в этом, они мне самому доставляют столько радости, что я не имею права их утаить». После этих слов читается стихотворение М. Цветаевой «Рассвет на рельсах». Но читать его надо на два голоса. Это как бы диалог двоих. Пастернак читает медленно, он словно что-то с усилием в себе преодолевает), потом подключается женский.

 

ФОН №10

 

Пастернак

 

Покамест день не встал

 

С его страстями стравленными,

 

Из сырости и шпал

 

Россию восстанавливаю

 

Из сырости — и свай,

 

Из сырости — и серости.

 

Покамест день не встал

 

И не смешался стрелочник...

 

Цветаева:.

 

Из сырости — и стай...

 

Еще вестями шалыми

 

Лжет вороная сталь —

 

Еще Москва за шпалами!

 

Так, под упорством глаз —

 

Владением бесплотнейшим

 

Какая разлилась Россия — в три полотнища!

 

Пастернак

 

Так, посредине шпал,


 

Где даль шлагбаумом выросла,

 

Из сырости и шпал

 

Из сырости — и сирости.

 

Покамест день не встал

 

С его страстями стравленными —

 

Во всю горизонталь Россию восстанавливаю!

 

Он и Она (сходятся к середине сцены и по¬следние слова читают вместе,

 

возможно держась за руки).

 

Без низости, без лжи:

 

Даль — да две рельсы синие...

 

Эй, вот она! — Держи! По линиям, по линиям... (АПЛОДИСМЕНТЫ) Пастернак (поворачивается к партнерше и говорит, словно продолжая разговор в письмах). «Между прочим, я Ваши тут стихи читал «Цветаеву! Цветаеву!»— кричала аудитория, требуя продолжения...»

 

 

Цветаева и Пастернак (снова отходят к своему столику, он садится нервно пишет, комкает несколько листов, выбрасывает в сторону. Она читает нервно и отрывисто.

 

Цветаева

 

Так писем не ждут,

 

Так ждут — письма!

 

Тряпичный лоскут,

 

Вокруг тесьма

 

Из клея. Внутри — словцо. И счастье. — И это — все... (далее продолжают чтецы)

 

1.   Так счастья не ждут,

 

Так ждут — конца:

 

Солдатский салют

 

И в грудь — свинца

 

Три дольки. В глазах красно.


 

 

И только. — И это — всё.

 

2. Не счастья стара!

 

Цвет — ветер сдул!

 

Квадрата двора

 

И черных дул.

 

(Квадрата письма: Чернил и чар!)

 

Для смертного сна

 

Никто не стар! Квадрата письма.

 

 

 

ИСПОЛНЯЕТСЯ РОМАНС «ПОД ЛАСКОЙ ПЛЮШЕВОГО ПЛЕДА ,..» Музыкальный фрагмент. №13

 

Цветаева

 

«А потом будет лето нашей встречи…Я буду терпелива, и свидания буду

 

ждать, как смерти… Отсюда моё:

 

Терпеливо, как щебень бьют,

 

Терпеливо, как смерти ждут,

 

Терпеливо, как вести зреют,

 

Терпеливо, как месть лелеют —

 

Буду ждать тебя (пальцы в жгут —

 

Так Монархини ждёт наложник)

 

Терпеливо, как рифмы ждут,

 

Терпеливо, как руки гложут.

 

Буду ждать тебя (в землю — взгляд,

 

Зубы в губы. Столбняк. Булыжник).

 

Терпеливо, как негу длят,

 

Терпеливо, как бисер нижут.

 

ФОН №14


 

 

Ведущий 1. Но все их предполагаемые многочисленные встречи так и не состоялись: разные жизненные обстоятельства были тому причиной. Поезда отходили от вокзалов, так и не став свидетелями их свиданий.

 

ЧТИЦА.

 

Буду следом бежать, сколько хватит души, Мне сегодня Икар свои крылья подарит-

 

И   бежать, и лететь - только поезд оставит Серый дым, чтобы горечь тоски заглушить...

А со мною останется эта судьба.

 

Каждый миг её, знаю, сплошная потеря -

 

Расставаясь, я в новую встречу не верю,

 

Хотя только о ней с каждым вздохом мольба...

 

РОМАНС «ХОЧУ У ЗЕРКАЛА»

 

Ведущий 2. Уезжая с Берлинского вокзала, Пастернак написал М. Цветаевой письмо, в котором просил не писать ему, пока он сам не напишет. Оставшись в этих отношениях перед лицом неизвестности, Цветаева всей страстью отчаяния продолжает любить Пастернака:

 

ЧТИЦА.

 

Когда мне плохо - думаю о Вас,

 

Когда блаженно - это тоже Вы,

 

Как музыка слетающей листвы,

 

Как поезд из тумана - в верный час.

 

Пусть длится этот сон всю жизнь,

 

Но есть одна примета сна - пройдет,

 

Вы навсегда извечный оборот

 

На Вас, и страсти не избыть.


 

 

 

ФОН №18


 

 

Ведущий 2. Следующее письмо от него пришло ровно через год. Переписка возобновилась, и даже была назначена дата встречи - 1 мая 1925 года, Веймар, город, связанный с именем Гёте... Но оба знали, что и этой встречи не будет:

 

ЧТЕЦЫ

 

Берите мой Февраль - он Ваш.

 

В стихи возьмите или в будни.

 

На этом слове карандаш

 

Почувствовал - подарок труден.

 

Он стал залогом наших встреч,

 

Под вечно юным небом Гёте,

 

И   время будет, словно меч,

 

И   день, и ночь на нас работать.

 

Когда обрушатся секунды,

 

А их немало в двух годах,

 

Как разговор закончить трудно

 

Нам с Вами будет, Пастернак!

 

Бессонницы Весны и Лета,

 

Соблазны творчества даря,

 

Останется мечтою Веймар

 

И посвященьем Февраля...

 

 

 

Исполнение под гитару песни С.Никитина «Никого не будет в доме»

 

ФОН №20

 

Ведущий.1 1 февраля 1925 года у Марины Цветаевой родился сын. Одно имя было для него - Борис, но по желанию мужа младенца назвали Георгием.

