Работа предназначена для учителей татарского языка и литературы. Материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С именем Каюма Насыйри связаны многие процессы в системе образования татарского народа, которые и сегодня являются предметом изучения ученых и педагогов страны.
Каюм Насыйри (разработка).doc
Литературнонаучное наследие Каюма
Насыйри в духовно – нравственном
воспитании учащихся.
(Методическая разработка)
Автор: Хасанова Зульфия Равиловна
Должность: учитель татарского языка и литературы
МБОО Старокулаткинская СШ№1,
Старокулаткинский район, р.п.Старая Кулатка, ул.
Куйбышева, д. 57 В судьбе каждой нации огромное значение имеют личности. Такими
личностями – символами для татарского народа смело можно назвать Утыз
Имяни, Габдуллы Тукай, Шиһабеддин Марджани, Ризаэтдин Фахреддин,
Гаяз Исхаки и многие другие. Среди них, начиная с 60х годов XIX века, в
течение полувека, благодаря своей эффективной деятельности, одно из
почетных мест занимает педагог, писатель, ученый, редактор, выдающий
представитель татарского просвещения Каюм Насыри.
С его именем связаны многие процессы в системе образования
татарского народа, которые и сегодня являются предметом изучения
ученых и педагогов страны. Каюм Насыри всю свою жизнь боролся с
невежеством, ратовал за скорейшее распространение знаний, ибо он был
глубоко убежден, что только через образование можно поднять
экономический, социальный и культурный уровень народа, приобщить татар
к российской, а через нее к мировой культуре и науке.
В этом заключалась его стратегическая линия жизни, в этом видел он свой
гражданский, сыновний долг перед народом. Как отмечает А.Н. Юзеев,
Насыйри – просветитель, посвятивший всю свою жизнь служению
татарскому народу, вызволению его из оков средневековья и приобщению к
сокровищам современной науки и культуры.
устному
народному
земледелию,
ботанике,
педагогике,
народной медицине,
В течение своей более чем полувековой научной, литературной и
педагогической деятельности Каюм Насыйри издал около сорока трудов
по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии,
географии,
истории,
этнографии,
творчеству,
литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в
том числе и по различным отраслям науки. Каюм Насыри был истинным
ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его
развития. Нет малых народов и больших, все народы равны и едины, все
имеют свою неповторимую самобытную культуру, которую следует
защищать, сохранять и передавать своим потомкам. Исчезнут язык,
культура тогда исчезнет и народ. Уважение, любовь к Родине, к своим
историческим корням и народу начинается с момента рождения человека,
передается с молоком его матери. Огромный вклад К. Насыри внес в изучение истории татарского
народа. Он собирал исторические документы, записывал фольклорные
произведения народа, изучал этнографию татарского народа, проводил
исследования археологических ценностей.
Богатейшее литературно
научное наследие Каюма Насыйри и сейчас является бесценным даром в
воспитание молодого поколения.
Каюм Насыри как педагог понимал, что в преодолении национального
непонимания, предвзятости между русскими и татарами огромное значение
имело ознакомление русского народа с историей и культурой татар. С этой
целью он пишет об истории татарского народа, его традициях, обрядах,
быте. Он считал, что распространение среди русских литературы о
культуре и бытовых традициях татар, ознакомление их с историческим
прошлым татарского народа будет способствовать изменению предвзятого
суждения о них. Для русских школьников он составляет учебники и
словари по татарскому языку, что сразу же вызвало глубокое уважение у
русской интеллигенции, ученых к личности этого татарского просветителя.
Им написаны, в частности, «Сказки казанских татар в сопоставлении их со
сказками других народов» (1910), «Поверия и обряды казанских татар»
(1880), «Образцы народной литературы казанских татар» (1896).
Университетское образование и многолетний педагогический опыт
дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в
1870 году, приступить к организации первой русскотатарской школы в
Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.
По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до
1876 года, возникает практическая необходимость написания первого
учебника по арифметике на родном татарском языке.
В 1873 году изпод его пера выходит «Арифметика», а в 1895 году
«Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального
математического образования среди татар. Учебник арифметики, как и
другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых
того времени. По поводу учебника арифметики проф. Н.Ф. Катанов писал
следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) это татарская
книга, изложенная не по старинному арабскому, а по новому европейскому
способу, при том хорошим общепонятным языком, принадлежит
известному казанскому ученому АбдулКаюм Насырову и в количестве
1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным
против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все
придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках.
Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную
внимания новинку в татарской педагогике».
Велика
была роль Каюма Насыйри в создании татарского
литературного языка, где он выступал уже не как переводчик и
популяризатор, а как ученый. Каюм Насыри ставил задачу создания и
распространения художественных произведений, написанных на доступном
широким народным массам языке. В то время татарские ученые, писатели,
духовенство пользовались так называемым языком «тюрки», на
котором печатались научные и учебные книги, писались деловые бумаги.
Широкие массы не знали и не понимали этого языка. Его употребление
препятствовало распространению грамотности среди населения.
К Насыйри решительно стал на защиту народного татарского языка,
который он считал оружием борьбы за культурное пробуждение народа.
Таким образом, борьба Насыйри за родной язык принимала характер
борьбы за общенародные интересы. Благодаря ему татарская литература
стала отходить от канонов восточной поэзии и взяла ориентацию на Запад.
Он кропотливо отбирал лучшие повести, рассказы, изданные на турецком,
арабском, персидском языках, и переводил их на татарский. В 1872 году
Каюм Насыри заканчивает переработку знаменитой «Повести об Абуали
сине» Прототипом героя этой повести, воплотившей в себе богатую
фантазию народа и переведенной почти на все языки мира, является
известныйученый ИбнСина (Авиценна) философ, юрист и медик, живший
в конце X начале XI столетий (9801037) в Средней Азии. Кроме того, К.
Насыри переработал и издал арабоязычное литературное произведение
«Повесть о сорока везирах» (1868), схожее по своей форме и структуре с
“1000 и 1 ночью”. Данная повесть поднимает вопросы гуманности и
справедливости, отношения между правителем и его народом, проблемы
добра и зла, нравственного выбора между сердцем и разумом. Повесть
имеет ящичную композицию, где на протяжении 40 дней везири
рассказываю падишаху поучительные истории. После которых падишах
должен принять важное решение: казнить или нет своего сына. Также К
Насыри перевел и опубликовал на татарском языке средневековый пер
сидский литературный памятник «Кабуснамэ» (1886).
С 1871 года К. Насыри начал издавать настольный ежегодный
календарь, мечтал и об издании татарской ежедневной газеты. Но царское
правительство не разрешило издание газеты. В календаре, выходившем
систематически в течение 24 лет, наряду с чисто календарным, помещалось много научного и литературного материала. Поэтому Каюма Насыри
справедливо можно назвать первым татарским энциклопедистом.
Каюм Насыри создал первые оригинальные произведения в области
татарского языкознания. Здесь уместно привести высказывание Г.
Ибрагимова о нем: «В резком переходе от арабского к татарскому Насыри
у нас должен считаться явным революционером. Поскольку он работал для
народа, для низших его слоев, он первым стал употреблять слова
«татарский язык» и в течение 50 лет работал в этой отрасли. Ученый внес
весомый вклад в разработку научной терминологии татарского языка,
написал весьма содержательные книги по его грамматике и синтаксису. Его
первая книга по татарскому языку «Кыскача нэху китабы» («Сокращенная
книга по синтаксису») была издана в 1860 году. А итогом же многолетних
исследований ученогопросветителя по татарскому языкознанию явилась
книга «Энмузэж», изданная в 1895 году. В этой работе были заложены основы
научной грамматики татарского языка, давался всесторонний анализ его
фонетики и морфологических особенностей. Этой книгой К. Насыйри
подготовил солидную научную почву для дальнейших исследований
татарского языка. В работе «Кавагиде китабэт» («Правила письма»),
посвященной анализу проблем стилистики и правописания, К. Насыйри
обстоятельно освещает вопросы фонетики и лексики.
В плане всестороннего освещения вопросов лексического богатства
татарского языка выделяется двухтомное исследование ученого «Лэхжэи
татари» (I том, Казань, 1895, II том, Казань, 1896). Это солидная работа
по лексикографии татарского языка и его первый толковый словарь. Эта
работа сыграла важную роль в формировании лексики татарского языка и раз
работке его научной терминологии. В ней нашло довольно полное
отражение лексическое богатство татарского языка того времени. Со
своими трудами по татарскому языку и истории К. Насыри оказал своему
народу существенную помощь в понимании исторического прошлого и
культурного наследия. С художественными произведениями и трудами по
литературоведению он внес неоценимый вклад в создание фундамента
современной татарской литературы. Его научное и литературное наследие
занимает достойное место в истории татарской культуры.
