Литературный батл

  • docx
  • 28.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературный батл (1).docx

 

 

Литературный батл

Система мероприятий по литературе

для обучающихся 5 -8 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение» (Д.С. Лихачёв).Слайд 2

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Своё выступление я хочу начать именно с этих слов. Я думаю, что слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва трудно оспорить. Но, к сожалению, сегодняшние школьники считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и обходимо. Давайте вспомним, что нам даёт школьный предмет «Литература» слайд 3

Актуальность

В настоящее время очень большую тревогу вызывает отказ обучающихся от глубокого изучения литературы. И вот уже мы обращаем внимание, что функциональная грамотность у ребят находится на низком уровне. Читая просто для того, что это задано, дети не всегда думают о смысле прочитанного текста. И не всегда задумываются, какой это предмет – литература, биология, история. Внимательное и вдумчивое чтение уходит куда-то на задний план: в сети интернет можно найти и просмотреть текст любого художественного произведения в сокращённом виде или пересказе. Причём, в настолько кратком изложении, что читающий просто не понимает, что он прочитал. Работа по читательскому интересу ведётся на уроках, внеклассных мероприятиях. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Как приучить ребёнка к слову, к пониманию прочитанного? Вопросы и тесты, пересказы и письменные ответы, но всегда ли это приводит к результату? Наверное, нет.

Итак, любая проблема вызывает вопросы, и начинается поиск её решения: а что, если..  Главное для учителя-словесника – наладить подлинное общение школьников с литературой.    На уроках учащиеся знакомятся не только с художественными ценностями, но и приобретают опыт коммуникации, ведут диалог с писателями. Содержание каждого школьного курса литературы позволяет соприкоснуться с произведениями русской и зарубежной литературы, поднимающими такие вечные проблемы, как добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в нашей жизни. «Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия,  а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении…»

Концепция продукта

Цель литературных батлов:

- приобщить обучающихся к истинным литературным ценностям;

- развить у детей чувства прекрасного;

- научить видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова.

Задачи:

1.      Расширять кругозор учащихся в сфере литературных и искусствоведческих знаний;

2.     Способствовать развитию у учащихся литературного вкуса, развивать способности к литературному творчеству, воспитывать любовь к русской культуре;

3.     Оказать помощь в определении личного отношения к миру прекрасного, осознании жизненной позиции, воспитании культуры общения.

Инновационность (новизна)

Инновационность продукта заключается в том, что мероприятия, посвящённые русской поэзии, будут проводиться в системе. Участником поэтических праздников могут стать обучающиеся 5-11 кл., учителя, родители. Тему литературного батла определяют члены школьного литературного клуба (обучающиеся 7 класса).

Идея литературных батлов (состязаний) возникла неожиданно, когда я предложила ребятам 7 класса прочитать выученные в 6 классе стихи. Но не просто прочитать, а на лучшее исполнение. Вот именно здесь и проявились творчество и «дух состязания». И вот уже участники школьного литературного клуба предложили отвечать стихи на уроке по парам. Интересно же, как это проявится? Ребятам понравилось: все хотели рассказать лучше, проникновеннее, донести до одноклассников свою версию прочтения лирического произведения. Главное, что ребята стали не просто пересказывать выученное наизусть, а именно рассказывать. У обучающихся появилось понятие интонации, выразительность, пропало чувство страха и та скорость, когда хочется побыстрее пересказать и не получить «заветную» тройку.

            Желание воплотить эту идею в жизнь «выросло» в предложение включить в это необычное мероприятие приглашением ребят из 5 и 6 классов к необычному состязанию. К нашему удивлению и счастью, согласились и ребята, и классные руководители.

Первый литературный батл состоялся в сентябре. Стихи об осени звучали совершенно не так, как на уроках литературы. Ребята прониклись красотой природы, темой осени. Перед нами были чтецы поэзии, воспевающие природу, грусть и красоту одновременно.

Результативность

        Участие обучающихся в таких мероприятиях способствуют:

1)совершенствованию навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,

2) развитие навыков публичного выступления;

3)совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений.

Значит участие в литературных батлах создаёт у детей сопричастность, чувство коллектива, чувство ответственности за взятые на себя обязательства.

