МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИТВИНЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
улица Житомирская, дом 1, с.
Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым, 297632
тел.(06559) 2-53-19, e-mail: litvinenkovoschool@mail.ru, ОГРН 1149102170744, ИНН 9109007561
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Протокол педагогического совета Приказ от 28.08.2017 № 167 25.08.2017 № 01 Директор
А.И. Пилюшкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______________________Литературе___________________________________
(учебный предмет, курс)
Уровень образования
(класс)____8-б ______основное общее образование_____________________
(основное общее образование с указанием классов)
Количество часов ____за год-68 часов, в неделю- 2 часа______________
(общее количество за год, в неделю)
Учитель _________Ибадлаев Энвер Мемедляевич_____________________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Рабочая программа для 8 - б класса МБОУ
«Литвиненковская СШ» Белогорского района Республики Крым составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по литературе для 5-11 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008.
Учебник: Литература. 8 класс: 2 ч. Коровина В.Я., Журавлев В.П.,
Коровин В.И — М.: Просвещение, 2014 .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Введение. Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Искусство чтения.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Лирическая песня как жанр народной поэзии. Лирическая песня. Исторические песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века
Литература XVIII века (общий обзор).
Ж.-Б.Мольер -представитель французского классицизма XVII века.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Денис Иванович Фонвизин.
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов.
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев.
Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды . Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь.
Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков.
Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой.
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов.
Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин.
Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн.
Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок.
Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев.
Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир.
Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер.
Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п |
Содержание |
часы |
Р.р. |
Вн.чт. |
Кл.соч. |
Д.соч. |
К.р. |
1 |
Введение |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
Фольклор |
3 |
|
|
|
|
|
3 |
Древнерусская литература |
3 |
|
1 |
|
|
|
4 |
Русская литература XVIII века |
4 |
|
|
|
|
|
5 |
Литература XIX века |
2 |
|
|
|
|
|
6 |
Творчество Пушкина |
11 |
1 |
|
1 |
|
|
7 |
Творчество Лермонтова |
3 |
|
|
|
|
|
8 |
Творчество Гоголя |
8 |
1 |
1 |
|
1 |
|
9 |
Русская литература II-половиныXIX века |
7 |
|
|
|
|
|
10 |
Творчество Чехова |
4 |
|
|
|
|
|
11 |
Русская литератураXXвека |
5 |
|
|
1 |
|
1 |
12 |
Русская литература II-половины XXвека |
7 |
2 |
|
|
1 |
|
13 |
Зарубежная литература |
9 |
|
3 |
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
68 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _________ Т.В. Крыловская
учителей гуманитарного цикла 25.08.2017 (наименование МО)
МБОУ «Литвиненковская СШ»
Белогорского района Республики Крым
24.08.2017 № 01
Руководитель МО
___________ __М.А.Измайлова
(подпись) (Ф.И.О.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИТВИНЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
улица Житомирская, дом 1, с.
Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым, 297632
тел.(06559) 2-53-19, e-mail: litvinenkovoschool@mail.ru, ОГРН 1149102170744, ИНН 9109007561
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО « УТВЕРЖДЕНО»
на заседании МО замдиректора по УВР учителей гуманитарного 25.08. 2017 Приказ 28.08.2017 № 167 цикла Директор
Протокол 24.08.2017 №01
Руководитель МО
________М.А.Измайлова _______ Т.В. Крыловская _______ А.И. Пилюшкина
Календарно – тематическое планирование
на 2017/ 2018 учебный год
по ____________________________Литературе___________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс _______________________8- б____________________
Учитель __________________________Ибадлаев Э.М.____________________________
