Литературное чтение "Творчество М. Лермантова" 4 класс
Оценка 5

Литературное чтение "Творчество М. Лермантова" 4 класс

Оценка 5
docx
21.04.2023
Литературное чтение "Творчество М. Лермантова" 4 класс
Творчество М.Лермонтова.docx

Конспект урока по литературному чтению для 4  класса на тему –   М.Ю. Лермонтов "Осень"

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с биографией М. Ю. Лермонтова и его творчеством через стихотворение «Осень».

Задачи:

*Продолжить работу над стихотворениями М.Ю. Лермонтова,

*Обучать выразительному чтению, пониманию прочитанного.

 

Ход урока.

 1. Организационный момент

 Доброе утро (руки в стороны)

Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И тогда весь день будет веселее.

Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)

А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись снова

Будьте все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

- Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.

 - Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем  хорошего настроения и плодотворной работы.

- Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа со скороговоркой:

На окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.

- О ком говорится в скороговорке?
- Что делает кошка?
- Почему мошку называют крошкой?

 

 -Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

 

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

 

- Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

 

- Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». - Как вы понимаете эти слова?

 

2. Речевая разминка.

 - Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

  

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).

 

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Ы А О У Э И

 

- Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

 

- Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

 Я люблю читать книги.

 Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 Я люблю читать книги.

 и певуньей.

 2.     Проверка домашнего задания.  Актуализация знаний. (8 мин.)

а) Беседа:

- С творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

-Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?

- С какими произведениями М. Ю. Лермонтова  мы познакомились?

б) Выразительное чтение учащимися стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес» наизусть.

в) Обобщение:

-Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворения «Утес»?

Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения «Утес»?

 

3. Объявление темы урока. Целевая установка. (5 мин.)

  - Мы продолжаем знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова.

 Лермонтов был офицером и служил в армии. Служить ему пришлось на Кавказе, который любил с детства. Его возила туда на лечение бабушка, потому что мальчик сильно болел. Во многих стихотворениях есть описание горных красот, а также Лермонтовым написано ряд картин, посвященных этому удивительному уголку России. Поэт ощущал себя сыном Кавказа.

Просмотр отрывка из к/ф Н. Бурляева «Лермонтов». (О. Погудин исполняет романс М. Ю. Лермонтова  «Кавказ, суровый царь земли»).

- После просмотра вы должны будете ответить на вопросы:

1. Какое впечатление произвел на вас отрывок из фильма?

2. Отношение М. Ю. Лермонтова к Кавказу?

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына, ты меня благослови
И осени вершиной белоснежной.

  А теперь нас ждет знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова, которое называется…, а как вы узнаете, если отгадаете загадку:

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что это за время года? Дайте правильный ответ!
(Поздняя осень).

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

 

Ученики: М. Ю. Лермонтов «Осень».

- Перед нами стоит цель: научиться выразительно, читать стихотворение, следить за настроением лирического героя, будем учиться наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её.

   

4. Прослушивание стихотворения. Презентация «Осень» М. Ю. Лермонтова под музыку В. А. Моцарта. (3 мин.)

   Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14 лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию.

   Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, переживать или что-то удивит вас.

5.  Первичное чтение стихотворения («цепочкой»). (1 мин.)

6. Словарная работа (индивидуальные карточки, работа со словарём).            (3 мин.)

    Учащиеся работают в тетради. Игра «Словарная мозаика». (На карточках записаны слова. Учащиеся пытаются самостоятельно дать им объяснение с помощью дополнительных карточек).

    Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

БОР - хвойный лес.

ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).

ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.

ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.

7. Физминутка для глаз «Листопад». (1 мин.)

8. Чтение стихотворения детьми вслух. (3мин.)

- Постарайтесь прочитать стихотворение так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.

- Как вы думаете, кому лучше удалось передать мысли и гамму чувств Лермонтова при чтении стихотворения?

- Кому удалось увидеть и прочувствовать красоту природы, которую видел поэт?

- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении “Осень”? (Картины тихо увядающей природы.)

- Что, по вашему мнению, хотел показать поэт, создавая это произведение?

- С каким лирическим героем мы встречаемся здесь?

- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?

- Люди, какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения?

(художники-иллюстраторы - работники живописи, имеющие художественный вкус)

- Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению?

- Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему?

9. Анализ произведения (опора на картины, иллюстрации с изображением осени). (6 мин.)

  - Стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей.

- Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения.

 

 а) Найдите 1 строфуПрочитайте её.

- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)

- Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)

- Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы).

- Чему рады листья?

- Что произошло с елями?

- Почему они поникли?

- Что это значит?

 Вывод: Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. В первой строфе показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.

