Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)
Оценка 5

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Оценка 5
Культурные мероприятия +1
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
21.04.2017
Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)
На изучение творчества В.М.Шукшина отводится по программе, к сожалению, мало часов. Но произведения Шукшина, его личность помогают восполнить тот недостаток нравственных понятий, духовности, которые, к сожалению, становятся нормой нашей жизни. Обращение к рассказам Шукшина, на мой взгляд, дает возможность прикоснуться к тайникам человеческой души, научить их отзывчивости, неравнодушию. Предлагаемый материал поможет открыть писателя В.М.Шукшина.Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину как форма внеурочной деятельности по литературе.
Вечер о Шукшине.doc
Конспект  внеклассного мероприятия. Тема: «Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину.   Цель:  развитие   читательского   интереса,   выявление разнообразных способностей учащихся, воздействие на ум, душу зрителей. Форма   проведения: литературно­театрализованная   композиция.                  Оборудование:  портрет писателя, выставка книг, плакат со стихами Е.Евтушенко о Шукшине. Сценарий вечера. 1 часть. Ведущий:  Сегодня   в   этом   зале   нас   всех   объединяет   одно:   интерес   к   творчеству В.М.Шукшина.   На   нашем   литературном   вечере   мы   поговорим   о   тех   вопросах, которые Шукшин поставил и решать которые он завещал нам. Мы будем говорить об уроках В.Шукшина: о способе жить в искусстве, о позиции художника. Его творчество   зовет   к   спору,   к   обсуждению.   На   нашем   вечере   прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки их статьей, стихи. Чтец: Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пьяный ветер вздыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки –  Это родина Шукшина.                                      (Кондаков). Чтецы: (из автобиографии Шукшина).  Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родители – крестьяне. Со времени организации колхозов (1930г.) – колхозники. В 1933 году отец арестован органами ОГПУ. Дальнейшую его судьбу не знаю. В 1956 году он посмертно полностью реабилитирован.  В 1943 году окончил сельскую семилетку… Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем­такелажником, учеником маляра, грузчиком… В 1949 году был призван служить во флот… служил на Черном море, в Севастополе. Воинское звание – старший матрос, специальность – радист. После демобилизации приехал домой.  Во   все   времена,   везде   много   читал.   Решил,   что   смогу,   пожалуй,   сдать экстерном   экзамены   на   аттестат   зрелости.   Сдал…   Считаю   это   своим маленьким подвигом – аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не   испытывал.   После   этого   работал   учителем   вечерней   школы   рабочей молодежи… Чтец: (из статьи  Шукшина «Монолог на лестнице»). «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что­ нибудь   важное,   интересное   и   интересно.   (Я   преподавал   русский   язык   и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья   верил:   вот   теперь,   в   эти   минуты,   я   делаю   настоящее,   хорошее   дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». Чтец: (из воспоминаний  Шукшина). «Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии… Потом   произошло   знакомство   с   Михаилом   Ильичом   Роммом.   Абитуриенты   в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и   испепелит.   А   посмотрели   на   меня   глаза   удивительно   добрые.   Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…» Чтец:  «Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная   комиссия,   которую   тоже,  видимо,   изумило,   кого   набирает   Михаил Ильич… Председатель комиссии иронически спросил: ­ Белинского знаешь? ­ Да, ­ говорю. ­ А где он живет сейчас? В комиссии все затихли. ­   Виссарион   Григорьевич?   Помер,   ­   говорю,   и   стал   излишне   горячо доказывать, что Белинский «помер». Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей». Ведущий:  « Мне везло на умных и добрых людей»… Стоит задуматься над этой фразой. Анализ даже лежащих на поверхности биографических фактов, кажется, не дает повода так думать. Другой на месте В. Шукшина мог бы всю жизнь проклинать судьбу,   ожесточиться.   Но   Шукшин   –   человек   в   высшей   степени   совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием – к другим. Чтец: Я   хочу   прочитать   стихи   Леонида   Попова.   Мне   кажется,   что   позиция   поэта   в главном перекликается с жизненной линией писателя В.