Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»
Номинация - Детские народные сказки
(Специальная номинация 2022 года для детей до 13 лет).
Содержание публикации должно отвечать общей теме специальной номинации «Детские народные сказки» и отражать следующие направления:
народные сказки XXI века (современные авторские сказки с использованием элементов, мотивов, сюжетов и героев фольклора народов России);
народные промыслы (работы декоративно-прикладного искусства, отражающие мотивы промыслов народов России).
Проект подготовил:
Абадаева Виктория Владимировна, воспитатель старшей логопедической группы № 1, ЧДОУ «Детский сад № 37 ОАО «РЖД» г. Москва.
Автор:
Шестакова Лиза – старшая логопедическая группа № 1.
Цель:
приобщить дошкольников к народным промыслам, углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционные промыслы и ремесла России.
Задачи:
- учить сочинять сказку по заданному сюжету: связно, последовательно излагать ход сказки, расширять словарный запас;
- развивать творческое воображение в речевой деятельности, логическое и образное мышление, память;
- познакомить детей с историей возникновения народных промыслов своей страны, прививать любовь к Родине;
- сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;
- расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;
- рассказать, каким образом мастера изготавливают посуду и различные предметы, используя различные технологии изготовления, воспитывать уважение к мастерам;
- различать изделия народных промыслов хохломы и гжели друг от друга;
- воспитывать любовь и интерес к познавательным сказкам, их сочинительству.
Главный герой:
Девочка (Елизавета) – озорная, веселая девочка.
Второстепенные герои:
Мальчик (Вова) – маленький брат девочки;
Мастер по хохломской росписи - Елена;
Мастер по росписи в технике Гжель – Ирина;
Родители детей;
Подружка девочки;
Гуси – лебеди.
Краткое описание проекта:
Сказка «Гуси-лебеди на новый лад», написана 6 – летней девочкой, на мой взгляд, очень интересна для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), а также может быть использована педагогами при ознакомлении дошкольников с народными промыслами: хохлома и гжель. Самостоятельное сочинение сказок детьми является одним из средств развития монологической речи, а при инсценировке и диалогической речи. Сказка познавательная, ее сюжет выстроен в виде поиска – путешествия девочки Лизы.
В сказке повествование начинается с того, что родители девочки поручили ей присматривать за братом. не уследила за братом, но она решила быстренько сбегать к подружке, и в это время брата унесли гуси-лебеди. Увидев, что распахнуто окно, Лизавета поняла, что брата унесли Гуси – лебеди и она бросилась в погоню. Чтобы вернуть брата, Лиза не останавливается перед трудностями и опасностями, попадая по дороге в интересные города народного промысла.
Сказка позволяет расширить знания дошкольников о народном декоративно – прикладном искусстве (хохлома, гжель.), рассказать, что земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Произведение учит быть послушным, ответственным к поручениям взрослых, уважительному отношению к просьбам родных людей, а также благодарным и отзывчивым. Учит не бояться трудностей, не опускать руки и проявлять находчивость для достижения цели, учит не бросать в беде родного и близкого человека, не лениться и творить добро.
В сказке мы постарались приобщить дошкольников к народным промыслам и гордиться мастерами своей Родины. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Всякая работа своего мастера хвалит».
Содержание:
Жила – была семья, обычная семья, папа, мама, мой братик Вовочка и я. Меня зовут Лиза, мне 6 лет. Живем мы в обычной квартире. По утрам папа с мамой уходят на работу, а я остаюсь с братиком дома.
Перед выходом на работу, родители каждое утро наказывают мне, чтобы я хорошо следила за своим младшим братцем, не оставляла его одного в комнате. Так было всегда, но вот в один из дней, когда родители ушли, мне позвонила моя подружка, которая живет рядом и рассказала, что ей подарили новую, красивую куклу. Мне так захотелось посмотреть на куклу, что я решила быстренько сбегать к подружке, ведь это же займет несколько минут. Я посадила братца Вову на окошко, дала ему телефон, включила мультик, а сама побежала к подружке.
Когда я вернулась домой, моего братика нигде не было. Я его звала, слезами заливалась, а братец все не отзывался. И тут я увидела, что окно в комнате было открыто, я подбежала к окну, а вдалеке, метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут я догадалась, что они и унесли моего братика.
Делать нечего, нужно идти братца искать. Я взяла свой телефон, забила геопозицию телефона Вовочки, и пошла на его поиски. А дорогу навигатор проложил через лес. Я шла очень долго, зашла в самую глубь леса и вдруг, интернет пропал. Что же делать? Пошла я дальше, долго ли, коротко ли шла, вышла на опушку и увидела, - указатель: «Налево пойдешь, - в город Гжель попадешь, направо пойдешь, в село Хохлому попадешь. В одном из этих городов и найдешь своего братца».
