Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"
Оценка 4.7

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Оценка 4.7
Интерактивная доска
docx
русская литература
4 кл
27.01.2017
Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"
Технологическая карта по литературному чтению по теме В.Даль "Война грибов с ягодами". Игра "Кузовок" Предназначен для учащихся 4 класса. Задачи: - дать представление о литературном творчестве В. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказки»; -содействовать созданию яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности; -развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; -совершенствовать выразительность чтения.Урок разработан по Программе "Школа2100"
урок литературы.docx
Технологическая карта Урока литературного чтения. Еремёнкова Галина Геннадьевна  4 «Б» Общеинтеллектуальное Общекультурное Литературное чтение  В.Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля) Игра «Кузовок» Показать суть литературной обработки фольклорной сказки Учитель Класс Направление  Предмет  Тема урока Цель урока Задачи урока Задачи: Образовательные:  ­  дать представление о литературном творчестве В. Даля, разъяснить понятие «литературная обработка сказки»; ­содействовать созданию яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности; ­развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; ­совершенствовать выразительность чтения. Развивающие:  ­ развивать чутье к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных произведений; ­развивать речь детей, мышление, обогащать словарный запас;  ­ развивать творческое воображение. Воспитательные:  ­развивать  познавательный  интерес  учащихся,  дать  почуствовать  гордость  за свою  народную культуру,  писателей, бережно относившихся к родному языку; ­ воспитывать культуру общения; ­формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу. ­ сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Познавательная Фронтальная, индивидуальная, групповая, самоконтроль, анализ и оценка ответов  обучающимися. Вид учебной  деятельности Образовательная  форма Уровень результатов  учебной деятельности Планируемые результаты: Приобретение школьниками знаний Личностные  Метапредметные  – Приобщать  к русской культуре.  – Развивать эстетические чувства и эстетический  вкус.  – Развивать умения высказывать свое  отношение к героям, выражать эмоции. ­ Оценивать поступки  в соответствии с определенной ситуацией. Регулятивные УУД:  Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.   Учиться планировать учебную деятельность на уроке.   Высказывать свою версию.  Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.  Адекватно воспринимают оценку учителя,  Анализировать собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.  Анализировать содержание  произведения с целью выявления подтекста.  Познавательные УУД:  Ориентироваться в  тексте  произведения.   Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера.   Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности.   Подводить под понятие.  Синтезировать прочитанное.  Обобщать прочитанное.  Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других, вступать в общение, выражать свою точку зрения.  Слушать и понимать речь других.  Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.  Совершенствовать    выразительность чтения.  Совершенствовать  просмотровый  и поисковый  способы  чтения  Совершенствовать воссоздающее воображение.  Определять эмоциональный характер произведения.  Выявлять подтекст.  Наблюдать над использованием   средств языковой выразительности (переносным значением,  сравнением,  метафорой,   эпитетом, олицетворением, звукописью).  Читать по ролям. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, наглядный материал, кузовок. Ресурсы: музыкальное сопровождение урока, Предметные Организация  образовательной  среды «Толковый  словарь  русского языка», «Пословицы русского народа»,  В. Даля, «ремешки» напечатанные на полосках. Основные этапы Цель этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД Подготовка учащихся  к работе. Создание  ситуации успеха. Приветствие, положительный настрой на  работу и сотрудничество.  