Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" для 5-7 классов
Оценка 4.9

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" для 5-7 классов

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
классное руководство
5 кл—7 кл
01.04.2017
Литературно-музыкальная композиция "Дети войны" для 5-7 классов
Л-м композиция ДЕТИ ВОЙНЫ (Сталинград)..doc

Литературно-музыкальная композиция «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Звучит  мелодия песни «Вставай, страна огромная».

 

Ведущий.

 Война оставила след почти в каждой семье. Опалила она и детство сталинградских мальчишек и девчонок. Они испытали ужасы варварской бомбардировки, голод и холод, беду и лишения.

 Его узнал я не из книжки-

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

 

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли-

Мы просто дышали войной.

 

 Ведущий.

 Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой. Кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

 

Ведущий.

Но у них у всех одно прошлое, одна судьба - горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет ни прошло. В этом лишний раз убеждают эти письма... Письма-воспоминания…

 

Письма читают на фоне песни «Ровесницы наши»

 

Письмо первое:

 

 (воспоминания А. М. Утенкова). «Родился я в 1928 году и жил до середины октября 1942 года в Сталинграде, за цен­тральным вокзалом Сталинград-1, за «полотном», как тогда говорили. Детство моё окончилось 23 августа 1942 года. Оно окончилось  резко - в один день, в один час. Это было около 5 часов вечера. Тогда армады немецких бомбардировщиков и штурмовиков начали превращать мой родной цветущий город Сталинград в море огня и груды развалин. Не стало дома, не стало власти, не стало даже привычных трудных условий жизни военного времени. Фашисты надвигались на город. Известия от отца с фронта оборвались. Больная и контуженная , мама стала почти совершенно безразлична и к жизни, и к смерти. Надеяться было не на кого, советоваться не с кем. В такой обстановке вынужден был принимать самостоятельные решения за себя и за маму. Детство окончилось. Девиз «Бороться и не сдаваться» из книги  Валентина Каверина «Два капитана» я уже знал. Началась  юность- юность тревожная и страшная. Окружавшие нас события были тра­гичны. Будущее - неизвестно».

 

Письмо второе:

(воспоминания Т. Н. Семеновой, жительницы г. Волгограда). «...Когда слышу иногда, как по радио поет Валентина Толкунова «...если б не было войны», думаю: она выражает и наши думы — Вавилиных.

Когда рядом с нашим домом разорвалась бомба, мы с мамой только что заскочили в щель, в которой уже находились пять моих сестренок и братишек, шестая - грудная сестренка лежала в доме: ее мама собиралась взять последней. Едва осела пыль, как мама рва­нулась наверх. Вокруг все рвалось, гремело, дрожало. Но разве это могло остановить ее?

Вернулась она не сразу. Вошла, пошатываясь, держа на вытяну­тых руках безжизненное тело нашей сестренки. То, что сама она была ранена в грудь, мы заметили не сразу, а лишь тогда, когда она повисла у нас на руках. Последние ее слова мы едва слышали: «Идите все к Волге... возьмите документы... о рождении...». Через минуту она за­тихла. Навсегда.

К переправе мы, младшие Вавилины, ползли вшестером. Само­му младшему было два года, а самой старшей — шестнадцать. Нам повезло: у берега нашли небольшой плот. Залезли на него и поплыли. Старшие сестренки гребли какими-то досками, а мы, все остальные, лежали и руками помогали им. Вокруг рвались бомбы, воду вспары­вали пулеметные очереди. И все же переправились без потерь, если не считать, что я и Лида были контужены. У обеих из носа и ушей текла кровь (кстати, с тех пор сестра заикается).

На берегу к нам подошли какие-то мужчины и увели всех к ма­шинам. Сесть нам в них всем вместе не удалось. А поскольку убывали они не сразу и в пути подвергались бомбежкам, то оказались мы кто где. Вот когда вспомнились слова о документах, но их у нас не было: мы так и не успели их в суматохе и страхе тогда забрать. Это разъеди­нило нас на многие годы.

Только в 1955-м меня нашла сестра Лида, а еще через год — наш самый маленький братишка, тогда уже пятнадцатилетний мальчик. Сестру Нину всем нам, Вавилиным, еще предстоит найти. Эх, война-война...»

 

Письмо третье:

(воспоминания Г. Н.   Плавинской, жительнице Магадана). «...Летом 42-го мне было всего пять лет. Казалось бы, что может сохранить память в таком возрасте? Но, видно, ученым ещё следует разобраться, что происходит с детским сознанием, памятью, когда ребенок попадает в сверхстрессовую ситуацию. До сих пор в глазах бомбежка, убитые, бегущие женщины с детьми. А разве можно забыть голод? А смерть матери?

Когда это случилось, мне было очень страшно. Но еще страшнее было потом. Ночью мы с бабушкой вырыли небольшую яму, завернули маму в одеяло и поместили туда. Накрыв могилу железным листом, присыпали его землей. Зная о том, что жители наиболее ценные вещи зарывали, немцы прощупывали землю штыками - искали клады. Бед­ная мама! Четыре раза (!), наткнувшись на железный лист, немцы от­капывали ее и выбрасывали из могилы. Четыре раза нам приходилось хоронить ее заново!»

 

Письмо четвёртое:

(воспоминания Ю. Ц.    Левиной, жительницы г. Волгограда).   «...Жили мы в Южном поселке. В первый же день бомбежки наш дом сгорел, и мы с мамой перешли жить в землянку, в  один из очередных налетов меня вначале контузило, а затем ранило в ногу. Что было дальше, помню смутно. Мне потом говорили, что несколько раз теряла сознание.

Где-то в конце октября к нам спустился один немец. Меня он из  землянки вынес, а сестренку... застрелил. Голодных, разутых и раздетых фашисты погнали нас в Гумрак, а затем на станцию Обливская. Дорогой отморозила здоровую ногу. Пальцы на ней в конце концов отвалились. После этого попала я в больницу вместе с нашими военнопленными.

Как нас там «лечили» — нет сил рассказывать. Скажу только одно: все мы там делились на тех, кто уже умер, и тех, кто еще пока оставался жив. Освободили нас в январе 1943 года.

 

Письмо пятое:

(воспоминанияГ. В. Хмеленка, жителя г. Волго­града). «...Когда началась бомбардировка города, наша семья Петрыкиных состояла из семи человек: мамы и нас, шестерых ее детей. Старшей сестре было 16 лет, мне — 8, Ване — 7, Нине — 5, Мише — 2. Женечке — 6 месяцев. Первой погибла мама. Ее убило осколком бомбы. А когда при­шли фашисты, наш семейный мартиролог стал быстро расти. Ваню немцы застрелили. Нина, Миша и Женечка умерли от голода. Словно бы и сегодня слышу их тихие, жалобные голоса: «Дай кушать...». Когда 2 февраля освободили город, нас, Петрыкиных, осталось всего двое...»

 

 

 

Ведущий:

Снится мне страшная правда —

Дети в огне Сталинграда,

Бедная наша семья:

 Коленька, Миша и я.  

В августе сорок второго.

Маленький Миша боится

Бомбы, пожара и фрицев.

 Мама не варит, не топит

 В нашем холодном окопе:

 Некогда — в грохоте боя

 Нас закрывает собою.

 Немцы наш дом разбомбили,

 Садик вишневый сгубили,

 Братиков оглушили.

 Осенью оба простыли

 И чуть живые лежали,

 Больше уже не дрожали.

 Коленька первый скончался.

 Миша недолго держался.

 Вскоре и он успокоился,

 Той же судьбы удостоился.

 И на Спартановке с мамочкой

 Мы их зарыли в двух ямочках.

 Спят в них любимые братики,

 Наши родные «солдатики».

 Снится мне страшная правда —

 Дети в огне Сталинграда,

 Бедная наша семья:

 Коленька, Миша и я.

 

Ведущий.

Что ж ты наделала, война?

 С женою мужа разлучила,

Детишкам сердце опалила

И на сиротство обрекла.

Что ж ты наделала, война?

Ты миллионы схоронила,

 Сердца тоскою иссушила,

У тысяч имя отняла.

 

Ведущий.

 Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляли. Однако фашисты их зверски уничтожали. Уничтожали с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

 

Ведущий.

 Их расстреляли на рассвете,

Когда ещё редела мгла.

Там были женщины и дети,

И эта девочка была,

Сперва велели им раздеться

И стать ко рву спиной,

Но прозвучал вдруг голос детский-

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже, дядя, снять?;

На миг эсесовец в смятенье

И, кажется, он в землю врос

И опускает автомат,

 Нет! Он убить её не сможет

Но дал он очередь спеша!

Упала девочка в чулках,

Снять не успела, не смогла…

Солдат! Солдат!

Что если б дочка твоя

Вот здесь, вот так была?

Ты человек, не просто немец.

Или ты зверь среди людей?

И шёл эсесовец в смятенье,

К заре не поднимая глаз,

И всюду взгляд казался детский,

И всюду слышалось опять:

«Чулочки тоже, дядя, снять?»

 

Ведущий.

Для наших же воинов дети – это всё, ради чего можно жить, а можно и умереть, пусть даже это ребёнок твоего врага.

 

Ведущий.

То было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

 

У столба она, дрожа, стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муки сеяли вокруг…

 

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал.

Может быть отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

 

Полз боец и, телом заслоняя,

Девочку в коротком платье белом

Но сейчас в Берлине под обстрелом

Осторожно вынес из огня.

 

Ведущий.                                                                                                                                 

Да, сделали всё, что могли,

Кто мог, сколько мог и как мог.

И были солнцем палимы,

И шли по сотням дорог.

Да, каждый был ранен, контужен,

А каждый четвёртый - убит.

И лично отечеству нужен,

И лично не будет забыт.

 

Ведущий.

 Благодарим, солдаты, вас!

-За жизнь!

-За детство!

-За тишину!

-За мирный дом!

-За мир, в котором мы живём!

 

Все. Благодарим! Благодарим! Благодарим!

 

Ведущий.

Ценою крови куплена победа,

Пусть это помнит мир земной всегда.

Ради счастья и жизни на свете,

Ради всех павших тогда.

Да не будет войны на планете

Никогда! Никогда! Никогда!

Пусть солнце утопит всю землю в лучах,

Пусть!

Пусть мирные  звёзды сияют над ней.

Пусть!

 

(Песня  «Пусть всегда будет солнце».)

 

Ведущий.

Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети.

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б  хор наш ребячий звенел,

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля

Что такое вражда и война.

 

 

 

 


Литературно-музыкальная композиция «ДЕТИ

Литературно-музыкальная композиция «ДЕТИ

Но разве это могло остановить ее?

Но разве это могло остановить ее?

Бедная наша семья: Коленька,

Бедная наша семья: Коленька,

На миг эсесовец в смятенье И, кажется, он в землю врос

На миг эсесовец в смятенье И, кажется, он в землю врос

За жизнь! -За детство! -За тишину! -За мирный дом! -За мир, в котором мы живём!

За жизнь! -За детство! -За тишину! -За мирный дом! -За мир, в котором мы живём!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017