 

Ведущий 2.

 

О, мое солнышко, моя звездочка! Я тебя выхотела из воздуха!

 

Он девять месяцев под сердцем был Борисом.

 

Но как ввести в семью свою любовь?! Крещен Георгием. Пусть это явный вызов -


 

 

Душа для имени искала новых слов.

 

Не счесть имен любимого ребенка,

 

А кошки ласковы, хоть будь ты трижды хмур...

 

Он в нежности к душе прильнул котенком, Дарованный судьбою мальчик Мур.

ФОН №21

 

Ведущий 1. Любовь к Борису Леонидовичу теперь все поглощает. Теперь все помыслы — о нем, стихи — к нему, стремления — к нему, тетради заполнены им и письмами к нему и о нем.

 

ЧТИЦА

 

С тобою - в пятое время года,

 

Где райский сад и зелёные сосны,

 

Где в щедрости так откровенна природа -

 

Там сразу луна и солнце, и звезды...

 

С тобою - в блаженное чувство шестое,

 

В лазурное море - в Любовь и Доверье...

 

С   тобой только мы в измеренье четвёртом.

 

С   тобой никогда не узнаю покоя -

 

С   тобою - в бездонное небо седьмое...

 

ФОН №22

 

Пастернак Я тебе начинал сегодня пять писем. Письма летели к черту одно за другим. Поток слов, который ты пила и выкачивала из меня, прерывался. Но не разрушай меня, я хочу жить с тобой, долго-долго жить... Меня потянуло поговорить с тобой, и тут я измерил раз¬ницу. Мне именно стало невмоготу писать тебе, захотелось выйти взглянуть, что сделалось с воздухом.

 

Пастернак берёт в руки письмо, кладет в конверт, другое раскрывает и читает:

 

Цветаева Пастернак, не шутите! Я себя знаю… Я сейчас возвращалась чёрной просёлочной дорогой…шла ощупью: грязь, ямы, тёмные фонарные столбы. Пастернак, я с такой силой думала о Вас – о себе без Вас, об этих фонарях и


 

 

дорогах без Вас – ах, Пастернак, ведь ноги миллиарды вёрст пройдут, пока мы встретимся!»

 

«Цветаева» вкладывает письмо в конверт, закрывает его, берёт в руки другое письмо, встаёт, читает, глядя в сторону «Пастернака», он читает, встаёт. Они поворачиваются друг к другу , смотрят как будто вдаль читают по очереди:

 

Рас-стояние: вёрсты, мили…

 

Нас рас-ставили, рас-садили,

 

Чтобы тихо себя вели,

 

По двум разным концам земли.

 

Рас-стояние: вёрсты, дали…

 

Нас расклеили, распаяли,

 

В две руки развели, распяв,

 

И не знали, что это сплав…

 

Ведущий 1. Пастернак после несостоявшихся встреч решил, что признается ей в любви... заочно.

 

ЧТЕЦ

 

Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай.. Добрый путь. Добрый путь. Наша связь, Наша честь не под кровлею дома. Как росток на свету распрямясь,

 

Ты посмотришь на всё по-другому.

 

 

 

Звучит романс «СВЕЧА ГОРЕЛА»

 

ФОН №24


 

 

Ведущий1. Шли годы. «Устали» Пастернаковы письма. Почувствовав это по неуловимому сперва изменению их тональности, Марина перестала вызывать их на себя…

 

Цветаева

 

Я перестала Ваших писем ждать,

 

Но каждый день и каждый жизни миг

 

Вы - цель моя, трепещущий родник.

 

Так было, есть и вечно будет так.

 

Ведущий 1. И всё-таки столь долго ожидаемая встреча поэтов произошла. 21 июня 1935 года в Париже открылся антифашистский Международный конгресс писателей в защиту культуры. В составе советской делегации литераторов был Пастернак.

 

Ведущий 2. На конгрессе он появился на четвертый день. Это был триумф Пастернака - зал встал и стоя приветствовал его рукоплесканиями. Цветаева же приходила на конгресс как добровольный зритель.

 

Ведущий 3. Они встретились здесь наяву через 13 лет после первого письма.

 

"Я не люблю встреч в жизни: сшибаются лбом. Не суждено, чтоб сильный с сильным..." А по сути, произошло ни то ни другое: просто - невстреча: вместо страстных объятий и признаний в любви, поэты пили чай и вяло говорили о литературе и музыке.

 

Ведущий 1. Эта «невстреча» предопределила дальнейшие судьбы поэтов. Им не суждено было быть вместе:

 

Мизансцена №7 «Цветаева и Пастернак» встают из-за столиков, сначала идут друг другу навстречу, а потом резко останавливаются, не подойдя, возвращаются на свои места.

Под музыку Она читает:

 

Так встречи ждать, а вышла вдруг невстреча, Нежданная, негаданная, так...

 

Среди писателей всемирного конгресса Мой брат заоблачный, с тобою, Пастернак.


 

 

Ты здесь в чести: великий лирик века -

 

В журналах фото и газет хвала...

 

А я в сиянье твоего успеха

 

Лишь родственницей бедною была.

 

О прозе, о поэзии - все мимо -

 

Подавленности тягостной печать.

 

У всех невстреч закон неумолимый -

 

Друг другу людям не дано понять!

 

Он читает:

 

И я б хотел, чтоб после смерти,

 

Как мы замкнемся и уйдём,

 

Тесней, чем сердце и предсердье,

 

Зарифмовалинасвдвоём.

 

 

 

ЗВУЧИТ РОМАНС «МНЕ НРАВИТСЯ»

 

Ведущий 1. Ни он, ни она даже представить себе не могли, как сложится их судьба, спустя несколько лет.

 

Ведущий 2. После возвращения в Россию в самые трудные для Марины Цветаевой годы Пастернак помогал ей и деньгами, и помог получить работу переводчика.

 

Ведущий 3. 27 августа 1939 года арестована Ариадна Эфрон дочь Марины Ивановны Цветаевой.

 

Ведущий 1. 10 октября 1939 года арестован Сергей Яковлевич Эфрон муж Марины Цветаевой.