Организация внимания детей. (Слайд 1) Дети включаются в деловой ритм организации учебной деятельности Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Установление  атмосферы  эмоционального и  психологического  комфорта: Речевая разминка. Вхождение в урок Тренировка дыхания,  пятиминутка чтения На урок пришли гости. Они посмотрят, чему мы научились, умеем ли мы общаться,  придумывать, отвечать.  Поздоровайтесь,  садитесь. ­ Каким бы вы хотели видеть наше занятие? ­ От чего это зависит?  ­ Правильно. Я желаю, чтобы этот урок  прошел с пользой, и чтобы вы узнали что­то  новое. Может быть, вам даже удастся  открыть что­то необычное в себе и своих  друзьях. На доске: «В …… видна и душа народа  русского, и мудрость. Они богатство  наше»                                          В.А.Жуковский ­ Прочитайте слова Жуковского. О чем он  так сказал? Что вы можете сказать о сказках? Настраиваются на работу. Веселым, интересным,  познавательным От того, как мы будем отвечать,  внимательно слушать учителя и  друг друга. Чтение вслух. Отвечают на вопросы учителя. (о сказках) (в сказках мы видим душу  Познавательные: 1. Развиваем умения  извлекать  информацию из  иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа  объектов делать  выводы. 4. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 5. Ориентироваться на развороте учебника. 6. Находить ответы на  вопросы в  иллюстрации. Коммуникативные: 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. Подготовка к основному этапу урока Актуализация знаний ­ Сегодня продолжаем  путешествие в мир  сказок. (Звучит песня «Сказочная страна»)  А кто в старину рассказывал сказки ? У сказителей была хорошо развита речь. Давайте и мы  попробуем красиво прочитать стихотворение: В  мире много сказок (Слайд 2) Грустных и смешных Нам нельзя без света  Нам нельзя без них Пусть герои сказок Дарят нам тепло Пусть добро навеки побеждает зло! ­ Какая сказочная примета упоминается в  этом стихотворении. Сегодня мы тоже  будем добрыми друг к другу. Проверка домашнего задания. (Слайд 3) ­ на прошлом уроке мы пришли к выводу,  что А. С.Пушкин и В.А.Жуковский,  используя народные сюжеты, создали  авторские литературные сказки, которые с  удовольствием читали их современники и  читаем мы.  ­Все выучили отрывок из сказки, давайте  послушаем, после чтения скажите, какой  кадр вы бы нарисовали к данному отрывку. Анализ и комментирование выступлений. ­ Какая сказка вам больше понравилась?  Почему?  (состязание оказалось не столь серьезным,  обе сказки светлые по настроению,  увлекательный сюжет, написаны ясным,  народа, его мудрость, становимся богаче) (сказители) Чтение вслух Читают отрывки из сказок. Отвечают на вопросы учителя. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной  форме. 4. Умение общаться,  работать в парах и  группах,  оценивать  степень важности  каждого при ролевых  диалогах. 5. Умение оформлять  свои мысли в устной  форме. Личностные: 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к  прочитанному,  выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой  ситуацией. 3. Формируем Постановка учебной задачи Создание  проблемной ситуации. красивым языком) ­ Кто же победил? (нельзя ответить на это вопрос, но благодаря этим сказкам литература наша обогатилась  авторскими сказками) Сегодня познакомимся еще с одним  автором. Вспомните, чьи сказки советовал  читать А.С.Пушкин? (Слайд 4) Казак Луганский, о ком это я говорю? (Слайд 5) (псевдоним В.Даля, он пользовался им,  когда писал первые книжки, город Луганск,  где он родился) ­ У кого еще был псевдоним?  (Алексей Перовский ­ А. Погорельский) Что еще узнали о В.Дале? (ученый,  прекрасный знаток русского языка, фольклора,  писатель­ сказочник. Он  собирал сказки, песенки, поговорки,  записывал их, обрабатывал специально для  детского чтения. Составил знаменитый  Словарь живого русского языка.  Показывает словарь. (4 тома, 200 тыс..