Программа элективного курса "Литература родного края"
Оценка 4.9

Программа элективного курса "Литература родного края"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
5 кл—9 кл
13.02.2018
Программа элективного курса "Литература родного края"
Элективный курс "Литература родного края" будет интересен учителям, работающим в Костромской области. Он построен на основе региональной программы по литературе, авторами которой выступила группа ученых кафедры литературы Костромского государственного университета под руководством профессора Юрия Владимировича Лебедева. Нашим детям необходимо знать литературу края, где они растут, воспитываются и будет жить дальше, ее лучшие образцы, писателей и поэтом, тесно связанных с родной землей.
Литература родного края.docx
ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Становление   духовного   мира   человека,   создание   условий   для формирования   внутренней   потребности   личности   в   непрерывном совершенствовании,   в   реализации   данных   ей   от   природы   творческих возможностей   –   главные   цели   литературного   образования.   И   чтобы реализовать   их,   необходимо   придать   изучению   литературы   предметный характер, приблизив ее к личности ученика, к его родному краю. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли –   одно   из   самых   действенных   средств   воспитания   человека,   хозяина, труженика, радетеля и старателя своего края, прикипевшего к нему сердцем и душой.   В   процессе   изучения   краевой   (региональной)   литературы   ученик откроет   для   себя,   сколь   духовно   богата   именно   та   земля,   на   которой   он живет. Только на этой основе и вырастает патриотизм. Данная программа предполагает системное, последовательное изучение литературы родного края. Изучение ведется параллельно с программой по литературе, составленной на основе программы Коровина, автора­составителя учебника, входящего в Федеральный Перечень учебников. За основу взята Региональная программа по литературе, составленная группой ученых под руководством доктора филологических наук профессора Ю. В. Лебедева и рекомендованная департаментом образования Костромской области. Программа скорректирована учителем. В   программу   включены   лучшие   образцы   краевой   литературы. Региональный принцип изучения литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении учащихся с жизнью. Региональным содержанием наполняются и связи литературы с другими видами искусства. Формой работы избраны не только уроки, но и экскурсии. Распределение   часов   ведется   в   соответствии   с   базисным   учебным планом  года и выглядит следующим образом: 5 класс – 1 час 6 класс – 0,5 часа 7 класс – 0,5 часа 8 класс – 0,5 часа 9 класс ­ 0,5 часа. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Пятый класс (35 часов) ВВЕДЕНИЕ – 2 ЧАС. Что такое литературное краеведение. Краеведческая хрестоматия. Е.   И.   Осетров.   Очерк   «чудо­город».   Путешествие   с   писателем   по улицам Костромы. ФОЛЬКЛОР – 2 ЧАСА. Богатство русского фольклора и его бытование в Костромской крае. Костромичи­собиратели русских народных сказок В. А. Андронников, А. А. Ширский. Сказки «Чье мастерство мудренее?», «Звон». Плотничье искусство костромских   крестьян.   Отхожие   промыслы   и   их   влияние   на   крестьянский характер:   чувство   собственного   достоинства   и   независимости, патриотическая   гордость,   ловкость,   смелость   и   находчивость.   Причины преимущественного распространения в Костромском крае социально­бытовых сказок. Особенности народного языка костромских сказок. Моя родословная. Легенды о предках, сохранившиеся в семье. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА – 8 ЧАСОВ. С.   В.   Максимов   «Русалки».   