В.П. Астафьев «Васюткино озеро» юный герой в экстремальной ситуации. Уроки выживания

  • Разработки курсов
  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В.П. Астафьев Васюткино озеро Юный герой в экстремальной ситуации. Уроки выживания.docx

Технологическая карта

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Уроки выживания

Тип урока

Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель

Проследить поведение героя в тайге, отметить экстремальные ситуации маленького героя, выявить уроки выживания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Предметные:

- использовать знания, умения, навыки при работе с текстом художественной литературы;

- развивать навыки самостоятельной работы с текстом;

- умение составлять план фрагмента текста;

- определить значение картин природы в рассказе;

- дать характеристику герою.

- составлять инструкцию на основе сплошного текста («Как выжить в тайге», «Что нужно взять с собой в лес», «Как разжечь костёр»);

­    анализировать и делать выводы на основе информации из текста и инструкции;

 

 

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Контролировать процесс результаты своей деятельности. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Умение действовать по плану.

Познавательные

Выделять главное, делать выводы по прочитанному. Преобразовывать информацию, анализировать эпизод,  умение структурировать знания по теме. Работать с ИКТ.

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других. Сотрудничать в группе, уметь высказывать свое мнение. Точно выражать свои мысли.

Личностные: оценивание содержания рассказа «Васюткино озеро»; осознание эстетической ценности произведений В.П. Астафьева; развитие таких черт, как трудолюбие, ответственность, мужество. Бережно относиться к природе, понимать что такое твердость духа.

 

 

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

Пейзаж, комментирование, анализ, инструкция, презентации

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Формы организации взаимодействия

Планируемый результат

 

 

учитель

учащиеся

1

Мотивация

 

Проявляют эмоциональную отзывчивость, пробуждение интереса.

 

Эмоциональное вхождение в урок

Показывают свое настроение на начало урока(смайлики)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Эмоциональная рефлексия

Настроились позитивно на работу

2

Актуализация опорных знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, отвечать на вопросы

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

 

 

 

 

 

зачитывает текст:

Это озеро не отыщешь на карте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.

- Сегодня мы продолжим разговор о главном герое рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Поговорим о том, чему научила Васютку тайга. И попытаемся ответить на вопрос: «Спасение Васютки – чудо или закономерность?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ассоциограмма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди тайги; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

3

Организация деятельности учащихся по использованию знаний в разных ситуациях. Сформировать цель урока

Коммуникативные

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Регулятивные

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения.

- Как вы думаете, какова тема урока?

 

Беседа по тексту произведения: вопросы выведены на экран. Слайды с вопросами.

 

Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель урока выводится на экран «Юный герой в экстремальной ситуации»

 

 

2. Почему Васютка спокойно шел по тайге.

3. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?

4. Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек?

 

 

Работа с ассоциограммой

 

ЛЕС

                                             Испугаюсь

 

 

 

Записывают свои ответы на доске.

 

учащиеся пытаются сформулировать тему урока - «Уроки выживания»)

 

 

Слушают учителя, определяют тему и цель урока: «Юный герой в экстремальной ситуации»

 

 

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для себя высказывания, вносят дополнительную информацию

2.Следил за пометками на деревьях.

3.Кедровка

4.Большая черная птица – глухарь

 

Записывают свои ответы на доске: 1.испугаюсь,

2. разожгу костер,

3.заплачу,

4.позову на помощь

 

Формулировка цели

Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Умение сотрудничать с учителем и учащимися. Умение управлять своим поведением

4

Практическая работа

Коммуникативный этап урока (работа с текстом)

Регулятивные : умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество со сверстниками; уметь точно выражать свои мысли. Познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориетироваться в тексте

Читательское умение:                                            находить и                     извлекать одну                или несколько                              единиц      информации.

 

Читательское умение:                        понимать                      чувства,        мотивы,         характеры             героя.

 

 

 

Читательское умение:         понимать фактологичес-                                          кую                 информацию.

 

Читательское умение:              соотносить визуальное изображение                       с вербальным текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читательское умение:

формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

 

 

Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

 

Читательские умения: понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.

 

Читательские умения: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характеры героя, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

 

Читательские умения: определять место, где содержится искомая информация.

1.Зачем Васютка отправился в тайгу.

    2. Давайте обратимся к тексту В. П. Астафьева

 и зачитаем, какие наставления даёт Васютке мать перед его уходом в лес.

 

 

 

 

 

 

 

- Кратко сформулируйте советы                          матери и запишите их в рабочие    листы

 

 

 

 

 

 

 

 

- С чего начались приключения Васютки в тайге?

