Литературное чтение 2 класс по произведению Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится"
Оценка 4.6

Литературное чтение 2 класс по произведению Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
2 кл—4 кл
20.02.2020
Литературное чтение  2 класс по произведению Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится"
Знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева "Зима недаром злится"
урок по чтению 2 класс Борисенко ВЯ.docx

Урок во 2 классе по теме: Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Познавательные: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Развивающие: развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения, развивать логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение общаться и сотрудничать.

Оборудование: магнитофон, компьютер, фонограмма цикла “Времена года” (Весна) П.И. Чайковского, запись голосов весеннего леса, презентация картин художников о весне.

Ход урока

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас-

Все зашли тихонько в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво-

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнем,

Урок литературного чтения начнём.

-Надеюсь сегодня вы будете хорошими слушателями и умными собеседниками.

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

 

- Наш урок начнем с речевой разминки.

— Прочитайте стихотворение, выбрав способ чтения СЛАЙД

Позывные

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и березы

Под зябкими звездами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

В. Орлов

— Прочитайте стихотворение с разной интонацией. (чтение с грустью, весело, вопросительно

— О каких позывных говорит нам автор?

— Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? (Предположения детей.)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с новым разделом

— Расшифруйте слова.

RЛUЮIVБЛSQЮNL FПDРИSWYPLNOXZДУ FSPSZУСJLCWKQУNVЮXI URBWSEGJCVZHNYAUD

(Люблю природу русскую. Весна.)

— Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?

— Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся. (Дети делают предположения.)

— На с. 107 прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

2. Весенние приметы (СЛАЙД)

— Назовите весенние месяцы. А какие главные приметы весны вы можете назвать? У нас сейчас тоже уже на дворе весна. (Когда весной летит много паутины — то лето будет жарким. Купаются воробьи ранней весной — к теплу. Увидел скворца - знай: весна у порога. Март холодный - год хлебородный. Когда ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — будет сухое лето. Если с крыш висят длинные сосульки, то и весна будет длинной. Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.)

Есть много пословиц о весне. Сейчас будем работать в мини группах, и вы составите и прочитайте пословицы. (ПРОВЕРКА)СЛАЙД

  Март зиму кончает – весну начинает. Март – первый месяц весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и урожая. В народе МАРТ называют ПРОТАЛЬНИКом, из-за быстрого таяния снега и появления проталин.

Апрельские лучи землю будят. Слово «апрель» означает теплый, солнечный. Тает последний снег. Поэтому, в народе его называют «Капельником». Земля прогревается солнцем, появляется первая травка.

Май леса принаряжает, лето в гости ожидает. Поэтому народное название этому месяцу - май-травень. В мае земля надевает свой лучший наряд, покрывается зеленым ковром.

(СЛАЙДЫ С МУЗЫКОЙ). Русский народ всегда любил весну, художники изображали ее кистью, чтобы выразить свои чувства,  поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину, только словесную, а  композиторы выражают чувства мелодиями. Послушайте и посмотрите композицию картин русских художников в сопровождении музыки Петра Ильича  Чаковского Времена года

-Да…Красивое время года, весна.

— Прочитайте текст на с. 108. (Дети читают.)

— Что вы узнали из этого текста?

— Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами.)

2. Весенние загадки

- Прочитайте загадки на с. 109. Разгадайте их в парах, приготовьтесь читать вслух, выделите в них рифму.

 (Дети выполняют задание. РАБОТА в парах)

- Что помогло вам отгадать эти загадки?

- Прочитайте загадки еще раз, выделите в них рифму.

- О каком времени года эти загадки? (О весне)

По каким приметам мы узнаём о наступлении весны из загадок? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА Слайд (бабочка)

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка летит и вьётся.
И порхают у цветка
Все четыре лепестка.

Работа по теме

Каждый человек по - своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

Полюбуйся. Весна наступает

Журавли караваном летят

С отрывка поэта 19 века мы начинаем знакомство со стихами в нашем разделе учебника. Люблю природу русскую весна.