Этнографические   материалы   писателя­ костромича из его книги «Нечистая, неведомая и крестная сила». Поверия северных славян о русалках. П. А. Вяземский «Вечер на Волге», «Еще тройка», «Масленица на чужой стороне».   Впечатления   поэта   от   волжских   пейзажей.   Картины   русской северной   природы   в   стихотворения   поэта.   Образ   тройки   и   русского   пути­ дороги. «Молодецкая зима» и ее влияние на русский национальный характер. Н.  А.   Некрасов   и   Кострома.  «Друг­приятель»   Некрасова   из   деревни Шода Г. Я. Захаров. Знакомство с потомками знаменитого крестьянина. Н.   А.   Некрасов   «Крестьянские   дети»,   «Дедушка   Мазай   и   зайцы», «Накануне   светлого   праздника».   Костромские   источники   стихотворений Некрасова.   Человек   и   природа   в   стихах,   посвященных   русским   детям. Нравственные основы гармонии во взаимоотношениях человека с природой. ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА – 2 ЧАСА. Костромские   мотивы   в   творчестве   Саврасова   и   волжских   пейзажах Левитана. КОСТРОМА В СКАЗКАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ­КОСТРОМИЧЕЙ – 10 ЧАСОВ. А. М. Ремизов «Кострома». Отражение в сказке русской мифологии о богах света Яриле и Костроме, об умирании и воскрешении. Образ Костромы как   олицетворение   хлебного   зерна.   Отголоски   в   сказке   образа   жизни костромичей в древние годы. Сказка­игра. Поэтические средства народной речи. В. Н. Иванов «Юность и свобода». Изображение праздника Костромы. Перекличка   времен.   Впечатления   молодого   человека,   прикоснувшегося   к древности. Особый язык русского народа. Е.   В.   Честняков   «Чудесное   яблоко».   Мечта   писателя   о   слиянии искусства   с   жизнью,   человека   с   природой,   города   с   деревней   в   будущем царстве   «всеобщего   благоденствия».   Народный   стиль   сказки,   система образных средств. Честняков – иллюстратор своих сказок. Экскурсия   в   Костромской   Художественный   музей   на   экспозицию   по сказкам Честнякова. Н.   А.   Орлов   «Ветер   с   Волги».   Волга   в   творчестве   писателей­ костромичей XIX – XX веков. Народные обряды и праздники. Рождество в Костромском крае. Святочная неделя. Песни­колядки. РОДНОЙ КРАЙ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТРОМСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ – 9 ЧАСОВ. М.   М.   Пришвин   «Времена   года».   Связь   Пришвина   с   Ярославско­ Костромским краем, любовь к родной природе и стремление ее защищать. В. А. Бочарников. Новеллы. Трепетная любовь писателя к неброским проявлениям красоты в природе родного края. В. В. Травкин «Косач». Талант писателя в изображении тетерева­косача, гордой   и   красивой   птицы   нашего   края.   Гибель   косача   как   следствие варварского   отношения   человека   к   природе.   Экологическая   проблема рассказа. Т. Н. Иноземцева «Осень в ладонях», «Хлеб мой тощий», «Дорогу люди выбирают   сами».   Стихи   поэта­агронома   о   вечности   и   святости   труда хлебороба. МОЯ КОСТРОМА – 2 ЧАСА. Выход на весеннюю экскурсию. «Я рисую весну» (отзывы об экскурсии). Мир фотографий о природе В. Г. Смирнова. Шестой класс (17 часов) МИФОЛОГИЯ – 2 часа Костромские истоки народного мифа о солнце в весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». С. В. Максимов «Домовой­доможил», «Домовой­дворовой», «Леший», «Водяной» (главы из книги «Нечистая, неведомая и крестная сила»). НАРОДНЫЕ ЛЕГЕНДЫ КОСТРОМСКОГО КРАЯ – 1 ЧАС. «Про купца, который нищих не принимал», «Святой Никола и мужик». Народно­христианские представления о бедности и богатстве, о праведной жизни богатого человека, об искушении богатством. Непреходящее значение нравственных ценностей народа. Язык легенд. ДРЕВНЕРУССКАЯ   ЛИТЕРАТУРА   И   ИСКУССТВО. ДРЕВНЕРУССКИЕ   МОТИВЫ   В   ТВОРЧЕСТВЕ   КОСТРОМСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ – 2 часа. Костромская   святыня   –   чудотворная   икона   Феодоровской   Божией Матери, предание о чудесном обретении ее костромским князем Василием в августе   1263   года.   