Литературный квест по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Оценка 4.7

Литературный квест по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Оценка 4.7
Игры
docx
русская литература
8 кл—11 кл +1
27.09.2020
Литературный квест по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Игра проводится после изучения повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" . Может быть использована при подготовке к ОГЭ по литературе.
Литературный квест.docx

 Литературный квест «Спасти Машу» ( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

(Проект обучающихся 8 классов, руководитель Федорова Г.Н.)

Организация:  В игре может принимать участие одна команда, число участников в   команде от 5 человек. Может участвовать несколько команд, победитель определяется по наименьшему затраченному времени.

Подготовка:1. Знакомство участников с произведениями А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;   «История Пугачёвского бунта».

2.  Подготовка организаторов (обучающиеся старших классов);

3.Раздаточные материалы.

Ход игры: Команды получают первое задание, дальнейший переход происходит по мере решения заданий и нахождения ключей. Команды могут использовать подсказки. За каждую подсказку команда «теряет» игрока.

 

Станция 1 «Береги честь смолоду»

    На этой станции участникам выдаются карточки с написанными на них эпиграфами к главам повести  А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Участники должны разложить их в хронологическом порядке. 
Эпиграфы:

1.— Был бы гвардии он завтра ж капитан. — Того не надобно; пусть в армии послужит. — Изрядно сказано! пускай его потужит... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Да кто его отец? (Княжнин.)

2. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. (Старинная песня)
3. Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. (Песня народная) Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. (Песня народная) 
4.Незваный гость хуже татарина. (Пословица) 
5. Сладко было спознаваться Мне, прекрасная, с тобой; Грустно, грустно расставаться, Грустно, будто бы с душой. (Херасков) 
6. Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. — Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозволите мне прежде. (Княжнин) 

7. Мирская молва — Морская волна. (Пословица) 
На каждой  карточке указана цифра. На первом - 3. Втором - 5. Третьем – 6. Четвёртом – 4. Пятом – 4. Шестом – 4.  Седьмом - 3.

Участники должны догадаться, что они значат . Первая цифра - это номер книги, которая будет лежать на столе ( всего на столе 4 книги разных авторов, одна из них – книга  А. С. Пушкина). Вторая, третья и четвёртая цифра - это номер страницы в этой книге. Пятая и шестая цифра - строка на этой странице. Седьмая - номер слова на этой строке. Это слово «география». Участники переходят на следующую станцию в кабинет географии.

 

Станция 2 «Предметы»

         На этой станции участникам предлагаются различные предметы:

свидетельство о присвоении офицерского звания;

тарелка;

повязка;

письмо;

крестик;

стрела;

нож;

полотенце.

Из предложенных предметов участники должны выбрать только те предметы, которые упоминаются в повести «Капитанская дочка».

Выбрав правильные предметы, игроки должны расшифровать код. Для этого они вспоминают, в каких главах встречаются эти предметы. Из номеров этих глав составляют код.

Правильный  ответ:

 Свидетельство о присвоении звания и тарелка встречаются в 3 главе, а повязка и письмо - во 2 главе.

Участники должны догадаться, что следующая подсказка их ждёт в кабинете  23 или 32.

Станция 3 «Загадки и подсказки»

      На этой станции участники должны ответить на заданные вопросы. Затем из первых букв полученных ответов, добавив нужные буквы, составить словосочетание. Получив словосочетание, игроки  должны отгадать, в какой кабинет им идти дальше (его название спрятано в полученном ими ответе).

Вопросы :         

1. В повести упоминалась река Яик, но после победы над Пугачёвым императрица Екатерина II желала стереть все воспоминания о пугачёвском бунте и переименовала эту реку. Каково название реки сейчас?(Урал)

2. Полное имя одного героя присутствовало в повести лишь раз, кто же этот герой?(Савельев)

3. Кем был Иван Миронов в Белогорской крепости ?(Комендантом)

4. К кому поехала Маша просить пощады для Гринёва? (к императрице)

5. У Пугачёва, как мы знаем, во время переговоров с Гринёвым на счёт освобождения из плена Маши было два наперсника (люди, пользующиеся особым доверием).Один из них – Хлопуша. А какая фамилия была у второго? Он был стариком и постоянно твердил Емельяну о том, что Петра Андреевича следует казнить. (Белобородов)

6. Как по - другому называлась земля, принадлежащая царской фамилии? (Удел)

7. Кем, как говорит сам Гринёв, он рос? (Недорослем)

После того, как участники ответили на вопросы, они должны внести буквы в таблицу под соответствующей цифрой и получить нужное словосочетание.

