Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл—11 кл
06.12.2017
Целями данного внеклассного мероприятия являются раскрытие духовного мира писателя и учителя Ф.К.Андрианова, круга
его увлечений и интересов, развитие читательский интереса обучащихся, отработка навыков художественного чтения эпического и лирического произведения, воспитание уважительного отношения к личности учителя, участника Великой Отечественной войны, любви к Родине.
Сценарий Литературного праздника, посвященного творчеству писателя Ф.К.Андрианова.doc
Литературный вечер памяти
Федора Константиновича Андрианова
«Он всегда будет с нами…»
Цели:
раскрыть духовный мир писателя и учителя Ф.К.Андрианова, круг
его увлечений и интересов.
развивать читательский интерес учащихся, отработать навыки
художественного чтения эпического и лирического произведения.
воспитывать уважение к личности учителя, участника Великой
Отечественной войны, любовь к Родине
Оборудование:
выставка книг Ф.К.Андрианова и иллюстраций «Мир героев глазами
ребенка», презентация, буклеты.
ПРОЛОГ
(Из глубины сцены выходит старшеклассница и читает
стихотворение «Посвящение»)
Время быстро летит,
Пролетают года, словно птицы...
На уроки спешим –
Часу нет оглянуться назад.
И редеют ряды,
Не встречаем знакомые лица:
Рядом нет больше Вас,
Боль таится слезою в глазах.
Вы своим мастерством и любовью
Охотно делились,
И ступени у школы попрежнему
Помнят все Ваши шаги.
Вы лампадой любви
Нашу юность навек осветили,
Ну, а сами совсем незаметно На небо ушли.
По ступенямгодам
Поднимались Вы, сил не жалея,
Чтоб детей вверх вести,
Не оставив внизу никого.
И умолкло навек
Беспокойное доброе сердце,
Так, как Вы, никогда,
Никогда не жалели его!
Но тепло его мы
Сохраним в своих душах навеки,
Ведь любовь и призвание
Не умрут никогда,
А учительский труд
писательский труд
Означают бессмертье.
Будет вечна Земля,
Если память пройдет сквозь года!
и
2 Ведущий 1.
Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня в этом зале собрались люди разных поколений, которых объединяет
Память… Память о Фёдоре Константиновиче Андрианове, писателе, учителе,
ветеране Великой Отечественной войны, Почетном гражданине города
Рузаевки.
Ведущий 2.
Сегодня мы подводим итоги муниципальных Андриановских литературных
чтений, посвященных жизни и творчеству Федора Константиновича
Андрианова
Ведущий 3.
Да, время летит неумолимо. Изменить судьбу человека мы не можем, но
сохранить память о прекрасном, доброжелательном человеке, о
замечательном учителе, о талантливом писателе – это в наших силах.
Ведущий 2.
Федор Константинович ушел из жизни в канун празднования Великого
Дня Победы 6 мая 2008 года. Уже 9 лет как его нет рядом с нами…
Ведущий 1.
Жизнь писателя, как и многих людей его поколения, сложилась
непросто. Полистаем страницы биографии, основанные на воспоминаниях
Федора Константиновича.
Учащиеся 10х классов рассказывают биографию писателя.
1 блок. ДЕТСТВО
1чтец.
Родился Фёдор Константинович Андрианов 23 сентября 1923 года в
селе Сурочки Гагинского уезда Нижегородской губернии.
Его отец Константин Григорьевич Андрианов происходил из
крестьянской семьи, по специальности гравер по металлу, жил в Нижнем
Новгороде. Он считался гравером № 1, и все известные граверы Нижнего
были его учениками.
Первые годы после революции именно здесь была организована
единственная во всем Советском Союзе Центральная военная индустриальная
радиолаборатория имени БончБруевича. Работа её была строго засекречена.
Мальчиком Федя Андрианов чуть ли не каждый день бегал на работу к отцу.
Радиолаборатория манила к себе своей загадочностью. Отец делал приборы к
самолету "Максим Горький". Последние годы работал на какихто вредных
сплавах. Естественно, о сути не говорил. Видимо, вредная работа сказалась
на его здоровье. У него начался абсцесс легких, и в марте 1941 года он умер.
2 чтец.
Мама Мария Николаевна (в девичестве Дианова) тоже происходила
из крестьянской семьи из соседнего села Соболево того же Гагинского уезда. С отцом она познакомилась в Сурочках, где проживали его родители. Она всю
себя посвятила семье, была домохозяйкой.
У Федора Константиновича было еще два брата, но один Гриша умер в
детстве. Другой брат Николай был старше Федора на четыре года. Он окончил
Ленинградский педагогический институт имени Герцена, прошел через всю
войну, затем окончил дипломатическую академию, работал долго за границей.