слов) (Слайд 6) Сегодня будем читать русскую народную  сказку в обработке…… ­ Что такое обработка народной сказки? (сохраняется сюжет, герои, язык,  особенности текста, его идея, писатель  делает текст более грамотным) ­ Попробуйте выстроить цепочку от  народной сказки к авторской: Народная сказка Обращаются к стр.115 учебника,  находят ответы  на вопросы. (В.И.Даля) Расставляют карточки. мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. 4. Осознавать роль  речи в жизни людей; 5. Оценивать  некоторые  высказывания людей с  точки зрения их  уместности,  тактичности в данной  ситуации; 6. Объяснять  некоторые правила  вежливого, уместного  поведения людей при  общении. Регулятивные: 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в  соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать Усвоение новых знаний Открытие новых  знаний Работа с текстом до  чтения. Работа с текстом во  время чтения. Первичное чтение Выявление первичного восприятия. Наблюдение над  языком сказки. предстоящую работу. 4. Осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию. 5. Умение  анализировать,  сравнивать, обобщать. Формулируют цель и задачи  урока. Работают в рабочих тетрадях. Рассказывают, что  нового узнали о писателе. Читают название произведения. Делают предположение. Чтение про себя, карандашом  подчеркивают непонятные слова. Рассуждение детей по заданным  вопросам Работа в группах)­ подбирают  вопросы по содержанию. Обработка и запись Авторская сказка (Слайд 7) ­ Возникли ли у  вас какие­нибудь вопросы,  на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?  (какие сказки обрабатывал В.Даль, как он  создал словарь? ) Сегодня еще узнает о В.И. Дале.  Поработайте  с биографической справкой.  ­Что узнали об этом человеке. (Слайд 8) Прочитайте название, рассмотрите  иллюстрацию. Какое по жанру произведение  мы будем читать? О чем будет сказка? Кто герои? Как вы  думаете,  из­за чего могла начаться война? ­ Прочитайте сказку. ­Оправдались ли наши предположения о  героях, месте событий, о настроении? Сказали сказка, а какая?  (волшебства мало, больше бытовая, сюжет  простой) ­ Чтобы понять смысл нового произведения,  подберите вопросы по содержанию. ­Чем оказалось богато лето? (Слайд 9) Из­за чего началась война? (ягоды  собирают, их уродилось много,  они  наряднее, красивее, а на грибы никто не  смотрит) (Слайд 10) Что задумал гриб­ боровик? (вести войну против ягод) Какие грибы он позвал на помощь? О чем подумала трава? Кто еще посетил лес? (Слайд 11) ­Так успела начаться война? ­Чем все закончилось? А куда попал гриб­боровик? (в вязку  связку) Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (К сожалению и среди людей   зависть может стать причиной ссоры,  разногласий. Надо всем жить дружно, нельзя драться, надо относиться к друг другу по  доброму) К своим сказкам Даль подбирал пословицы. Показ Словаря пословиц (более  30 тыс.  пословиц и поговорок, если склеить их друг  с другом, то получится лента в 7 км) (Слайд 12) Смелость города берет Не рой другому яму, сам в нее попадешь,  Под лежачий камень вода не течет. Учащиеся  приходят к выводу. Подбирают пословицу. Физкультминутка Здоровьесберегающий  подход Давайте выберем одну ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ДРУЖБА»  (Слайд 13) ­Что необычного в сказке? Что могло  привлечь писателя?  (язык, т.к. он собиратель русских слов) Использование знаний из  жизненного опыта. (работа в группах)­ объясняют  значение слов. Работа с текстом.  Обсуждают, высказывают своё  мнение, делают выводы. Работа в группах 1 группа: Находят устойчивые  выражения 2 группа: необычные сравнения­ определения персонажам. 3 группа: Находят рифмы. Лексическая работа ­ Какие встретились непонятные слова? (вишь, прет, помочь, скликать, отказаться,  сподряд, пыжиться, гневаться, сзываться,  глядючи., сидючи, не повинны,  снаряжайтесь, прогневался, кичливую) ­ Зачем  В. Даль сохранил эти слова,  пересказав сказку? (наверно, нравились ему, сохранить  народный калорит, очень любил народные  сказки, не ставил цель написать  литературную сказку, а хотел передать в  обработке ее народное звучание) ­ Найдите в тексте устойчивые  выражения,  сочетания слов, характерные для русского  простонародного языка (красное лето, под дубочком сидючи, на  грибочки глядючи, полным ­ полнешенько,  всем грибам голова, сладка ягода, сила  великая, грозная рать, быть беде, задумал­ загадал) (Слайд 14) ­ Какое изобразительное свойство   использовал автор?  (сравнение­определение) Назовите героев сказки. С кем автор  сравнивает героев? (волнушки – старушки, ….) (Слайд 15) ­ Почувствовали ли вы близость речи сказки  Обеспечение  усвоения новых  знаний. Развитие воображения детей. Подготовка к  выразительному  чтению Развитие речи. Учебное  сотрудничество Извлечение  необходимой  информации из  прочитанного. Организация  выводов. к стихотворной? В чем это проявляется?  (волнушки в кадушки, опенки в бочонки,  сморчки в бурачки, груздки в кузовки) (Слайд 16) ­ Наверно так приговаривали в рифму  простые люди между делами, занимаясь  обычной работой, создавали великорусский  язык, который так хорошо знал и любил  собирать В.И.Даль. Закрепление  Первичное  закрепление. Прочитайте до слов: На ягоды гневается…. ­ О чем хотите спросить автора? Читают вслух. Обсуждение. Творческая работа. Работа над  выразительным  чтением. Знакомство с игрой  «Кузовок» Игровой момент ­В каком варианте сказка зазвучит  интереснее?  (по ролям) Читают по ролям, распределяют  роли. Много новых слов узнали на уроке. Все эти  слова Даль записывал в словарь живого  великорусского языка. Это было главным  делом жизни.  Если его откроешь, то «посыплются»  на нас  слова: звонкие, сочные, мягкие, громкие,  тихие, звенящие – разные живые.  Которые произносите вы, значения,  которых может быть не знаем или никогда не  употребляли в речи. Откроем словарь, вот выпало какое­то  слово? КУЗОВОК ­ Что такое «кузовок»? Как выглядит, из  чего делают для чего предназначен? Не  Работают со словарем. Выставка поделок. Читают правила игры. Играют в игру. Я достану из кузовка слова на  КА…. Я положу в кузовок слова на  ОК… Я поднесу к кузовку слова на  КУ… (розыгрыш фантов: назвать  народную сказку, рассказать  стихотворение, пословицу,  загадать загадку,….) Участвуют в коллективном  обсуждении. Высказывают своё мнение по  изученному материалу будем терять время, найдем это слово в  словаре В.Даля.    Показ кузовка. (Слайд 17) ­ С таким кузовком не только в лес ходили,  но играли в интересную игру, которую  увидел писатель, когда в поисках новых  слов, а может быть по другому делу, бывал в русских деревнях. ­ Понятны ли правила? На какую игру  похожа? (Фанты) ­ Какое слово использует автор, что нужно  сделать, чтоб не отдать залог? (Слайд 18) ­ Почему же А.Пушкин рекомендовал для  детского чтения народные сказки и другие  произведения, именно в обработке  В.И.Даля? Готовясь к уроку я нашла интересную  выдержку из журнала, послушайте.  (Слайд 19) «Не сказки сами по себе были важны, а  русское слово, и сказка служила  предлогом, народный колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц,  поговорок, метких образных словечек,  Включение в систему знаний Повторение.  Подведение итогов  занятия. Обобщающая беседа. Рефлексия Анализ и оценка  успешности  достижения цели. Создание ситуации  успеха Оценка, самооценка. введенных в текст сказки» (Журнал «Москвитянин», 1842 г.) ­ Можете ли вы сейчас ответить на вопрос,  что же привлекло Даля в этой сказке? (своеобразие, необычность русского языка) Что нового вы открыли для себя на уроке? ­ Что было интересным? ­ Какое задание вызвало затруднение?  ­ Как оцениваете свою деятельность на  уроке?  (Слайд 20) А на сегодня урок закончен. Спасибо за работу. Д.з  Прочитать любую сказку в обработке  В.Даля (рекомендуемый список) Тетрадь с. –  Раскройте смысл пословицы «Передний ­  заднему мост»  (люди, которые придут на смену, будут жить счастливо,  они продолжат и улучшат его   дело. Всякий человек своим трудом  помогает двигаться вперед тем, кто идет  следом) Список: Ворона Гуси­лебеди Девочка Снегурочка Девица Зайчик Кошечка Лиса и медведь Лиса лапотница Медведь – половинщик О труде Привередница Старик годовик Журавль и цапля

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"

Литературное чтение В.Даль "Война грибов с ягодами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017