 

Ведущий 3. Потом борьба с бытом, начало войны, эвакуация в Елабугу. Смерть... Рассказывают, что Марина Цветаева повесилась на той самой веревке, которой был связан ее дорожный баул с вещами. Борис Леонидович помогал ей увязывать последние вещи, потом провожал на вокзал...

 

ЧТИЦА

 

Не самозванка — я пришла домой,


 

 

И не служанка — мне не надо хлеба.

 

Я — страсть твоя, воскресный отдых твой, Твой день седьмой, твое седьмое небо. Там, на земле, мне подавали грош И жерновов навешали на шею.

 

— Возлюбленный! Ужель не узнаешь?

 

Я ласточка твоя — Психея!

 

 

 

Ведущий 1. Узнав о гибели Марины Цветаевой, Борис Пастернак долгое время не мог поверить, что ее нет.

 

Пастернак:   «Это    никогда  не   простится  мне.   Последний  год  я   перестал

 

интересоваться ею, я отошел от нее и не навязывался ей. И вот тебе! Как это

 

страшно!»

 

Цветаева:  «Не  суждено  нам  было  стать  друг  для  друга  делом  жизни,  на

 

Страшном Суде будешь отвечать не за меня».

 

Видео «В огромном городе»

 

Звучит песня «МОНОЛОГ»

 

( « Уж сколько их упало в эту бездну…»)

 

(Начиная с этого момента никто из участников уже не уходит со сцены. В

 

финале все должны собраться вместе. )

 

Ведущий 1. В дальнейшем ПАСТЕРНАК помогал и Ариадне Эфрон, оказавшейся в лагере, и сестре Анастасии Цветаевой.

 

Ведущий 2. Ариадна Эфрон, сохранившая большую часть переписки своей матери и Бориса Леонидовича Пастернака, отдала ее в Российский государственный архив литературы и искусства с тем, чтобы полная публикация была разрешена только в начале XXI столетия.

 

Чтец (из стихотворения Пастернака «Божий мир» ).

 

Тени вечера волоса тоньше

 

За деревьями тянутся вдоль.

 

На дороге лесной почтальонша


 

 

Мне протягивает бандероль.

 

Драгоценные женские письма!

 

Я ведь тоже упал с облаков.

 

Присягаю вам ныне и присно:

 

Ваш я буду во веки веков.

 

Ведущий 3. Эту верность он пронесет через всю жизнь до конца в память о собрате (поскольку нет слова «сосестра») по поэтическому пути.

 

Ведущий 1. Дочь Ариадна убеждена: «Это была настоящая дружба, подлинное содружество и истинная любовь без прикрас и искажений».


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Образ Иисуса Христа в искусстве)

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ

Иисуса Христа

в искусстве


 

 

Сценарий

 

СЛАЙД 1

 

Вступительное   слово          учителя.

 

Добрый день дорогие зрители и слушатели. Перед тем как начать сегодняшний разговор, мне хотелось бы обратить ваше внимание на тему. Речь пойдёт о двух сферах человеческой жизнедеятельности (религии и искусстве), очень тесно взаимосвязанных. Иногда бывает сложно определить, где заканчивается религия и начинается искусство, и наоборот, где заканчивается искусство и начинается религия. А, может быть, и то, и другое понятие объединить одним – ВЕРА. Без веры настоящее творчество невозможно. Недаром ТВОРЦОМ мы называем и Бога, создавшего мир, и того, кто творчески создаёт что-нибудь (художника, композитора, писателя). А БОЖЕСТВЕННЫМ (1 значение – относящийся к религии, церковный) мы называем всё очаровательное, прекрасное, что создано человеком. В своём творчестве скульпторы, живописцы, музыканты, поэты уподобляются Богу, создают в произведениях свой особый, уникальный мир, выражают своё мироощущение и многие из них были очень религиозны.

СЛАЙД 2

 

ТЕОРЕТИКИ

 

 

3-й ведущий: Что есть духовность? Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу – утверждает духовенство, мудрец ответит – это путь к себе.

Поэт с художником подскажут – вдохновенье,

Певец и композитор – песнь души,

политик – совесть, физик – убежденье, и все они по - своему правы.

Духовность – это творчества начало, полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала  Космической гармонии струна.

Духовность не теряет постулатов,                                                                       

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.

 

СЛАЙД 3

 

1-й ведущий: «Каждый человек, - даже если он не знает о Боге или отрицает его, - в глубине души тянется к чему- то прекрасному, совершенному, что дает смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать». Священник Александр Мень.

 

СЛАЙД 4

 

2-й ведущий: Многие талантливые поэты, писатели и композиторы во всякое время создавали произведения, проникнутые любовью к главному лицу Нового Завета – Иисусу Христу. Они дают нам возможность по-новому взглянуть на его образ. Мы собрались в нашей литературно-музыкальной гостиной, чтобы познакомиться лишь с некоторыми из таких произведений.

 

СЛАЙД 5

 

3-й ведущий: Еще один промчался век, когда под небом Назарета

Со словом Нового Завета явился Он,   Богочеловек.                                                    мир земле с Собой принес, пришел он обновить  народы;                                         Явился Вестником свободы, врачом страдания и слез.

 

СЛАЙД 6, 7          МУЗ.ФОН-«гр. КВАТРО» -«ИЖЕ ХЕРУВИМЫ»

 

 1-й ведущий:

Пасха! Как долго мы ждем ее прихода – через покаянные молитвы и строгое воздержание Великого поста, готовя душу и тело к столь великому событию. И если не хватает собственных слов, чтобы выразить те чувства, которые переполняют душу, заглянем в русскую литературу, лучшая часть которой всегда была и высокой, и христианской, и отыщем в ней нужные слова. (Фоном звучит Концерт №32 Д. Бортнянского ).

 

СЛАЙД 8

 

3-й ведущий: “Есть книга, - написал незадолго до смерти А.С.Пушкин, - коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни… Сия книга называется Евангелием ”

 

СЛАЙД 9

 

2-й ведущий:  Александр Пушкин : Я слышал в келии простой старик молитвою чудесной Молился тихо предо мной:

 

 

1-й ведущий: "Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое Святится нашими сердцами;

Да придет Царствие Твое, Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли;

насущный хлеб нам ниспошли  своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей, так нас, ничтожных пред Тобою,                          прости, Отец, Своих детей; Не ввергни нас во искушенье

и от лукавого прельщенья  избави нас перед крестом.»