б) Найдите и прочитайте 2 строфу.

- О ком идёт речь в данных строках стихотворения?

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (Нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие).

в) Найдите и прочитайте 3 строфу.

- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?

- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (Им тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)

- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?

   В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?

- А каким вы видите покой? (безлюдье, пустота, безрадостная тишина – вокруг какой-то тревожный покой)

- Ребята, если внимательно вчитаться в данные строки, то можно заметить, что стихотворение прозрачное, воздушное. Кажется, что каждая строка живёт и дышит.

- Что происходит с листьями? (они медленно кружатся).

- А какие буквы этот момент подчёркивают? (подчёркивают гласные буквы И, А, которые хочется читать медленно и протяжно)

Ли-истья в поле пожелте-ели,

И кружа-атся и летя-ат.

- Какая гласная создаёт тревогу? (тревожно звучит О в рифмующихся словах:

скалОю, порОю, цветОв, трудОв, поневОле, пОле)

- И только последняя рифма спешИТ – серебрИТ создаёт впечатление законченности, хотя мы знаем, что конец этого произведения не сохранился.

Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.

 

10. Вторичное чтение стихотворения. (4 мин.)

   - Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.

  Стихотворение Лермонтова “Осень” поначалу кажется печальным.

- Что мы ощущаем при чтении? (грусть и безнадёжность).

- А в каких словах мы это ощущаем? (поникши, мрачная зелень, месяц тускл, скрывается поневоле зверь).

- Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удрученности хотел выразить автор, а совсем иное.

- Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния.

- Кто нуждается в отдыхе?

- В отдыхе нуждаются все: и звери, и люди, и деревья – вся природа. Пусть листья облетают с деревьев, но само кружение их в воздухе – прекрасно, а весной будут другие листья. Неуютно зверю. Но автор называет его отважным.

- Что значит “отважный зверь” по вашему мнению?

Он не пропадёт, поскольку обо всём позаботился летом и найдёт, куда скрыться.

- Кто кроме природы и зверей отдыхает?

   Пахарь отдыхает от трудов в своём доме. И это не минутный летний отдых под скалой.

   Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?

   Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей. Осень названа поэтом мрачной. Кажется, что ели недовольны тем, что не преобразились, как другие деревья, и завидуют их ярким краскам. Стихотворение вызывает удивление.

   Юный поэт пишет обычную картину осенней природы, не погружаясь в безнадёжную тоску.

- Попытайтесь определить, чем восхищался Лермонтов, наблюдая за осенью?

Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.

 

11. Домашнее задание. (1 мин.)

1.Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведении.

2.Выучить или научиться выразительно читать это стихотворение.

3.Попытаться придумать своё четверостишье об осени (по желанию).

 

12. Итог урока (2 мин.)

- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто является его автором?

   Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире.

И я предлагаю вам проявить творчество и составить синквейн об осени.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

1.     Осень

2.     Золотая, теплая, солнечная, рыжая, грустная, печальная, яркая, красивая, ветреная, сырая, дождливая.

3.     Радует, желтеет, шуршит, холодит, замерзает, поливает, дождит, золотит, опадает, бодрит.

4.     Под ногами шуршат листья. Птицы летят на юг. Листья опадают с деревьев. Замерзает вода в пруду. Моросит мелкий дождь.

5.     Грустно. Радость. Плачу. Скучно. Приятно.

 

13. Оценивание. Анкета. ( 1мин.)

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

 

14.Рефлексия. (1мин.)

«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Если картинка, то учеником открывается на доске слово и получается фраза.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И так легко, легко.
М.Лермонтов

   А если фраза не откроется, то ставится цель, что на следующем уроке необходимо так постараться, чтобы прочитать скрытую фразу.

    И в заключении урока я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по памятным местам М. Ю. Лермонтова в г. Пятигорске.

Видеофильм «Лермонтов и Кавказ».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

БОР

ПОНИКШИ

ПАХАРЬ

ПОНЕВОЛЕ

ТУСКЛЫЙ

 

хвойный лес

от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

человек, который пашет землю, взрыхляет почву

вопреки желанию, не зависимо от него

малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный

 

Анкета

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С души

как бремя

скатится,

Сомненье

далеко –

и верится,

и плачется,

И так

легко,

легко

М. Лермонтов

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему –

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему –

О ком говорится в скороговорке? -

О ком говорится в скороговорке? -

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Это стихотворение было написано

Это стихотворение было написано

Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения

Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения

Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни

Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни

Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире

Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире

ПРИЛОЖЕНИЕ БОР

ПРИЛОЖЕНИЕ БОР

И так легко, легко

И так легко, легко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023