Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."
Оценка 4.6

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
воспитательная работа
9 кл—11 кл
25.05.2017
Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого подвигу жён декабристов, которые разделили участь своих любимых. Литературно-музыкальная гостиная носит название "Да будут незабвенны ваши имена..."Гостиная была подготовлена и проведена учащимися 9-11 классов. Сценарий представлен в форме путешествия. Участники и зрители отправляются в путь вслед за Екатериной Трубецкой, Марией Волконской, Александрой Муравьёвой, Полиной Анненковой. Они были первыми из тех, кого потом назовут декабристками, женщинами, совершившими подвиг во имя любви.
Сценарий Литературно-музыкальная гостиная МАОУ СОШ с.Бердюжье.doc
Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..." Составители: учащиеся 9-11 классов МАОУ "СОШ с.Бердюжье" Руководитель: Шукалович Е.П., учитель, МАОУ "СОШ с.Бердюжье" Аннотация Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого подвигу жён  декабристов, которые разделили участь своих любимых. Литературно­ музыкальная гостиная носит название "Да будут незабвенны ваши  имена..."Гостиная была подготовлена и проведена учащимися 9­11 классов.  Сценарий представлен в форме  путешествия. Участники и зрители   отправляются в путь вслед за Екатериной Трубецкой, Марией Волконской,  Александрой Муравьёвой, Полиной Анненковой. Они были первыми из тех,  кого потом назовут декабристками, женщинами, совершившими подвиг во  имя любви. Цели: Образовательные: Расширить представления учащихся о событиях декабря 1825 года в  России, их последствиях. Представить и раскрыть личности русских женщин, последовавших за  своими мужьями в Сибирь как уникальное явление в русской истории. Развивающие: Способствовать развитию интереса учащихся к истории России, умения  мыслить, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее. Развивать воображение, активность, творческие способности  обучающихся. Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся чувства верности,  преданности любимому человеку, а также понятий долга, ответственности. Оборудование: предметы для воссоздания эпохи XIX века (перо и  чернильница, зажженные свечи, канделябры, столы, диваны, презентация). Музыкальное сопровождение: романс «Кавалергарды, век не долог..» (из  к/ф «Звезда пленительного счастья»), романс Настеньки из к/ф «О бедном  гусаре замолвите слово», Александр Розенбаум «Декабристский сон», вальс Георгия Свиридова «Метель», вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»,  фортепианная пьеса Бетховена «К Элизе», вальс Грибоедова, К.Фролов  «Посвящение женам декабристов», полонез Огинского, П.И.Чайковский  «Сентиментальный вальс», Поль Мариа «История любви».  Ход мероприятия. ­ Тихо звучит музыка  Шопена ­ вступление  Шукалович Е.П. ­ на фоне   слайдов 1­9 Здравствуйте, дамы и господа. Уважаемые гости! Очень часто, обращаясь к историческим фактам, читая поэтические  произведения и прозу, мы встречаемся с образами женщин, чьи имена навечно  вписаны в историю государства Российского…..(звучит музыка) Есть вехи в истории страны, которые становятся все приметнее, чем дальше  от них относит нас время. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 – одна из таких незабываемых вех. Свыше трех тысяч солдат при тридцати  командирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы обновить Россию, добиться  демократических свобод для крепостнической страны. Во имя счастья  Отчизны “дети 1812 года” подняли восстание, которое закончилось полным  поражением. (Выходит учащийся и зачитывает указ Николая I., под музыку Вивальди  “Времена года”) “Именем Его Императорского Величества. Немедленно отправить  закованными, в двух партиях, преступников, имея при каждом отправленном  преступнике одного жандарма и при каждых четырёх — фельдъегеря, дабы  сии преступники были употребляемы, как следует, в работу и потуплено было с ними во всех отношениях по установленному на каторжников положению”. Царизм жестоко расправился с восставшими. По делу декабристов были  привлечены к ответственности 579 человек, Пятерых император Николай I  велел казнить; 121 человека отправил на каторгу и в ссылку, остальных  разжаловали в солдаты и определили на Кавказ в действующую армию. (звучит музыка Свиридова “Метель”) Летом 1826 года первые декабристы отправились в Сибирь – на каторгу. И  сразу вслед за мужьями в Сибирь поехали женщины. Тысячи таежных верст,  стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда – ничто не остановило этих  женщин. “Они бросили все – знатность, богатство, связи и родных, свеем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой  только может быть. Ни в чем не повинные, они в долгие двадцать пять лет  перенесли все, что перенесли их осужденные мужья”. ­ Тихо звучит вальс Грибоедова. Чтец. ­ Шукалович Е.