МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
11 кл +1
01.08.2024
МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКОВ   ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Цикл уроков.docx

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКОВ 

ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

 

 

Автор:

Хамчиева Зарема Магомедовна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карабулак, 2024

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока-проекта №1

Тема урока:  «Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1

Тема проекта: «Этот «странный»  Онегин»

Цель проекта: выявление особенностей характера Евгения Онегина на основе  рассуждений главного героя о жизни, поиск причин поступков Е.Онегина.

Проблема: Трагичен или оптимистичен жизненный  путь Евгения Онегина? 

Гипотеза:  Евгений Онегин является «лишним человеком».

Продукт проекта: электронные презентации обучающихся.

Задачи:

1.     Исследовать текст романа с целью поиска  средств изображения (цитат) о жизни Е.Онегина

2.     Сделать выводы: в электронных презентациях (продукт проекта) отразить результаты групповых исследований по направлениям: трагичность и оптимистичность жизни Е.Онегина.

3.     Общие выводы, рефлексия.

Оборудование:

1.     Текст романа,

2.     Толковый словарь С.И. Ожегова.

3.     Два ноутбука  с возможностью выхода в Интернет.

УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:

1.     Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

2.     Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

3.     Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

4.     Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

 Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?

2. Актуализация знаний.

(По желанию, обучающиеся  выбирают один вопрос)

- Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

- Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

- Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

- Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

- Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

3. Формирование гипотезы:

- Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков).

Алгоритм высказывания обучающихся по выдвижению гипотезы исследования:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

4. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

5.     Работа над проектом: организуются две группы для работы над сюжетными линиями «Онегин   глазами светского общества», «Онеги глазами автора и читателя». В каждой группе – две подгруппы, работающие по направлениям:

1 группа: используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество;

2 группа: используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

Под руководством учителя намечается содержание каждой презентации, к которым необходимо подобрать цитаты из текста, высказывания,  отражающие рассматриваемые направления исследования: «Онегин глазами светского общества» и «Онегин глазами автора и читателя».

Итог проектной работы: две групповые  презентации  на тему «Странный» герой пушкинского романа»

4.  Сопоставление выводов двух исследовательских групп:

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Онегин относится к людям, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям)

Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а

6. Презентация работы групп, выводы. Обучающиеся представляют итог проектной работы: презентации обучающихся  на тему «Странный» герой пушкинского романа» (см. Приложение)

7. Подведение итогов проекта. Рефлексия.

В переводе с древнегреческого Евгений- благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?( высказывания детей)

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока-проекта №2

Тема урока:  «Дуэль Ленского и Онегина»

Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1

Тема проекта:  «Они сошлись. Волна и камень…»   

Цель проекта: разобраться в причинах событий, происходящих в шестой главе романа, показать важность эпизода в романе, дать исторический комментарий происходящим событиям;

Задачи:

1)формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать текст, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, создавать устные и письменные монологические высказывания;

2) способствовать воспитанию чувства порядочности, чести, чувства ответственности за свои поступки.

Проблема: Могла ли дуэль Ленского с Онегиным не состояться?

Гипотеза:  Поворот в судьбе Онегина  является  началом перелома в его сознании.

Задачи:

1.Изучить материалы по теме  «Дуэли в России IX века. Дуэльный кодекс»

2.Исследовать текст романа для выстраивания сюжетной линии дуэли.

3.Сделать выводы: Могла ли дуэль Ленского с Онегиным не состояться?

Продукт проекта: видеоролик «Они сошлись. Волна и камень…»

Оборудование:

-книги с текстом «Евгений Онегин»;

-задания для групп;

- раздаточный материал (дуэльный кодекс);

- листы с технологической картой проекта.

УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:

1.Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

2.Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

3.Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

4.Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.

 

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

 Слово учителя.

Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр  Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел  и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается  как  шутка.

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, мы попытаемся взглянуть на события главы глазами человека  первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

2.Актуализация знаний.

- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). (Цель Онегина – позлить Ленского и только)

- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

   3. Выдвижение гипотезы:

Могла ли дуэль не состояться? Почему все же состоялась? Ответим на этот  вопрос, проведя проектно-исследовательскую работу.

  4. Работа над подготовкой к проекту:

Класс делится на 3 группы.

Первая группа выполняет задание: 

1)назвать причины дуэли

(Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского:

       «Поклялся Ленского взбесить

        И уж порядком отомстить.»)

2)описать  состояние Евгения Онегина и Владимира Ленского перед дуэлью (цитирование)

(Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.)

     (Вывод: Оба наших героя терзаются сомнениями. Причиной  участия в дуэли становится мнение света)

Вторая группа получает задание:  (строфа 9)

1)составить схему ведения дуэли;

2)рассказать о неком секунданте Зарецком с использованием цитат. Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? 

