Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ:
РАБОТА СО СКАЗКАМИЦ е л и : распространение опыта работы
учителя на уроках литературного чтения по изучению сказок.
О б о р у д о в а н и е : бумага, ручка.
П л а н п р о в е д е н и я :
1. Учеба слушателей учителеммастером.
2. Рефлексия.
Х о д м а с т е р к л а с с а
Современный конкурс «Учитель года» предполагает несколько
этапов. Один из них – это мастеркласс для учителей. Хочу поделиться
своей разработкой мастеркласса в рамках конкурса.
О б о с н о в а н и е т е м ы .
Одной из основных задач урока литературного чтения по программе
«Гармония» является формирование художественного мышления,
обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают
законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному
чтению становится анализ художественного произведения, в процессе
которого младшие школьники овладевают творческими читательскими
умениями. При работе с художественными текстами я использую метод
творческого и объяснительного чтения, направленность которого
выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом
сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода
является развитие способности к творческому самовыражению в
процессе интерпретации прочитанного, либо в создании своей
творческой работы.
На уроках чтения я стараюсь провести ребенка по ступенькам
познания художественного произведения, помогая ему подняться на
вершину авторского образного восприятия мира.
Таким образом, не только создаю «зону ближайшего развития»
ребенка, но и стараюсь значительно обогатить его интеллектуально
познавательный, нравственноэстетический опыт, позволяющий ребенку
совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном
творчестве.
Развитие творческих способностей при работе с художественнымитекстами у детей младшего школьного возраста – проблема, которая
стала для меня предметом серьезного изучения психологии младших
школьников. По мнению М. Львова, работа учителя по развитию
творческих способностей учащихся начальной школы складывается из
трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности.
Вопервых,
речевая и общая активность,
общительность,
привычка
анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Вовторых, это
систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться
индивидуальности ученика через различные виды искусства. Втретьих,
это организация исследовательской деятельности в познавательном
процессе конструирования.
хорошо натренированная память,
наблюдательность,
Развитию творческого воображения способствуют такие виды
творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ
иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент,
подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление
диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о
герое, сочинение сказки.
Мониторинг эффективности работы по применению метода
творческого и объяснительного чтения и анализа различных подходов
позволили мне выделить следующие показатели сформированности
творческой активности детей в процессе обучения:
– высокий уровень интереса к урокам литературного чтения;
– способность к фантазированию, воображению, моделированию;
– способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом
творчества;
– проявление самостоятельности в работе.
Высокий уровень: от 4 (14 %) до 6 (21 %).
Средний уровень: от 14 (50 %) до 15 (54 %).
Низкий уровень: от 10 (36 %) до 7 (25 %).
Рост показателей высокого и среднего уровня составил от 4 %
до 7 %.
Вашему вниманию будет представлен мой опыт работы по
литературному чтению – сочинение сказок.
Тема «Сочинение сказок».
– Вы знаете много сказок. Про Красную Шапочку вы уже прочитали.С приключениями Колобка познакомились. Знаете про Снежную
королеву и Дюймовочку.
– Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?
– Какой это будет вид сказок?
– Чтобы узнать, по каким правилам, законам строятся сказки, ученые
стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.
Известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку
можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков.
Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него
зависит тот или иной поступок героя.
– Вспомним сказку «Гусилебеди».
– Кто был основным действующим персонажем?
– Какие основные действия происходили в сказке? С чего началась
сказка? (Родители уехали.) Они отлучились: 1й кубик – «отлучка».
Много сказок начинается с этого действия.
– Что они наказывали детям? (Не уходить…) 2й кубик: «запрет».
– А что же дети? «Нарушение запрета».
Алёнушка стала искать братца. Назовем условно: «отъезд героя».
Герой может уехать, убежать, уплыть, то есть начинаются его
приключения.
– Что делала Алёнушка, чтобы найти братца? (Спрашивала у печки,
яблони, речки.) Эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый
назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Следующий кубик:
«испытание героя».
– Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась
девочка дарами? «Волшебные дары».
Благодаря волшебным дарам враг побежден. Гусилебеди улетели ни
с чем. «Герой спасается от преследования». («Возвращение героя»,
счастливый конец.)
Мы построили домиксказку. Так можно построить новую сказку
самим.
Итак, сейчас ваша группа сочинит сказку, используя все или
несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но
хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие
кубики вы возьмете.
– Вы сочините сказку про Колобка. Герой вам знаком, но сказкабудет новой.
Это будет уже какая сказка? (Авторская.)
Начало сказки послушайте: «Жилибыли дед и баба. Испекла както
баба колобок и положила на окошко, а сама ушла. И запретила она
колобку с окошка спрыгивать».
1й кубик – отлучка.
2й – запрет.
3й – нарушение закона.
4й – отъезд героя.
5й – даритель испытывает героя.
6й – волшебные дары.
7й – враг побежден.
8й – герой спасается от преследования.
9й – возвращение героя.
Чтение собственной сказки.
Рефлексия.
– Вы сегодня хорошо поработали. Какое открытие сделали вы для
себя на уроке?