Литературный комментарий к пьесе Максима Горького «На дне»
История создания
М. Горький начал писать пьесу «На дне» в конце 1901 г. в Крыму.
5 мая 1902 г. писатель прибыл в Арзамас, где напряженно работал над произведением.
15 июня 1902 г. пьеса была завершена.
25 июля 1902 г. Горький отправил экземпляр пьесы в Петербург в издательство «Знание» для последующей публикации. После этого текст драмы больше не подвергался авторской правке.
Поиски названия
Интересно, что в процессе работы Горький не раз менял заглавие пьесы. В рукописи произведение называлось «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
Окончательное название «На дне» впервые появилось на
афишах накануне премьерного спектакля в Москве. В пьесе, имеющей подзаголовок
«Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе
1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию.
Публикация
Пьеса «На дне» была впервые напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни» в Мюнхене издательством Мархлевского и поступила в продажу в конце декабря 1902 г.
В России пьеса была впервые опубликована в январе 1903 г. под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание» (СПб). Книга пользовалась огромным спросом. До этого ни одно литературное произведение не пользовалось подобным успехом.
История постановки
Театральная цензура сначала категорически запрещала пьесу «На дне». В конце концов Горькому удалось добиться постановки на единственной площадке - в Московском Художественном театре. При этом театральные цензоры внесли значительные изменения в текст, чтобы ослабить революционную направленность драмы.
В спектакле были заняты молодые талантливые актеры:
Сатин — К. Станиславский, Наташа — М. Андреева, Лука — И. Москвин, Барон — В.
Качалов, Настя — О. Книппер, Васька Пепел — Л. Леонидов, Бубнов — В. Лужский. Режиссёры: К. С.
Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко.
Впервые пьеса была поставлена на сцене 18 (31) декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Успех был оглушительным. "Стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении "Чайки". Такая же победа [...], — писала Книппер-Чехова мужу. — Главная-то красота спектакля та, что не сгущали краски, было все просто, жизненно, без трагизма. Декорации великолепны. Театр наш снова вырос".
К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года)
пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.
Час «на дне»
Приступая к репетициям "На дне", Станиславский со своими актерами счел обязательным совершить экспедицию в реальную ночлежку, буквально — к прототипам горьковской драмы. Вдохновленный экскурсией на Хитров рынок, соприкосновением с бытом, которого прежде он не знал совершенно, Станиславский стремился в своей интерпретации пьесы показать не экзотику "дна", а его обыденность, не отделенность его от других слоев общества, а связность, общность с ними. Экскурсию артистам Московского Художественного театра в трущобы Хитровки организовал Владимир Алексеевич Гиляровский - известный писатель, поэт и журналист, автор книги «Москва и москвичи».
И этот знаменитый поход на Хитров рынок оставил очень разные впечатления у Станиславского и Немировича-Данченко, для которого было важно, что
в безнадежной игре с судьбой горьковские герои сохраняли главное - храбрость, силу духа, здравый смысл и чувство юмора.
Прототипы героев
Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
• артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актёра;
• Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
•
• В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки;
• Сатин также писался с конкретного человека.
Герои пьесы «На дне» получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, знакомы и близки Горькому.
Поговорим о героях
Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: «Религия старца лукавого есть религия лжи»).
В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому.
Характеристика героев пьесы
Лука
Появившись в ночлежке, Лука, 60-летний старик, пытается, не без помощи лжи, показать другую истину обитателям ночлежки: истину, где нет шокирующей и безнадёжной действительности. Лука действует на судьбы многих персонажей. «Ложь во спасение» сначала даёт людям надежду на лучшее, но затем герои пьесы понимают, что им не удастся ничего изменить, и это приносит только разочарование. С помощью образа Луки М. Горький разоблачает теорию лжи во имя блага.
Сатин
В образе Сатина во многом воплощает свои идеи сам Горький. Главное отличие Сатина от прочих героев пьесы состоит в том, что он считает человека прекрасным, гордым, свободным существом, способным самостоятельно строить свою жизнь, вершить свою судьбу. Устами Сатина автор призывает человека к активным действиям. При этом образ жизни Сатина совершенно противоположен его словам, ведь обустраивать и улучшать свою жизнь он сознательно отказывается. И тем не менее, именно Сатина автор вводит в роли «проповедника» правды в своей пьесе, так как из всех персонажей только он обладает достаточным внутренним стержнем для этого.