Попробуйте Прочитать Автора этих строк. Читайте слоги в кружках, и вы прочтёте фамилию, имя, отчество замечательного русского поэта 19 века.

                    ФЁ- НОВИЧ – ДОР – ТЮТ – ИВА – ЧЕВ (Фёдор Иванович Тютчев)

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648826/1.jpg

-Льва Николаевич Толстой сказал: «Без Тютчева нельзя жить.»

(На доске: Без Тютчева нельзя жить!)

Он блистал, как сын природы,

Играя взглядом и умом,

Блистал, как летом блещут воды,

Как месяц блещет над холмом.

Так о Тютчеве писал Рубцов. Давайте вспомним его биографию.(Читают дети) Слайд

         Фёдор Иванович Тютчев родился 1803 году в семье дворянина и помещика. Первоначальное образование получил дома. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски. Поступил на словесное отделение московского университета. Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.

Стихи Тютчев начал писать в 1818 году ещё в подростковом возрасте.  Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале «Современник». Однако настоящая известность пришла к Тютчеву в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов.

Учитель: Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения. - Много своих произведений Тютчев посвятил природе и временам года.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится”.

Определим цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами (работа по рядам).

Слайд (открывается по мере называния целей урока).

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648826/2.jpg

 

Первичное чтение стихотворения “Зима недаром злится…” учителем. Стр.110.

- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? Обратимся к словарю: стр. 215.

И ВСЁ ЗАСУЕТИЛОСЬ – всё беспорядочно, торопливо задвигалось.

НУДИТ, ХЛОПОЧЕТ, ПУЩЕ, НАПЕРЕКОР.

4.Работа над стихотворением.

-О чём в своём стихотворении рассказал нам автор? (Автор рассказал нам о борьбе Зимы с Весной.)

-В этом произведении два образа – два настроения. Скажите, на чьей

стороне автор? Что ему больше нравиться? (Поэту больше нравится Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму, зато, что она не уходит.)

-Вот это нам и предстоит доказать! Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Что значит «читать выразительно»? (Соблюдать паузы, выделять голосом «нужные» слова, определить темп чтения…

(Дети сначала читают стихотворение, затем делят его на части.)

-На сколько частей можно разделить это стихотворение? (Это стихотворение можно разделить на пять частей.)

-Верно. Значит, сколько будет продолжительных пауз? (Будет четыре паузы.)

1 часть.

-. Прочитайте самостоятельно первую часть стихотворения и ответьте, почему злится Зима. (Зима злится, потому что прошла её пора.)

-Каким другим словом можно заменить слово «недаром»?(Можно заменить словами «не зря», «не напрасно».)

-А что обозначает слово «недаром» ? (Это значит, что у Зимы есть причины злиться на Весну.)

- Как вы понимаете две последние строчки этой части? (Это значит, что весна уже близко, скоро наступит.)

- А теперь давайте прочитаем выразительно вслух первую часть стихотворения.

(Читают два ученика.)

2 часть.

-Теперь прочитайте про себя вторую часть и ответьте, о каких признаках весенней природы можно сказать словами автора. (Всё засуетилось, жаворонки в небе…)

-А как вы понимаете смысл слов «всё засуетилось»? (Это значит, что всё оживает, движется, тает.)

-Значит, каким должен быть темп чтения этой части? (Быстрый, передающий движение.)

- Теперь прочитайте выразительно вслух вторую часть, обратите внимание на темп чтения.

(Читают два ученика.)

3 часть.

-Прочитайте самостоятельно третью часть и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит.)

- какие слова здесь главные? (Эти слова и являются здесь главными.)

- А как шумит Весна? (Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком.)

- А как понять слово «пуще»? (Пуще, значит, сильнее.)

-Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения.

(Читают два ученика.)

4 часть.

-Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. (Зима взбесилась.)

- Слова «взбесилась», «пустила», «убегая» являются основными в данной части. А как называет поэт Зиму? (Поэт называет Зиму «ведьмой злой».)

- А как называет Весну? (А Весну называет – «прекрасное дитя».)

- Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. (Она посылает метель на землю. Зима воюет, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег, а потом опять голубое небо.)

- Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения, передайте отношение автора к Зиме и Весне.

(Читают два ученика.)

5 часть.

-Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Весна не переживает и не обращает внимания.)

В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы? (Надо говорить «умылась».)

-А как понять слово «наперекор»? (Наперекор, это значит, назло.)

-Прочитайте вслух последнюю часть, изображая голосом, что Весна не унывает.

(Дети выполняют задание.)

- А теперь, прочитайте выразительно всё стихотворение вслух. Каким тоном надо его читать? (Это стихотворение нужно читать бодро.)

-Почему? (Потому что Весна побеждает.)

(Первый раз стихотворение прочитывается «по цепочке» пятью учениками, так как пять частей. Второй – отдельными учащимися, от начала до конца.)

Какой вы представили Весну? (Весна – это красивая девушка. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.)

-А какой вы представили Зиму? (Зима - злая «ведьма», старая и некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, - снег, метель. Вот – вот налетит на Весну.)

-А теперь, дети, я вам прочитаю это стихотворение, а вы закройте глаза и представьте себе Зиму и Весну в человеческом облике.

(По окончании чтения дети открывают глаза и рассказывают о своих представлениях)

-Автор говорит о зиме и весне- как о людях, о живых существах.

-Что такое олицетворение? (художественный прием, при котором неживые предметы наделяются человеческими качествами)

-а в этом стихотворении есть олицетворения?

-Докажите это.

Слайд (по ходу ответов детей на слайде появляется запись)

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась

Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

- Какое настроение вызывает у вас наступление весны? (Ответы детей)

Учитель: я хочу прочитать стихотворение собственного сочинения о наступлении весны.

Наступление весны

Уходить Зима не хочет,
Злится, дует, снег метёт.
А весна над ней хохочет,
Ручейками песнь поёт.

Ночью ручейки замёрзнут –
Зимушка в ладоши бьёт.
Но пригреет только солнце, 
Воробей из лужи пьёт.

Разрастаются проталины
Снега меньше с каждым днём.
И уже сосульки стаяли –
Нет капели за окном.

Сдаст Зима свои позиции
И на север уползёт,
А Весна с гонцами – птицами
Весть по миру разнесёт.

И вздохнёт природа радостно,
Зелень выпустит свою.
Тут покроет луг ромашками,
Там устроит тень в бору.

Пустит в ручейки кораблики
Мотылькам отдаст цветы,
Дождь украсит яркой радугой –
Станет чудом красоты.

Итог урока.

- Закончите предложения:

Сегодня я на уроке…

Мне понравилось…

Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.

ДЗ Творческое задание по группам.

Сочинить четверостишия на предложенные рифмы:

Кочки – цветочки

Снежок – лужок

Солнышко – зёрнышко

Лужицы – кружится

Льётся – смеётся

Ребята – зверята

Весна – красна

Тихо – зайчиха

Дружок – снежок

Дорожки - ножки

 

Урок окончен. Слайд. (Спасибо за работу).

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок во 2 классе по теме: Ф.И

Урок во 2 классе по теме: Ф.И

Знакомство с новым разделом —

Знакомство с новым разделом —

Прочитайте загадки еще раз, выделите в них рифму

Прочитайте загадки еще раз, выделите в них рифму

Так о Тютчеве писал Рубцов. Давайте вспомним его биографию

Так о Тютчеве писал Рубцов. Давайте вспомним его биографию

Вот это нам и предстоит доказать!

Вот это нам и предстоит доказать!

Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова, доказывающие, что

Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова, доказывающие, что

Докажите это. Слайд (по ходу ответов детей на слайде появляется запись)

Докажите это. Слайд (по ходу ответов детей на слайде появляется запись)

Мне понравилось… Задание на дом: выучить стихотворение наизусть

Мне понравилось… Задание на дом: выучить стихотворение наизусть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020