Помощь   чудотворной   иконы   костромичам   в   битве   с татарами на святом озере в 1272 году. Храм Феодоровской иконы Божией Матери в селе Минское. Предание   о   возникновении   Костромского   Ипатьевского   монастыря. Ипатьевская летопись – один из важных русских летописных сводов. В.   А.   Старостин   «Слово   о   Коловрате».   Авторский   пересказ костромским   писателем   летописного  предания.  Величие  подвига   богатыря. Сила любви к Родине. Отличие авторской легенды от летописного рассказа. Авторские средства выражения главной мысли. Поэтичность легенды. КОСТРОМСКОЙ   КРАЙ   В   ПРОИЗВЕДЕНИЯХ   КОСТРОМСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 5 часов Н.   А.   Некрасов   «Коробейники».   Посвящение   поэмы,   ориентация   на народного   читателя.   Костромские   источники   поэмы.   Дружба   Некрасова   с охотником­крестьянином деревни Шода Гаврилой Яковлевичем Захаровым. Случай на охоте как зерно замысла поэмы. Характеры коробейников. «Песня убогого   странника»   и   ее   роль   в   поэме.   Тема   чистой   любви   Катеринушки. Народность   поэмы.   Первая   главка   «Коробейников»,   превратившаяся   в популярную народную песню. Кострома в изображении Некрасова. Н.   С.   Лесков   «Однодум».   Документальная   костромская   основа рассказа.   Главный   герой   «Однодума»   как   характерный   тип   костромского мужика с «чудинкой» ­ гордого, независимого, правдолюбивого, лишенного малейших признаков раболепства перед сильными мира сего. Ю.   В.   Жадовская   «Грустная   картина!»,   «Нива».   Тревожно­ сострадательная   любовь   поэтессы   к   северной   русской   природе   и   труду крестьянина­хлебороба, к его драматической судьбе. Народное отношение к кормилице­ниве с ее красотою и беззащитностью перед капризами сурового климата российского Нечерноземья. МИР ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ­КОСТРОМИЧЕЙ – 3 часа В. И. Шапошников «Колька». Причины одиночества маленького героя рассказа. Что обидело Кольку в поведении заезжего силача­гастролера? Тема равнодушия взрослых к хрупкому и ранимому внутреннему миру подростка. М. Ф. Базанков «Гороховый кисель с теплым льняным маслом». Жизнь костромского   села   в   трудные   послевоенные   годы.   Мастерство   писателя   в изображении детского характера. Путешествие на маслобойку как открытие мира   в   красивых   и   безобразных,   добрых   и   злых   его   проявлениях.   Раннее взросление мальчика в тяжелых испытаниях деревенского детства. ЧЕЛОВЕК   И   ПРИРОДА   В   ТВОРЧЕСТВЕ   ПИСАТЕЛЕЙ­ КОСТРОМИЧЕЙ – 2 часа К. И. Абатуров «Встреча в ночи». Е.   П.   Прокофьева   «Осенняя   песня»,   «Роса   медовая»,   «Брошенный куст», «Махотка». Сочинение на тему «Осенняя песня». РОДНАЯ   ПРИРОДА   В   СТИХОТВОРЕНИЯХ   КОСТРОМСКИХ ПОЭТОВ – 3 часа Стихотворения В. И. Шапошникова, А. В. Беляева, В. М. Лапшина, В. И. Куликова,   С.   А.   Потехина,   В.   И.   Максимова,   Е.   Л.   Балашовой.   Анализ поэтического текста. Седьмой класс (17 часов) БЫЛИННЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОСТРОМСКИХ ПОЭТОВ – 1 час В.  М.  Лапшин  «Микула».  Былинный   образ   Микулы   в   стихотворении костромского  поэта.  Изображение  характерных   штрихов   духовного   облика героя. КОСТРОМСКИЕ СВЯТЫНИ – 2 часа К.   Ф.   Рылеев   «Иван   Сусанин».   Подвиг   Ивана   Сусанина   в   народных преданиях («Сказание о спасении от поляков Михаила Федоровича Романова и о подвиге Ивана Сусанина и в думе Рылеева»).  