Количество часов: всего ___68 _____ часов; в неделю ___2 _____ часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы ___Ибадлаева Э.М., утверждённой приказом №167 от 28.08.2017
___________________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Планирование составлено на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной
(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)
В соответствии с ФКГОС основного общего образования
(ФГОС начального, основного, среднего общего образования / ФКГОС-2004
Учебник: Литература. 8 класс: 2 ч. Коровина В.Я., Журавлев В.П.,Коровин В.И —
М.:Просвещение,2014
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРА 8 -б КЛАСС
68часов в год (2часа в неделю)
№п\п |
Дата |
Тема урока |
Форма деятельности учащихся на уроке |
Вид контроля |
Домашнее задание |
|
||
|
по плану |
фактически |
Введение (2 час) |
|
|
|
|
|
1-2 |
05.09 08.09 |
|
Литература и история. Искусство чтения. |
Лекция учителя. Беседа. |
Стр. 6-8 (пересказ) |
|
||
|
|
|
Фольклор (3 часа) |
|
|
|
|
|
3-4 |
12.0915.09 |
|
Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. |
Рассказ учителя. Беседа. Анализ песен. |
|
Выучить песню «Пугачёв в темнице» |
|
|
5 |
19.09 |
|
Предания как исторический жанр народной прозы |
Беседа. |
|
(чтение, вопросы) |
|
|
|
|
|
Древнерусская литература (3час) |
|
|
|
|
|
6 |
22.09. |
|
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». |
Лекция учителя. Беседа. Работа с текстом. Художественный пересказ. |
|
Зайцев «Житие Сергия Радонежского» (прочитать), вопросы. |
|
|
7 |
26.09 |
|
Повесть о житие Ал.Невского. «Житие Сергия Родонежского» |
|
|
|
|
|
8 |
29.09 |
|
Вн.чт. «Шемякин суд как сатирическое произведение» |
Пересказ. Беседа. |
Внеклассное чтение |
|
||
|
|
|
Русская литература 18 века (4 часа) |
|
|
|
|
|
9 |
03.10 |
|
Русская литература 18 века (общий обзор). Ж.Б.Мольер-представитель французского классицизма. |
Творческий путь писателя. Пересказ биографии, прочитать |
|
|||
10 |
06.10 |
|
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» |
|
Выполнить задания |
|
||
11 12 |
10.10 13.10 |
|
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Образование и воспитание в комедии. |
Рассказ учителя. Беседа. |
Урок-семинар |
(читать, вопросы),сообщение |
|
|
13 |
17.10 |
|
Литература 19 века. (2ч) Басни И. А. Крылова. «Лягушки», «Обоз». |
Сообщение. Чтение текста произведения. Беседа. |
Работа с тестом по басням Крылова |
(чтение, вопросы) |
|
|
14 |
20.10 |
|
Творчество К.Ф.Рылеева |
Сообщение, беседа |
|
Кр.конспект |
|
|
|
|
|
Творчество А.С.Пушкина (11 часов) |
|
|
|
|
|
15 |
24.10 |
|
А. С. Пушкин «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» |
Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений и их анализ. |
|
Наизусть «Я помню чудное мгновенье» |
|
|
16 |
27.10 |
|
А. С. Пушкин «История Пугачёва» |
Рассказ учителя. Беседа. Чтение стихотворений. |
Чтение стихотворений наизусть. |
Читать повесть Пушкина «Капитанская дочка». |
|
|
17 |
07.11 |
|
А. С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания |
Лекция учителя, конспект лекции, составление плана. |
|
(чтение) (вопросы) |
|
|
18 |
10.11 |
|
Формирование характера Петра Гринева. |
Беседа, анализ эпизода, заполнение таблицы. |
|
(читать) (вопросы) |
|
|
19 |
14.11 |
|
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора |
Беседа. |
|
(читать) . |
|
|
20 |
17.11 |
|
Падение Белогорской крепости. |
Беседа, заполнение таблицы. |
|
Читать вопросы |
|
|
21 |
21.11 |
|
Р.Р.Швабрин и Гринёв. Сравнительная характеристика |
Беседа, составление плана сравнительной характеристики. |
Развитие речи |
Читать вопросы |
|
|
22 |
24.11 |
|
Р.р.Образ Марьи Ивановны |
Беседа, составление плана характеристики. |
Развитие речи |
Подбор материалов к сочинению. |
|
|
23 |
28.11 |
|
Изображение народной войны и ее вождя |
Беседа.. |
Подготовка к сочинению |
|
||
24 |
01.12 |
|
Становление личности Петра Гринева |
Беседа, составление плана характеристики |
|
|||
25 |
05.12 |
|
Классное сочиненио по роману Пушкина «Капитанская дочка» |
Написание сочинения. |
Сочинение |
Пушкин «Пиковая дама» (читать) |
|
|
|
|
|
Творчество М.Ю.Лермонтова (3 часа) |
|
|
|
|
|
26 |
08.12 |
|
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой |
Слово учителя. Беседа. |
|
Отрывок «Бой с барсом» (наизусть) |
|
|
27 |
12.12 |
|
Особенности композиции поэмы «Мцыри» |
Чтение текста. Словарная работа. Беседа. Чтение наизусть. |
Чтение отрывка наизусть. |
Лермонтов «Демон» (прочитать) |
|
|
28 |
15.12 |
|
М. Ю. Лермонтов «Демон» |
Слово учителя, беседа, художественный пересказ. |
|
Гоголь «Ревизор» (читать) |
|
|