Найдите в тексте и зачитайте.

 

 

-Что такое затеси?

- Как ведёт себя Васютка, обнаружив,

 что он заблудился? Найдите в тексте, зачитайте

 

 

 

 

 

- Вспомните, как Васютка провёл                                                  первую     ночь в тайге.                                        О чём это говорит?

 

 

 

 

 

 

 

- -Как мальчик приготовил себе еду?

 

 

- Что помогло Васютке в                   приготовлении еды?

 

 

 

- Обратимся к текстам,                                   которые                                                                                  есть в ваших рабочих листах и                          выполним задания к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Рассмотрите инструкцию по                                  разведению костра (текст №2).                  Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.

 

 

 

 

 

Задание 3.

Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

Соотнесите содержание 1 и 2 текста и запишите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

Какими практическими умениями обладал герой рассказа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6.

Какими личными качествами обладал Васютка? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?

 

1. Наколоть орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.                                                                                                                                                                                                                                                                    

(учащиеся                                                                                                                                                                                                           зачитывают  текст                                                                                             со слов: «Когда Васютка                                                                                                                                                                                           с ружьём                                                                          на плече и с                                     патронташем                                                                   па поясе, похожий на                             коренастого, маленького                                                мужичка, вышел из избы,                                                         мать привычно строго напоминала…», с.120)

учащиеся                           записывают советы               матери в рабочие                       листы

Советы  матери:                                     

1.От затесей далеко не отходить.

2.Взять хлеб.

3.Взять спички.

 

учащиеся зачитывают со слов:             «Весело насвистывая, шёл он                 по тайге, следил за пометками                 на                             деревьях и думал о том, что, наверное, всякая                       таёжная дорога начинается с затесей…», с.121)

-зарубки

«Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух...», с.125

 

 

 

 

 

- Васютка развёл костёр, приготовил еду, устроился на ночлег. Это говорит о том, что он смелый мальчик. Хоть ему и было страшно одному в тайге, но он взял себя в руки и смог побороть свой страх. Не потерял самообладания

 

 

развёл костер и приготовил глухаря

 

практические знания о разведении костра, знание таёжных законов

 

Учащиеся выполняют самостоятельно задания, записывая ответы в рабочие листы, затем озвучивая свои записи

Ответ:                                      Инструкция                                    «Как           разжечь костёр»                  по рассказу «Васюткино                      озеро»

1.       1.Обломать нижние сухие                   ветки у дерева.

2.       2.Сорвать пучок сухого мха-бородача.

3.       3.Искрошить мелко сучки деревьев.

4.       4.Сложить всё в кучку и поджечь ветки.

5.       5.Не оставлять огонь без присмотра.

6.        

7.       Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи.

Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности.

 

 

 

Ответ:

1.       В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра.

2.       Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Развести огонь.

  Запастись дровами.

  Подстрелить, разделать и запечь птицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев», разжёг костер, приготовил еду.

 

Ответ: пламенный. 

 

 

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки тайги; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод

5

Контроль и самоконтроль

Показ презентаций, плаката

Познавательные. Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации.

Коммуникативные. Учатся выступать перед аудиторией.

Оценивание действий партнёра и своих собственных.

Регулятивные. Оценка результатов работы.

 

 

 

 

 

Комментирование деятельности учащихся (ребята представляют свои работы, оценивают, защищают, отвечают вопросы)

Представляют и защищают свои работы. Обдумывают ответы на вопросы и отвечают.

 

Самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации»; осознанное построение высказывания. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе

6

Вывод

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли, делать выводы

Читательские умения: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу.

Читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

 

- Давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале урока и ответим на него: «Спасение Васютки – чудо или закономерность?»

 

Чему можно научиться у Васютки?

Что помогло выжить Васютке в тайге?

- Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?

 

 

 

 

Какую рыбу увидел Васютка?

   Почему он решил,

   что озеро

   проточное?

 

 

 

 

 

 

смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги

 

Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству

Белую рыбу, окуни, сороги и даже щуки. Унесло течением от берега подстреленную  утку. Не могло в озеро водиться речной рыбы.

 

Оценка достигнутых результатов, нравственно- этическая ориентация

7

Коррекция(шкала оценивания)

 

3.      Рефлексия

Ребята, предлагаю вам высказаться, выбирая начало фразы, записанной на доске:

Сегодня я узнал/а……

Сегодня я научился/лась….

Мне было трудно ….

Мне было интересно ….

 

 

Домашнее задание выбрать из  текста понравившийся эпизод и выписать, попробовать себя в роли художника.

Учащиеся оценивают себя по пятибалльной шкале

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru