Тема: И.В.Бунин «Полевые цветы».
Цель урока: познакомить учащихся с новыми произведениями И.В.Бунина «Полевые цветы».
Тип урока: изучение новогоматериала
Планируемые результаты:
предметные |
Метапредметные |
личностные |
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному. |
РУУД: -действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия. ПУУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; основам смыслового чтения познавательных текстов, выделять существенную информацию; КУУД: -допускать существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
Широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, раздаточный материал
Ход урока
Структурные компоненты урока |
Деятельность учителя и формулировка заданий |
Планируемые результаты, достигаемые на уроке
|
Планируемые способы и критерии оценивания |
||
Этап |
Время |
предметные |
метапредметные |
||
Орг. Момент 1 минута |
Здравствуйте, ребята! -Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. А девиз у нас таков, «Больше дела, меньше слов!» |
|
|
|
|
Актулизация знаний |
Учитель: Цветы окружают нас всю жизнь, делая её прекрасной. Где можно увидеть цветы летом? Ученики: В саду, в поле, на лугу, в лесу. Учитель: Рядом с вашим домом, на клумбах растут прекрасные садовые цветы. Вы их поливаете, пропалываете, бережёте от холодов. А зачем мы тратим столько сил, чтобы их вырастить? Ученики: Они дарят нам свою красоту, вызывают хорошее настроение. Учитель: Какие садовые цветы вы видите в этих букетах? (демонстрация изображений букетов садовых цветов). Приходилось ли вам дарить букеты? Когда? Кому? Ученики называют изображённые на рисунках садовые цветы, отвечают на вопросы учителя. Учитель: Много стихов посвящено этим прекрасным цветам. Мне вспоминаются строки А.Блока: «Гроза прошла, И ветка белых роз В окно мне дышит ароматом… Ещё трава полна прозрачных слёз, И гром вдали гремит раскатом». Но есть и другие цветы. О них никто не заботится, они растут вокруг нас: в лесу, в поле, на лугу. Это полевые цветы. Отправимся на летний луг. Я буду читать отрывок из рассказа «Найдёнов луг» И. Соколова-Микитова, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить себя на этом лугу. «Я очень люблю эти простые
цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший травою
луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на
праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют
одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые
колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся,
кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. - О каких цветах писал И. Соколов-Микитов в этом отрывке из рассказа «Найдёнов луг»? Ученики: О колокольчиках, ромашках, одуванчиках. Учитель: С каким чувством пишет о них автор? Ученики: С любовью, искренней нежностью. |
|
|
|
|
Основной этап 23 минуты
|
Учитель: Цветы украшают нашу землю, вызывают восторг и удивление. Иван Алексеевич Бунин постарался выразить эти чувства в стихотворении «Полевые цветы». 1.Чтение стихотворения учителем, беседа о прочитанном. -Понравилось ли стихотворение? Чем? -Какое настроение стремился передать автор? Ученики отвечают на вопрос, используя словарь настроения. 2. Самостоятельное чтение стихотворения и деление его на части. 3. Чтение вслух стихотворения обучающимися по частям, обсуждение прочитанного. - О чём говорится в 1-ой части? (о цветах, выращенных в теплицах, продающихся в специальных магазинах). - О каких цветах пишет поэт во 2-ой части? (о полевых цветах). - Какие это цветы? (скромные, стыдливые). - Почему они дороги автору? (автору дороги полевые цветы, потому что они напоминают ему о Родине). Отношение автора к полевым цветам нужно передать при чтении. 4. Повторное выразительное чтение вслух стихотворения обучающимися. 5.Информация об авторе. Учитель: Посмотрите на портрет И.А.Бунина. Мы видим лицо человека, который много страдал. Об этом говорят и горькие складки у рта, и пронзительный, печальный взгляд. Вспомним биографию этого писателя и поэта. После Великой Октябрьской революции Иван Алексеевич был вынужден покинуть Родину, уехать за границу. И, безумно любя Россию и тоскуя по ней, он не мог вернуться назад. Может быть, шагая по улицам Парижа, он увидел в витринах магазинов дорогие пышные цветы и вспомнил родные скромные полевые цветы своей Родины. Так и появилось это стихотворение. Имя И.А.Бунина хорошо известно во всём мире, он был удостоен первым из русских писателей Нобелевской премии в 1933 году (Л.Н.Толстой дважды отказывался от Нобелевской премии в 1897 и в 1906 гг.). Чтобы лучше понять этого человека, прочтём строки, которые он написал о себе: (запись на доске) «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». И в сложный период эмиграции он продолжал писать о своей единственной любви – о России. |
|
|
Замечательно |
|
Физминутка 2 минуты |
Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, На коленочки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. |
|
|
|
|
Первичное закрепление |
6. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из произведения И.А.Бунина «Окаянные дни»: «Вспомнил лесок – глушь, березняк, трава и цветы по пояс, – и как бежал однажды над ним вот такой же дождик, и я дышал этой березовой и полевой, хлебной сладостью и всей, всей прелестью России…». Прозу Бунина нельзя пересказать, как нельзя пересказать музыку и стихи. Её нужно чувствовать и понимать душой, сердцем… Поэт часто вспоминал в своих произведениях те времена, когда он был счастлив: «Какая сладость, всё, что прежде Ценил так мало, вспоминать». И поэт вспоминал о своём детстве в стихотворении «Детство», о своих юношеских годах – в стихотворении «На просёлке». 7. Самостоятельное чтение обучающимися стихотворений «Детство» и «На просёлке». 8 . Выразительное чтение вслух стихотворений обучающимися. Учитель: Как вы думаете, что для поэта настоящее счастье? Ученики: Дышать воздухом своей Родины, спать под небом своей Родины – вот в чём, по мнению И.А.Бунина, истинное счастье. |
|
ПУУД-строить речевое высказывание в устной форме |
Молодцы |
|
Итог урока 5 минут |
- Понравился ли вам стихотворения И.Бунина ? - Какие чувства у вас они пробудили? -Что хотели авторы донести до читателей этими произведениями? - Какое стихотворение вам бы хотелось выучить наизусть? Домашняя работа : Выразительное чтение. |
|
|
Замечательно |
|
Рефлексия 3 минуты |
Какой раздел учебника мы начали изучать? Какие произведения в нем мы будем читать? Что нового хотелось бы узнать в нем? |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.