          

Мы знаем,  положительные эмоции, обусловленные равными, хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива, способствуют развитию положительных качеств каждого ребёнка

Транслируемость

1.     Проведение поэтических мероприятий могут посещать все участники образовательного процесса, родители, общественность.

2.     Выступлением с результатом проведения мероприятий на школьном МО учителей гуманитарного цикла.

3.     Описание мероприятий в социальных сетях.

Условия реализации

         Данные мероприятия планируется проводить один раз в месяц или два, так как они  не требуют материальных затрат. Обучающиеся 7 класса сами подбирают поэтические образцы для очередного соревнования и сами определяют сроки реализации задуманного.

Эффекты

Реализация данных мероприятий положительно повлияла на поведение участников батла: повысилась культура поведения, обогатился словарный запас обучающихся. Ребята, которые сидели в зале и переживали за своих одноклассников, признались, что было здорово. Отзывы были только положительные.

Презентационность

Подача материала структурирована, последовательна.

Представленный опыт может быть использован учителями-словесниками для организации увлекательной и плодотворной работы по предмету.

Для успешного применения данного опыта необходимо заинтересовать обучающихся 5-11 классов в изучении поэтического слова. Вовлечь в мир русской поэзии 19 – 20 веков.

 

Когда мы провели первое мероприятие, ребята написали своё мнение:

- я хочу участвовать;

-мне понравилось, было интересно;

- я стесняюсь выходить на сцену, но буду приходить и слушать;

- захотелось выучить стихотворение;

- потренируюсь перед зеркалом и приду участвовать.

Самое интересное произошло потом. На следующий день шестиклассники официально вызвали ребят седьмого класса на литературный поединок.

У нас уже есть идея читать не только поэзию, но и прозу.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Литературный баттл между учениками 5-6 класса

Тема: «ОСЕНЬ»

Цели:  вызвать живой интерес к литературе, прививать любовь к чтению, слову; развивать любознательность, способствовать развитию творческих способностей школьников, формировать чувство коллективизма.

 

Звучат фанфары. Выходят ведущие.

Ведущие: 

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

 

1: (слайд1-заставка) Добрый день, уважаемые гости! Сегодня необычный день. В ближайшее время вы станете свидетелями уникальной борьбы -  литературного баттла -  между двумя классами, которые смогут продемонстрировать свои знания в области литературы.

2: Литературный баттл. СЛАЙД  Вы не раз слышали это слово, но что же оно все-таки означает? Баттлами называют любые соревнования, участники которых доказывают, кто из них лучше.

 

1: Вот и сегодня мы посмотрим, кто же из наших команд лучше разбирается в литературе, то есть кто лучше читает поэтические произведения. Тема нашей битвы – стихи об осени.

2: Ну что же, не будем терять ни минуты! Итак….встречайте наши команды.

.МУЗЫКА

Под музыку представление команд.

1: Давайте поприветствуем команду 5 класса

 

2: Аплодисменты команде 6 класса

1: Сегодня нашим командам, а также их болельщикам не придётся скучать, так как для них приготовлены самые разнообразные задания.

2: Получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией наши участники смогут, рассказав стихотворения об осени. А вот болельщикам особое задание.

1: Вы и только вы сможете принести своей команде дополнительные баллы при условии, что будете себя прилично вести и ответите правильно на вопросы.

2: Выступление команд будет оценивать наше многоуважаемое жюри в лице:  

Оно и определит, какая из команд будет выступать первой.

МУЗЫКА

1: Первый этап баттла СЛАЙД  – это стихотворение Есенина о родине

Выходят по очереди представители команд и рассказывают стихотворение

2: Ребята, вам понравилось? Тогда поддержите участников аплодисментами.

1: А сейчас мы ждём выступающих, которые готовили стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Выходят по очереди представители команд и рассказывают стихотворение

2: Спасибо, дорогие ребята. Наверное, теперь на уроках литературы все будут рассказывать только на пятёрки.