 1. Схема дуэли:

1)Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения).

2)Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты.

3)Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды.

4)Выбор характера дуэли.

5)Секундант направлял противнику письменный вызов – картель)

Вывод: Образ Зарецкого в романе «Евгений Онегин» объединяет в себе отвратительные аморальные черты, свойственные некоторым представителям общества. Из эксцентричного буяна, предводителя картежной шайки и трактирного повесы он смог превратиться в якобы надежного друга, мирного помещика, простого, доброго и честного человека. Но это всего лишь маска, за которой скрывалось его моральное разложение.

 

Третья группа получает задание:

1)изучить дуэльный кодекс;

2)проанализировать ход дуэли в свете дуэльного кодекса. 

( Обучающиеся выявляют нарушения дуэльного кодекса:

1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого.

Вывод: Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы  показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит)

 

5. Подведение итогов групповой исследовательской  работы

- Прокомментируйте  дуэль от имени автора романа А.С. Пушкина

Но дико светская вражда боится ложного стыда». Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного)

- Могла ли дуэль не состояться? Почему все же состоялась? В гибели В.Ленского виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть   смешным или сделаться объектом сплетен.

 Что следует выбирать: четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или   поступить  так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.)

ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

Как автор относится к своим героям?

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы  ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему? (высказывания детей)

6.Рефлексия (недельное задание по созданию продукта-видеоролика по теме «Они сошлись. Волна и камень…»  Отразите, пожалуйста, в видеоролике ваше отношение к дуэли, произошедшей между Е.Онегиным  и В. Ленским. Перед вами лежат технологические карты по созданию продукта проекта «Они сошлись. Волна и камень…», которые помогут спланировать работу (см. Приложение)

(Распределение ролей по созданию видеоролика согласно желанию обучающихся)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         ПРИЛОЖЕНИЕ

 Технологическая карта учебного проекта «Они сошлись. Волна и камень…»

по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА:

«Дуэль в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учебный предмет – литература

Руководитель проекта –  учитель русского языка и литературы Савичева Е.Ю.

Консультант: учитель технологии Клочкова Н.Н.

Смысл проектной деятельности.

Его цель.

Кому адресован проект.

Смысл проектной деятельности - погружение в атмосферу 19 столетия. Проект поможет  овладеть знаниями о кодексе дуэлей в России, воссоздать, по возможности, аутентичную версию дуэли между героями романа А.С. Пушкина, позволит принять участие в исторической реконструкции дуэли.

Конечная цель проекта: создание видеоролика «Они сошлись. Волна и камень…»

Проект будет интересен всем, кто, как и я, увлечен литературой.

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности.

Видеоролик «Они сошлись. Волна и камень…»

Критерии оценки

1. Соответствие содержанию романа «Евгений Онегин».

2. Качество съёмки видеоролика.

3. Наличие элементов костюмов в соответствии с образцами исторической эпохи.

4. Эмоциональный посыл видеоролика

Что необходимо для выполнения проекта:

Источники информации

Книги и энциклопедии, содержащие сведения о кодексе дуэли в 19 в.:

Востриков А.В. Книга о русской дуэли. СПб., 2004

Курнатовский Г. В. Дуэль, историко-догматическое исследование. СПб., 1898.

Суворин А. А. (Алексей Порошин). Дуэльный кодекс. СПб., 1913

Фомин Н. Дуэль // Русский труд. 1899. № 22. С. 78–83.

Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1987.

Художественная литература:

А.И. Куприн «Поединок»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

А.П. Чехов «Дуэль»

А.С. Пушкин «Выстрел» и др.

Интернет-ресурсы:

https://www.culture.ru/materials/170333/dueli-i-duelyanty

https://zen.yandex.ru/media/litres/literaturnyi-poedinok-5-luchshih-knig-o-dueliah-60d4c087368b4e4d5c873352

https://www.litmir.me/br/?b=218406&p=1

 

Элементы воссоздания исторической эпохи

Костюмы:

1.Цилиндр (2 шт.)

2. Сюртук (2 шт.)

3. Перчатки (2 пары)

Специальные  предметы и материалы:

1.Макеты пистолетов  (2 шт.)

2.Ящик для пистолетов

Необходимые умения, способы работы

Умение, умение производить видеосъёмку на мобильный телефон с различных ракурсов, отбирать необходимые  видеокадры с целью наибольшей выразительности момента, владеть навыками работы в программе Movavi Video Editor.

Время

2 недели

План работы над проектом

Этап 1

1 неделя

Определение проблемы, актуальности и социальной ценности проекта. Целеполагание, выбор темы и формат проекта. Разработка подробного плана деятельности, нахождения и чтение источников информации по проекту. Обсуждение темы с  актёрами видеоролика. Согласование с родителями. Заполнение технологической карты. Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта.

