План-конспект урока к предмету «Литературное чтение 1 класс» на тему: «И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А»»
Цели:
- познакомить с литературной сказкой И.Токмаковой Аля, Кляксич и буква А»;
– развивать и совершенствовать навыки осознанного чтения текста и чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, творческие способности, воображение и
память;
– воспитывать читательский интерес.
Ход
урока
I. Организационный момент.
1.Буквы тихо пошептались,
Улыбнулись, подтянулись,
Ровно выстроились в ряд
И нам с вами говорят:
«Не ленитесь, не деритесь,
И на пять всегда учитесь,
Сядьте тихо, не шалите,
тишину вы берегите».
Что вы можете сказать о буквах?(ответы детей: буква – это обозначение звука на письме, в русском алфавите 33 буквы, мы их видим и пишем, бывают заглавные и строчные, письменные и печатные)
Давайте для разминки прочтем стихотворение о буквах шепотом.
Буквы, буквы, буквочки,
Эй, эй, эй!
Ваши дверцы запирал
Чародей.
Кто умеет отпирать,
Тридцать три замка,
В эту книжку заходи –
Вот моя рука.
А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую тихо.
Прочитайте стихотворение выразительно.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Узнай букву».
Учитель открывает рисунок на доске. Узнайте букву, прочтите строчку к этой
букве из стихотворения, которое вы читали дома.
III. Постановка цели урока.
Пока вы читали стихотворение, отвечали на вопросы, к нам прислали письмо. Давайте посмотрим, что там написано.
Она ложь,
Но в ней намёк,
Добрым молодцам урок?
Ответ: сказка.
– А вы знаете, что такое сказка?
Сказка– фольклорное
или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках
всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространенные
виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.
– Какие сказки вы читали сами?
– Что происходит в сказках?
– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?
– Сегодня мы познакомимся с произведением, в котором действующими лицами
являются буквы. А вот к какому литературному жанру оно относится, вам предстоит
выяснить.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка
к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква "А"».
- Откройте учебник на с. 9. Прочтите, кто написал это произведение. (И.Токмакова)
-Кто из вас читал произведения И. Токмаковой и что вы о ней знаете?
Ирина Петровна Токмакова
Детский поэт, прозаик и переводчик детских
стихов Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года
в семье инженера-электротехника и детского врача, заведующей «Дома подкидышей».
Стихи Ирина писала с детства, но считала, что
писательских способностей у нее нет. Школу окончила с золотой медалью,
поступила на филологический факультет МГУ. В 1953 году после окончания учебы,
поступила в аспирантуру по общему и сравнительному языкознанию, она хорошо
знала английский, немного шведский язык работала переводчиком. Вышла замуж,
родила сына.
Однажды в Россию приехал шведский энергетик
Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку
детских песенок на шведском языке. Ирина перевела эти стихи для своего сына. Но
муж, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отнес переводы в издательство, и вскоре
они вышли в виде книги. Так
начался большой путь Ирины Токмаковой в детской литературе.
Но настал момент, когда стали сочиняться и собственные стихи.
Первые стихи Токмаковой сразу вошли в детскую жизнь. Теплые, нежные, лиричные и
веселые, игровые, они были сродни народным песенкам по мелодии и интонации.
Ирина Токмакова - лауреат Государственной премии
России, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002).
- Что вам особенно запомнилось из рассказа о писательнице?
–Прочтите название произведения. Рассмотрите иллюстрацию.
– Как вы думаете, о ком это произведение?
-Что помогло вам ответить на этот вопрос?
(Название произведения и иллюстрация.)
2. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения
- Какое впечатление произвело на вас начало произведения?
- Какие слова или выражения были непонятны в тексте?
3. Словарная работа.(работа в парах)
Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика
изумилась громко сказала, крикнула
воскликнула
удивилась
клякса родственница
племянница пятно на
листе бумаги
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми
словами:
ста-ра-лась – старалась
не слу-ша-лись – не
слушались
пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница
V. Закрепление нового материала.
1.Учащиеся читают сказку цепочкой.
- Как вы думаете, сказка это или рассказ? Докажите своё мнение.
- Если у сказки нет автора, то какая это сказка? (Народная)
- А если у сказки есть автор, то такая сказка называется авторской, или литературной.
- Помогите мне заполнить таблицу. По каким признакам мы будем определять:
Народная сказка |
Литературная сказка |
Автор- народ. |
Автор – конкретное лицо. |
Первоначально создаётся в устной форме. |
Создаётся в письменной форме. |
Существует в нескольких вариантах. |
Внесение изменений в содержание не допускается. |
Время создания определить невозможно. |
Время написания известно. |
- К каким сказкам относится наша сказка? (К литературной)
- Кто ее автор?
2.Анализ произведения.
– Отгадайте слово:
Мой первый слог
В начале алфавита вы найдете.
Второй мой слог
Шестою нотой пропоете.
(Аля.)
– Легко ли давалось письмо Але?
Почему?
– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.
– Опишите девочку Алю. Какой вы себе ее представили?
– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень
прилежная и старательная.
Разгадайте ребус.
– Какая буква была героем?
(Буква «А».)
– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?
– Почему буква «А» была
взволнована?
– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».
– О каком герое можно сказать,
что он злой?
– Каким вы представляете себе Кляксича?
– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.
– Какие приключения могли бы
произойти с героями этой сказки дальше?
– Будет ли побежден Кляксич?
– Кто поможет его победить?
– Чем закончится эта сказка?
-Подумайте и скажите, какова главная мысль сказки?
VI. Итог урока.
Скажите, что у вас на уроке получилось хорошо и легко?
-Что было самым трудным?
–Можете ответить, с каким произведением вы познакомились?
– Кто автор этой сказки?
– Понравилась ли вам сказка?
– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?
Домашнее задание:
1)Перечитать сказку. Придумать продолжение сказки. Стр. 14,15
Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика
изумилась громко сказала, крикнула
воскликнула
удивилась
клякса родственница
племянница пятно на
листе бумаги
ста-ра-лась –
старалась
не слу-ша-лись – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница
Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика
изумилась громко сказала, крикнула
воскликнула
удивилась
клякса родственница
племянница пятно на
листе бумаги
ста-ра-лась –
старалась
не слу-ша-лись – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница
Слова первого столбика соедините с близким по смыслу словом из второго столбика
изумилась громко сказала, крикнула
воскликнула удивилась
клякса родственница
племянница пятно на
листе бумаги
ста-ра-лась –
старалась
не слу-ша-лись – не слушались
пе-ре-ссо-ри-лись – перессорились
раз-ма-хи-ва-ла – размахивала
и-зу-ми-лась – изумилась
вы-го-во-ри-ла – выговорила
вос-клик-ну-ла – воскликнула
пле-мян-ни-ца – племянница
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.