1:  А пока к выступлению готовятся следующие участники, они расскажут стихотворение Константина Бальмонта, у нас к болельщикам несколько вопросов

  1. Кодовое слово, по которому открывались двери одной подземной сокровищницы. (Сезам)
  2. Краткий иносказательный рассказ в стихах или прозе с иносказательным выводом. (Басня)
  3. Страна, где жил и творил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (Дания)
  4. Имя богатыря из Мурома? (Илья)
  5. Девочка, вступившая в борьбу с самой Снежной королевой? (Герда)

Выходят по очереди представители команд и рассказывают стихотворение

2: Вот ещё одно стихотворение предстоит оценить нашему жюри. А мы ждём на сцену ребят со стихотворением Сергея Норовчатова

Выходят по очереди представители команд и рассказывают стихотворение

1: Как же здорово, что у нас есть такие ребята, наверное, пора нам поэтический вечер проводить? Как вы думаете?

2: Ребята, дорогие болельщики, а может вы готовы поддержать свои команды и рассказать стихотворение об Осени?

1: Ну тогда вам вопросы. Только не шумите, внимательно слушайте

 

  1. Съедобный герой русской сказки? (Колобок)
  2. Русский писатель, подаривший нам «Малахитовую шкатулку»? (Бажов)
  3. Разговор между двумя лицами, обмен репликами? (Диалог)
  4. Едкая, язвительная насмешка, злая ирония. (Сарказм)
  5.  Цитата, пословица, изречение, отрывок из стихотворения, помещённые автором после заглавия произведения или перед отдельными главами для пояснения их замысла? (Эпиграф)

 

2: Ну и завершающая битва – это стихотворение Александра Блока

Выходят по очереди представители команд и рассказывают стихотворение

1: Ребята, пока уважаемое жюри подводит итоги, напишите нам, что вам понравилось, а что надо исправить?

2: Мы будем благодарны за ваши отзывы.

 

 

 

 

 

 

 «Дыхание природы в поэзии строках»

(6,7 классы)

Ход мероприятия:

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня необычный день, мы собрались в этом зале на конкурс чтецов «Дыхание природы в поэзии строках», который проводится между шестиклассниками и семиклассниками.

Ведущий 2 Приглашаем на сцену участников 6 класса:

__________________________________________

___________________________________________-

__________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

Ведущий 1  Приглашаем на сцену участников 6 класса:

__________________________________________

___________________________________________-

__________________________________________

___________________________________________

_________________________________________

 

НА сцену поднимаются ребята. Музыка

Ведущий 2:  Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают поэты - художники слова, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы. И сегодня на этом конкурсе ребята представят нам стихотворения о природе.

Ведущий 1: Но, как известно, ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите представить наше многоуважаемое и самое компетентное жюри. Прошу приветствовать аплодисментами:

._________________________________________________________________

._________________________________________________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Ведущий 2: Да, нелегкая им сегодня предстоит работа. Ведь надо выбрать лучших чтецов стихотворений

Ведущий 1: 

- Выразительность,

- эмоциональность;

- Сценическая культура (внешний вид, культура и манера исполнения, собранность);

- Внятность и слышимость речи.

Ведущий 2:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Ведущий 1:  Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится нам именно таким. Давайте послушаем стихотворение Афанасия Фета «После бури»

Ребята читают стихотворение

 

Ведущий 2: Как же красиво, спасибо, вам, ребята. Понравилось? А вот скажите, ребята, вы для себя без подсказки учите стихотворения, просто так, для души?

Ведущий 1: Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…

Ведущий 2: Встречайте! Ребята прочитают нам стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза»

Ребята читают стихотворение

Ведущий 1:Невольно посматриваешь в окошко, где там весенняя гроза?  Как вы думаете, коллега, почему сейчас, осенью, мы слушаем стихи о весенней грозе? На улице пасмурно: дождь, мокрый снег…

Ведущий 2: Осень – это прекрасно. Вот у Александра Твардовского есть стихотворение, которое почему – то запоминается. Хочется строки иногда цитировать, послушаем?

Ведущий 1: Итак, слушаем «Лес осенью» Александр Твардовский

Ребята читают стихотворение

Ведущий 1:Хорош лес осенью, вы согласны, коллега?  Белки скачут, птицы улетели…

Ведущий 2: А вы, коллега, обратили внимание, как здорово описан подосиновик…

Ведущий 1: Подосиновик последний сдвинул шапку набекрень

Ведущий 2: осень – это как вечер, да? Немного грустно, но мы знаем, что завтра будет утро.

Ведущий 1: Именно об этом стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева

Ведущий 2: Тогда слушаем стихотворение «Осенний вечер»

Ребята читают стихотворение

Ведущий 2: Спасибо огромное за грусть и красоту слова. Интересно, за что поэты любят осень?

