Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подужемская средняя общеобразовательная школа»
Кемского муниципального района
Конспект открытого урока
по литературному чтению в 4 классе
«Фантазия в рассказе Евгения Велтистова "Приключения Электроника»
Автор работы: Орехова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Кемь - 2024
Ход урока.
1.Организация внимания учащихся.
Захотели вновь прийти!
2.Речевая разминка:
- Чтение стихотворения.
Учитель: У вас на столах карточки № 1 с известным стихотворением Смита «Про летающую корову». Прочитайте стихотворение про себя, а теперь прочитайте жужжащим способом, кто хочет прочитать для всех?
В. Смит
«Про летающую корову»
Почему-то все считают,
Что коровы не летают.
Но вчера,
Даю вам слово,
В облаках плыла корова.
А за нею,
По два в ряд,
Двадцать рыженьких телят.
Вы схватились за бока?
Что ж, спросите у быка!
Он спешил за ними следом
Вместе с кроликом-соседом
И рассказывал о том,
Как на днях летал с китом!
3. Введение в тему урока.
- О чём это стихотворение?
- Как вы думаете, это правда или вымысел?
- У вас на столах карточка № 2. Разгадайте ребус и вы узнаете, часть названия темы нашего урока.
- У вас на столах карточка № 3.
-Найдите и подчеркните слова - синонимы к слову "фантазия".
(Мечты, , сказка, грезы, мысли, выдумки, причуды, сочинение, рассказ, научно-познавательный текст).
- Так что же такое "фантазия"?
-Прочитайте на карточках значение слова "фантазия"
-Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, не соответствующая реальности. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.
- Вспомните, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке.
("Приключения Электроника")
- Кто автор этого произведения?
(Евгений Велтистов)
- Кто может сформулировать полное название темы урока?
("Фантазия в рассказе Евгения Велтистова "Приключения Электроника")
- Подумайте, а как называют человека, который любит фантазировать.
(Фантазер)
- А можно назвать фантазером Евгения Велтистова?
- Мы с вами уже прочитали отрывок "Чемодан с четырьмя ручками" из повести "Приключения Электроника" .
- Скажите, пожалуйста, к какому жанру относится это произведение.
(научная фантастика)
- Молодцы!
- Предположите, как автору могла прийти мысль, придумать рассказ про мальчика из чемодана.
(ответы детей)
- Послушайте один интересный случай из жизни писателя.
- Однажды автор собрался в отпуск к теплому морю. Несет чемодан по перрону к поезду и удивляется: тяжелый. Словно там не рубашки и ласты, а камни. Чтобы веселей было нести, стал фантазировать: "Может в чемодане кто-то есть? Может там... Электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: "Здравствуйте! Меня зовут Электроник..." Вошел в купе, щелкнул замки и ахнул...
- Предположите, что было дальше.
(ответы детей)
- Оказывается в спешке он перепутал чемоданы и взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. Задумка про электронного мальчика и была осуществлена писателем в повести "Приключения Электроника". Внешний вид Электроника был скопирован с реального московского школьника Сережи Сыроежкина. По этой повести был снят художественный фильм с таким же названием.
- Сегодня у меня тоже есть чемодан.
(на доске картинка чемодана)
- Как вы думаете, что внутри?
(ответы детей)
-Молодцы. Спасибо за интересные ответы.
- А что находится в чемодане, вы узнаете в конце урока.
- Сейчас давайте обратимся к произведению и узнаем насколько внимательны вы были при чтении на прошлом уроке.
- Мы будем читать первую часть при помощи приема "Догони лидера".
Я начну читать с любого места. Ваша задача - найти место чтения и подключиться к общему чтению вслух.
- Текст читается до тех пор, пока не догонят все ученики.
- Спасибо. Вы отлично ориентируетесь в тексте.
- Физминутка.
- В фильме, который был снят по повести, исполняется много интересных песен. Послушаем одну из них и выполним движения. Повторяйте за мной.
(Звучит песня "До чего дошел прогресс")
- До чего дошел прогресс -
До невиданных чудес,
Опустился на глубины
И поднялся до небес.
Позабыты хлопоты,
Остановлен бег.
Вкалывают роботы,
А не человек.
- Молодцы! У вас хорошо получилось. Продолжим.
- Прием "Сыщики" (найди слово).
- У вас на столах карточка № 4 с предложениями из нашего текста. В предложениях пропущены слова. Ваша задача Совместно в парах вставить пропущенные слова.
- "Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним (кибернетический) мальчик".
"Ранним майским утром к гостинице "Дубки" подкатил светло-серый автомобиль".
"Оставив Электроника, профессор подошел к (видеотелефону)".
"Это был профессор (Громов)".
"Директор с (тремя) помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на (второй) этаж".
"Над деревьями прострекотал маленький вертолет - (воздушное такси)".
-Давайте проверим вашу работу.
- Наш урок подходит к концу.
Домашнее задание:
У каждого из вас на столе свой чемодан, в который дома вам надо будет положить по три интересных вопроса к произведению Евгения Велтистова "Приключения Электроника" - "Чемодан с четырьмя ручками".
Рефлексия.
- Вам понравился отрывок из повести Евгения Велтистова "Приключения Электроника" - "Чемодан с четырьмя ручками"?
- А появилось ли желание прочитать всю повесть?
- Настало время узнать, что в моем чемодане.
- В чемодане карточки с оценками. Выберите карточку с той оценкой, которую вы поставили бы себе за работу.
- Спасибо всем большое за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.