Этап 2

2 неделя

 Изготовление  головных уборов. Подбор сопутствующих  предметов и одежды для костюмов.  Репетиции дуэли. Съёмка видеоролика. Монтирование видеофрагментов. Презентация видеоролика на уроке литературы. Обсуждение.

Итоги проекта

 

 

Рефлексия

 

В процессе работы удалось достичь:

Не получилось осуществить:

Отзыв руководителя

 

 

 


 

Методическая разработка урока-проекта №3

Тема урока:  «Пушкинский роман в зеркале критики»

Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1

Тема проекта: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «поэма несбывшихся надежд, нереализованных стремлений»

Цель проекта: выявление «несбывшихся надежд, нереализованных стремлений» в романе «Евгений Онегин»

Проблема: может ли «поэма несбывшихся надежд, нереализованных стремлений» быть «великим созданием великого поэта?»

Гипотеза: несбывшиеся надежды и стремления отражены в сюжетных линиях «Ольга - Ленский», «Онегин - Татьяна» и в их переплетении.

Продукт проекта:  Модели надежд и стремлений Ольги и Ленского, Онегина и Татьяны  (Приложение)

Задачи:

1.     Изучить материалы по теме (Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9);

2.     Конкретизировать значения слов «надежда», «стремление»;

3.     Исследовать текст романа для выстраивания сюжетных линий и поиска средств изображения (цитат) о надеждах и стремлениях героев;

4.     Сделать выводы: модели сюжетных линий с надеждами и стремлениями героев, обоснованные иллюстрациями и цитатами из текста (продукт проекта). Выступления групп;

Оборудование:

1.Текст романа, ватман для моделирования, маркеры, иллюстрации.

2.Толковый словарь С.И. Ожегова.

3.Презентация с наглядным материалом по ходу урока.

УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:

1.Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

2.Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

3.Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

4.Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.

 

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

 Слово учителя

Мы уверенно подходим к завершению работы над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Теперь мы по праву можем подняться над романом и не только посмотреть на его отражение в русской критике, но и самим попытаться взять на себя роль критиков. В центре нашего внимания – великий литературный критик первой половины 19 века Виссарион Григорьевич Белинский.

Каких известных вам писателей он подвергал критике? (В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя)

2. Актуализация: чтение и комментарий слов критика и на этой основе формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач совместно с учащимися (см. выше «цель», «проблема», «гипотеза», «задачи»)

Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и будь в ней то, что люди, не понимающие дела, называют планом, полнотою и оконченностию, - она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть.  В.Г. Белинский

Даем определения словам «надежда» (первое значение), «стремление»

Надежда – 1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подаёт надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретёт необходимые или ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).

2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын - н. семьи. Вся надежда на кого-что (разг.) помочь, выручить может только кто-что-н. Опаздываю, вся надежда на такси.

Стремление – настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить; устремлённость к чему-н. Душевные стремления. Юношеские стремления.

Стрелка вправо: СтремленияСогласно значениям получается, что стремления – это шаги к надежде (приходим к этому умозаключению совместно с учащимися). Получается схема:

Овал: Надежды 

 

 

 


3. Работа над проектом: организуются две группы для работы над сюжетными линиями «Ольга - Ленский», «Онегин - Татьяна». В каждой группе – две подгруппы, работающие по направлениям: 1 группа: надежды и стремления Ольги, надежды и стремления Ленского; 2 группа: надежды и стремления Онегина; надежды и стремления Татьяны.

Под руководством учителя намечаются этапы каждой из сюжетных линий, к которым необходимо подобрать цитаты из текста, отражающие стремления и надежды героев. Стрелками нужно показать, когда стремления и надежды героев совпадают, а когда расходятся.

4. Презентация работы групп (см. Приложение ), выводы (защита работы по схеме).

5. Общие выводы

·        Стремления героев не привели к тому, чтобы их надежды сбылись. Стечение обстоятельств, возникшее в переплетении судеб и сюжетных линий, явилось причиной несбывшихся надежд. Особую роль в романе играет эпизод «Именины Татьяны».

·        Белинский прав, это «поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений», если не брать в расчет Ольгу (у нее все сбылось).

·        Величие романа – в его «подлинности», соответствии реалиям. В этом романе А.С. Пушкин уходит от романтизма и приходит к реализму.

Приложение 2

                                   Модель надежд и стремлений Ольги и Ленского

https://24smi.org/public/media/resize/660x-/person/2017/12/20/vykbvc3h66y3-vladimir-lenskii.jpg

 

Деревня, дружба

 

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/7/5/160527140134f75b526b95fbb431d3d9881aaff6bbee.jpeg

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав

И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.