 

2-й ведущий:


Так      он      молился.     Свет      лампады    

Мерцал впотьмах  издалека


И сердце чуяло отраду от той молитвы старика


 ( Фоном звучит «Гимн Еве» А. Петрова из балета «Сотворение мира…» ).

 

СЛАЙД 10

1-й ведущий: Бог обещал народу, что придёт Помазанник Божий, Мессия, который избавит людей от греха и зла. И вот… в маленьком селении Назарет, Галилейская Дева услышала весть.

 СЛАЙД 11, 12

 

-« Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!»

 

3-й ведущий: Мария не понимала, что значит это приветствие. Архангел продолжал: « -Ты обрела благодать у Бога, родишь Сына и дашь Ему имя Иисус, Он будет велик и назовется Сыном Божиим.» Мария со смирением произнесла: «-Я послушна Богу, пусть будет со Мною по слову твоему.» Это событие стало праздником, который в церкви отмечается 7 апреля и называется Благовещением Пресвятой Богородицы.

 

МУЗЫКА_ПАУЗА- СЛАЙД 13,14,

 

Слайды “Благовещение” Симоне Мартини, “Благовещение” Франческа Коса.

2-й ведущий: Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна.

 

СЛАЙДЫ 15- 19- икона “Владимирская Богоматерь”

 

ИСКУССТВОВЕДЫ

 

1-й ведущий: В Третьяковской галерее хранится икона “Владимирская Богоматерь”, созданная в 1-ой половине XII века в Византии. Вдумаемся в смысл церковно-славянского слова “Богоматерь”. Что оно означает? Мать Бога. Как и всякая мать, любящая своего сына. Но какая участь ожидает его? Всмотритесь в позы, лики Богоматери с младенцем. Какие чувства переживают мать и сын? - Они приникли друг к другу в поисках взаимного утешения.

 

2-й ведущий: Искусствовед А.П.Каждан так описывает икону: “… мать с младенцем: она в скорбной обречённости принести сына в жертву, он – в серьёзной готовности вступить на тернистый путь. Они одни во всём мире и тянутся в безысходном своём одиночестве друг к другу: мать – склоняя голову к сыну, сын – устремляя к ней недетски серьёзные глаза. Благородный лик Богоматери кажется почти бесплотным, нос и губы едва намечены, только глаза – огромные печальные глаза – смотрят на младенца, на зрителя, на всё человечество, и трагедия матери становится общечеловеческой трагедией”. Демонстрация слайда 20 (Мадонна с младенцем и двумя ангелами”- Филиппо Липпи)

 

1-й ведущий: На этой картине также изображена Богоматерь. Мы видим простую, земную, реальную женщину, а это Богоматерь. В эпоху Возрождения мирское, светское проникло и в изображение Богоматери. “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” - так назвал картину художник Раннего Возрождения Филиппо Липпи, который, будучи монахом, похитил из соседнего монастыря послушницу, женился на ней, и она служила ему моделью для мадонны.

 

Демонстрация слайда 21,22 ,23,24 “Сикстинская мадонна”

 

 

2-й ведущий: А вот Рафаэль сумел соединить в своём произведении “Сикстинская мадонна” высокую человечность и высокую религиозность. Распахнулся занавес, и мы видим Богоматерь, идущую в облаках. Лицо Богоматери выражает одухотворённость, бесконечную любовь и провидение трагической судьбы сына. Вглядитесь в то, как она держит младенца. За этим движением кроется скорбная готовность принести его в жертву ради людей. Картина Рафаэля – одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

 

1й ведущий: Великий Данте написал такие строки:

 

Она идет, хвале внимая,

 

Благим покрытая смиреньем,

 

Как бы небесное виденье

 

Собою на земле являя…

 

 

2-й ведущий: И русский поэт Алексей Константинович Толстой тоже написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки:                                                       Склоняясь к юному Христу, Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила Её земную красоту.

А он, в прозрении глубоком уже, вступая с миром в бой Глядит вперёд – и ясным оком Голгофу видит пред собой.

Звучит «Маленькая прелюдия №1» тональность До-мажор И.С.Бах

 

 

СЛАЙД 25

 

МУЗЫКОВЕДЫ

 

1-й ведущий: В мировом музыкальном искусстве образы Иисуса Христа и Девы Марии также нашли свое воплощение. Конец XVII – первая половина XVIII века – эпоха барокко, главной темой которой стало прославление Бога. В эту эпоху жил и творил глубоко верующий человек, великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Его «Маленькая прелюдия №1» , получившая название «Аве Мария» наполнена «ангельским светом», чистотой, надеждой.

СЛАЙД 26

 

2-й ведущий Ту же тему, словно подхватывает у Баха, его продолжатель, немецкий композитор 19 века- Франц Шуберт. В Шубертовской «Аве Мария»

присутствует настроение трепетного ожидания Божьей благодати. Музыка созвучна картине Рафаэля своей неземной красотой, нежностью, взволнованностью  и  теплотой чувств.

 

СЛАЙД 27,28,29,30,31

Звучит Ave-Maria Ф.Шуберта исполняется          ТАНЕЦ СО СВЕЧАМИ

 

ТЕОРЕТИКИ

СЛАЙД 32

2-й ведущий: Иисус Христос рос обычным ребенком, лишь случай, когда он пришел с Марией и Иосифом в возрасте 12 лет и рассказывал на протяжении трех дней о Боге, стал первым отличием его от окружающих. В остальном он помогал родителям, начиная и заканчивая каждый свой день молитвой и добрыми делами.

 

СЛАЙД 33

МУЗЫКОВЕДЫ

1-й ведущий: Так и наш великий композитор Петр Ильич Чайковский, начинал и заканчивал своей день молитвой о семье, доме, Родине. В дневниках восьмилетнего мальчика Петра Ильича Чайковского чаще всего встречается слово Бог. В младших классах композитор пел в церковном хоре.