Барон
Прошлое Барона отличается от историй остальных героев пьесы “На дне”. Образ бывшего аристократа очерчен Горьким более детально. От родителей Барону досталось большое наследство, но он быстро промотал его. Деньги для него были источником развлечений. Увлекшись азартными играми, Барон растратил казенные деньги и попал в тюрьму. Однако, даже потеряв всё своё состояние, он так и не изменился.
Барон один из самых низко павших персонажей в пьесе, который даже со своим новым положением смириться не в силах, продолжая уповать воспоминаниями о прошлой богатой жизни.
Бубнов
Бубнов убежден, что человек бессилен перед сложившейся ситуацией и поэтому необходимо просто смириться с данным фактом и принять все как есть. В своей неудавшейся жизни Бубнов не намерен ничего менять.
Появившийся в ночлежке Лука спорит с Бубновым и Сатиным относительно правды и лжи. У Бубнова мнение категорично: нужно говорить только правду, даже если она тяжела для человека. Он считает, что нечего стесняться, что нужно «валить» правду, несмотря ни на что. Сам Бубнов говорит, что не умеет врать.
Актёр
Когда-то Актёр играл на сцене, был артистом. Но его погубила страсть к алкоголю. Спившийся Актёр сожалеет о том далёком времени, и в душе его теплится надежда вернуться к той жизни, где у него были признание, слава, успех.
Новый постоялец Лука из лучших побуждений рисует ему картины лечения в бесплатной больнице. Актёр и раньше понимал, что на «дно» человека ведёт отсутствие веры в свои силы, в себя. Чтобы двигаться дальше, нужна опора, жизненный стержень. Когда Актёр только поверил в себя, настроился на счастливое будущее, его надежда была срезана под корень, и он сломался, и толчком к этому послужила притча Луки о праведной земле.
Самоубийство Актёра – это уход из жизни человека, у которого не осталось ни собственного имени, ни надежды его вновь обрести.
Клещ
В характере Клеща превалируют негативные качества, выражающиеся в его злобе и ненависти к людям, отсутствии чувства сострадания, великодушия и жалости.
В мечтах Клеща живет надежда о возвращении к нормальной жизни, которая, по его мнению, состоит в упорном труде, поэтому мужчина верит в разрешение своей проблемы по поиску работы. Клещ с усердием изготавливает металлические изделия, думая, что ему удастся их продать.
Всех обитателей Клещ считает отбросами общества, которые не желают ничего предпринимать, чтобы вылезти со дна жизни.
В финале пьесы Клещ начинает осознавать, что его надеждам не суждено сбыться и ему приходиться смириться со своим положением и суровой реальностью жизни, согласившись проводить все время в попойках с Сатиным, рассуждая о бесполезности его труда и собственной ненужности в этом мире.
Женские образы в пьесе
В пьесе 5 женских персонажей:
• Анна -
• жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте;
• сердобольная и хозяйственная Квашня;
• молодая Василиса - жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла;
• юная и забитая Наташа;
• Настя – «девица», мечтающая о настоящей любви.
В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня — Настя и Василиса — Наташа. Вне этих пар находится Анна, олицетворяющая в пьесе чистое страдание.
Женские образы в пьесе Горького «На дне» несут серьезную смысловую нагрузку. Ущербный мир обитателей ночлежки благодаря их присутствию становится ближе и понятнее. Именно они вызывают наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы. Горький проводит перед читателем вереницу женских характеров, но он лишает их женственности, изящества и красоты, утверждая, что «внизу» все равны в своем горе, и даже сильные женщины сгибаются под этой непосильной тяжестью. Женские образы этого произведения подчеркивают безысходность «дна», его ужасающую правду.
«Любовный треугольник»
Любовную линию создают отношения Василисы-жены Костылева, Васьки Пепла, Наташи. Завязка любовного сюжета начинается, когда в ночлежке появляется Костылёв. Из разговора с обитателями ясно, что он ищет там свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. С появлением Наташи любовный сюжет начинает развиваться. Ради неё Васька Пепел оставляет Василису. Василиса несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу — вызов семейному деспотизму. Ради Василисы Пепел готов совершить преступление — убить Костылёва. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнала об измене любовника. Она готова её убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
Кульминация, высшая точка в развитии конфликта, принципиально вынесена автором за сцену. Мы не видим, как Василиса ошпаривает Наташу кипятком. Об этом мы узнаем по шуму и крикам за сценой и по разговорам ночлежников.
