Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Оценка 4.9

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
5 кл—9 кл
04.02.2019
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Литературно-музыкальный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева, был проведён накануне юбилейной даты. В празднике участвовало небольшое количество учащихся, но ребятам понравилось. На празднике учащиеся читали стихи, посвящённые писателю, танцевали вальс под музыку. Также дети декламировали собственные стихи автора, инсценировали. Атмосфера в зале была лёгкая, непринуждённая, полная музыки.
Сценарий литератур.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Комсомольская основная общеобразовательная школа» Литературно­музыкальный вечер, посвященный 200­летию со дня рождения И.С. Тургенева                                     Составитель: учитель русского языка и литературы Парфенова Л.Ю. П.Комсомольский 2018 г. 1 Сценарий литературно­музыкального вечера, посвященного 200­летию со дня рождения И.С. Тургенева Форма мероприятия: литературно­музыкальная композиция. Цели мероприятия: расширить и углубить представления воспитанников о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П. Виардо; отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям  драматического отрывка; корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала; воспитывать  познавательный интерес воспитанников к русской классической литературе. Задачи: формирование и развитие познавательных интересов воспитанников; развитие творческих способностей воспитанников; развитие навыков сотрудничества,  коллективизма в процессе совместной творческой деятельности; формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности воспитанников  (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа); развитие способности к эмоционально­ценностному восприятию произведений  словесного и музыкального искусства; формирование всесторонне развитой личности  воспитанника. Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, магнитофон, мультимедийная презентация, диск с аудиозаписями музыкальных  фрагментов, выставка книг Тургенева, портреты Тургенева и П. Виардо. Музыкальное сопровождение: 1. П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч. 2. Романс «Утро туманное, утро седое…». Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева. 3. П.И. Чайковский. Фрагмент «Письмо Татьяны» из оперы «Евгений Онегин». 4.. Крылатов «Полет над Москвой». 5.С. Рахманинов «Элегия». 6 . Дога. Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». 7.Л.В. Бетховен «Лунная соната». 8. И. Иванович. Вальс «Дунайские волны». Ход мероприятия. В зал входят учащиеся 5­9 классов, учителя, родители. На сцене портреты  И.С.Тургенева, Полины Виардо. Стол с белой скатертью, на нем свечи. На сцену  поднимаются ученик, ученица.  2 1. Звучит П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч. Дима: Добрый вечер! Ксюша: А что это значит? Дима: Значит, будет весь вечер удача. Ксюша: Значит, будут стихи и рассказы, танцы и романсы. Дима: Сегодняшняя наша встреча посвящена разгадке тайны личности Ивана  Сергеевича Тургенева, русского писателя­классика, великолепного мастера слова, в  совершенстве владеющего богатствами русского языка. Ксюша: 9 ноября исполнилось 200 лет со дня его рождения. Дима: Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.С.Тургенева.  (Учитель зажигает свечи). 2. Звучит романс «Утро туманное, утро седое». Муз. Э. Абаза, сл. И.С.  Тургенева. Ксюша: Мы предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством Тургенева.  Внимание на экран.  Видеофильм о Тургеневе. Учитель: Давайте познакомимся поближе с бессмертными творениями И.С. Тургенева. Учитель делает обзор книг Тургенева. Ксюша: Во многих произведениях великий писатель воспевал именно первую любовь,  юную, чистую. Подлинно вдохновенный гимн этому чувству Тургенев пропел в повести  «Ася». Дима: Вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент повести «Ася»,  поставленный нашими воспитанниками. 3.Звучит П.И. Чайковский. Фрагмент «Письмо Татьяны» из оперы «Евгений Онегин». Театрализованный фрагмент повести. 3 (Ася подняла голову и встряхнула кудрями). Алиса   ­ Ах, мне хорошо. ­ Вот бы пойти с этими богомольцами. Дима ­ Разве вы так набожны? Алиса  ­ Пойти куда­нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.  А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали? Дима:  Вы честолюбивы.  ­ вы хотите прожить не даром, след за собой оставить... Алиса  ­ А разве это невозможно? Дима : «Невозможно». ­ Попытайтесь. Алиса  ­ Скажите, ­ вам очень нравилась та дама ... Вы помните, на второй день нашего знакомства? (Я засмеялся). Дима ­ Ваш брат шутил; мне ни одна дама не нравилась; по крайней мере теперь ни одна не нравится. Алиса  ­ А что вам нравится в девушках?  Дима ­ Какой странный вопрос!  