П. ­ слайд 10 Когда я говорю О думах чистых, Когда хочу понять любимой суть, Я слышу голос женщин­декабристок, Я вижу их сибирский тяжкий путь. Когда сверяю горечи людские,  И преданность,      И верность в трудный час, —  Волконские и рядом — Трубецкие  Стоят передо мною всякий раз. Они страдали, плакали, как дети, Они такую силу обрели!    Все потеряв На этом грешном свете, Они лишь верность милым сберегли. Их обжигала северная стужа, Тоска и смерть Стучала в их окно. Чтоб умереть за честь и дело мужа — Не всякой это женщине дано. (А. Мишин) Музыка прекращается. (слайд 11) 1­й ведущий . Итак, маршрут составлен. Лошади готовы, кибитка  погружена. Сейчас зазвенит колокольчик. До Иркутска 5379,5 верст. (слайд 12­13) 2­й ведущий Мы отправляемся в путь вслед за  Екатериной  Трубецкой и Марией Волконской, Александрой Муравьевой и Полиной  Анненковой. Они были первыми из тех, кого потом назовут декабристками. 3­й ведущий. Как молоды они были тогда, как обаятельно женственны, умны, образованны, какая заманчивая  жизнь  открывалась  перед  ними   —   в  роскоши, в любви, в поклонении окружающих.  Тихо звучит «Вальс» А. Грибоедова. Слайд 14 портрет Е.Трубецкой. (Слайд 15) 4­й ведущий  Говорят, что полы в особняке графа Лаваля, отца  Екатерины Трубецкой, были выстланы мрамором, По которому ступал  римский император Нерон. В их доме висели картины Рубенса и Рембранта...  Редчайшие собрания античной скульптуры, огромная, в пять тысяч книг,  библиотека. На балах у Лавалей собиралось до шестисот  гостей, и среди них  известнейшие люди эпохи: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов. Крылов,  Жуковский... (Слайд 16)1­й ведущий. Да, и об этом нам тоже никак не мешает знать!  Чтобы лучше понять характер Екатерины Трубецкой и представить, как  много бесценного уходило из ее жизни. Навсегда и безвозвратно. Музыка прекращается. Разыгрывается сцена (Абакаров В. и Хохлова М.). Царь. Жены сих преступников... потеряют прежние звания... дети, прижитые  в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне. Царь. Ни денежных сумм, ни вещей многочисленных взять им с собой  дозволено быть не может. Трубецкая. Согласна. Трубецкая. Согласна! Царь. Ежели люди, преступники уголовные, коих за Байкалом множество,  жуткие люди, погрязшие в пороках, надругаются над вами или… убьют,  власти за то ответственности не несут. Трубецкая. Согласна! (Слайд 17 ­18) Чтец ­ Клипперт Настя Бессменно день и ночь в пути На диво слаженный возок, А все конец пути далек!     Ее в Иркутске встретил сам    Начальник городской. (Н. Некрасов) (Слайд 19)Разыгрывается сценка из поэмы Некрасова «Русские  женщины» — беседа княгини с губернатором.(Хохлова М. и Кузнецов  А.) Приглушенно звучит «Вальс» Грибоедова. 3­й ведущий. Ей разрешили  видеться с мужем два раза   в   неделю.   В   тюрьме,   в   присутствии    офицера и унтер­офицера. Они, конечно же, не могли передать друг другу и  тысячной доли того, что чувствовали.  4­й ведущий. А в остальные дни княгиня брала скамеечку, поднималась с нею на склон сопки, откуда был виден тюремный двор, так ей удавалось хоть  издали посмотреть на Сергея Николаевича. Музыка прекращается. Звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма «Звезда пленительного счастья». (Слайд 20) Чтец ­ Клипперт Настя По дороге столбовой  Колокольчик заливается:  Что, не парень удалой  Белым снегом опушается?  Нет, то ласточкой летит —  По дороге красна девица.  Мчатся кони... От копыт  Вьется легкая метелица. Кроясь в пухе соболей,  Вся душою вдаль уносится;  Из задумчивых очей Капля слез за каплей просится:  Грустно ей... Родная мать  Тужит тугою сердечною;  Больно душу оторвать  От души разлукой вечною.  «С другом любо и в тюрьме! —  В думе молвит красна девица. —  Свет он мне в могильной тьме...  Встань, неси меня, метелица!  Занеси в его тюрьму...  