Был первым секретарем посольства в Бельгии, генконсулом в Касабланке
(Марокко), в МИДе. Умер в начале 80х в Москве.
Вот как вспоминает Фёдор Константинович свои школьные годы.
На сцене мальчик, который исполняет роль писателя.
ПИСАТЕЛЬ.
«В 1931 году я поступил в начальную школу. Здание двухэтажное,
деревянное находилось возле Церкви Спаса. Мы школьники в большую
перемену бегали в церковь смотреть, как служит батюшка. Потом ее закрыли:
тогда же была борьба с религией. Нас перевели в школу имени Покровского
напротив оперного театра. Там я проучился с 5 по 7 класс. Затем нас
направили в новую только что построенную школу N 29. Там мы недолго
проучились, здание забрало военное ведомство под училище зенитной
артиллерии».
2 блок. ВОЙНА
Ведущий 1.
В Нижнем, вернее к тому времени уже в Горьком, ФК заканчивал
десятилетку. Выпускной вечер состоялся 21 июня 1941 года. Ребята всю ночь
прогуляли по знаменитому Нижегородскому Откосу набережной Волги с
обрывом очень красивое место. Под утро выпускник пришел домой, лег
спать, а в двенадцать часов был разбужен страшным словом: "Война!" .
Сценка "Выпускной"
Громко звучит музыка на сцене. Смеясь, появляются
выпускники школы 1941 года.
Музыка затихает. Ребята ведут непринужденный разговор.
Надя. Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша
последняя школьная ночь.
Максим. Всё когданибудь кончается, но это и неплохо ведь дальше будет
настоящая жизнь.
Федя. Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя,
прощайте, однокашники! Что нас ждет впереди? Неизвестность.
Маша. Почему неизвестность? Ты станешь учителем, а я врачом
Таня. Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт: мы все институты
закончим. Вырастем. Может, ктото даже замуж выскочит.
Дима. Ага, или женится... Нет, это потом… Я геологом буду, в тайгу поеду.
Романтика! Таня. А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так
мешает!
Дима Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по
химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?
Катя. Тебе хорошо рассуждать… Ты едешь работать в тайгу, а мне в
институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?
Маша.
Дима. Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!
Маша. Вот ещё, придумал! Я из родного города никуда... Буду учиться здесь,
в медицинском.
Федя. А я в педагогический пойду, закончу детей учить буду!
Максим. А меня родственники к себе зовут. Как думаете, соглашаться?
Надя. Ну, это ты сам решай. Здесь трудно чтолибо посоветовать…
собираешься уехать
правда
Ты,
в
тайгу?
Ребята построились.
Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое
Максим. Мы молоды и счастливы!
Маша.
предназначение на этой земле!
Надя Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями,
врачами!
Звучит песня "Священная война».
Мальчики уходят строем.
Девушки машут им вслед. Убегают со сцены.
ПИСАТЕЛЬ.
Фёдор Константинович вспоминал: «Тогда мы еще не знали, насколько
это страшное слово "война". Мы были воспитаны на книгах, на фильмах в
духе: "Если завтра война, если завтра в поход". Мы нисколько не сомневались,
что победим. И вот в этот же день мы, четыре одноклассника, пошли в райком
комсомола и написали заявление отправить нас добровольцами на фронт. Я
горжусь тем, что принадлежу к этому поколению, которое грудью защитило
Родину. Я до сих пор помню двор райкома комсомола, забитый до отказа
молодыми ребятами. Это был великий патриотизм и подъем. Из ста человек
живых только трое. Я вернулся, хоть и инвалидом, но остался жив. Из моего
класса из ребят осталось в живых только четыре человека: остальных унесла
война».
Хореографическая композиция «Ах, война, что ты сделала, подлая?!»
Ведущий 2. 27 июня просьбу Федора удовлетворили, зачислили в ряды Красной
Армии и отправили в знаменитые Гороховецкие лагеря (что под Горьким). А
уже 22 июля под Смоленском он вступил в свой первый бой в пехотной
дивизии. В августе 1941 года при дивизии стал организовываться ударный
отряд спецназначения, действующий по тылам противника, куда зачисляли
только добровольцев, и одним из них стал Ф.К.Андрианов. Именно здесь он
взял первого своего «языка», а всего их на его боевом счету тринадцать.
Здесь, в отряде, он получил и первую свою боевую награду – медаль «За
отвагу» за взрыв железнодорожного моста под станцией Жуковка через
Десну.
Песня «Эх, путьдорожка фронтовая!»
Ведущий 1.