Подошла я к указателю и думаю, что же мне делать, куда же пойти, тут я вспомнила считалочку:
«На золотом крыльце сидели
Скружд Макдак, и Том, и Джерри,
Дональд Дак и три утёнка,
Выходи – ты будешь Понка!»
Считалочка указала на село Хохлома. Я повернула направо и отправилась дальше. Когда вошла в село, я просто ахнула, какое же все золотое, яркое, какие красивые деревянные, расписные дома.
Мне стало очень интересно, что же это за красота такая, как же она называется. Зашла я в один из домов, и, увидела за столом девушку с кисточкой в руке.
Я подошла к ней, познакомилась. Это была мастер по росписи, - Елена. Я поинтересовалась, что же это за роспись такая? Елена начала свой рассказ:
«Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то человек в нижегородских лесах, на берегу тихой реки. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!».
Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки».
С тех пор, в селе Хохлома искусные мастера стали делать деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Отсюда и название – Хохломская роспись. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др».
Техника Хохломской росписи:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».
Цветовая гамма: красный, черный, золотой цвет, иногда темно-зеленый и желтый. Основной элемент узора: «травка» Элементы: листья, цветы, ягоды. Красный, черный, золотой и зеленый - цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.
Мастер Елена, подарила мне красивую шкатулочку:
Я поблагодарила Елену за интереснейший рассказ, за подарок и только я открыла шкатулочку, как оказалась в городе Гжель. Шкатулочка – то оказалась волшебной!
Все вокруг было бело – синего цвета. Я очутилась у расписного дома и вошла в него. Сколько внутри было посуды, я подошва к столу, потрогала тарелку и поняла, что посуда - то не деревянная, как с хохломской росписью. Она глиняная.
Ко мне вышла приветливый мастер Ирина, которая и рассказала мне такую историю:
Гжель. История возникновения:
«Название и развитие промысла связано с селом Гжель Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных гончаров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета, которая придавала самобытности. И получила она название гжели.
В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек».
Этапы изготовления изделий:
Для создания изделий под гжель необходимо владеть четкостью, кропотливостью и невероятным полетом фантазии. Посуда изготавливается из майолики или фарфора. Майолика более прочный материал из красной глины, а фарфор тонкий и хрупкий. Процесс изготовления происходит в 5 этапов:
1. Создание заготовки.
Создание формы под майолику или фарфор по эскизам художника. Также аналогичная заготовка делается на гончарном круге специальными щипцами. После в форму из гипса заливают жидкую фарфоровую массу, которая медленно застывает. Элементы посуды (ручки, крышечки, рельефные узоры) изготавливаются в разных формах.
2. Подготовка к росписи и первый обжиг.
Включает шлифовку изделия и обжиг. Чтобы рисунок получился ровным и аккуратным, каждое изделие тщательно вручную зачищают специальным ножиком и шлифуют. Потом места креплений замываются, а другие неровности сглаживаются поролоновым валиком. После проделанных процедур изделие обжигается в печи около 8-ми часов.
3. Контроль и отбраковка изделий.
Контроль качества изделия проводится с целью выявления дефектов при помощи раствора фуксина. Благодаря раствору видны все неровности или стыки в изделии. Недостатки удаляются замыванием или шлифованием. Если дефект исправить невозможно, изделие переплавляется.
4. Роспись.
Каждый мастер обладает своей уникальной методикой нанесения узоров и в конце подписывает свою работу.
5. Второй обжиг.
Предварительно все опорные части изделия обрабатываются парафином. Потом его окунают в глазурь и отправляют на второй обжиг, который длится 18 часов.
Особенности росписи
Белый фон,
Рисунок насыщенного синего цвета,
Глазурованная поверхность изделия,
Сложный и многообразный растительный орнамент,
Ручная работа», - закончила свой рассказ Ирина.
Мастер Ирина подарила мне колокольчик с росписью Гжель.
Я попрощалась с мастером Ириной, только хотела уже выйти из дома, как в соседней комнате увидела своего братца. Он сидел и играл с золотым яблоком на тарелке с росписью Гжель.
Я так обрадовалась, подбежала к Вовочке, показала ему, какие подарки мне подарили мастера. Вовочка взял колокольчик в руки и только он в него позвонил, как мы тотчас очутились в своей квартире. Колокольчик – то тоже был волшебным!
Мы так обрадовались, а тут, вскоре, и родители вернулись с работы. Я рассказала им что произошло, пока их не было дома, рассказала про мое путешествие, с какими прекрасными народными промыслами мне посчастливилось познакомиться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.