Особое место в его трудах занимают проблемы обучения и
воспитания. Каюм Насыри был глубоко убежден, что бедность, застой,
вековую отсталость любого народа можно преодолеть только через
просвещение, через развитие системы образования. Каждый ребенок, считал педагог, должен знать и изучать родной язык матери, жить в родной
культуре, сохранять традиции старшего поколения, любить свой отчий дом,
большую и малую родину, уважать своих соседей, изучая их язык,
знакомясь с их культурой, верой, дабы не составить превратных
представлении, и стремиться к вершинам современной науки. В этой
глубокой мысли ученого заключено понимание воспитательного
идеала человека. Этой проблеме посвящены такие его произведения,
как «Китабеттербия» (книга воспитания), «Балаларга тэгьлим бирмэк»
(обучение детей), «Ахляк рисалясе» (трактат по этике) в двух
самостоятельных выпусках, «Тэрбия» (воспитание), «Мугайнетдин», «Бала
тэрбия кылучы хатыннарга нэсихэт» (советы матерям, воспитывающим
детей) и др.
«Воспитание,— пишет он,—не сводится к одному лишь питанию и
созданию условий для телесного развития. Наряду с ними оно охватывает
формирование у детей характера,
исправление их поступков,
Следовательно, воспитание человека наряду с физическим охватывает
также духовное развитие. Причем последнее включает в себя, прежде всего,
развитие разума, памяти и мыслительных способностей человека,
приобретение знаний об окружающей действительности и познание самого
себя.
Важнейшей составной частью воспитания, по мнению К. Насыри,
является привитие человеку трудовых навыков и обучение ремеслам. Он
подчеркивает воспитательное значение труда для детей, призывает
поддерживать и поощрять их стремление мастерить и совершать трудовые
операции. «Когда дети берут ножи и начинают делать себе игрушки,—
пишет он, обращаясь к родителям,— вы запрещаете им это делать, считая,
что они сорят избу. Это занятие показывает, что ваши дети стремятся к
ремесленничеству, а вы это не понимаете» .
Важной, по его мнению, является и личность педагога. Говоря об
ответственности педагога, Каюм Насыри пишет:
«Любой учитель,
каждый педагог,— указывает он,— должен считать себя в числе тех, кто
идет на великое дело, и быть готовым так воспитывать своих учеников,
чтобы это сказалось потом на всем протяжении их жизни». А для этого он
«должен обладать энциклопедическими знаниями, любить науки, глубоко
познать основы воспитания и быть способным самостоятельно находить
методы обучения».
Занимаясь долгие годы педагогической
деятельностью, он не остался просто учителемпрактиком, а был
К. Насыри критикует педантизм в учебно
педагогоммыслителем. воспитательной работе и призывает к упорядочению ее. Труды К. Насыри в
свое время были опубликованы в печати и на русском
языке.
В своей небольшой по объему "Книге о воспитании", содержащей
наставления, поучительные истории и притчи, он поднимает многие
проблемы нравственного воспитания молодежи, которые актуальны и в
наше время. Например, он подчеркивал: "Воспитание нельзя понимать как
хлопоты о кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его
нравственном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных
манер. В книге К. Насыри 113 наставлений. Действующими лицами в
"Книге о воспитании" являются пророки, праведники, мудрецы и простые
люди. Но эта книга не религиозный трактат, а сборник мудрых правил,
педагогическое руководство по воспитанию подрастающего поколения. Она
и сейчас может быть настольной книгой для читателей, родителей,
учителей и воспитателей. Нравственные ценности носят общечеловеческий
характер и поэтому она универсальна для всех. На примерах из жизни
мудрецов и простых людей автор описывает события, а затем делает
выводы, подводит читателя к моральным наставлениям, которые изложены
не в виде нравоучений и назиданий, а в форме житейской проблемы,
простого совета, стратегии поведения на будущее. Обращения автора к
читателю "О сын мой!", "Дети мои!" носят в себе огромный
гуманистический смысл. Автор не возвеличивает себя, а на равных ведет
диалог, идет к читателю навстречу, протягивает ему руку помощи,
советует, помогает решить проблемы, предупреждает об опасности.