Пусть, как птичка домовитая,  Прилечу я — и к нему  Притаюсь, людьми забытая!» (А. Одоевский) (Слайд 21)На  экран портрет Полины Анненковой. Полина Анненкова. Заключенных всегда окружали солдаты, так что жены  могли их видеть только издали. Князь Трубецкой срывал цветы на пути своем, делал букет и оставлял его на земле, а несчастная жена подходила поднять  букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть. Чтец. О декабристах — горы книжек —  От площади Сенатской до  Сторожевых острожных вышек, —  Как горечь канувших годов.  Но вот я узнаю впервые,  Как, может быть, узнаешь ты:  Ввели пришельцы горевые  Обычай разводить цветы. Сквозь каторжное лихолетье  Светил им 30 лет подряд,  Как через тучи солнце светит, Родного дома аромат... (А. Марков) (Слайд 22) 1­й ведущий. Вечер. Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария  Николаевна Волконская пишут прошение шефу жандармов Бенкендорфу. Они просят разрешить им поселиться вместе с мужьями в тюрьме.  (Слайд 22) Мария Волконская. Она читает вслух письма к матери:  «Если позволишь, я опишу тебе наше тюремное помещение. Я живу в очень  маленькой комнатке с одним окном. Темь в моей комнате такая, что мы и в  полдень не видим без свечей. В стенах так много щелей, отовсюду дует ветер,  и сырость так велика, что пронизывает до костей». (Слайд 23)На  экране — портрет Волконской  2­й ведущий. Мария Волконская — в девичестве Мария Раевская, дочь  отважного генерала, героя войны с Наполеоном, праправнучка Ломоносова...  Два ее брата — друзья Пушкина. Приглушенно звучит музыка вальс Грибоедова. Чтец (Огарков Василий) декламирует стихи Пушкина, посвященные  Марии Раевской: «Я помню море пред грозою...».   4­й ведущий. Какой же силы было то трепетное чувство великого поэта, если  он пронес его через всю жизнь! Машенька являлась в его сочинениях то в  «Полтаве», то в «Кавказском пленнике», ее лицо возникало в легких  росчерках пера на страницах рукописей. Музыка прекращается. (Слайд 24) Мария Волконская. Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея  Григорьевича Волконского... Он был старше меня на 20 лет... Первый год  супружества еще был на исходе, когда Сергей уже сидел за затворами  крепости в Алексеевском равелине. 1­й ведущий. А было Марии Волконской в ту пору 20 лет. Совсем еще юная,  она оказалась центром, вокруг которого скрестились интересы многих людей,  и ей пришлось принять на свои хрупкие плечи ответственность и за себя, и за  Сергея Григорьевича, и за только что рожденного Николино, и за родителей  своих. 2­й ведущий. Что придавало ей силы? Любовь? Но, по ее словам, тот первый  год их совместной жизни принес им отчуждение. Что же тогда? 3­й ведущий. Из «Записок» Волконской: «Если даже смотреть на убеждения  декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость  требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за  свои убеждения, тот истинно любит отечество». 4­й ведущий. Вдумаемся, вслушаемся в эти слова, чтобы понять душевный  порыв той далекой юной дворянки, почувствовавшей необходимость в  собственном поступке. 1­й ведущий. Поступком было и ее решение жить с мужем в тюрьме 15 лет!  Но судьбе было мало тех кругов ада, что уже прошла молодая женщина, на  плечи которой обрушилось столько горя, нравственных пыток, физических  испытаний. В 1828 году Мария Николаевна получила известие о смерти сына  — Николино. 2­й ведущий. Вскоре после смерти сына — еще одна потеря: смерть горячо  любимого отца. Уходя из мира сего, Николай Николаевич Раевский обвел  глазами семью свою, собравшуюся в грустную минуту, и, остановив взгляд на  портрете Машеньки, произнес: «Вот самая удивительная женщина, которую я  когда­то знал!» (Слайд 25) Разыгрывается  сцена  приезда Александры   Муравьевой  в   Читу. Входит Муравьева. Генерал жестом приглашает ее сесть,  молча берет у нее из рук подорожную. Генерал. Я сожалею, мадам Муравьева, что не могу вам сейчас же разрешить  видеть мужа. Прежде вы должны будете подписать бумагу. Муравьева. Как, еще одну? Я ведь уже подписывала в Иркутске эти суровые  параграфы. Неужто что­нибудь еще осталось, от чего можно отказаться?  