Алиса   ­ Я не должна была задавать вам такой вопрос, не правда ли? Извините меня, я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого­то я и боюсь говорить. Дима ­ Говорите, ради бога, не бойтесь,  я так рад, что вы, наконец, освоились. Алиса   ­ Ну, рассказывайте же, ­ рассказывайте или прочитайте что­нибудь, как, помните, вы нам читали из "Онегина" ...  Где нынче крест и тень ветвей Над бедной матерью моей! ­ Дима ­ У Пушкина не так. Алиса  ­ А я хотела бы быть Татьяной. – Рассказывайте. Дима ­ Посмотрите, как хорошо!  Алиса  ­ Да, хорошо! ­ Если бы мы с вами были птицы, ­ как бы мы взвились, как бы полетели ... Так бы и утонули в этой синеве ... Но мы не птицы. Дима ­ А у нас могут вырасти крылья. Алиса  ­ Как? Дима ­ Крылья – это чувства. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.  (Ася опять задумалась. Я слегка наклонился к ней). Алиса  ­ Умеете вы вальсировать?. Дима ­ Умею. Алиса   ­ Так пойдемте, пойдемте ... Я попрошу брата сыграть нам вальс ... Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья. Она побежала к дому. Я побежал вслед за нею ­ и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что­то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девически строгий облик. Долго потом рука моя чувствовала 4 прикосновение   ее   нежного   стана,   долго   слышалось   мне   ее   ускоренное,   близкое   дыхание,   долго мерещились темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями.   4. Звучит вальсовая музыка «Мой ласковый и нежный зверь». Ксюша: Но не только о любви писал  Иван Сергеевич Тургенев. Он был истинным  ценителем и знатоком русской природы, которую он воспел в своем творчестве. Его  книги – это подлинный гимн русской природе.  Предлагаем вашему вниманию  отрывок из рассказа «Бежин луг».  Читает  Нехороших Елизавета. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только  тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя  заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло­ багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под  узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. В сухом и  чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не  чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба… 5. Дима: Сейчас вашему вниманию будет предложена викторина для  зрителей мероприятия. 1.Как называется рассказ Тургенева о барыне, глухонемом дворнике и его  собаке? (Муму) 2. Как звали главного героя рассказа «Муму»? (Герасим) 3. Как звали  девушку, которую любил Герасим? (Татьяна) 4. Кто отдал приказ утопить Муму? (Старая барыня) 5. Любимое занятие И.С.Тургенева? (Охота) 6.Как называется рассказ Тургенева о деревенских мальчиках, которые пошли в  ночное? (Бежин луг) 7. Как звали мальчиков в рассказе «Бежин луг»? (Федя, Илюша, Костя, Павлуша,  Ваня). 8. Почему охотник повстречался  мальчикам? (Он заблудился) 9. Как называется романтическая повесть о любви, изучаемая в 8 классе? (Ася) 10. Какую любовь описывает Тургенев в повести «Ася»? (Первую) 11. В чем особенность стихотворений, которые писал Тургенев в конце жизни? 5 Звучит С. Рахманинов «Элегия». Дима: А еще Тургенев был замечательным поэтом, хотя мы лучше знаем его как  прозаика. Послушайте стихи, написанные этим прекрасным мастером пера.         6.Стихотворение «Я шёл среди высоких гор» Тургенева читает Мухетдинова  Екатерина. Я шел среди высоких гор, Вдоль светлых рек и по долинам.. И все, что ни встречал мой взор, Мне говорило об едином: Я был любим! любим я был! Я все другое позабыл! Сияло небо надо мной, Шумели листья, птицы пели... И тучки резвой чередой Куда­то весело летели... Дышало счастьем все кругом, Но сердце не нуждалось в нем. Меня несла, несла волна, Широкая, как волны моря! В душе стояла тишина Превыше радости и горя... Едва себя я сознавал: Мне целый мир принадлежал! Зачем не умер я тогда? Зачем потом мы оба жили? Пришли года... прошли года ­ И ничего не подарили, Что б было слаще и ясней Тех глупых и блаженных дней. 7. Звучит Е. Дога. Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Ксюша: Сам Тургенев в своей жизни пережил испытание любовью: осенью 1843  года произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь  6 И.С.Тургенева. Он познакомился с 22­летней выдающейся певицей, человеком  культуры, умной и привлекательной женщиной, Мишель Полиной Виардо. Она в это  время находилась на гастролях в Петербурге. Поэты писали ей стихи, композиторы  создавали для нее свои оперы. Знаменитые писатели и музыканты добивались чести  знакомства с нею. Дима:  Женой Тургенева любимая девушка стать не могла: у нее были дети, муж  Луи Виардо, человек отнюдь не богатый, ничем особенным не примечательный,  впрочем, за рубежом почитался знатоком живописи и культуры. Ксюша:  Нельзя без волнения читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо: 7. Тургенев: «Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной  сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне… Сегодня день моего рождения… В будущий вторник исполняется семь лет с тех  пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я  ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим  счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют  границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз! Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого  лучшего, благородного и милого мне на земле… Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое,  неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий  луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с  моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..» 8. П. Виардо: «Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с  письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона… Может быть, сегодня? Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как  всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль,  которую оно вызывает в наших сердцах,  заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши  привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что  делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей  жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам  свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас  любят и посылают вам тысячу приветов». 7 Звучит Бетховен «Лунная соната». 9. (Полина Виардо читает стихотворение) Тишенских Аня и Елизарова Аня   Гарева Н. С. «Раздумья»: Закрыта книга…Белые страницы, Сомкнувшись накрепко, не шелестят, Но мысли, как встревоженные птицы, Куда­то вдаль без устали летят. Свое волнение в душе не скрою, Вновь образы из памяти зову, И светлый мир тургеневских героев Встает передо мною наяву. Так любящий свою страну Инсаров, Не сдавшийся у жизни на краю, Все в мире отрицающий Базаров И Санин, предавший любовь свою. Тургеневские девушки…Как нежны, Решительны порою и мудры. Их не страшит удел судьбы мятежной, В любви они так искренни, добры. Героев радости и огорченья, Боль отреченья и любви слова. Здесь в каждой строчке есть свое значенье, Рождает мысли каждая глава. Жизнь тороплива, не стоит на месте, Мир переменчив каждый день и час, Но вечные вопросы долга, чести, Любви, добра всегда тревожат нас. 8 И я страницу открываю снова, Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша. И в светлый мир тургеневского слова Погружена опять моя душа… Ксюша: У Тургенева до конца жизни не было ни родной семьи, ни родного очага,  всю жизнь он ютился «на краешке чужого гнезда», а счастье его было мимолетно, как  дым. Несмотря на это, отношения между Тургеневым и Виардо сохранили чистоту и  прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. 10. Звучит Бетховен «Лунная соната».  Макаренко Сергей На фоне музыки читается стихотворение в прозе. «Когда меня не будет, когда все, что было мной , рассыплется прахом, ­ о ты, мой  единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая,  наверно, переживешь меня, ­ не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего. Не забывай меня… но и не вспоминай меня среди ежедневных забот, удовольствий и  нужд… Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойного течения. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь  знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те  страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, ­ помнишь? – у нас обоих разом  выступали сладкие и безмолвные слезы… И образ мой предстанет тебе – и из­под закрытых век твоих глаз польются слезы,  подобные тем слезам, которые мы, умиленные красотою, проливали некогда с тобою  вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и нежно». Дима:  Вот такая  любовь двух гениальных личностей – великого русского  писателя и знаменитой французской певицы. Иван Тургенев и Полина Виардо пронесли  это нежное чувство через всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить. Ксюша: Несмотря на тяжёлую болезнь,  Тургенев  пишет ещё несколько  стихотворений в прозе. Одно из таких произведений читает Свиридова Ирина «Старик» Дима:  Да! Как велик и могуч наш языка! Даже эта тема нашла своё отражение в  творчестве Тургенева. «Русский язык» . Черняков Кирилл. 9 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ­ ты один  мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не  будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Ксюша: Для нас, соотечественников Тургенева, великий писатель навсегда  останется певцом любви и русской природы. Советую вам обратиться к  книгам И. Тургенева, которые волнуют людей уже  2­е столетие и учат беречь великий дар любви. «Дерзать, заблуждаться и грезить!»  «Только любовью держится и движется жизнь».          Дима: Говорят,  от прекрасного общения у людей вырабатывается гормон счастья. Если наш литературный вечер принёс вам хоть чуть­чуть счастья, то мы очень рады,  что  наша встреча не была напрасной. До новых встреч! Спасибо за внимание! Благодарим  всех за помощь! А сейчас попросим всех артистов подняться на сцену для общей  фотографии. 10

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019