Литературный квест «Путешествие звёздочки Алиды»
Цель: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся с помощью приемов смыслового чтения.
Задачи:
1) формировать навыки смыслового чтения;
2) развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся;
3) повышать познавательный интерес, совершенствовать коммуникативные навыки.
Личностные результаты:
1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе групповой работы, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, к другому человеку;
3) формирование ответственного отношения к учению, умения занимать активную познавательную позицию.
Метапредметные результаты:
1) Формирование навыков смыслового чтения текстов: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации;
2) формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
3) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты:
1) формирование знаний о планетах Солнечной системы.
2) развитие навыка чтения и работы с текстом
Оборудование:
Компьютер, проектор
Карточки-звёздочки с заданиями
Карта-маршрут
Видеозапись звёздного неба
Текст сказки (для каждой группы)
Фломастеры, карандаши, альбомные листы (для каждой группы)
Звёздочки красного, жёлтого, голубого цвета (для каждого ученика)
От каждого первого класса выбирается команда из 6 человек. В каждой аудитории расставлены столы для четырёх групп.
1.Постановка проблемы.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас – литературный квест. «Квест» – слово английское и обозначает – «поиск». Это понятие пришло к нам издалека и обозначало долгое и трудное путешествие героя за волшебным предметом, ценностями. На пути героя встречались препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.
- Отгадайте загадку.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
- А где живут звёзды? (На небе, в космосе) Слайд 1
- Сегодня вы отправитесь в космическое путешествие. Путешествовать и выполнять задания вы будете в группе-экипаже. Выберите командира своего экипажа и придумайте название.
- Чтобы ваша работа была слаженной и дружной нужно вспомнить правила работы в группе (Слайд 2).
- Во время путешествия вы будете помогать сказочному герою, имя которого узнаете, выполнив задание «Расшифровка». Расшифруйте запись и узнаете название сказки («Сказка про звёздочку Алиду»)
Каждому экипажу выдается листок с заданием и ключом для расшифровки (Приложение 1). На листочках необходимо написать названия экипажей.
- Итак, кому вы будете сегодня помогать? (Звездочке Алиде)
-Чтобы познакомиться со звездочкой Алидой, вам надо прочитать сказку.
Чтение сказки.
Каждому экипажу выдаётся текст сказки Ириса Ревю «Звёздочка Алида» без концовки (Приложение 2) и даётся время для прочтения.
- Выберите ученика, который хорошо и громко читает. Он будет читать вслух, а остальные внимательно слушать.
После прочтения сказки задается вопрос:
- На какую планету мечтала совершить путешествие звёздочка Алида? (На планету Земля).
Демонстрируется слайд с изображением Солнечной системы (Приложение 3). Слайд 3.
- Звёздочка Алида жила по соседству с Солнечной системой. Чтобы долететь до планеты Земля ей нужно побывать на каждой планете. Давайте поможем звёздочке Алиде пройти все испытания и добраться до планеты Земля.
-На каждой планете, после выполнения задания вы получите часть пазла, с обратной стороны которого будет загадка. Отгадайте загадку, и вы узнаете, на какой планете вам приготовлено первое испытание (Приложение 4).
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда.
(Нептун)
На слайде появляется название планеты Нептун.
- Первое испытание вас ждет на планете Нептун. Дружно отправляйтесь туда.
Учащиеся отправляются на «планету Нептун».
2. Испытание на планете Нептун «Поиск ответов на вопросы по содержанию текста сказки».
- Прочитайте вопросы и, используя содержание сказки, выберите из четырех предложенных вариантов ответов только один. Время выполнения 5 минут.
Каждому экипажу выдается листок с вопросами к сказке. (Приложение 5).
Проводится проверка выполнения задания. Экипажам вручается пазл с загадкой. Слайд 4.
- Отгадайте следующую загадку:
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт.
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)
На слайде появляется название планеты Уран. Слайд 5
- Отправляйтесь на планету Уран для выполнения следующего задания.