 

Он сердцем милый был невежда…

 

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна.

 

Он пел любовь, любви послушный…

 

 

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге…

 

Германия

 

 

 

Деревня

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

 

В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный

 

 

 

Деревня, любовь

 

 

 

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена

 

Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив

 

 

   Ожидание свадьбы

 

 

Он вечно с ней. В ее покое
Они сидят в потемках двое;
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой

 

 

 

 

Именины Татьяны

 

 

Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом

 

Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

 

…Оленька зевала,
Глазами Ленского искала,
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон.

 

Дуэль

 

И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…

 

Сюда ходили две подруги,
И на могиле при луне,
Обнявшись, плакали оне.
Но ныне… памятник унылый
Забыт. 

 

 

Гибель

 

 

 

Замужество

Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.

Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»

 

Не долго плакала она.

Другой увлек ее вниманье

Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем

 

И скоро звонкий голос Оли
В семействе Лариных умолк.
Улан, своей невольник доли,
Был должен ехать с нею в полк.

Выводы

1.     Наиболее целостным в своих стремлениях и надеждах оказывается Ленский, его желания конкретны. Нелепый случай выливается в трагедию и все разрушает.

2.     Ольга, судя по ее поступкам, стремится к замужеству (неважно с кем: поэт? военный?). Она повторит судьбу своей матери. Скорее всего, ее надежды сбылись.

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель надежд и стремлений Онегина и Татьяны

 

https://s54.radikal.ru/i144/1106/c1/105c5ec783f6t.jpg

…наследник всех своих родных

…родился на брегах Невы…

 

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

 

И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

 

…русская хандра
Им овладела понемногу…

 

Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же…

 

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

 

Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

 

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход

 

Ей рано нравились романы

 

Любила русскую зиму

 

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины

 

 

 

Первая встреча

 

 

— Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. — Привычка, Ленский.

 — Но скучаешь

Ты как-то больше. — «Нет, равно.

 

Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.

 

И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.

 

Душа ждала… кого-нибудь…

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

 

Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…

 

 

Встреча в саду

 

 

Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

 

Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней

 

Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

 

И, задыхаясь, на скамью

Упала…
«Здесь он! здесь Евгений!

 

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души

 

Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!

 

 

Именины Татьяны

 

 

Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.

 

Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком…

 

Встреча в Москве

 

Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

 

Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.

 

Онегин сохнет — и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

 

А он упрям, отстать не хочет,
Еще надеется, хлопочет;
Смелей здорового, больной,
Княгине слабою рукой
Он пишет страстное посланье.

 

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!

 

Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?

 

Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит

 

 

 

Объяснение

 

 

Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

 

Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

 

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда. 

 

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

 

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. 

 

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна

 

Выводы

1.     В отличие от сюжетной линии «Ольга - Ленский» в судьбах героев четко прослеживается несбыточность стремлений и надежд. «А счастье было так возможно…»

2.     Несбыточности надежд и стремлений способствует как сцена именин, так и неготовность Онегина к отношением в определенный момент и нерушимый принцип Татьяны – долг женщины-жены.



 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ

Методическая разработка урока-проекта №1

Методическая разработка урока-проекта №1

План урока: 1. Мотивация учебной деятельности

План урока: 1. Мотивация учебной деятельности

Алгоритм высказывания обучающихся по выдвижению гипотезы исследования: 1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»; 2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»; 3) приведите аргументы…

Алгоритм высказывания обучающихся по выдвижению гипотезы исследования: 1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»; 2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»; 3) приведите аргументы…

В литературоведении существует понятие «лишний человек»

В литературоведении существует понятие «лишний человек»

Методическая разработка урока-проекта №2

Методическая разработка урока-проекта №2

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,…

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,…

Могла ли дуэль не состояться?

Могла ли дуэль не состояться?

Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения)

Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения)

Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка

Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”

ПРИЛОЖЕНИЕ Технологическая карта учебного проекта «Они сошлись

ПРИЛОЖЕНИЕ Технологическая карта учебного проекта «Они сошлись

Что необходимо для выполнения проекта:Источники информации

Что необходимо для выполнения проекта:Источники информации

Элементы воссоздания исторической эпохи

Элементы воссоздания исторической эпохи

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКОВ   ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Методическая разработка урока-проекта №3

Методическая разработка урока-проекта №3

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,…

Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,…

Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие

Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие

Приложение 2

Приложение 2

Уже не любят; как одна Безумная душа поэта

Уже не любят; как одна Безумная душа поэта

Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой

Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой

Модель надежд и стремлений Онегина и

Модель надежд и стремлений Онегина и

Неужто ты влюблен в меньшую?» —

Неужто ты влюблен в меньшую?» —

Он возвратился и попал,

Он возвратился и попал,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2024