Шукшина. Поздно: учиться «петь – танцевать», Шаркать подошвой по жаркому кругу. Стыдно: поклоны впрок раздавать,  Пылко влюбляться в столичную вьюгу. Верить пожатью казенной руки, Честью платить за натужную милость, Время: свои подытожить долги, Благо, достаточно их накопилось. Время: припомнить былые грехи, Чтоб понапрасну душа не гордилась. Время: вчитаться в чужие стихи,  Чтоб от своих голова не кружилась. Время: последнюю выгрести медь, Но до копейки за все расплатиться И до рассвета успеть умереть, Чтоб на рассвете свободным родиться! Ведущий: Главное для Шукшина – не где человек живет, а как он живет и какой это человек. Это же несерьезно: требовать, чтобы художник написал о студентах, о милиции, об ученых, об интеллигенции. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что­то дурное – и привычно твердим: «пережитки прошлого в сознании людей», «тлетворное влияние Запада». А   Шукшину   хватило   смелости   посмотреть   в   лицо   жизни.   И   вот   со   страниц рассказа «Обида» раздался горестный крик Сашки Ермолаева: «До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завез, не забросил на парашютах…» Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему,   потому   что   эти   люди   на   свой   несуразный   лад   защищают   человеческое достоинство. Писатель   ненавидел   людей   самодовольных,   сытых,   успокоенных,   он   хотел растревожить наши души, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. Шукшин   писал:   «Как   у   всякого,   что­то   делающего   в   искусстве,   у   меня   с читателями и зрителями есть еще отношения «интимные» ­ письма.  Пишут.   Требуют.   Требуют   красивого   героя.   Ругают   за   грубость   героев,   за   их выпивки и т.д. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба; благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой.»  В.Шукшин   хотел   разбудить   нашу   совесть,   чтоб   задумались,   что   с   нами происходит. Чтец:  В искусстве уютно           быть сдобною булкой                                    французской, но так не накормишь                                   ни вдов,                                     ни калек,                                      ни сирот. Шукшин был горбушкой                     с калиною красной                                     вприкуску, черняшкою той,             без которой немыслим народ… Когда мы взошли,             на тяжелой закваске                           мужицкой, нас тянет к природе,               к есенинским чистым                               стихам. Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться, и сердце как сокол, как связанный Разин Степан.                                                   Е.Евтушенко «Памяти Шукшина». Чтец: Шли   по   стране   его   прекрасные   фильмы:   «Живет   такой   парень»,   «Печки   – лавочки», «Калина красная». Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шоферы, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила Шукшина. Ведущий: При   жизни   Шукшина   мало   кто   задумывался   о   том,  какой   ценой   оплачено   его искусство.   Мы   задумываемся   об   этом   только   теперь,   когда   его   не   стало.   В записках на полях его черновиков есть такие строчки: «Никогда, ни разу в своей жизни   я   не   позволил   пожить   расслабленно,   развалившись.   Вечно   напряжен   и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения». Чтец: Он не вышел ни званьем, ни ростом. Не за славу, не за плату, ­  на свой необычный манер, ­  он по жизни шагал над помостом –  по канату, по канату, натянутому, как нерв!...              В.Высоцкий «Канатоходец». Чтец: (из письма Шукшина Глебу Горышину). «Глебович! Что это ты загрустил там, веста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать. Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем. А чтоб серьезно, так, я уже тебе скажу: «хорошо, если бы мы все­таки выдюжили. Не   видел,   как   дуги   гнут?   Березку   распаривают   и   –   осторожно,   постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую. Очень меня как­то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить. Милый мой, понимаю всего тебя от пят до макушки. А если учесть твой рост, то выходит, что понимаю много». Чтец: Я хочу прочесть стихотворение, отражающее жизненную позицию В.М.Шукшина. Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или  пророку –  каждый выбирает для себя…                                      Ю.Левитанский. Ведущий: Нет с нами большого писателя – В.Шукшина. Но остались его книги, его мысли… И   каждый   его   рассказ   заставляет   нас   задуматься   о   серьезных   проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел   в  степень уважения такие  человеческие  качества,  которые  не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не  отдавай  всего  этого  за понюх  табаку…  Мы  умели  жить. Помни это. Будь человеком»! 2 часть. Спектакль по рассказу В.М.Шукшина «Микроскоп».

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)

Литературный вечер, посвященный В.М.Шукшину. (9 -11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017