Учащиеся отправляются на следующую «планету Уран»
3. Испытание на планете Уран. Игра «Путаница». Слайд 6
Экипажам выдается листок с буквенным квадратом, в котором они должны найти и закрасить 10 слов, встречающихся в сказке (Приложение 6).
- Ребята, перед вами буквенный квадрат. В нем среди букв спрятались 10 слов из сказки. Найдите и обведите их. Время выполнения 10 минут.
Проводится проверка выполнения задания. Экипажам выдается пазл с загадкой. Слайд 7
- Отгадайте следующую загадку:
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)
На слайде появляется название планеты Сатурн. Слайд 8
- Следующее задание вас ждет на планете Сатурн.
Учащиеся отправляются на «планету Сатурн»
4. Испытание на планете Сатурн «Характер звездочки Алиды». Слайд 9
- Планета Сатурн предлагает вам описать характер звездочки Алиды. Для этого прочитайте все характеристики, которые записаны на листке и заштрихуйте те слова, которые характеризуют звездочку Алиду. Для правильного выполнения задания воспользуйтесь содержанием сказки. Время выполнения 5 минут.
Экипажам выдаются листы с заданием (Приложение 7).
Проводится проверка выполнения задания. Экипажам вручается пазл с загадкой. Слайд 10
-Отгадайте следующую загадку:
В телескоп скорей взгляните:
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
(Юпитер)
На слайде появляется название планеты Юпитер. Слайд 11
- Следующее задание вас ждет на планете Юпитер.
Учащиеся отправляются на «планету Юпитер»
5. Испытание на планете Юпитер «Восстанови последовательность» Слайд 12
- Некоторые предложения из сказки о звездочке Алиде перепутались. Прочитайте их и пронумеруйте в том порядке, в котором они встречаются в сказке. Для выполнения задания используйте текст сказки. Время выполнения 5 минут.
Экипажам выдаются листы с заданием (Приложение 8).
Проводится проверка выполнения задания. Экипажам вручается пазл с загадкой. Слайд 13
-Чтобы отправиться на следующую планету, отгадайте загадку:
Эта
красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори,-
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)
На слайде появляется название планеты Марс. Слайд 14
- Итак, в путь на Марс.
Учащиеся отправляются на «планету Марс».
6. Испытание на планете Марс «Составьте предложения». Слайд 15
На столах у каждого экипажа карточки трех цветов с напечатанными словами (Приложение 9).
- Составьте из слов три предложения, разложив карточки со словами в правильном порядке. Слова одного предложения напечатаны на карточках одинакового цвета. Используйте текст сказки. Время выполнения 7 минут.
Проводится проверка выполнения задания. Слайд 16
Должны получиться предложения:
И началось путешествие звёздочки.
Ведь космическое государство очень большое.
Но мама-звезда не отпускала её в путешествие.
Экипажам вручается пазл с загадкой.
- Отгадайте последнюю загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(Земля)
На слайде появляется название планеты Земля. Слайд 17
- У вас осталось последнее испытание и звездочка Алида познакомится с планетой Земля и землянами.
Учащиеся отправляются на следующую на «планету Земля»
7. Испытание на планете Земля. Слайд 18
- Ребята, сказка, с которой сегодня были связаны все ваши задания, не закончена. Придумайте вместе всем экипажем окончание сказки. (1-3 предложения). Время выполнения 7 минут.
Выслушиваются окончания сказки всех экипажей и зачитывается настоящая концовка сказки (Приложение 10).
Команды собирают все пазлы в картину с изображением Земли. Слайд 19
-Вот и подошло к концу наше космическое путешествие. Вы помогли звездочке Алиде прилететь на планету Земля.
Рефлексия и оценка
- Ребята, а кто из вас знает, какого цвета бывают звезды? (Ответы детей)
- Правильно, звезды бывают красного, оранжевого, желтого, белого и синего цветов. Цвет звезды, прежде всего, отражает температуру ее поверхности. Самые горячие звезды – синие, а самые холодные – красные. Наше солнце – это желтый карлик.