СЛАЙД 34-видео

 

2-й ведущий:   «Вечный наш Бог! Ты сделал все это. Дитя! Смотри на эти растения, столь прекрасные, эти розы, эти цветы вероники – они так красивы. Блестящее солнце освещает весь мир; это Божество создало его. Луна, звезды освещают нашу ночь. Без Тебя хлеб не мог бы расти, волны этих красивых вод… мы бы умерли без них. Моря, которых протяжение так велико. Реки их окружают… Бог создал их. Боже могучий, Тебе поклоняются!..»

 

1-й ведущий: Автор этих строк– восьмилетний Петенька Чайковский. Это стихотворение, называющееся «Вселенная», написано будущим композитором по-французски в тетради, которую он заполнял в 1848 году. Здесь есть и другие стихи. Вот лишь некоторые их заглавия: «Дитя обращается к своему ангелу-хранителю», «Конец мира». Петя Чайковский искал своей чистой детской душой Бога. Позже, уже став взрослым, пытался отразить этот поиск, этот путь к Богу в своих музыкальных сочинениях.

 

2-й ведущий: Важнейшей причиной обращения композитора к церковной музыке явилась глубокая вера, его религиозные убеждения. Приступая к сочинению духовной музыки, Петр Ильич изучал историю церковного пения, обиход, устав. Он слушал и сравнивал пение в разных храмах, монастырях.

 

1-й ведущий: Тема страдания Спасителя нашла свое отражение в «Детских песнях» – написанных П.И.Чайковским. «Детские песни» – это поучительные истории для детей, которые им рассказывают взрослые. Сейчас прозвучит песня Чайковского под названием «Легенда». Содержание её таково: Христос мал. Он вырастил прекрасный сад, в котором благоухали розы. В Сад пришли еврейские дети и сорвали по цветку, а Христу остались лишь шипы . И он не рассердился, а               покорно         сплел себе     колючий,      терновый                венок

 

Исполняется «Легенда» П.И.Чайковского

 

 

ТЕОРЕТИКИ

СЛАЙД 36

2-й ведущий: Иисус Христос явился в мир, чтобы спасти Человечество, чтобы зажечь в сердцах людей свет. Но Ему суждено было одиночество в этом мире, который потом отвергнет Его. Впереди была короткая жизнь, 33 года, полные несправедливых преследований, унижений, величия и чудес.

 

3-й ведущий: На тридцатом году жизни Иисус Христос принял, от пророка Иоанна крещение в реке Иордане. Прежде чем начать Свое общественное служение, Он отправился в пустыню и постился сорок дней, будучи искушаем сатаной.

 

СЛАЙД 37

 

ИСКУССТВОВЕДЫ

1-й ведущий: Перед вами картина великого русского художника 19века Николая Крамского « Христос в пустыне» .(СЛАЙД) Художник изобразил Иисуса Христа благородным героем, отдавшим свою жизнь за людей. В пустыне сидит человек и думает, сосредоточенно и напряженно. В пустыне нет проторенных дорог – каждый выбирает свой путь. Этот человек избрал трудный путь служения людям. Именно так воспринимали образ Христа многие русские художники, писатели, музыканты 19 века. Перед картиной зрители стояли часами, спорили. Они смотрели на картину Крамского и думали: «А я?          Какой               путь    выберу            я?»      

 

СЛАЙД 38

 

2-й ведущий: Ещё один выдающийся русский художник 19 века -Василий Дмитриевич Поленов – значительная фигура в русском искусстве, одной из главных тем его творчества была также тема всеобъемлющей любви Иисуса Христа к людям.

 

СЛАЙД 39

 

1-й ведущий: Иисус Христос явил Свое Божественное посланничество множеством чудес и пророчеств. Природа Ему повиновалась. Так, например, по Его слову буря остановилась; Он ходил по воде, как по суше; умножив пять хлебов и несколько рыб, Он накормил многотысячную толпу; однажды Он воду превратил в вино. Он воскрешал мертвых, изгонял бесов и исцелил бесчисленное множество больных. При этом, Иисус Христос всячески избегал человеческой славы. Все Его чудеса проникнуты глубоким состраданием к людям.

 

СЛАЙД 40

 

2-й ведущий: «Воскрешение дочери Иаира» (СЛАЙД) – это первая картина, в которой Василий Дмитриевич Поленов обратился к образу Христа. Позднее он писал: «Вообще жизнь Христа меня с давних пор интересует, и вот из этой жизни мне хочется               изобразить  несколько    эпизодов

 

(ЗВУЧИТ МУЗ, ФОН)     СЛАЙД 41

 

ТЕОРЕТИКИ

 

2-й ведущий: Все ярче светит солнце, все выше и яснее становятся небеса, возвещая нам о быстро приближающейся Светлой Христовой Пасхе. За неделю до Пасхи мы отмечаем праздник, который называется Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение.

 

3-й ведущий: На праздник Пасхи Христос со своими учениками пошел в Иерусалим. Сначала они шли пешком, но когда дошли до селения Виффания, Иисус подозвал к себе двух учеников и сказал им: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдите ослицу привязанную и молодого осла с нею. И взявши приведите ко мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Господь въехал в  Иерусалим на ослике, уже зная о том, что там он будет предан на крестную смерть.

 

СЛАЙД 42

1-й ведущий: Накануне, в субботу, в маленьком селении Виффания он воскресил умершего от болезни своего друга Лазаря. Весть об этом чуде быстро донеслась до Иерусалима. Поэтому народ восторженно встречал Иисуса, его приветствовали пальмовыми ветками. Люди постилали свои одежды и пальмовые ветви на дороге под ноги осла и пели хвалебную песню: "О санна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!"                 СЛАЙД 42(ВИДЕО)

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

 

Чтец      

Когда на последней неделе входил он в Иерусалим,

Осанны навстречу гремели, бежали с ветвями за Ним.

 

Чтец

        Широка, необозрима, чудной радости полна,

        Из ворот Иерусалима шла народная волна.

        Галилейская дорога оглашалась торжеством: "Ты идешь во имя Бога,

        Ты идешь в Свой царский дом!

