Тема: М. Пришвин «Осеннее утро»
Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: комбинированный
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро».
Задачи:
Образовательные: отрабатывать навыки осознанного чтения; учить различать стихотворный и прозаический текст; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Развивающие: развивать внимание, память, мышление, устную речь, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к уроку, умение слушать друг друга, прививать любовь к природе.
Оборудование и материалы:
3. Портреты М. Пришвина и И. Бунина
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
Организационный момент
|
Здравствуйте, садитесь! Меня зовут … , сегодня я проведу у вас урок. Проверьте, на столе у вас лежит: учебник, дневник, пенал. Все лишнее уберите с парт. Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнём, Локотки на стол поставим, Домик к носу подведём. Руку левую на стол, Сверху правую кладём. |
|
|
Речевая разминка
|
Скажите, что значит читать правильно?
Что нужно делать для того, чтобы всё это у нас получалось? Поэтому для того, чтобы читать правильно, мы с вами выполним речевую разминку, но сначала отгадайте загадку. Каждый год Гостей ждет: Один седой, Другой молодой, Третий скачет, Четвертый плачет. Что вам подсказало, что это времена года?
(Работа по рядам) - Прочитайте загадку шёпотом - Прочитайте громко - Прочитайте жалостливо - Прочитайте радостно - Прочитайте вопросительно - Подумайте, зачем мы читали одно и то же разными интонациями? Верно, чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз радостно или вопросительно. |
Читать без ошибок, грамотно. Ставить правильно ударения. Читать выразительно.
Тренироваться.
Времена года
Седым можно назвать зиму, потому что она снежная белая. Молодой - это весна, когда природа оживает после зимней спячки, все просыпается, рождается.. Далее идет лето, почему скачет, это связано с летними каникулами у детей, когда они бегают и скачут. Ну и остается осень, она плачет потому что начинается время осенних дождей и похолодания.
Мы учились читать выразительно.
|
|
Актуализация знаний
|
Вспомните, какой раздел литературного чтения вы изучаете?
О чем все эти произведения? Какой жанр у этих произведений? (Какой текст у этих произведений? Когда есть ритм, рифма?) Со стихотворениями каких поэтов вы уже познакомились изучая этот раздел?
|
Люблю природу русскую. Осень Об осени Стихотворение (стихотворный текст)
Федор Иванович Тютчев, Константин Дмитриевич Бальмонт, Алексей Николаевич Плещеев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Николаевич Толстой, Сергея Есенина, Валерий Яковлевич Брюсов, Ирина Петровна Токмакова. |
|
Сообщение темы урока. Целеполагание. Планирование. |
Для того чтобы узнать название произведения, которое будем сегодня изучать, разгадайте анаграмму. НСЕОНЕЕ ТРОУ (Осеннее утро.) Произведение с таким названием мы будем сегодня читать. А кто его автор, вы узнаете из учебника. Откройте учебник на с. 78. Как звучит тема урока?
Поставьте перед собой цель на урок.
Что и кто нам поможет в достижении цели?
Составим план урока: 1) Прочитаем произведение 2) Словарная работа 3) Проанализируем произведение 4) Оценим себя |
М. Пришвин «Осеннее утро»
Познакомиться с произведением «Осеннее утро» М. Пришвина
Учебник, учитель, план. |
|
Реализация плана |
1. Подготовительная работа. Прочитайте сначала по слогам, затем быстро целыми словами: ПРО-БУЖ-ДА-ЕТ-СЯ - ПРОБУЖДАЕТСЯ ПА-РА-ШЮ-ТИК - ПАРАШЮТИК РA3-ЛЕ-ТЕ-ЛИСЬ - РАЗЛЕТЕЛИСЬ ПЕ-РЕ-ЛЁТ-НЫ-Е - ПЕРЕЛЕТНЫЕ 2. Первичное чтение Сейчас я начну читать произведение, а вы подумаете, какой жанр этого произведения. 3. Беседа после чтения Какой жанр? Как определили? Какое сочетание слов оказалось вам непонятно? Бабье лето – период ранней осени Как автор относится к природе? Из каких строк мы можем понять, что автор относится к природе с трепетом и любовью? Найдите эти слова. Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажите. Найдите в рассказе описание листопада. Прочитайте.
|
Рассказ
Бабье лето |
|
Физкультминутка |
Мы устали, давайте отдохнем. Все встали. Мы читали, мы читали. Что-то очень мы устали. Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.) Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.) Раз присядем, (Приседания.) Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем. |
|
|
Реализация плана |
4. Чтение стихотворения И. Бунина. Найдите на с. 79 стихотворение. Кто его автор? Сейчас я буду читать стихотворение, а вы подумайте, какое время года описывает автор. 5. Беседа после чтения Какое время года описывает автор? Какие строчки это доказывают? Найдите.
Чем восхищается автор? Как автор говорит о тишине? Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина? Вспомните, чем стихотворение отличается от рассказа.
Какие слова вы бы хотели особо выделить голосом при прочтении? Где надо сделать длинные, а где короткие паузы? Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Чтение детьми стихотворения шепотом самостоятельно) Послушаем, как вы справились с этим заданием. Кто желает прочитать выразительно?
Скажите, есть ли что-либо общее в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро» и стихотворении И.Бунина? |
Иван Бунин
Осень
Услышать листика шуршанье. Тишиной Мертвое молчанье
В стихотворении есть рифма, ритм.
|
|
Подведение итогов урока |
О каком времени года, мы сегодня говорили? С какими произведениями познакомились на уроке? Какое из них понравилось вам больше? Почему? Вернемся к плану работы на уроке. Все ли пункты выполнили?
|
Об осени |
|
Домашнее задание |
Повторить произведения изученного раздела. с. 79 задание 3. Составить самостоятельно небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу», используя опорные слова: тихо, ни ветерка, падают листья, улетают птицы. |
|
|
Рефлексия |
Что удивило вас на уроке? Какое задание для вас было интересным? Какое задание было для вас трудным? ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ |
|
|
Материал для учителя Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — замечательный писатель, «певец русской природы». Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Получив хорошее естественно-научное образование, Михаил Михайлович работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей.
Герои рассказов М.М. Пришвина любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.
Материал для учителя Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - всемирно известный русский писатель. Он родился в Воронеже, а умер в Париже, т. к. в 1920 г., во время Гражданской войны, уехал из России. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия (это очень почетно).
Отец И.А. Бунина, Алексей Николаевич, происходил из древнего дворянского рода, был помещиком. Мать, Людмила Александровна, согласно семейным преданиям, происходила из княжеского рода.
Раннее детство И.А. Бунина прошло в семейном поместье, в Орловской губернии, где он смог почувствовать, как прекрасна русская природа и как богат русский язык, на котором говорили местные крестьяне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.