Тема |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Б, б, развития речи, логического мышления, памяти |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты |
Проявляют бережное отношение к окружающей природе, готовность заботиться о животных |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного. Познавательные: общеучебные – отличают новое знание от уже известного; логические – характеризуют звуки [б], [б’]и буквы Б, б. Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают художественный текст |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные буквы Б, б; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ |
Образовательные ресурсы |
Шнурок (нитка). Предметные картинки с изображением белки и богатырей |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.) – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу! – Проверим готовность к уроку |
|
|
|
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Как блеет баран? |
– Бе-бе… |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Какой первый звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем учебную задачу урока |
– [б’]. – Познакомимся со звуками [б], [б’] и буквой, обозначающей их на письме |
Вместе с учителем формулируют учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Слого-звуковой анализ слов |
Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов |
На доске предметные картинки, изображающие богатырей и белки из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» – Послушайте отрывки, скажите о ком в них говорится: 1.В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, поднимет вой, Хлынет на берег пустой И останутся на бреге, в чешуе, как жар горя. Тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, Великаны молодые. Все равны, как на подбор. С ними дядька черномор.
2.В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами. С теремами да садами. Ель стоит перед дворцом, А под ней хрустальный дом. Белка в нём живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт, Да орешки всё грызёт. А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра чистый изумруд. Слуги белку стерегут. – Выполните слого-звуковой анализ слов богатыри, белка. – Выделите согласные звуки [б] и [б’]. – Звуки [б] и [б’] – звонкие |
– Богатыри, белка Отгадывают загадки,, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. – В слове богатыри звук |
Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают |
Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Знакомство с бук-вой Б |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Какой буквой обозначаются звуки [б] и [б’] на письме? – На что похожа буква (бэ) Б? Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. – Выложите букву Б из шнурка или нитки |
Находят букву Б на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Из шнурка или нитки выкладывают букву Б |
Находят букву Б на «ленте букв». Моделируют ее из шнурка или нитки |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся Руки в стороны развел Видно ключик не нашел Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 97) |
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте слоги. – В каких слогах звук [б’] – мягкий, а в каких слогах [б] – твердый? – Прочитайте слова |
Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [б’] и твердым звуком [б]. Читают слова |
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [б] и [б’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука |
Коллективный. Чтение, устные ответы |
4. Дидактическая игра «Кто внимательный?» |
Коллективная. Словесный. Игра |
На доске – предметные картинки с изображением: барабана, улитки, рака, арбуза, телефона, иглы, ножниц, огурца, расположенные в определенном порядке |
Вызванные к доске ученики под картинками печатают первую букву каждого слова: Буратино. Читают имя сказочного героя |
Рассматривают картинки, определяют первые буквы, в обозначающих их словах, записывают эти буквы и читают получившееся слово |
Коллективный. Игра |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5. Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения
(учебник, |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Рассмотрите иллюстрацию.
– К какой сказке иллюстрация? – Кто написал эту сказку? – Кто живет под елью? – Что делает белка?
– Какие она грызет орешки?
– Кто стережет белку? – Выразительно прочитайте стихотворение. – Выучите стихотворение наизусть |
Рассматривают иллюстрацию. – Сказка о царе Салтане. – А. С. Пушкин. – Белка. – Песенки поет и орешки все грызет. – Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд. – Слуги стерегут. Выразительно читают и заучивают стихотворение, рассказывают его |
Формулируют ответы на вопросы, опираясь на иллюстрацию и имеющиеся знания сказки. Выразительно читают стихотворение, понимают его смысл, заучивают стихотворение наизусть |
Фронтальный. Устные ответы, выразительное чтение наизусть |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы пройдёмся по дорожке Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая – Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой
вправо Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Круг вперёд, другой – вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) |
|
|
|
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа с текстом (учебник, с. 97) |
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение, рассказ |
– Прочитайте текст. – Где были дети? – Что видели в парке? – Что делала белка? – Что белка брала из рук детей? – Озаглавьте текст. – Рассмотрите картинку. – Видели ли вы когда-нибудь белку? – Расскажите о ней |
Читают текст по предложению. Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы. Озаглавливают текст. Составляют рассказ |
Читают текст вслух, определяют основную мысль, озаглавливают. Формулируют ответы на вопросы, используя текст. Придумывают свой рассказ, соблюдая логику повествования |
Фронтальный. Устные ответы, рассказ |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.