 

Чтец  Честь Тебе, наш Царь смиренный,

           Честь Тебе, Давидов Сын!"

 

           Так, внезапно вдохновенный, пел народ.

 

Чтец     Шёл Господь в священный град,

 

Шёл навстречу муки крестной.

Знал, что будет Он распят,

Знал, что в третий день воскреснет.

 

ВИДЕО_слайд 43  ПЕСНЯ

ПАУЗА-МУЗЫКА

 

ТЕОРЕТИКИ

СЛАЙД 44, 45,46

1-й ведущий: В России климат суровый, и пальмы здесь не растут. Ко дню этого праздника часто бывает холодно, в некоторых местах ещё не сходит снег с полей. Но одно дерево в это время начинает цвести - это верба, которая расцветает очень симпатичными, пушистыми сероватыми подушечками, похожими на маленьких зайчиков. Вот поэтому в России пальмовые ветви заменили вербой. И праздник поэтому называется Вербным воскресеньем.

2-й ведущий:  Светел

и  радостен  образ  праздника,  представленный  в

произведениях искусства.

(На слайдах демонстрируются репродукции картин,

участники читают стихи)

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

 

 

Чтец:   Мерно пост к концу стремится, и перед Страстной седмицей

              В воскресенье в храм идём, вербочки в руках несём.

Чтец:   Вербы в храме освятим, дома у икон поставим.

             Ныне Вход Господень славим в город Иерусалим.

Чтец:     Дождалась наша верба весны! В Лету канули зимние сны!

              Тянет к солнышку руки свои, а в руках у неё посмотри:

              Нежным пухом покрытые почки, словно тут на ветвях ангелочки

              Только вербу ломать я не буду, приглашу я к пушистому чуду

              Всех друзей, чтоб устроить веселье в праздник - Вербное Воскресенье.

Чтец: Ты вербное воскресенье, ты вера моя, ты прозренье.

            Благословляешь грядущее ты, пушистые почки как будто цветы.

            Ты нежность несёшь, возрожденье… Ты радость, природы цветенье.

            Весной пробуждается всё, и пусть пробудится сознанье.

           «Осанна» Господь говорить повелел,

            и Царство земное открыл в дарованье!

 

СЛАЙД47                 Песня «ВЕРБОЧКИ»

 ( Звучит Концерт №21 Д. Бортнянского ).

СЛАЙД48, 49

 

ИСКУССТВОВЕДЫ

 

1-й ведущий:  Разные художники по-разному представляли себе последние дни жизни Христа. Гефсиманский сад, по Евангелию, то место, где провел последние часы Иисус Христос. Это были мгновения Его прощания с земной жизнью. Фреска великого итальянского живописца Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (СЛАЙД) написана на стене монастыря в Милане. В комнате за столом сидят 13 человек. Мы видим момент, когда Христос, обратившись к ученикам, сказал: «Один из вас предаст меня». Леонардо да Винчи показывает, как на эти слова реагируют ученики. Эта фраза смутила покой пасхальной тайной вечери. Христос на картине само спокойствие и благодать. А на лицах апостолов вопросы: «Неужели? Кто? Почему? Не я ли?». Каждый по – своему: развел руками Иоанн; застыл с протянутой рукой Фома; Петр в гневе схватил нож; и никто не смотрит на Иуду, который в руке зажал 30 серебряников. Страх уже выдал его лицо, полное ужаса.

 

СЛАЙД 50

2-й ведущий: После этого Иисус Христос в последний раз беседовал со Своими учениками о Царстве Божием. Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад. Сложную задачу – показать внутренний мир своего героя – поставил перед собой русский художник

Николай Ге. В картине «Христос в Гефсиманском саду» (СЛАЙД) мы видим Иисуса Христа накануне страшного события.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

 

Чтец: Борис Леонидович Пастернак один из крупнейших лириков 20-го столетия в своём стихотворении «Гефсиманский сад» описывает последний день земной жизни Христа, говорит о величии, принесенной им жертвы. Стихотворение является вольным поэтическим переложением 26 главы Евангелия от Матфея. Гефсиманский сад, по Евангелию, то место, где провел последние часы Иисус Христос.

СЛАЙД 51,52, 53

Чтец:  В конце был чей-то сад, надел земельный.

               Учеников оставив за стеной,

          Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,

          Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».

Чтец: Он отказался без противоборства,

          Как от вещей, полученных взаймы,

         От всемогущества и чудотворства,                     

        И был теперь, как смертные, как мы.

Чтец: Ночная даль теперь казалась краем

                 Уничтоженья и небытия.

           Простор вселенной был необитаем,

           И только сад был местом для житья.

Чтец: И, глядя в эти черные провалы,

                 Пустые, без начала и конца,

               Чтоб эта чаша смерти миновала,

               В поту кровавом Он молил Отца

Чтец: Смягчив молитвой смертную истому,

           Он вышел за ограду.

         На земле Ученики, осиленные дремой,

        Валялись в придорожном ковыле.

Чтец:  Он разбудил их: «Вас Господь сподобил

             Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.

            Час Сына Человеческого пробил.

           Он в руки грешников себя предаст».

Чтец:  И лишь сказал, неведомо откуда

           Толпа рабов и скопище бродяг,

           Огни, мечи и впереди —Иуда

           С предательским лобзаньем на устах.

Чтец:  Петр дал мечом отпор головорезам

             И ухо одному из них отсек.

            Но слышит: «Спор нельзя решать                    железом, Вложи свой меч на место, человек

Чтец:   Неужто тьмы крылатых легионов

             Отец не снарядил бы Мне сюда?

            И волоска тогда на Мне не тронув,

            Враги рассеялись бы без следа.

            Но книга жизни подошла к странице,

           Которая дороже всех святынь.

          Сейчас должно написанное сбыться,

           Пускай же сбудется оно. Аминь.

 

Чтец: Пастернак не отступил от библейского текста. И упрёк Христа уснувшим ученикам, и его запрет выступать с мечом в Его защиту, и предательство Иуды, и сам образ Предателя соответствует тому, как об этом говорится в Евангелии.

 

ВИДЕО «РАСПЯТИЕ»

ТЕОРЕТИКИ

 

2-й ведущий: В пятницу, около 12 часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведен на Голгофу - небольшой холм с западной стороны Иерусалимской стены - и там был распят на кресте.

 ( Звучит r. Cyrie Мессы си-минор И.С. Баха )

 

3-й  ведущий:  Из  стих-я   А.  Ахматовой  «Распятие»:

Хор ангелов великий час восславил, и небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто меня оставил?» А матери: «О, не рыдай Мене!»

 

СЛАЙД 54

 

ИСКУССТВОВЕДЫ

 

1-й ведущий: Картина «Распятие» Виктора Михайловича Васнецова одна из многочисленных композиций художника на религиозную тематику. Это выдающийся русский художник, который беззаветно воспел преданность Отечеству и выразил это в своей религиозной живописи. Более 10 лет он расписывал храмы на Руси. Это изумительный труженик, большой умник, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой символ веры через все творчество. (звучит Прелюдия №6 И. С. Баха)

 

МУЗЫКОВЕДЫ

 

2 й ведущий: И словно соединились в одно целое картина Васнецова и музыка Баха. Его Прелюдия №6 написана в минорной тональности, передает скорбное настроение этого страшного события, эта музыка, словно взывание к Богу в час кончины Иисуса Христа.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

 

ЧТЕЦ   Не говорил. Не отвечал. Спрашивали – а Он молчал.

                   Был обвинён. Был осуждён – и ко кресту был пригвождён.

             Тернием острым чело обвито. Руки прибиты. Ноги прибиты…

             Люди от злобы ещё не остыли. Что же Он скажет? –

           «Отче, прости им…»

ЧТЕЦ         Были с Иисусом распяты двое. «Вспомни, Господь…» -

                    Прошептал вдруг разбойник. А у Иисуса – крест за спиною…

                   Что же Он скажет? – «Будешь со Мною».

ЧТЕЦ           Мать у подножья… Боль нестерпима…

                      Вот – ученик, что был самым любимым.

                      Плачет Мария… Стон, как молитва…

                     Что же он скажет? – «Жено, се сын твой…»

ЧТЕЦ            Солнце палит, не уходит за тучи.

                        Казнью жестокой Спаситель измучен.

                                 Раны горящие… Больно и жарко…

                               Что же Он скажет? – Слышится: «Жажду…»

ЧТЕЦ      Грех человечества. Страшная тяжесть.

                 Небо закрыто. Что же Он скажет? –

                Взгляд одиночества к небу направил:

               «Боже, Меня для чего Ты оставил?..»

ЧТЕЦ         Смерть у креста предвкушает победу.

                     Диавол смеётся. Но песнь – не допета.

                    В распятом Боге спасенье явилось.

                           Что же Он скажет теперь? – «Совершилось!»

ЧТЕЦ           Силы иссякли… дыханье слабеет…

                      Лик Иисуса становится белым.

                              Что же Он скажет? – смертные муки…

                            «Отче, дух Мой предаю в Твои руки…»

 

СЛАЙД 55

 

ТЕОРЕТИКИ

 

2-й ведущий: Иисус принял смерть свою на кресте, как искупление грехов и боли человечества. Но сбылось пророчество: «Надлежит ему быть распятым и в третий день воскреснуть!» На третий день смерти Иисуса вошли женщины в пещеру, где было Его тело. И не нашли Его там. И явился к ним Ангел Господен: «Его нет здесь, - сказал он им, - Христос Воскрес!»

 

СЛАЙД 56

 

 

 

ИСКУССТВОВЕДЫ

 

2 й ведущий: «Явление Христа Марии Магдалине» (СЛАЙД) художника Иванова - одно из самых возвышенных и трогательных эпизодов Евангелия. То мгновение, когда безутешная Мария Магдалина узнает воскресшего Христа, мгновение, в котором слились отчаяние и радость.

Христос сказал Марии: «Не прикасайся ко мне!». И она замерла, коленопреклоненная, простирая к нему руки.

СЛАЙД 57,58,59

 

ТЕОРЕТИКИ

 

3 й ведущий: И явился Христос ученикам своим, и говорил с ними « Близок День страшного суда, когда каждый будет вознаграждён по заслугам. Чтите заповеди Мои, и обойдёт вас кара небесная».

 

1й ведущий: Этот завет Христа свято хранит в своём сердце каждый верующий человек. Во многих уголках Земного шара отмечают праздник Пасхи как день Воскресения Сына Божьего.

 

2-й ведущий: Мы вступили в III-е тысячелетие. Как будет протекать это тысячелетие, во многом зависит от нас самих. Прежде всего, в новый век, в новое тысячелетие мы должны вступить с покаянным сердцем.

 

ВИДЕОРОЛИК слайд 60

 

3 й ведущий: Он шел безропотно тернистою дорогой, Он встретил радостно и гибель, и позор; Уста, вещавшие ученье правды строгой, Не изрекли толпе глумящейся укор.

Он шел безропотно и, на Кресте распятый,

 

Народам завещал и братство, и любовь;

 

За этот грешный мир, порока тьмой объятый,

 

За ближнего лилась Его святая Кровь.

 

О дети слабые скептического века!

 

Иль вам не говорит могучий Образ тот

 

О назначении великом человека

 

И волю спящую на подвиг не зовет?

 

О   нет, не верю я! Не вовсе заглушили В нас голос истины корысть и суета;

Еще настанет день... Вдохнет и жизнь, и силу В наш обветшалый мир учение Христа!

 

2-й ведущий: Отче наш! Сыну моленья внемли!

 

                        Все проникающую, все созидающую

                        братскую дай нам любовь на земли!

                        Сыне, распятый во имя любви!

Ожесточаемое, оскудеваемое Сердце ты в нас освежи, обнови!

 

1й ведущий:  Научи меня, Боже, любить,

                         всем умом Тебя, всем  помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить, и всю жизнь с каждым сердца биеньем.


 

Научи Ты меня соблюдать лишь Твою милосердную волю,

 

Научи никогда не роптать на свою многотрудную долю.

 

Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою Кровью,

 

Бескорыстной, глубокой любовью научи меня, Боже, любить!