Ведущий 1: За красоту, грусть, грибы в лесу, клюкву на болоте…

Ведущий 2: Красные яблоки, пожар рябины, тёплое солнце…

Ведущий 1: А что может человек? Может ли он создать настроение, чтобы природа улыбнулась

Ведущий 2: Да, ещё как может.

Ведущий 1: Русская природа как бы разделяет с нами радость и горе, остерегает, вселяет в человека надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Ведущий 2: Однако красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.

Ведущий 1: Как же хочется сделать что-то хорошее, пусть бы всем было радостно, на душе светло

Ведущий 2: Оказывается это очень просто: посади дерево!

Ведущий 1: Да! Посади дерево

Ведущий 2: Послушаем стихотворение Михаила Исаковского «Вишня»

Ребята читают стихотворение

Ведущий 1: Надо любить природу, чтобы вот так – раз и дерево посадить. Любовь к родной природе неотделима от любви к своему краю, к своей Родине, к своей стране. Полюбить Родину можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть родной природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю своего народа.

Ведущий 2: А сейчас настало время жюри подвести итоги нашего конкурса.

А мы добавим в копилку классов баллы и ответим на вопросы:

1.Самый лучший пернатый певец России? (соловей) 
2. Самая красивая птица в мире? ( павлин) 
3. Какой водой нужно поливать комнатные растения? (теплой, отстоянной, дождевой) 
4. Назовите лучшее время для пересадки растений? (весна) 
5. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него всегда есть пятачок) 
6. Назовите растения, которые знают и обожают все банкиры? (золототысячник, золотое дерево, золотистые водоросли) 
7. Круглый, овальный или квадратный цветник (клумба) 
8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка) 
9. Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы (наблюдение)
10. Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья) 
11. Кто на себе лес носит?(олень) 
12. Сколько надо взять «а», чтобы получить птицу? (сорок-а) 
13  На каком дереве растут желуди? (на дубе)

14. Сколько ног у паука? (восемь)

15. Какая птица лечит деревья? (дятел)

 

Ведущий 1:Слово предоставляется членам жюри

Ведущий 2: Спасибо!

Ведущий 1: На этом, к сожалению, наш праздник художественного слова подходит к концу. Однако, стихотворений о природе ещё очень-очень много. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов.

Ведущий 2: Наш конкурс чтецов удался на славу и думаем, всем он пришелся по нраву! Любите природу! Берегите природу! Всего вам самого доброго! Спасибо за внимание и до новых встреч!

Начало формы

 

Батл по литературе родного края

ПО РЕКЕ С ЛУЧОМ

(на лучшее прочтение отрывков 6,7, 8 классы)

1.Здравствуйте, ребята, вот и снова мы встретились в этом зале. Признайтесь, скучали? Мы очень рады видеть вас всех: ребят, учителей, родителей на этом празднике слова. После наших встреч некоторые ребята признались, что им вдруг захотелось красиво говорить.

2. Да, коллега, на меня вдруг тоже нахлынула «красота речи», так захотелось пятёрки получать по литературе, истории, географии..

1. Верю! И понимаю, без красивой и правильной речи просто никак невозможно ответить на уроках. Чистая и красивая речь, оказывается, так популярна.

2.Вы, наверное, уже догадались, что речь пойдёт об Изваре?

1. А при чём здесь красивая речь?

2. Всё очень просто, надо о красивом и хорошем красиво и хорошо рассказывать.

1 Конечно, как же без этого. Сегодня мы поговорим, почему это место так популярно среди туристов не только российских, но и зарубежных.

2. Кто может сказать, ребята, почему к нам едут туристы?

1. Николай Константинович Рерих – это имя навсегда связано с Изварой. Не один раз он вспоминал любимое имение.

2 За что он любил эти места?

1 Природа, закаты и рассветы и особая атмосфера парка, незамерзающих ключей.

2 Он знал каждый уголок старинного имения, любил леса и небольшие речки.

1 Сегодня мы просто послушаем маленький этюд «По реке с лучом».

2 Услышим рассказ и узнаем, кто из участников оказался откровеннее и рассказал душевнее.

