Цель:
5.1.1.1-понимать основное содержание текста, определяя главную информацию;
5.4.4.1-использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении с однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Задачи:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное;
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Русский язык – великий дар великому народу».
«Давай скорее! Нам нужно успеть на самолет!» – попросил меня папа.
«Ты будешь обедать? Я напекла пирожков» – спросила бабушка.
«Я приеду позже, задержусь на работе», – ответил мне брат.
Ниже представлена схема предложения и пример.
А: «П». | Я сказала: «Аэропорт рядом успеем на посадку». |
А: «П?» | сил: «А когда мы поедем в поход?» |
А: «П!» | Светлана воскликнула: «Мы идём в музей!» |
А: «П…» | Дедушке я с большим восторгом рассказал что я видел в музее: «В музее я видела старинные украшения, рыцарские доспехи, кухонную утварь, одежду наших предков…» |
Запятая (после кавычек) и тире | «П», — а. | «Мы поедем в музей на следующих выходных», — сказала мама. |
Вопросительный или восклицательный знак (перед кавычками) и тире | «П?» — а. «П!» — а. | «А мы поедем на выставку роботов?» — поинтересовался Али. «Я тоже очень хочу!» — воскликнул волчонок Арслан. |
Многоточие (перед кавычками) и тире | «П…» — а. | «Сейчас я посмотрю, какой день у меня свободен…» — задумчиво проговорила учительница Лидия Федоровна и полистал свой ежедневник. |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Задание 1. Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.
1. «Скоро Астана!» – громко и весело объявил проводник.
2. «Помогите, пожалуйста, – попросила тетя, – вынести шкаф из комнаты».
3. Павел сказал: «Через полчаса подъедем к городу».
4. «Скоро ли Алматы?» – спрашивали пассажиры.
А: «П». | «П!» – а. | «П?» – а. | «П, – а, – п». |
Самостоятельная работа
Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
– Привет, Артём!
– Привет, Саша!
– Как твои дела? – спросил Артём.
– Хорошо, – ответил Саша.
Часто в словах автора и в прямой речи, и в диалоге используются глаголы «говорения»: говорить, сказать, посоветовать, попросить, ответить, подумать, размышлять.
Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.
Обращение. Знаки препинания при обращении
Всем нам при общении Поможет обращение.
К людям, звѐздам или птицам
Можно смело обратиться,
Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
А. Косоговский
Если обращение стоит в начале предложения, оно выделяется запятой. Галя, отведи сестренку в садик. [О, ... ].
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, после него ставится восклицательный знак. Алиса! Прекрасно придумано. [О! ...].
Если обращение стоит в середине предложения, оно выделяется запятыми с двух сторон. Дождись ночи, Андрей, и приходи на пустырь. [..., О, ... ].
Если обращение стоит в конце предложения, запятая ставится перед ним. Я тебе дело говорю, дружище. [..., О ].
Часто по обращению можно понять, каков человек, который обращается, и тот, к кому обращаются с речью. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает уровень воспитанности человека.
Например:
—Дорогой друг, я рад твоим успехам.
—Не бойся, трусишка.
—Здорово, парнище!
Где чаще всего используются обращения? (В разговорной речи. Часто в них выражается отношение к тому, к кому обращается говорящий.)
Как обращаться к людям
Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, лучше всего начни фразу со слов: «Простите, пожалуйста...» или «Будьте добры, пожалуйста...». Например: «Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час». К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству и на «вы». Обращение «дядя», «тѐтя» годятся только для родственников или близких друзей родителей. А как ты обращаешься к друзьям? Стоит ли удивляться, что человек, которому ты прокричишь: «Эй, Кислый, поди сюда!», отвернѐтся и пойдѐт в другую сторону? — Ответим на вопросы: Как нужно обращаться к незнакомым людям? (Если ты не знаешь человека, лучше начать фразу со слов: «Простите, пожалуйста...» или «Будьте добры, пожалуйста...».) Как нужно обращаться к друзьям? (Называть их по имени.) Вывод: начинать разговор без обращения невежливо, от формы обращения зависит, какой будет ваша речь — приветливой или грубой.
Рефлексия
Выбери один из ответов:
Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знал(а) ответы почти на все вопросы.
Я работал(а) хорошо, но допускал(а) негрубые ошибки.
Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.
Я работал(а) плохо, так как не понял(а) тему, и мне было неинтересно.
– Ребята, кто сегодня поставил себе «5», «4», «3»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.