 

 

 

 

 

 

 

Слайд61, 62


 

ПЕСНЯ « Ангел летит»


 



Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» (Методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных

Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» (Методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных

СОДЕРЖАНИЕ 1.

СОДЕРЖАНИЕ 1.

ВВЕДЕНИЕ Одна из важнейших функций художественного образования – деликатное, неспешное, вдумчивое и разумное воспитание уважения и любви к мировой культуре и истории своей страны

ВВЕДЕНИЕ Одна из важнейших функций художественного образования – деликатное, неспешное, вдумчивое и разумное воспитание уважения и любви к мировой культуре и истории своей страны

Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка»

Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Литература» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка»

Развивающие цели: · пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация чувств; · выработка внимательного отношения к литературному тексту; · раскрытие творческих способностей учащихся

Развивающие цели: · пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация чувств; · выработка внимательного отношения к литературному тексту; · раскрытие творческих способностей учащихся

При организации воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов»

При организации воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов»

Высших истин. В планах «Музыкальной гостиной» – лекция-концерт «Многоликий вокал», которая будет посвящена вокальным жанрам; тематические лекции-концерты: «Знакомство с музыкальными инструментами», «В гостях у госпожи

Высших истин. В планах «Музыкальной гостиной» – лекция-концерт «Многоликий вокал», которая будет посвящена вокальным жанрам; тематические лекции-концерты: «Знакомство с музыкальными инструментами», «В гостях у госпожи

Разработка литературно-музыкальной композиции

Разработка литературно-музыкальной композиции

Вашему вниманию представляется разработка литературно-музыкальной композиции; «Цветаева и

Вашему вниманию представляется разработка литературно-музыкальной композиции; «Цветаева и

Пастернак Ведущие (2.юноши 2 девушки)

Пастернак Ведущие (2.юноши 2 девушки)

Ты сам мне подал - слишком много!

Ты сам мне подал - слишком много!

Витийственный возглас их: о, торжество,

Витийственный возглас их: о, торжество,

ЧТИЦА В мире, где всяк

ЧТИЦА В мире, где всяк

Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге

Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге

Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату

Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату

Пастернак выходит и кланяется. (Можно включить магнитофонную запись — аплодисменты, а можно поступить проще — аплодировать могут все, кто в этот момент на сцене

Пастернак выходит и кланяется. (Можно включить магнитофонную запись — аплодисменты, а можно поступить проще — аплодировать могут все, кто в этот момент на сцене

Где даль шлагбаумом выросла,

Где даль шлагбаумом выросла,

И только. — И это — всё. 2

И только. — И это — всё. 2

Ведущий 1. Но все их предполагаемые многочисленные встречи так и не состоялись: разные жизненные обстоятельства были тому причиной

Ведущий 1. Но все их предполагаемые многочисленные встречи так и не состоялись: разные жизненные обстоятельства были тому причиной

Ведущий 2. Следующее письмо от него пришло ровно через год

Ведущий 2. Следующее письмо от него пришло ровно через год

Душа для имени искала новых слов

Душа для имени искала новых слов

Вас – ах, Пастернак, ведь ноги миллиарды вёрст пройдут, пока мы встретимся!» «Цветаева» вкладывает письмо в конверт, закрывает его, берёт в руки другое письмо, встаёт,…

Вас – ах, Пастернак, ведь ноги миллиарды вёрст пройдут, пока мы встретимся!» «Цветаева» вкладывает письмо в конверт, закрывает его, берёт в руки другое письмо, встаёт,…

Ведущий1. Шли годы. «Устали»

Ведущий1. Шли годы. «Устали»

Ты здесь в чести: великий лирик века -

Ты здесь в чести: великий лирик века -

И не служанка — мне не надо хлеба

И не служанка — мне не надо хлеба

Мне протягивает бандероль.

Мне протягивает бандероль.

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.

Образ Иисуса Христа в искусстве)

Образ Иисуса Христа в искусстве)

Сценарий СЛАЙД 1 Вступительное слово учителя

Сценарий СЛАЙД 1 Вступительное слово учителя

Духовность не теряет постулатов,

Духовность не теряет постулатов,

СЛАЙД 8 3-й ведущий: “Есть книга , - написал незадолго до смерти

СЛАЙД 8 3-й ведущий: “Есть книга , - написал незадолго до смерти

Фоном звучит «Гимн Еве» А. Петрова из балета «Сотворение мира…» )

Фоном звучит «Гимн Еве» А. Петрова из балета «Сотворение мира…» )

Демонстрация слайда 20 (Мадонна с младенцем и двумя ангелами”-

Демонстрация слайда 20 (Мадонна с младенцем и двумя ангелами”-

А он, в прозрении глубоком уже, вступая с миром в бой

А он, в прозрении глубоком уже, вступая с миром в бой

СЛАЙД 34-видео 2-й ведущий : «Вечный наш

СЛАЙД 34-видео 2-й ведущий : «Вечный наш

Он отправился в пустыню и постился сорок дней, будучи искушаем сатаной

Он отправился в пустыню и постился сорок дней, будучи искушаем сатаной

ТЕОРЕТИКИ 2-й ведущий: Все ярче светит солнце, все выше и яснее становятся небеса, возвещая нам о быстро приближающейся

ТЕОРЕТИКИ 2-й ведущий: Все ярче светит солнце, все выше и яснее становятся небеса, возвещая нам о быстро приближающейся

Шёл навстречу муки крестной.

Шёл навстречу муки крестной.

Весной пробуждается всё, и пусть пробудится сознанье

Весной пробуждается всё, и пусть пробудится сознанье

Чтец: В конце был чей-то сад, надел земельный

Чтец: В конце был чей-то сад, надел земельный

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Тернием острым чело обвито. Руки прибиты

Тернием острым чело обвито. Руки прибиты

ИСКУССТВОВЕДЫ 2 й ведущий: «Явление

ИСКУССТВОВЕДЫ 2 й ведущий: «Явление

О назначении великом человека

О назначении великом человека

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.

«Литературно-музыкальная гостиная как синтез искусств для всестороннего развития учащихся» -методическое пособие, сценарии литературно-музыкальных гостиных.
Скачать файл