- Мы предлагаем вам оценить свое участие в квесте с помощью звезд трех цветов:
Синяя звезда - было очень интересно, я с увлечением выполнял задания.
Жёлтая звезда – было интересно, но я не всё мог выполнить.
Красная звезда – мне было не интересно и трудно.
Учащиеся выбирают звезду определённого цвета и приклеивают на изображение Солнечной системы. Слайд 20
Просмотр мульфильма
- Молодцы, ребята! А сейчас мы посмотрим мультфильм «Звезды для лисенка».
Использованные источники:
1. https://yandex.ru/znatoki/question/science/ot_chego_zavisit_tsvet_zvezd_61b2fa52/
2. http://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_dlya_detey_pro_kosmos/
3. https://yandex.ru/search/?text=мультфильм%20звезды%20для%20лисенка&clid=2270455&banerid=040109301489412710598503264105&win=239&lr=20243
Приложение 1
Расшифруйте запись и узнаете название сказки:
19, 12, 1, 9, 12, 1
17, 18, 16
9, 3, 7, 9, 5, 16, 25,12, 21
1, 13, 10, 5, 21
Ключ:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
25 26 27 28 29 30 31 32 33
Правильный ответ:
19, 12, 1, 9, 12, 1 Сказка
17, 18, 16 про
9, 3, 7, 9, 5, 16, 25,12, 21 звёздочку
1, 13, 10, 5, 21 Алиду
Приложение 2
Звездочка Алида
В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной, и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля. Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много разных дел.
Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.
Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по Космическому государству, и собирался навестить планету Земля.
Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно. Мама отпустила Алиду.
И путешествие звёздочки началось…
Ирис Ревю
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
«Вопросы»
Найдите один правильный ответ на вопрос и закрасьте нужный квадратик.
1.Какая мечта была у звёздочки Алиды?
󠄧познакомиться с инопланетянами;
󠄧подлететь к Солнцу;
󠄧одним глазком взглянуть на планету Земля;
󠄧прокатиться на комете.
2.Почему мама не отпускала звёздочку Алиду в путешествие?
󠄧звёздочка была маленькая;
󠄧мама боялась, что звёздочка потеряется;
󠄧звёздочка захочет остаться на Земле;
󠄧звёздочка погаснет.
3.С кем отправилась в путешествие звёздочка Алида?
󠄧с мамой;
󠄧 с подружками звёздочками;
󠄧с кометой;
󠄧 со звёздным дождём.
Правильный ответ:
1.Какая мечта была у звёздочки Алиды?
󠄧познакомиться с инопланетянами;
󠄧подлететь к Солнцу;
󠄧одним глазком взглянуть на планету Земля;
󠄧прокатиться на комете.
2.Почему мама не отпускала звёздочку Алиду в путешествие?
󠄧звёздочка была маленькая;
󠄧мама боялась, что звёздочка потеряется;
󠄧звёздочка захочет остаться на Земле;
󠄧звёздочка погаснет.
3.С кем отправилась в путешествие звёздочка Алида?
󠄧с мамой;
󠄧 с подружками звёздочками;
󠄧с кометой;
󠄧 со звёздным дождём.
Приложение 6
«Путаница»
Найдите 6 слов из сказки в буквенном квадрате и обведите их. Слова могут располагаться по горизонтали и вертикали.
