Литературное чтение 3 класс Школа России Раздел Великие русские писатели "Урок М.Ю. Лермонтов Выд. русс. поэт. Горные вершины. На севере диком".

  • ppt
  • 23.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок М.Ю. Лермонтов Выд. русс. поэт Горные вершины На севере диком.ppt

Школа России
Литературное чтение
3 класс

НАЧИНАЕТСЯ
УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Руки?
-На месте!
Ноги?
-На месте!
Локти?
- У края!
Спинка?
- Прямая!

Сиди правильно!

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!...
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

хаиМил рЮьевчи номреЛтов 

Отгадайте, поэта, со стихотворениями
которого, мы будем знакомиться на уроке?

Михаил Юрьевич
Лермонтов
(1814 – 1841)

15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов.

Это самый ранний портрет Лермонтова - 3-4 -летнего ребёнка, - выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Малыш изображен во весь рост, в белом платьице.

Михаил Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал.

Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные  стихи, очень хорошо рисовал. 

Первые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А.С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди
переписывали и передавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов, были написаны поэмы, роман, драмы.

Лермонтов в штатском сюртуке. 1840. Художник П. Е. Заболотский

Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот, а также Лермонтовым написано ряд картин, посвященных этому удивительному уголку России. Поэт ощущал себя сыном Кавказа.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.

Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году. Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. 

Пейзаж с двумя березами.  Акварель М.Ю. Лермонтова. 

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 

Вид Тифлиса. 

М. Ю. Лермонтов погиб на дуэли в 26 лет. В этом доме, принадлежавшему капитану, дворянину Василию Чилаеву, в 1841 году последние два месяца своей жизни прожил Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Сюда с дуэли привезли его окровавленное тело, отсюда его провожали в последний путь. В 1912 году Кавказское горное общество выкупило домик и устроило музей. Ныне там располагается
Государственный
музей-заповедник
М.Ю. Лермонтова.

Пятигорск. Место дуэли М. Ю. Лермонтова. На северо-западном склоне Машука у окружной дороги 15 июля 1841 года. Роковой выстрел оборвал «целую бездну гениальных творений», и молодой поэт замертво пал на землю оросив её своей горячей кровью.

Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах (Пензенская область. 1985 год).

Памятник М. Ю. 
Лермонтову в
Пятигорске (2008г.).

Памятник на Лермонтовской площади в Москве.

Работа по теме урока с. 140 - 143

Посмотрите на иллюстрации, о чём будут стихи
этого поэта?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

слушать стихотворение
Горные вершины

Это произведение – перевод  М. Ю. стихотворения немецкого поэта Гёте.
- прочитайте стихотворение «Горные вершины»

http://www.youtube.com/watch?v=TZC46t4j9Tg
смотреть

Работа по теме урока с. 144

Тьма – отсутствие света, освещения; мрак, темнота. Долина – низменность, межгорье, природная впадина различного вида на земле. Мгла – сумрак, тьма.

«Горные вершины»

-Какое настроение возникает при чтении стихотворения?
Что нужно, чтобы прочитать  стихотворение выразительно. Что для этого надо?
-Что представили?
- Если это стихотворение, что еще мы должны почувствовать?
Найдите рифмующиеся слова.
- Как надо читать это стихотворение? Почему?
- прочитайте выразительно , как для себя.
- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях?

1 четверостишье:
Объясните смысл выражения «горные вершины спят во тьме ночной». – С кем сравнивает поэт горные вершины? – Найдите в 1-м четверостишии рифмы.

2 четверостишье
- Какие глаголы употребил М.Ю. Лермонтов?  -Здесь найдите слова, которые рифмуются. -Какой звук чаще всего употребляется в стихотворении?

Выразительное чтение


физминутка
для глаз

Рассмотрите репродукцию картины в ваших учебниках (с.145).
- Кто автор этого полотна?
- Что вы знаете о нём?
-Что вы  на ней видите?      
Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

На картине И. Шишкина в центре , на переднем плане изображена могучая одинокая сосна на мрачно-тревожном фоне безбрежных далей. Ветки сосны опустились, поникли под тяжестью снежного убранства, она как будто погружена в вечный сон-мечту о другом, светлом и радостном мире. Колорит картины темный, мрачный.
Тень усиливает ощущение одиночества, холода, тоски.
- Как бы вы назвали эту картину?

слушать стихотворение
На севере диком

На севере диком стоит
одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и
снегом сыпучим Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Работа по теме урока с. 145

-Как будем читать это стихотворение?
-Тихо или громко Грустно, весело, радостно.
-Почему? 

РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении;
УТЁС – высокая скала.

Выразительное чтение

- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
- Какое настроение вызывает это стихотворение? Значит, как его надо читать?
- Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение.
- Прочитайте вслух выразительно, как для себя.
- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?
- А какое у него настроение?
- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?

Иногда своё отношение к явлению или предмету мы выражаем с помощью пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и назовите ту, которая, по вашему мнению, характеризует прочтённые нами произведения Лермонтова. Объясните свой выбор.

Хорошие речи хорошо и слушать.
Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.
Видна птица по перьям, а человек – по речам.

слушать романс
На севере диком

слушать романс
Горные вершины

слушать романс
Горные вершины
Варламов

Сделай свой рисунок к
понравившемуся
стихотворению.

Лучникова Юля

термины

понятия

пейзаж

картина природы

контраст

резкая противоположность

олицетворение

изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых

образ

результат художественного обобщения

строфа

повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу

строка

-

рифма

повтор звуков, связывающих окончания двух и более слов

пауза

краткий перерыв в речи

темп

степень быстроты в чтении

громкость

степень звучания (громко или тихо слышно)

- С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?
– Какое стихотворение вам больше всех понравилось?

Домашнее задание

Перечитать текст про поэта М.Ю. Лермонтова на с. 142-143;
Подготовиться к выразительному чтению стихотворений М.Ю. Лермонтова (с.144).

Что вспомнили на уроке?
Чему учились?
Что на уроке вам понравилось?
Какая работа показалась сложной?
Оцените свою работу.

Прозвенел звонок весёлый,
Подошёл урок к концу.
Повторили всё, что знали
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!