Достоинством этого труда является и то, что автор каждой притче дает
свои комментарии. Рассмотрим наставление седьмое: «Один падишах,
путешествуя по морю, обратил внимание на юношу, который впервые попал
на корабль и не был знаком с трудностями, столь обычными в плавании. Он
все время плакал, дрожа от страха. И сколько его ни успокаивали, не
переставал плакать. Падишаха огорчило это. Мудрец, бывший в его свите,
сказал: «О, повелитель, если позволишь, я уйму юношу. Мне известна
хитрость, которая научит его выдержке». «Поступай, как знаешь», –
ответил падишах. Мудрец распорядился. Юношу связали, бросили за борт,
окунули раза два и подняли на корабль. Почувствовав себя воскресшим из
мертвых, он сидел теперь тихо. Падишаху это понравилось, и он спросил:
«В чем же твоя хитрость, мудрец?» Тот ответил: «Этот юноша никогда не
ходил в море, не знал, как тонут люди, а потому не умел радоваться
благополучному плаванию». Точно так же, сын мой, человек не в силах радоваться своему здоровью и
благополучию, пока судьба не пошлет ему испытание». Этой поучительной
историей автор дает понять, что человеку необходимо ценить и бережно
относиться ко всему, что у тебя есть, уметь радоваться даже самомому
малому.
Большое значение автор уделял проблеме обучения этикету.
"Александра Македонского спросили: "Как удалось тебе добиться
покорности на Востоке и Западе? Прежние правители не жалели ни войск,
ни сокровищ, а не смогли завоевать столько стран". Александр ответил: "Я
брал страны, но не обижал народ. А прежних правителей поминал только
добром". О сын мой, видишь, сколь могуч воспитанный человек? Доброта и
кротость берут города; надо быть добрым и снисходительным ко всем,
остерегайся говорить дурно даже о своих врагах".
Особое внимание К. Насыри уделял проблеме сохранения здоровья
человека, культуре его питания. И этому тоже посвящены наставления.
"Известно, что один из персидских царей послал однажды лучшего своего
лекаря к пророку в Аравию. Прожил лекарь несколько лет, но ни один
человек не подошел к нему и не сказал: "Помоги мне". Тогда пошел он к
пророку и пожаловался: "Я живу здесь много лет, но никто на меня
внимания не обращает". Пророк ответил: "Люди здесь не едят, покуда не
проголодаются, и отводят руку от еды раньше, чем насытятся". "Так вот
почему они не знают болезней!" воскликнул лекарь, поцеловал землю и
ушел. Думаю, сын мой, ты понял смысл этой притчи. Не наедайся до отвала,
неумеренность в еде ведет к болезням, умей довольствоваться малым".
К. Насыри, будучи светским ученым и просветителем, одновременно
оставался последователем ислама и очень верующим человеком. Он был
глубоко убежден, что мусульманская культура несет в себе огромный
воспитательный потенциал, приучает человека быть добропорядочным,
оберегает от соблазнов, делает его нравственно богатым и достойным
членом семьи и общества. Он оставил нам популярные произведения о
мусульманских обрядах и основе исламского вероучения, в которых
подчеркивалась важность воспитания подрастающего поколения, создания
и сохранения морального отношения в семье. Каюм Насыри еще в те
далекие времена показал возможность диалога религии и науки,
подчеркивал, что нет между ними противоречий. Любой верующий
мусульманин должен быть высокообразованным человеком и образованный
человек должен жить по нравственным традициям своего народа". Важным источником нравственного воспитания К. Насыри считал Коран
священную книгу мусульман. В Священном Коране более 700 раз говорится
о важности воспитания и образования мусульманина, о вопросах
формирования добропорядочного человека.
Основные свои мировоззренческорелигиозные взгляды Насыри
изложил в «Фаваких алджуласа» (Плоды собеседников), сокращенный
вариант которого известен под названием «Кырык бакча» (Сорок садов).
Составленный К. Насыри труд, представляющий собой сборник
назиданий, учебник жизни для многих поколений, до сих пор остается
неизданным на кириллице в полном объеме.