Войну Фёдор Константинович прошел от начала до конца, от Смоленска
до Венгрии. Пять раз фашистские пули и осколки настигали Фёдора
Константиновича на поле боя, и последний пятый он был тяжело ранен,
остался без левой руки. Был демобилизован в сентябре 1945 года по
инвалидности.
Ведущий 2.
Война, ее горечь, боевые друзья, величие героизма, подвига все это
вошло в его поэзию.
Ведущий 1.
Любимой песней Фёдора Константиновича
была известная «На
безымянной высоте». Именно так называется и один из его очерков.
Песня «На безымянной высоте» исполняет ансамбль мальчиков
3 блок. ПОСЛЕ ВОЙНЫ
10 класса
ПИСАТЕЛЬ.
В сентябре 1945го Фёдор Константинович выписался из госпиталя и
приехал в Горький. Настроение его было не из лучших. 22 года… А уже
инвалид, без руки. Надо было определяться в жизни, даже иногда думалось:
«Стоит ли жить?» Тогда он написал стихотворение "Обида однорукого": Зачем ты меня, однорукого, любишь,
Когда так много с двумя кругом?
Мне трудно бриться и умываться,
Забыл уже про удар лихой,
Я даже теперь не могу обниматься
Вернее, могу, но одной рукой.
Другие, посмотришь, ходят в пляски,
Любую девушку ведут танцевать,
А мне завязать у ботинок завязки
И то приходится когото звать.
Вокруг все люди жалеют калеку,
А мне от этого больше тоска,
Ведь Бог сотворил две руки человеку:
Почему ж у меня одна рука? В своих воспоминаниях Фёдор Константинович говорит, что эта тоска
длилась у него недолго. Он нечаянно наткнулся на стихи замечательного
русского поэта Егора Исаева, у которого нашел такие строки:
Пусть ты пришел с пустым рукавом,
Но не с пустой душой.
Ведущий 1.
И он стал искать свое место в жизни. Хотел поступить в институт,
метался: то ли в строительный, то ли в водный, то ли в индустриальный, но
остановился на литературном факультете педагогического института. Фёдор
Константинович уже занимался литературой, и это ему показалось ближе
всего. В 1948 году в "Комсомольской правде" было опубликовано
стихотворение "Моя гимнастерка". Потом был "Экзамен", которым он очень
гордился. В это время он входит в круг горьковских писателей.
4 блок. СЕМЬЯ
3 чтец.
Со своей будущей женой Наташей Фёдор Константинович познакомился
еще в школе, до войны. Она училась в шестом классе, а он в восьмом. Он был
пионервожатым у них в классе. Старался приучить к культуре: водил по
музеям и выставкам. Положил глаз на двух подруг: Наташу и Иру. Они
занимались художественной гимнастикой. Федору приходилось встречать их с
этих занятий. Жили на одной улице. Часто проводили вместе вечера. С
фронта изредка он писал ей, еще реже получал ответы. Стихи ей писал.
Песню «Первая любовь» исполняет дуэт 10 класса.
4 чтец.
Фёдор Константинович пронес эту любовь сквозь всю войну. Наташа его
дождалась, приняла такого, какой есть, и всегда поддерживала по жизни.
Поженились они в 49м. В 50м Фёдор Константинович с отличием закончил
институт. Жена чуть раньше (в 48м) закончила медицинский институт, и ее
распределили в Рузаевку педиатром. После окончания пединститута Фёдор
попросил назначение в Мордовию, чем удивил комиссию по распределению.
Планировали оставить его в Горьком по заявке Союза писателей, да и в
Мордовии не было мест. Но он добился выдачи свободного диплома и
приехал вслед за женой. Стал работать учителем русского языка и литературы
в нашей школе.
5 чтец.
Жена сначала работала в Доме ребенка, затем ее назначили заведующей
детским отделением Рузаевской центральной районной больницы. В 1956м
родилась дочь Анна. Анна Федоровна пошла по стопам отца, стала учителем
русского языка и литературы. Подарила им двух внуков Федора и Ивана,
которые тоже окончили нашу школу.
В браке Андриановы прожили 50 лет. Фёдор Константинович говорил:
«Без нее я никогда бы не стал тем, кем я есть сейчас. В семейной жизни я был счастлив». Ей было трудно с ним, утверждал Фёдор Константинович, но она
никогда ни единым словом об этом не обмолвилась.
Ведущий 3.
Слово дочери Фёдора Константиновича Андрианова Рузмановой Анне
Федоровне.
5 блок. ШКОЛА
6 чтец. Их много — курносых, несхожих,
Влетающих в школу гурьбой.
И с ними непросто. И все же
Душе его дорог любой.