Генерал молча протягивает ей лист. (Слайд 26)Муравьёва (читает). «Обязуюсь иметь свидание с мужем моим не  иначе как в арестантской палате, где указано будет, в назначенное для того  время и в присутствии дежурного офицера; не говорить с ним ничего  лишнего... вообще же иметь с ним дозволенный разговор на одном русском  языке». Муравьева с негодованием обращается к генералу: «Генерал, согласитесь,  что это бесчеловечно. Зачем же я спешила в эту глухомань?» (Слайд 27) Муравьева. Под конвоем провели меня по пустому тюремному  двору... дежурный отворил дверь, и я шагнула в полутьму. 2­й ведущий. Никита Михайлович рванулся к ней,  звякнули цепи его. Муравьева. И звон охватил меня, ударил в сердце. И целовала мужа, и слезы,  мои слезы текли по его щекам. «Пора», — сказал офицер. (Слайд 28) 3 ведущий. Я почувствовал, что жена ищет руку мою, и тут я  понял, в чем дело, ощутив в руке туго свернутую бумагу. Едва жена ушла, я  торопливо развернул листок, уже ощущая, что это привет оттуда, из России,  которую мне вряд ли суждено увидеть. (Слайд 29) 4 ведущий. Почерк был ему знаком: летящий, взвихренный  метельным окончанием слов, строк. Ошибиться было невозможно.         Чтец (Страшкова Кристина) читает послание  Пушкина декабристам «Во глубине сибирских руд».   (Слайд 30 ) Портрет Муравьевой. 3­й ведущий. Подруги по изгнанию дали ей шутливое прозвище Мурашка. Но  каким же твердым и несгибаемым характером обладала эта хрупкая с виду,  золотоволосая красавица, дочь несметно богатых родителей — воспитанная,  образованная, обладающая тонкостью вкуса и суждений! 4­й ведущий. И сколько жизней декабристов было спасено ею — ее участием, помощью, добрым ее сердцем. (Слайд 31) Портрет Пущина. Пущин. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу  Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой выведено  было: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (читает все  стихотворение). Отрадно отозвался во мне голос Пушкина. Увы! Я не мог  даже пожать руку той женщине, которая так радостно спешила утешить меня  воспоминаниями друга.  1­й ведущий. Не имея возможности сразу же по прибытии в Сибирь передать  эти стихи Ивану Пущину, два года хранила их Александра Муравьева. Она  будто чувствовала, что сберегает частицу духовного богатства России. Тихо звучит музыка Шопена.(Слайд 32 ­ 36)  2­й ведущий. А все ли знают о том, что Александре Муравьевой мы во  многом обязаны тем, что можем сегодня видеть лица декабристов,  запечатленные талантливой кистью одного из них — Бестужева? 3­й ведущий. Бумагу и краски для Николая Бестужева и весь необходимый  инструмент — все это выписывала из Москвы и оплачивала через свекровь  Александра Григорьевна. (Слайд 37) 4­й ведущий. Какая же все­таки это была удивительная женщина! Всегда веселая и спокойная с виду, она разрывала свою жизнь и свое сердце  между чувством любви к присутствующему мужу и к трем, оставленным там,  в Москве, детям. 1­й ведущий. А печалиться было о чем: через год после отъезда умер их сын,  а обе дочери, лишенные материнской ласки, тяжело заболевают. Одна умерла  совсем юной, другая сошла с ума. Но никогда ни единым словом не  проговорилась Александра Григорьевна мужу о своем горе, а чтобы чаще  видеть его, сняла квартиру напротив тюрьмы. 2­й ведущий. Она умерла в конце ноября 1832 года. Дни в Забайкалье стояли  студеные, земля закаменела, и надо было оттаивать ее, чтобы вырыть могилу.  Вызнали каторжников, обещая им заплатить, чтобы сделали все быстро и  хорошо. Каторжники возмутились: «Какие деньги? Мы же мать хороним,  понимаете? — мать! Так не обижайте нас, разве деньги могут заменить ее  доброту?» (Слайд 38) 3­й ведущий. После смерти родителей дети декабристов должны  были отдаваться в казенные учебные заведения, где они не имели права носить фамилии родителей своих, а назывались по имени отца. Софья Никитина —  под такой фамилией была записана в Екатерининский институт дочь  Муравьевых, родившаяся в ссылке. Но на фамилию «Никитина» она ни разу  не отозвалась. 4­й ведущий. Она словно бы и не слышала этой фамилии. (Слайд 39) 1­й ведущий.  Однажды в Екатерининский институт приехала  императрица Александра Федоровна. Императрица  милостиво улыбается  воспитанницам. Здоровается с ними. Те по очереди отвечают: «Добрый день,  матушка! Здравствуйте, матушка! Благодарю Вас, матушка!» Императрица приближается к дочери Муравьевой, гладит ее по голове, та  сдержанно отвечает: «Благодарю вас, ваше величество!» Императрица (удивленно). А что же ты меня матушкой не называешь, как все? Дочь Муравьевой. У меня есть только одна мать — и она похоронена в  Сибири. Звучит музыка из кинофильма «Звезда пленительного счастья». (Слайд 40) 2­й ведущий. Великий выдумщик и фантазер Александр Дюма  говорил, что история для него — гвоздь, на который он вешает свою картину. 