П |
А |
Л |
И |
Д |
А |
В |
Т |
О |
П |
Т |
В |
К |
Ш |
Ж |
Х |
М |
К |
П |
Л |
О |
Ы |
У |
З |
О |
Ъ |
П |
Л |
А |
А |
Ч |
Д |
О |
Ж |
Д |
Ь |
И |
З |
Б |
Н |
Т |
А |
Р |
М |
Т |
В |
О |
В |
И |
Е |
Р |
Ф |
Ы |
Э |
В |
А |
П |
Е |
А |
Т |
З |
Е |
М |
Л |
Я |
Ж |
Д |
З |
И |
А |
Т |
Е |
П |
О |
Ц |
К |
А |
Д |
П |
Е |
Б |
М |
Р |
Ю |
Е |
У |
Т |
А |
У |
З |
Д |
М |
Е |
Ч |
Т |
А |
Б |
Р |
Ы |
Д |
Правильный ответ:
П |
А |
Л |
И |
Д |
А |
В |
Т |
О |
П |
Т |
В |
К |
Ш |
Ж |
Х |
М |
К |
П |
Л |
О |
Ы |
У |
З |
О |
Ъ |
П |
Л |
А |
А |
Ч |
Д |
О |
Ж |
Д |
Ь |
И |
З |
Б |
Н |
Т |
А |
Р |
М |
Т |
В |
О |
В |
И |
Е |
Р |
Ф |
Ы |
Э |
В |
А |
П |
Е |
А |
Т |
З |
Е |
М |
Л |
Я |
Ж |
Д |
З |
И |
А |
Т |
Е |
П |
О |
Ц |
К |
А |
Д |
П |
Е |
Б |
М |
Р |
Ю |
Е |
у |
Т |
А |
У |
З |
Д |
М |
Е |
Ч |
Т |
А |
Б |
Р |
Ы |
Д |
Приложение 7
«Характер звездочки Алиды»
Заштрихуйте карточки со словами, которыми можно охарактеризовать звёздочку Алиду. Используйте текст сказки.
хитрая |
любознательная |
весёлая |
серьёзная |
любопытная |
внимательная |
сердитая |
Правильный ответ:
хитрая |
любознательная |
весёлая |
серьёзная |
любопытная |
внимательная |
сердитая |
Приложение 8
«Восстанови последовательность»
Пронумеруйте предложения (1,2,3,4) в том порядке, в котором они встречаются в сказке. Вставьте цифры в квадратики. Используйте текст сказки.
󠄧Мама боялась, что звёздочка потеряется.
󠄧 Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь.
󠄧Среди сестричек звёзд она слыла самой любопытной, любознательной и весёлой.
󠄧 И путешествие звёздочки началось.
Правильный ответ:
2.Мама боялась, что звёздочка потеряется.
3.Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь.
1.Среди сестричек звёзд она слыла самой любопытной, любознательной и весёлой.
4.И путешествие звёздочки началось.
Приложение 9
Составьте из слов три предложения, разложив карточки со словами в правильном порядке. Слова одного предложения напечатаны на карточках одинакового цвета. Используйте текст сказки.
Правильный ответ:
И началось путешествие звёздочки.
Ведь космическое государство очень большое.
Но мама-звезда не отпускала её в путешествие.
Приложение 10
«Звездочка Алида»
В некотором царстве, в Космическом государстве, жила-была звёздочка по имени Алида. Среди сестричек-звёзд она слыла самой любопытной, любознательной, и весёлой. И была у звёздочки мечта: хоть одним глазком взглянуть на планету Земля. Алида слышала о том, что есть в Космическом государстве сказочная планета, на которой живут люди. Они ходят, говорят, учатся, смеются. И делают ещё много разных дел.
Но мама-звезда не отпускала её в путешествие. Мама боялась, что звёздочка потеряется. Ведь Космическое государство очень большое.
Но вот однажды прилетел издалёка звёздный дождь. Он путешествовал по Космическому государству, и собирался навестить планету Земля.
Звёздочка Алида спросила разрешение у мамы, может ли она отправиться к Земле вместе со звёздным дождём и с ним же вернуться обратно. Мама отпустила Алиду.
И путешествие звёздочки началось. Много километров пролетели они в Космическом пространстве, и наконец, оказались у планеты Земля. Внимательно смотрела Алида на незнакомую планету. Там бегали дети, и, увидев звезду Алиду, закричали: «Новая звезда, новая звезда!» И тогда Алида засияла ещё ярче.
А дети прыгали и хлопали в ладоши.
«Весело там», — подумала Алида, и решила по возвращении домой рассказать о необыкновенном путешествии к планете Земля звёздам-сестричкам и, конечно, маме.
Ирис Ревю
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.