ИСТОРИЧЕСКИЕ ГЕРОИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ – 1 час А. С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. Предание о костромском происхождении Григория Отрепьева. КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКИХ ПОЭТОВ – 2 часа Н. А. Некрасов «Мороз Красный Нос». Крестьянская семья в поэме как частица   всероссийского   мира.   Образ   Дарьи   и   тип   величавой   славянки,   их ярославско­костромская основа. Человек и природа в поэме. ПРОИЗВЕДЕНИЯ   КОСТРОМСКИХ   ПИСАТЕЛЕЙ   О   ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ – 4 часа В.   Г.   Корнилов   «Искра».   Романтическая   повесть   о   любви,   смерти   и бессмертии. Характер Искры, ее отличие от других сверстников. Проблема чувственного   эгоизма   и   разумного   самоотвержения.   Патриотизм   и самоотвержение юных героев повести в годы фашистской оккупации. Б. В. Гусев «Панко Мухин, солдатский сын» (глава из повести). «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА» ­ 7 часов Стихотворения о Родине костромских поэтов А. М. Часовникова, Г. П. Миловой,   М.  И.   Комиссаровой,   Е.   Ф.   Старшинова,   Н.   В.   Снеговой,  Л.   Н. Попова, Е. А. Разумова. Анализ поэтического текста. Восьмой класс (17 часов) ИСТОРИЧЕСКИЕ И РАЗБОЙНИЧЬИ ПЕСНИ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ – 2 часа «Ах   ты,   батюшка,   Ярославль­город»   (разбойничья   песня),   «Взятие Казани» (историческая песня), «Минин и Пожарский» (историческая песня). Отражение   в   песнях   Верхней   Волги   исторических   событий,   оставивших глубокий след в памяти народной. Участие костромичей в патриотическом подвиге в ополчении Минина и Пожарского, в избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. Местные   предания   о   названии   местечка   Козловы   горы.   Легенды   о Ваське Козле. Отражение народной легенды в творчестве костромского поэта В. Гашина. Стихотворение «В народе бытует легенда…» ЛИРИЧЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ВЕРХНЕЙ ВОЛГИ – 1час «Веселитеся, подруженьки…» (любовная песня). «Девушка молоденька семнадцати   лет…»   (любовная   песня).   «Полоса   ль   моя   да   полосынька…» (семейная песня) НАРОДНЫЕ ПРИЧИТАНИЯ КОСТРОМСКОГО КРАЯ – 1час Христиански­сострадательная душа народа в причитаниях. Отражение в них реалий жизни крестьянства Костромской губернии. Традиции   причитаний   в   русской   поэзии   (Н.   А.   Некрасов   «Мороз Красный Нос»). НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ КОСТРОМСКОГО КРАЯ – 1 час С. В. Максимов «Крестьянские посиделки в Костромской губернии». В МИРЕ ЭТНОГРАФИИ – 1 час Топонимика   населенных   пунктов,   расположенных   на   территории Минского сельского поселения. КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ – 1 час Храмы Минского края. Урок­презентация. КОСТРОМСКИЕ СВЯТЫЕ – 2 часа Изучение фрагментов житийных повествований и святых Костромского края. Понятие о подвиге. Преподобный Никита Костромской, преподобный Пахомий Нерехтский, преподобный   Авраамий   Чухломской,   преподобный   Макарий   Унженский, преподобный   Иаков   Железноборовский,   преподобный   Паисий   Галицкий, преподобный Геннадий Любимоградский. Ученики Сергия Радонежского на Костромской земле. Роль святых подвижников в судьбе Костромского края. КОСТРОМСКОЙ КРАЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА – 2 часа В. Г. Короленко «Река играет». Эскизы из дорожного альбома. Сложный характер   костромского   крестьянина   Тюлина   –   перевозчика   через   реку Ветлугу.   Неожиданное   пробуждение   в   человеке,   с   виду   ленивом   и безалаберном,   мужественного,   смелого   и   отважного   героя.   Национальные черты   характера   Тюлина.   Образ   реки   Ветлуги,   таящей   неожиданные перемены,   и   параллельный   ему   образ   народного   мира,   способного   к внезапному пробуждению. ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЕЙ­КОСТРОМИЧЕЙ XX ВЕКА – 6 часов В. В. Пашин «Сапоги». Юмористический рассказ о солдатских буднях. О. Н. Гуссаковская «Лесная свирель», «Вечер первого снега». О вечном чувстве чистой первой любви. Б.   И.   Бочкарев   «Катанки».   Драматическая   судьба   талантливого народного   умельца,   любящего   свое   ремесло   и   людей,   для   которых   оно предназначено. В.   Г.   Корнилов   «Тепло   жизни».   Прозрение   опытного   охотника, испытавшего чувство трепетной уязвимости  красоты всего живого на этой земле. С.   Н.   Марков.   Стихи   о   Костроме,   ее   людях,   ее   древней   истории   и современности. Анализ поэтического текста. Девятый класс (18 часов) ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 часа Ипатьевская летопись как один из самых ранних летописных сводов. История   открытия   «Слова   о   полку   Игореве…»   в   ярославско­ костромском крае. Плач Ярославны и русская народная традиция. Е. И. Осетров «Иду путем Игоря». Образы «Слова…» и Курской дуги. Изображение природы в древнерусском памятнике и рассказе современника. Житие  преподобного  Авраамия  Чухломского  как   классический  жанр древнерусского жития. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА – 4 часа Н. М. Карамзин. «История государства Российского» как научный труд и художественное произведение: язык и стиль, образность, патриотический пафос. Анализ фрагментов: «Великий князь Георгий II Всеволодович (1224­ 1238)»,   «Великий   князь   Дмитрий   Иоаннович,   прозванием   Донской.   (1363­ 1389)». А. О. Аблесимов. «Мельник, колдун, обманщик и сват» ­ одна из первых попыток   изобразить   крестьянский   быт   на   русской   сцене.   Создание крестьянских характеров, передача колорита народной речи. Использование песен костромских крестьян. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА – 7 часов Русская   литература   и   русская   история:   1812   год   –   патриотический подъем народа. Костромичи в Отечественной войне. 1825 год. Декабристы­ костромичи. Н. Ф. Грамматин. Баллада «Услад и Всемила». Попытка передать дух фольклора в жанре народных песен. Сравнительный анализ баллад – «Услад и Всемила» и «Светлана» В. А. Жуковского.   Горчакова.   Сатирическая   направленность Творчество   Д.   П. произведений. Горчаков и Пушкин. П.   А.   Катенин.   Очерк   жизни   и   творчества.   Баллады   «Наташа», «Убийца», «Леший». Поэма «Инвалид Горев». Полемическая направленность баллад   Катенина   против   баллад   Жуковского.   Попытка   Катенина воспроизвести   строй   народной   мысли   через   простонародный   склад   речи. Обращение к древнерусской литературе и фольклорной традиции. КОСТРОМСКИЕ ПОЭТЕССЫ XIX ВЕКА – 3 часа. А. И. Готовцева. Очерк жизни и творчества. Ю. В. Жадовская. Очерк жизни и творчества. Своеобразие любовной лирики. Анализ стихотворений. Требования к уровню подготовки выпускников. Основу региональной литературы в школе составляет чтение и изучение местных художественных произведений. Изучение краевой литературы призвано обеспечить: ­   приобщение   учащихся   к   богатству   краевой   художественной литературы,   формирование   их   представлений   о   значимости   местной литературы   как   одном   из   важнейших   достижений   культуры   Костромского края; ­ формирование гуманистического мировоззрения учащихся; ­ развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений региональной литературы, а также отраженных в них явлений жизни; ­ воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции; ­ воспитание культуры речи учащихся. В   результате   освоения   программы   региональной   литературы выпускники должны: Чтение и восприятие: ­   прочитать   художественные   произведения,   воспроизвести   