3­й ведущий. «Гвоздем» бывал какой­то исторический факт или личность,  рассказывая о которых Дюма считал вправе фантазировать, менять,  домысливать. Иначе вряд ли произошел бы эпизод, описанный самим Дюма. Дюма. Однажды царица уединилась в одном из своих будуаров для чтения  моего нового романа. Во время чтения отворилась дверь и вошел император  Николай  .Ι (Слайд 41)Сценка разговора императора с императрицей. Императрица, увидев императора, прячет книжку под подушку. Император замечает это и, остановившись против своей августейшей  половины, спрашивает: «Вы читали?» Императрица. Да, сударь. Император. Хотите, я вам скажу, что вы читали? Императрица виновато молчит. Император (сурово). Вы читали роман Дюма «Записки учителя фехтования». Императрица (удивленно). Каким образом вы знаете это, сударь? Император. Ну вот! Об этом нетрудно догадаться. Это последний роман,  который я запретил... 4­й ведущий. Почему Николай I запретил этот роман, современникам было  хорошо известно. Дело в том, что героями романа «Записки учителя  фехтования» были не выдуманные, живые люди ­ поручик кавалергардского  полка Иван Александрович Анненков и француженка Полина Гебль,  выведенные в романе под именами Алексея Ванникова и Луизы Дюпон. (Слайд 42) 1­й ведущий. В марте 1826 года Ивану Анненкову исполнилось  24 года.  День рождения он встретил в камере Петропавловской крепости. О  чем он думал, сидя на жесткой койке своей в тот день: о матери, не  принявшей никаких мер для облегчения участи сына? О прошлой вольготной  жизни? А может, о встречах с милой француженкой, напевающей пахнущую  детством французскую песенку?                           (Слайд 43 ­ 44) Полина Гебль. Однажды, когда я сидела в кругу своих  подруг, те шутили и выбирали себе женихов. Дошла очередь и до меня, и я  ответила, что ни за кого не пойду, кроме русского. Я, конечно, говорила это  тогда, не подумавши, но странно, как иногда предчувствуешь свою судьбу. И  однажды как­то неожиданно, как будто помимо моей воли, я заключила  контракт с домом Демонси и согласно контракту должна была ехать в  Россию. 2­й ведущий. Так началось путешествие француженки Полины Гебль к  сибирячке Прасковье Анненковой.                (Слайд 45) 3­й ведущий. Ему было 23 года, ей — 25. Они горячо полюбили  друг друга, но обвенчаться не могли, а, зная нрав его матери, Анны Ивановны  Анненковой, на тайный брак не решались. 4­й ведущий. После восстания на Сенатской площади император лично  обещал поручику Анненкову сгноить его в тюрьме, что и выполнялось с  неукоснительной точностью. 1­й ведущий. А в это время, в апреле 1826 года, у Полины Гебль родилась  дочь. От Полины отвернулись друзья. Лишенная работы, больная, она тем не  менее предпринимает   отчаянные   попытки   узнать   что­либо о судьбе  Анненкова.              (Слайд 46) 2­й   ведущий.   Однажды  холодным  декабрьским утром 1826  года она узнала, что ночью Анненкова с товарищами увезли в Сибирь. Один из солдат крепости передал ей записку, в которой была только одна фраза на  французском: «Встретиться или умереть!» Звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма «Звезда пленительного  счастья». 1­й ведущий. Как­то Александр Бестужев в знак уважения к этой  удивительной женщине надел ей на руку браслет с тем, чтобы она с ним не  расставалась до самой смерти. Браслет и крест, на нем висевший, были  окованы железным кольцом из цепей, которые носил ее муж. Звучит вальс Свиридова. (Слайды 47­ 51­ На экране сменяются  портреты декабристок). Музыка прекращается. (Слайд 52) 2 ведущий.  Вот и подошло к концу  наше  путешествие. Прощаясь с нашими героями, скажем им словами одного  из декабристов: «Вы стали поистине образцом мужества, твердости, при всей  своей нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны ваши имена». Звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма «Звезда пленительного  счастья».

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная "Да будут незабвенны ваши имена..."

Литературно-музыкальная гостиная   "Да будут незабвенны ваши имена..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017