Приглашение чтецов на сцену.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Наше жюри:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По реке с лучом

Этюд

1 Ну, это вам, городским жителям, необходимо где-нибудь вечер проводить, а нам, деревенским, как за день уходишься, вечером-то только и думаешь, как бы это в постель поскорей. Уляжешься, а кругом тишина - хорошо так. Почитаешь немного - и мирно заснёшь. Если же захочешь подышать ночным воздухом, так и у нас есть свои удовольствия: весною - на тока пойдёшь, летом - по реке с лучом, а осенью медведя ждёшь.(Читает А.О. Бородкин)              слайд 2

2 Особенно приятно - это лучение рыбы, самое коренное деревенское развлечение. Сперва два слова о самом лученьи. Основано оно на том, что ночью рыба останавливается, так что не представляет особого труда ударить её острогой; но для этого надо осветить её, и вот на носу лодки разводят костёр; чтобы пламя было ярче, дрова выбирают сухие и смолистые, или же накапывают еловых и сосновых корней - такие дрова называются смольё. Слайд3

3 Вот в чём заключается лученье; может быть рыбак сказал бы вам много интересных подробностей, но я в лученьи мало интересуюсь самым процессом ловли, гораздо более меня привлекают картины, которых насмотришься ночью. Так что рыбы я сам не бью - этим занимается заведующий лесом Михаил Иванович. Он научил меня охотиться и показал все хорошие стороны охоты. Так вот само лученье не представляет ничего особенно занимательного, но зато картины ночи! Истомит вас за день июльская жара. Ветра нет. Душно. Вздохнуть нечем.  Слайд4

4 Небо даже стало какое-то сероватое. В воздухе пахнет гарью - верно, лес где-нибудь горит. Мухи и оводы надоедают. Поневоле сидишь дома, ждёшь вечера. Наконец-то солнце спускается за лес. Выйдешь в парк. Жара спадает... Всё-таки ещё душно - без грозы, верно, не обойдётся. Птички тоже почуяли закат и робко чирикают. Откуда-то точно стоны доносятся - это стонет сарыч, тяжёлым, неуклюжим комком нахохлившись где-нибудь на самой вершине дерева. Слышали ли вы этот крик? Эти стоны просто тоску нагоняют; будто плачет сарыч, душа у него надрывается, и жалуется он громко на свою судьбину. Слайд 5

5 Или стадо домой возвращается, и звонко разносится по воздуху мычанье. Замычит одна корова, за ней сейчас другие подхватят... Собака подлаивает. Пастухи кричат. Куда ни взглянешь - всюду простор, приволье. Ходишь так по парку, не знаешь, за что приняться. За разрешением этой задачи отправляешься к Михаилу Ивановичу. Он сейчас найдёт что-нибудь. «Да пойдёмте рыбу лучить. Смолье у меня запасено. Вот часов в 10 и айда!» Пойдёшь домой, напьёшься чаю - и отправляешься. Духота уже исчезла.  Слайд 6

6 Знойный день заменила прохладная ночь. Выйдешь в переднюю, откроешь дверь и невольно приостановишься. Сзади свеча трепетным, красноватым светом освещает комнату, а впереди точно чёрная занавесь; вместо белой половинки двери резко вырезался чёрный четырёхугольник, перед вами точно яма, пропасть бездонная... Дверь закрылась. Сразу окунёшься в эту мглу. Приятная сырость, скорее свежесть, охватит со всех сторон.  Слайд 7

7 Несколько мгновений стоишь проглядываешься. Но что это? Кругом будто начинает исчезать непроницаемая мгла; словно тонкий креп подымается, мало-помалу неясными, смутными пятнами выступают очертания. Осторожно подвигаешься вперёд. Дорога хорошо знакома. Сзади ясно выделяются освещённые окна. Ночью всё приняло другие образы; хорошо знакомые кусты, деревья, камни - всё изменилось; совсем и не знаешь их. Недалеко и река. Тишина. Слайд 8

8 Только ветка, будто невзначай, хлестнёт по шапке, под ногою хрустнет прутик, или летучая мышь пронесётся с лёгким свистом. Как глаз, впереди вспыхнуло красноватое пламя - это Михаил Иванович уж хлопочет возле лодки. С ним лесник - наш постоянный спутник. Лодка скоро готова. Стукнули вёсла и остроги; звякнуло ведро для рыбы...