Любовный конфликт в пьесе является одной из граней конфликта социального. Любовная линия показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека, и самые возвышенные чувства в таких условиях ведут не к обогащению личности, а к смерти или каторге.
Развязав таким страшным образом любовный конфликт, Василиса достигает сразу всех своих целей. Мстит бывшему любовнику Ваське Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и это показывает нам чудовищность социальных условий, в которых вынуждены жить обитатели ночлежки.
Но и любовный конфликт не может стать основой драматургического конфликта пьесы, так как, разворачиваясь на глазах ночлежников, он не затрагивает их самих. Они не участвуют в них, оставаясь лишь сторонними зрителями.
Три правды в пьесе
• Правда факта Бубнова:
Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.
• Правда утешительной лжи Луки:
Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».
• Правда веры в человека Сатина:
С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем 3 правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека». Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.
Традиционная интерпретация пьесы
Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.
Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, в пьесе поднимаются философские вопросы и нравственные проблемы.
Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.
Временной промежуток пьесы – несколько недель ранней весны.
Основная проблема – это спор о правде.
Главный конфликт - философский.
Почему драма
Драма - род литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актёрами на сцене (по словарю Ожегова).
В драме особая нагрузка ложится на конфликт.
«Дном» называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький.
Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования «дна» жизни предполагает и наличие «верхнего течения», к которому стремятся персонажи.
Новаторство Горького-драматурга
Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей.
Основой сюжетного движения в пьесе «На дне» становится проверка жизненной практикой "философии утешительства», разоблачение её иллюзорности и вредности.
Важная особенность драмы Горького: отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей на положительных и отрицательных.
Авторская позиция и способы ее выражения
Позиция автора объединяет в себе идеи Сатина и Луки, но полностью не исчерпывается даже ими двумя. Иными словами, у Горького Сатин и Лука как идеологи не противопоставлены, а дополняют друг друга. Авторская позиция в пьесе «На дне» создаётся в результате отталкивания от ложных точек зрения (Костылёва и Бубнова) и взаимодополнения двух других точек зрения (Луки и Сатина). Горький не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосный хор героев, «поющих» разными голосами одну и туже тему.
Способы выражения авторской позиции:
1. Острота конфликта, динамика его развития, трагизм развязки;
2. Формы диалогов и речевых конструкций:
• через непрерывность диалогов достигается эффект повседневности, застойности человеческих взаимоотношений в ночлежке;
• слова, приобретающие в контексте пьесы символическое значение (Бубнов: «А нитки – то гнилые!»);
3. Речевые характеристики героев указывают на социальное происхождение, мироощущение, место героя в системе действующих лиц;
4. Авторские ремарки (фон, характеристика);
5. Использование песенного текста контрастирует с характером взаимоотношений между людьми;
6. Композиционная законченность частей – смерть героев – выделяет замысел автора;
7. Концентрация действия вокруг одного героя – Луки;
8. Зеркально повторяющиеся эпизоды создают эффект «избыточности» действия, что помогает акцентировать внимание на важных для автора моментах;
9. Использование литературных реминисценций; смысловое ядро всех реминисценций в пьесе – уход из жизни, смерть (судьба актера предсказана его же репликами).
Отзывы о пьесе современников
И. Ф. Анненский: «..."На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал пьесу свою сценами. Перед нами развёртывается нечто цельное и строго объединённое мыслью и настроением поэта.»
Б. В. Михайловский:
"На дне" - это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим
задаткам люди....Однако в бездейственном мире «дна» в центре внимания оказывалась
не столько проблема «действия», сколько проблема осознания собственного положения и
вопрос о гуманном отношении к людям...»
Н. Г. Шебуев подчеркивает, что пьеса Горького написана "живыми, яркими красками". В произведении его герои на самом деле смотрятся достаточно реалистическими, а задний план на котором совершаются все действия не отображен неестественно. Благодаря такому описанию у читателей возникает ощущение, что они находятся вместе с героями пьесы.
Вывод.
Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия.
И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.