*

1

2

*

3

4

*

-

5

6

7

*

 

у

с

 

к

и

 

-

б

у

н

 

 

В ответе должно получиться словосочетание русский бунт.

 Участники идут в кабинет русского языка.

 

Станция 4  «Пугачёвщина»

                   На этой станции участников встречает Емельян Пугачёв. Он задаёт участникам вопросы (вопросы составлены по «Истории Пугачёвского бунта» А.С.Пушкина). Участники отвечают на вопросы. Если команда не отвечает на вопрос самостоятельно, она должна найти ответ в книге.

Вопросы:

1.     Кто я такой? Что вы обо мне знаете? (Емельян Пугачёв, 40 лет, донской казак, раскольник)

2.     Что было примечательного в моей внешности? ( среднего роста, смугл, худощав, волосы тёмно-русые, борода чёрная, верхний зуб вышиблен, на левом виску белое пятно, на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни).

3.     Была ли у меня семья? (был женат на казачке Софье Недюжинной, имел пятерых детей)

4.     На что я подговаривал казаков в Яицком городке? (бежать в области турецкого султана)

5.     Меня арестовали и отправили куда? (в Симбирск, потом в Казань)

6.     В тюрьме я содержался нестрого, поэтому сбежать не составило большого труда. Я собрал своё войско. Как меня встречал народ под Курмышем? ( с образами и хлебом)

7.     Как поступили мои сообщники, когда нас окружили со всех сторон? (решили выдать правительству)

8.     Что я сделал, когда за мной пришли мои люди? (сказал: «Вяжи»)

9.     Как меня охраняли после ареста? (посадили в деревянную клетку, окружал отряд с двумя пушками)

10. Как народ прозвал кровавую пору, когда я был государем? (пугачёвщина)

 После того как участники ответили на все вопросы, Пугачёв вручает им  ГРАМОТУ (Приложение 1)  и ключ и провожает на следующую станцию.

Станция 5 «Найди улику».

     На этой станции участники  видят на  столе  подручные средства: лупу, кружку с водой, свечу и лист «с окошками» ( вырезанными отверстиями) . Игроки должны догадаться, как использовать грамоту, полученную от Пугачёва, и эти предметы.

            Участники должны взять лист «с окошками» , навести лист на грамоту так, чтобы из букв, стоящих  «в окошках», можно было составить предложение (подсказку). В предложении  написано, куда надо идти участникам дальше (получается предложение: иди на первый).   Игроки идут на первый этаж.

 

Станция 6  «Спасти Машу»

           Это заключительная станция квеста. Участники понимают, что им надо найти замок, который бы открывался ключом, который им дал Пугачёв. Они находят это место, увидев на двери портрет Маши, открывают дверь и выпускают Машу из заточения.

  Квест окончен.

 

Приложение 1

«Манифест Пугачева. 

Я, единственный царь всей России, Петр III, объявляю бедному народу, жаждущему свободы, что моя бывшая жена Екатерина в сговоре со своими любовниками лишили меня власти, а я с помощью придворных спасся бегством. Теперь ввиду наличия честных и храбрых и свободолюбивых казаков и при доверии мне со стороны угнетенного русского народа я постепенно стал возвращать свою власть. В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.

Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.

 Секретарь Малик, сын Муллы Умяра Киликая».

 


 

Литературный квест «Спасти Машу» ( по повести

Литературный квест «Спасти Машу» ( по повести

Ума-разума, приданова. (Песня народная)

Ума-разума, приданова. (Песня народная)

Выбрав правильные предметы, игроки должны расшифровать код

Выбрав правильные предметы, игроки должны расшифровать код

Как по - другому называлась земля, принадлежащая царской фамилии? (

Как по - другому называлась земля, принадлежащая царской фамилии? (

В тюрьме я содержался нестрого, поэтому сбежать не составило большого труда

В тюрьме я содержался нестрого, поэтому сбежать не составило большого труда

Приложение 1 «Манифест Пугачева

Приложение 1 «Манифест Пугачева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2020