их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; Чтение, истолкование и оценка: ­ анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать   во   взаимосвязи   следующие   его   компоненты:   тема,   идея, основные   герои;   особенности   композиции   и   сюжета,   значение   важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц; ­   выявлять   авторское   отношение   к   изображаемому   и   давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем его написания; ­ выделять региональный компонент в произведении; ­   составлять   презентации   по   художественному   и   публицистическому материалу; ­ участвовать в проектной деятельности; Чтение и речевая деятельность: ­ пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; ­ давать устный и письменный развернутый аргументированный ответ о произведении; ­   писать   сочинения   по   изученному   произведению,   о   его   героях   и нравственных   вопросах,   поставленных   писателем,   а   также   на   темы краеведческого характера; ­   писать   отзыв   о   самостоятельно   прочитанном   произведении   с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям; ­   выразительно   читать   произведения   или   фрагменты,   в   том   числе выученные наизусть. Список использованной литературы: 1. Региональная   программа   по   литературе.   Под   редакцией   Ю.   В. Лебедева.   В   сборнике   «Региональные   программы   по общеобразовательным предметам для школ Костромской области». Кострома, 1995. 2. Литература   5­6   классы.   Учебная   хрестоматия   для общеобразовательных   учреждений.   Автор­составитель   Ю.   В. Лебедев. М.: «Просвещение», «Просвещение­регион», 2002. 3. Литература   7­9   классы.   Учебная   хрестоматия   для общеобразовательных   учреждений.   Автор­составитель   Ю.   В. Лебедев. М.: «Просвещение», «Просвещение­регион», 2002. 4. Шапорова   Т.   С.   «Золотая   Кострома».   Методическое   пособие   для учителей в двух частях. Кострома, 1995. 5. Н. А. Некрасов и Костромской край: страницы истории. К 185­летию Н. А. Некрасова и 80­летию Костромского района. Составитель Н. А. Зонтиков. Кострома, 2008. 6. Григоров   А.   А.   Из   истории   костромского   дворянства.   Кострома, 1993. 7. Краеведческие записки. Выпуск VI. Кострома, 2003. 8. Степаненко  Е.  Т. Похвальное   слово   Костроме­матушке. Сказания, легенды,   были   и   небыли   о   делах   и   людях   земли   костромской. Кострома, 2003. 9. Бедов П. И. Знай и люби Костромской край. Пособие для школьных и студенческих краеведов. Кострома, 2003. 10.Воронов Г. И. От Обабкова до Яшина. Кострома. 11.Писатели Костромы (1918 – 1975).  Библиографический  указатель. Составители – Бочков В. Н., Шик П. Л. Кострома, 1981. 12.Антология   костромской   поэзии.   Составитель   –   М.   Ф.   Базанков. Писательская организация, 1998. 13.Кострома. Литературный  сборник. Составитель – М. Ф. Базанков. Писательская организация, 1997­1998. 14.Бочков   В.   Н.   Костромские   спутники   Пушкина.   Историко­ художественные очерки. Юбилейный выпуск журнала «Губернский дом»,2002. 15.Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Выпуски II­III. Под редакцией Ю. В. Лебедева. Кострома, 1992, 1995. 16.Жизнь   замечательных   костромичей   XIII­XIX   века.   Краеведческие очерки. Кострома, 2003. 17.Жизнь замечательных костромичей XX век. Краеведческие очерки. Кострома, 2004. 18.Костромская быль. Составитель В. К. Хохлов. М.: «Современник», 1984. 19.Домахин   М.   В.   Минская   сторона   в   художественной   литературе. Кострома, 2008. 20.Пашин  В. В.  Это  было   недавно, это  было   давно… Краеведческие заметки. Невыдуманные истории. Москва – Кострома, 2002.

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"

Программа элективного курса "Литература родного края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018