По своей структуре и содержанию книга «Фаваких альджуласа»
разнообразна и богата. Она состоит из 40 глав. Каждую главу автор
называет рауза (сад). По замыслу К. Насыри, книга представляется
прекрасным плодоносящим садом. В этих садах (главах) повествуется о
качествах, присущих человеку, его деяниях, различных явлениях. Автор
называет их плодами растущих в саду деревьев.
К. Насыри обратился к крупным и известным произведениям
восточных авторов и перевел их творчески, исходя из специфики
татарского языка, литературно художественных потребностей и
эстетических запросов татарского читателя.
образованию,
В книге Каюм Насыри поднимает проблему просвещения народа,
исходя из общего для просветителей предположения, что для того,
чтобы сделать народ счастливым,
нужно способствовать его
просвещению,
распространять научные знания и
нравственные принципы, совершенствовать народную нравственность.
Насыри оценивал знания как самое большое богатство человечества. В
каждом его разделе поднимаются проблемы, касающиеся человеческого
быта, народных традиций и обычаев, взаимоотношений между людьми, и
даются конкретные советы для их совершенствования. Предметами
рассуждения в книге являются такие человеческие качества, как
верность, прямота, щедрость, ум, ученость, любовь, богатство, двуличие,
леность, бедность, невежество. Автор пишет о создании семьи, культуре
речи и о многом другом, что так важно в человеческой жизни. Отметим,
что К. Насыри иллюстрирует свои уроки воспитания поучительными
примерами, сюжетами, новеллами, художественными афоризмами,
высказываниями известных ученыхфилософов, хадисами пророка
Мухаммеда. Новеллы и рассказы сборника лаконичны, некоторые из них состоят
всего из нескольких предложений. Содержание многих юмористическое
или забавное, другие, наоборот, глубокомысленны и серьезны. Для
последних характерно повествование о событиях, наличие мудрых
изречений и некоторые другие важные компоненты.
С целью донести до читателя свои мысли писатель приводит ряд
новелл как иллюстрации сказанного, при этом эти новеллы весьма
поучительны и им присущ динамичный сюжет. Иногда новеллы
откровенно шутливы и юмористичны. В одной из них говорится о том,
как один человек послал другу в подарок кольцо без камня. Тот,
получив его, изрекает: «Спасибо, пусть Всевышний Аллах поселит его в
раю, да во дворце без крыши».
Последний раздел данного сборника достоин особого внимания.
Этот раздел полностью посвящен татарскому фольклору. Здесь он
размещает загадки, народные песни, пословицы и поговорки, баиты.
Таким образом, последняя глава представляет особую ценность, в
ней собрано бесценное богатство татарского народного творчества.
Многими своими научными трудами Каюм Насыри обогатил татарскую
культуру и общественную мысль. Всю свою жизнь, ум и талант он посвятил
делу образования своего народа. Все его произведения актуальны по сей
день, ценность их познается с годами. Именно он говорил, что обучать надо
с самого малого возраста и мы понимаем, что начальное образование это
как фундамент на котором строится дом, именно такой, который ты
хочешь. Заканчиваю словами Каюмбабая, который в свое время
справедливо утверждал: «Знания, полученные в детстве, подобно
орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда он тонок». Список использованной литературы:
1. М.Гайнуллин. Каюм Насыйри и просветительское движение. Казань, «Магариф».
2. Материалы научных сессий. Каюм Насыйри .Казань, 2002.
3. Ф.А.Ганиев. Проблемы лексикологии и терминологии и татарского языка. Казань,
2001.
4.Журнал «Огни Казани» №2, №3. Казань, 2000.
5.Журнал «Мирас» №1, №2, №3. Казань, 1995.
6. Библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедшие отдельными
изданиями на татарском и русском языках. Составитель М.Х.Гайнуллин.
7.Журнал «Мәгариф», № 9, 2002
8.Амирханов Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период /
9.Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. Сборник
статей для учителей и учащихся старших классов/Сост. Р. Мухаметшин. Казань:
Магариф, 2000.
10. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань, Татарское кн. издво, 1977.
11. Предисловие к кн.: «Каюм Насыйри мажмугасе»/Сост. Г. Ибрагимов. Казань, 1922
12. История Казани. Т.1. – Казань, 1988; Т.2. – Казань, 1989.
13. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи. – Казань,
1993/Мәгариф.1993.№8,9,10.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.