Литературные вечера
Любовь Валерьевна Пудова,
учитель русского языка и литературы МБОУ города Кургана «Лицей №12»
Традиционными мероприятиями в моей педагогической деятельности стали литературные вечера, проводимые по биографии и произведениям авторов, изучаемых в рамках предмета «литература». Выбор автора не случаен, мероприятия приурочиваются к круглым юбилейным датам писателей и поэтов. Так, в моей практике были организованы и проведены следующие литературные вечера: Пушкинский вечер «Пушкин – это наше всё», Тургеневский вечер «Тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева», Чеховский вечер «Жизнь. Любовь. Юмор», Лермонтовский вечер «Жизнь мгновенна и ослепительна». На таких мероприятиях ребята рассказывают не только об интересных фактах биографии писателей, не только читают стихи или отрывки из прозаических произведений, но и участвуют в театрализованных сценках, кружатся в вальсе, исполняют романсы на стихи выдающихся поэтов или играют на музыкальных инструментах.
Благодаря таким вечерам жизнь и творчество писателя или поэта запомнится ребятам надолго. Такие мероприятия прививают любовь к культуре, искусству и литературе, создают условия для формирования эстетического вкуса и высокой нравственности. Данная деятельность развивает познавательные, коммуникационные, а также творческие способности ребят. В ходе мероприятий формируется художественный вкус и желание к самореализации.
Перед проведением литературного вечера для более полного представления о биографии и творчества автора можно, по возможности, организовать посещение музея, спектакля, концерта и пр. Так, перед проведением Пушкинского вечера мои ученики посетили музей Вильгельма Кюхельбекера, лицейского друга А.С.Пушкина, перед Тургеневским вечером – литературно-музыкальный концерт в филармонии «Письма Тургенева», перед Чеховским вечером ребята слушали чтение рассказов А.П.Чехова артисткой филармонии Ольгой Манус и т.д. Видеокадры, слайды, звуковые фрагменты, фотографии, используемые во время экскурсий и концертов, помогают лучше узнать и понять жизнь автора, приблизить его эпоху.
Литературные вечера – это один из эффективных способов формирования метапредметных умений, который способствует устранению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся, и предполагает глубинную связь нескольких учебных предметов в рамках одного мероприятия (литература, музыка, изобразительное искусство, хореография, актёрское мастерство, ораторское искусство). Всё это позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую.
Также во время таких вечеров проходит сплочение классного коллектива, так как приходится много репетировать, будь то сценка, танец или песня. На репетициях ребята раскрываются с новой стороны, за ними интересно наблюдать, происходит новое знакомство с ними. Конечно, это способствует и сближению учителя и учеников.
На литературных вечерах присутствуют не только ученики лицея, на них приглашаются также и родители обучающихся, а некоторые родители приходят со своими знакомыми. Учащиеся также приглашают своих друзей и подруг. Таким образом, подобные вечера способствуют заполнению досуга, служат поводом сближения детей с родителями, сплочению с друзьями, т.к. появляются новые темы для обсуждения, новые впечатления и пр.
Как правило, после мероприятий остаётся множество фотографий и видеокадров.
Предварительная работа по подготовке к литературному вечеру.
1. Изучение биографии поэта или писателя.
2. Изучение произведений автора, их анализ.
3. Посещение выставки, спектакля, концерта, музея и т.д. (по возможности).
4. Составление сценария литературного вечера.
5. Распределение слов на каждого ученика в классе.
6. Вставка в сценарий творческих номеров (песни, романсы, танцы, сценки, игра на музыкальных инструментах, отрывки из художественных фильмов и пр.)
7. Репетиции. Репетиции. Репетиции.
8. Приглашение на литературный вечер родителей, друзей, классных руководителей, администрации и работников (библиотекаря, психолога и др.) школы.
9. Написание отзыва о литературном вечере.
Мои ученики уже знают, что после литературного вечера на уроке русского языка они будут писать отзыв о мероприятии. Заранее готовятся к этой работе, так как план всегда примерно один и тот же.
План
отзыва о литературном вечере
I. Вступление. Называется мероприятие, где и когда оно состоялось, кто был приглашен на него и пр.
II. Основная часть.
1. Что больше всего понравилось на литературном вечере, самые яркие и запоминающиеся моменты.
2. Выступление какого одноклассника запомнилось или понравилось больше всего и почему.
3. Неудачные и неловкие моменты вечера (если есть).
4. Отзывы родителей, друзей, гостей – тех, кто был приглашен на вечер.
III. Заключение. Рекомендации, пожелания, слова благодарности учителю. Литературный вечер по творчеству какого автора хотелось бы провести и почему.
Все литературные вечера оказываются насыщенными и проходят на одном дыхании. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть литературы, суть педагогики. Продолжая оставаться местом получения знаний, школа становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры, а также формирования чувства любви и уважения к культуре, искусству и истории своей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.