Ночью, знаете, всякий звук гораздо слышнее; представьте себе тиши ну, и вдруг дребезжащий стук ведра, покатившегося по дну лодки. Эти звуки заставляют вздрогнуть, обернуться.Я занимаю моё обыкновенное место на руле, лесник - у вёсел, и Михаил Иванович - с острогой.  Слайд 9

9 Незаметно двигается лодка. Вёсла работают почти без шума. Смольё на носу разгорелось. Тысячи ярких искр рассыпаются кругом и вместе с дымным столбом подымаются вверх. Пламя уничтожает дрова.

Точно кости в зубах зверя, трещит дерево, пожираемое огнём. Смотрите, как быстро бегают огненные струйки, как жадно впиваются они в дерево. Оторвёшься от костра, оглянешься, а кругом опять сгустилась тьма; наступает она, словно рассердилась, зачем на огонь засмотрелся и её позабыл. На водной поверхности освещается светлый круг. Слайд 10

10 Река мелка. Дно ярко освещено. Вода не спит. Тихо течёт она, точно тончайшая кисея движется. Контуры камней дрожат; прямая веточка, слов­но змейка, извивается.

Коряга разбухшая, будто чудовище, лежит на дне. Рыба остановилась, как мёртвая стоит она у дна. Чешуя мелкими искрами отливает. Михаил Иванович не мешкает; наметился; чуть слышно хлестнула острога, и судорожно забила хвостом рыба в предсмертной агонии. Началась ловля. То и дело в ведре появляются новые жертвы. Михаил Иванович прекрасно знает глубину реки и бьёт без промаха... слайд 11

11 Вот лодка идёт подле берега; точно панорама движутся перед нами обросшие лесом берега. Около самой воды стоит мельница. Много лет она не работала; наконец, обветшала - развалилась. Штукатурка выветрилась... Безобразными грудами навалены камни... Часть стены ещё держится; окно мрачно чернеет; как призрак белеет косяк. Ведь знаешь это место; сколько раз сидел тут - на реку любовался; а ночью и не узнать совсем, смотришь, как на незнакомую декорацию.  Слайд 12

12 Но лодка движется дальше, мельница потонула в темноте. Неожиданно что-то задевает по шапке - жутко как-то станет - взглянешь, это прибрежная ива, словно руки, протянула свои ветви над рекою. Пламя дрогнуло. Смолистым дымом пахнуло - ночной ветер промчался. Всё спит. Нехотя подымаются утки перед лодкой. Вдруг яркий свет прорывает мглу. Обернёшься. Началась зарница. Резкими пятнами пробегает она по небу. То там блеснёт, то сям - изумляет вас своею неожиданностью. То как окно откроется и бросит отблеск на воду, то мягкой полос кой сверкнёт по горизонту. Слайд 13

13 Вы, вероятно, и не видали настоящей зарницы; её надо смотреть не из комнаты, не на жалком клочке неба, а среди поля, где большой кругозор. Величественную картину представляет она, темнота ещё резче оттеняет её... Любуешься картинами - задумаешься. Только Михаил Иванович выведет из задумья: «Никак заснули, правьте-ка домой; уж дров немного осталось»... Костёр медленно догорает; вас охватывает жуткая темнота ночи; кругом тишина, только слышится медленный всплеск весла. Толчок; лодка уткнулась в берег: приехали... слайд 14

 

1Спасибо! Ещё никогда этюд Н. К. Рериха не читался ребятами с таким пониманием.

2 Я думаю, что добавить нам сегодня нечего.

1 Почему же нечего, мы узнали, как Николай Константинович относился к природе.

2 Я не знаю, как жюри оценит чтение этюда ребятами,  мне уже всё запомнилось.

1.     Пока жюри подсчитывает баллы, Аня Волкова расскажет нам о Покровском погосте.

2.     Да, ребята, мы живём с вами на Покровском погосте. Пусть эта историческая справочка станет страничкой в вашей копилке знаний.

Выступает Аня Волкова (Презентация, Аня рассказывает)

1 Спасибо, Аня. Ребята, что вы узнали? (Отвечают)

3.     Сейчас наше уважаемое жюри огласит результаты «рериховского» чтения.

4.     Результаты, выступления всех, кто хочет сказать своё мнение.

1 Спасибо всем за подготовку и участие в нашем чтении Этюда Н.К.Рериха

2 До новых встреч.