Он вел их по лесенке знаний,
Страной научил дорожить,
И видеть сквозь даль расстояний,
И с умницейкнигой дружить…
Пусть ктото строителем станет,
А ктото хозяином рек,
Но верится сердцу: поставит
Пятерку им завтрашний век.
И, взрослыми став, через годы
Ребята добром помянут
И строгость его, и заботы, —
Нелегкий учительский труд Детский танец в исполнении четвероклассников
.
Ведущий 1.
Для многих жителей нашего города, для выпускников нашей школы
Фёдор Константинович прежде всего Учитель. Сколько поколений учащихся
прошло через сердце Заслуженного учителя школы Мордовии за 30 лет!
Ведущий 2.
«Школа и дети, это моя судьба!» говорил Фёдор Константинович.
Он показал себя как отличный педагог, широко эрудированный, в
совершенстве владеющий материалом преподавания дисциплин, дающий
учащимся глубокие и прочные знания. Его работа основывалась на поиске,
размышлении, сомнении, удивлении. Изучаемые темы были всегда
интересными и значимыми. Его ученики всегда отличались сплоченностью и
активностью. За большую плодотворную работу Фёдор Константинович
награжден знаком «Отличник народного просвещения», медалью «За
доблестный труд». В 1966 году удостоен высокого звания «Заслуженный
учитель школы МАССР».
6 блок. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ведущий 1.
В Мордовии Федор Андрианов получил известность как детский
писатель.
Одновременно с работой в школе занимался творческим трудом: писал
стихи, очерки, рассказы. В 1952 году поступил заочно в Литературный
институт им. Горького при Союзе писателей СССР, учился в семинаре
Михаила Светлова (поэзия) и Николая Замошкина (проза). Это было
единственное такого рода высшее заведение.
Ведущий 2.
Писатель много общался и дружил с писателями и поэтами нашей
республики: с Никул Эркаем, Ильей Девиным, Иосифом Уткиным, Кузьмой
Абрамовым. Занимался переводческой работой. При Союзе писателей
Мордовии долгое время вел семинары молодых писателей.
Ведущий 1.
Дипломной работой Андрианова была повесть «Зарево над Рузаевкой».
архивах, изучая
Более трех лет работал автор над документами в
исторические события.
Ведущий 2.
Большой популярностью пользуются повести «Спроси свою совесть»,
«Если ты вышел в дорогу», «Экипаж корабля «ЛЮКОС – 5», «Вижу зелёный».
Все повести отличаются глубиной философских взглядов, оригинальностью
трактовки сложных жизненных ситуаций. Ведущий 1.
Все, что написано Андриановым, происходит в нашем родном городе, в
Рузаевке, он воплотил нашу родину в литературе.
Его книги очень нужны.
Детям, вступающим в жизнь.
Для взлета души.
Чтобы чтото в жизни понять и усвоить высоко и красиво.
Книги Фёдора Константиновича должны жить…
Ведущий 3. Слово предоставляется писателям.
7 блок. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ведущий 1 .
Фёдор Константинович почти до конца своей жизни вел активную
общественную работу. Шесть раз избирался депутатом городского Совета
народных депутатов, был членом правления Союза писателей Мордовии.
В 2004 году Фёдору Константиновичу было присвоено звание
«Народный писатель Мордовии».
Ведущий 3.
6 мая 2008 года Ф.К. Андрианов ушел из жизни.
На стене дома № 55 по улице Ленина, где жил Почетный гражданин города
Рузаевка, писатель, учитель, ветеран Великой Отечественной войны
Ф.К.Андрианов, установлена мемориальная доска. Право возложить цветы к
мемориальной доске предоставляется КАДЕТАМ 8 класса.
(Звучит мелодия песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р.
Гамзатова. Кадеты 8 класса с цветами выходят из зала для
возложения цветов)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий 1.
Сегодня мы вспоминали удивительного, замечательного человека. Но со
страниц его книг, мы получаем мудрые советы настоящего учителя.
Ведущий 2.
Федор Андрианов прожил нелёгкую жизнь. И со страниц его книг мы
получаем мудрые советы настоящего учителя.
Ведущий 1.
Но мы с полным правом можем сказать, что жизнь его была счастливой,
потому что он до сегодняшнего дня с нами в своих книгах, в своих учениках.
Ведущий 2.
Память о нем живет в наших сердцах!
Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва... Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!
Ведущий 3.
Уважаемые гости!
От всей души мы поздравляем всех с наступающим праздником – с
днем Победы в Великой Отечественной войне! Желаем все здоровья, счастья,
мирного неба над головой!
Танец «Юнкера» исполняют кадеты 11 класса.
Ведущий 1.
На этом наш праздник закончен.
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Литературный праздник, посвященный творчеству писателя Ф. К. Андрианова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.