Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.
Ребята, как вы поняли из наших уроков,
зачем нужно постигать тайны природы?
Чем является для человека природа?
Речевая разминка
Все бобры
для своих бобрят добры.
Прочитайте медленно.
Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним.
(Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с утвердительной.
Прочитайте с сердитой.
Прочитайте с веселой.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте очень быстро.
Тема урока
Цели урока:
Познакомиться с творчеством писателя и его произведением.
Иван Сергеевич Соколов - Микитов
«Листопадничек»
И.С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил
в доме на берегу Волги.
В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Янтарная осень начальная,Срывается лист золотой.Картина немного печальнаяИ грусть навевает порой.Темнеют далекие ели,Холодною стала река…Я помню, как птицы галдели –Сейчас уж летят в облаках.
Какие признаки наступления осени вы знаете?
- Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием?
- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра:
Надо им бревно срубить,
Да запруду смастерить.
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры,
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились,
Заготовили одно
Очень нужное бревно.
Физминутка
-Что можно сказать о бобрах? Какой чертой характера отличались бабры?
- Что должен был делать зайчик в бобровой хатке?
-Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру это произведение относится ?
- Докажите.
- Назовите основных героев произведения.
Какая мечта была у маленького зайчика?
Почему она появилась?
О ком это произведение?
Почему зайчат называют листопадничками?
Кто их так называет?
Где живут зайцы?
Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
Почему? Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
Какие еще птицы улетают на юг?
Почему? Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
Как животные готовятся к зиме?
Как бобры строили свою плотину?
Как бобры спасали Листопадничка?
Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?
Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?
Представьте себя в роли зайчика Листопадничка и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали
- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
Итог урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.