|
|
|
Творчество Н.В.Гоголя (8 часов) |
|
|
|
|
|
29 |
19.12 |
|
Н. В. Гоголь «Ревизор». История создания и её первой постановки |
Лекция учителя. Составление конспекта статьи учебника. |
|
Ответы на проблемные вопросы. |
|
|
30 |
22.12 |
|
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе |
Беседа. Работа с текстом. Чтение по ролям. |
|
Заполнение обобщающих таблиц |
|
|
31 |
26.12 |
|
Р.Р. Хлестаков и хлестаковщина |
Работа с текстом. Составление плана характеристики. |
Развитие речи |
Заполнение обобщающих таблиц |
|
|
32 |
12.01 |
|
Чиновники на приеме у Хлестакова. |
Работа с текстом. |
|
Заполнение обобщающих таблиц |
|
|
33 |
16.01 |
|
Финал комедии, его идейно композиционное значение |
Работа с текстом |
Заполнение обобщающих таблиц |
|
||
34 |
19.01 |
|
Подготовка к домашнему сочинению «Обобщающая характеристика чиновников» |
Рассказ учителя. Составление плана сочинения. |
Домашнее сочинение. |
Написать сочинение.. |
|
|
35 |
23.01 |
|
Вн.чт. Н. В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» |
Рассказ учителя. Беседа. Сообщения. |
Внеклассное чтение |
Сообщения. Гоголь «Невский проспект» (прочитать) |
|
|
36 |
26.01 |
|
Образ Петербурга у Пушкина и Гоголя («Невский проспект» и «Шинель») |
Сообщения. Работа с текстом. |
|
Гоголь «Портрет»(читать |
|
|
|
|
|
Русская литература второй половины 19 века (7 часов) |
|
|
|
|
|
37 |
30.01 |
|
И. С. Тургенев «Ася» |
Рассказ учителя. Беседа. |
|
читать, вопросы) |
|
|
38 |
02.02 |
|
Повести Тургенева о первой любви |
Рассказ учителя. Беседа. |
|
Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды»читать, вопросы |
|
|
39 |
06.02 |
|
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»» |
Рассказ учителя. Беседа |
|
читать, вопросы |
|
|
40 |
09.02 |
|
Н. С. Лесков «Старый гений» |
Работа с текстом. |
|
Сочинение-миниатюра |
|
|
41 |
13.02 |
|
Л. Н. Толстой «После бала» |
.Художественный пересказ. |
Чтение наизусть |
читать, вопросы |
|
|
42 |
16.02 |
|
Мастерство Толстого в рассказе «После бала. |
Художественный пересказ. Беседа. |
|
Тютчев «Осенний вечер» (наизусть) |
|
|
43 |
20.02 |
|
Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова |
Беседа Практикум. Чтение стихотворения наизусть. |
|
Чехов. «О любви» (читать) |
|
|
|
|
|
Творчество А.П.Чехова (4 часа) |
|
|
|
|
|
44 |
27.02 |
|
А. П. Чехов «О любви» |
Рассказ учителя. Беседа |
|
Чехов «Человек в футляре» (читать) |
|
|
45 |
02.03 |
|
А. П. Чехов «Человек в футляре» |
Беседа. Работа с текстом. |
|
Чехов «Крыжовник» (читать) |
|
|
46 |
06.03 |
|
А. П. Чехов «Крыжовник» |
Работа с текстом. Ответы на проблемные вопросы. |
Ответ на проблемный вопрос |
Чехов «Ионыч» (читать) |
|
|
47 |
13.03 |
|
А. П. Чехов «Ионыч» |
Художественный пересказ. Беседа. |
|
Блок «Россия» (наизусть) |
|
|
|
|
|
Русская литература 20 века (5 часов) |
|
|
|
|
|
48 |
16.03 |
|
А. А. Блок. Образ России и её истории |
Рассказ учителя. Беседа. Чтение наизусть. |
Чтение наизусть |
чтение, вопросы, сообщения. |
|
|
49 |
20.03 |
|
С. А. Есенин «Пугачёв» - поэма на историческую тему |
Рассказ учителя. Беседа. Сообщения. |
|
Сообщения |
|
|
50 |
23.03 |
|
Классное сочинение. Образ Пугачёва в произведениях фольклора, у Пушкина и Есенина |
Составление плана, подбор материала |
Классное сочинение |
чтение, вопросы |
|
|
51 |
03.04 |
|
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминания о пути к творчеству |
Рассказ учителя. Беседа. |
|
чтение, вопросы |
|
|
52 |
06.04 |
|
Контрольная работа по творчеству Толстого, Чехова, Блока, Есенина |
Написание контрольной работы. |
Контрольная работа. |
чтение, вопросы |
|
|
|
|
|
Русская литература второй половины 20 века (7 часов) |
|
|
|
|
|
53 |
10.04 |
|
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин» |
Рассказ учителя. Беседа |
|
Подготовить устный рассказ с цитированием |
|
|
54 |
13.04 |
|
Р.Р. Василий Тёркин – защитник родной страны |
Обучение устному рассказу. |
Развитие речи |
Отрывок наизусть |
|
|
55 |
17.04 |
|
Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин» |
Чтение текста. Работа со словом. Беседа. Чтение наизусть. |
Чтение наизусть. |
чтение, вопросы |
|
|
56 |
20.04 |
|
А. П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» |
Ответы на проблемные вопросы. Пересказ. |
|
Подготовиться к уроку-концерту |
|
|
57 |
24.04 |
|
Р.Р. Урок-концерт «Стихи и песни о Вов» |
Прослушивание и чтение стихов и песен о Вов. |
Чтение наизусть Развитие речи |
чтение, вопросы |
|
|
58 |
27.04 |
|
В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» |
Рассказ учителя. Беседа. |
|
Подготовиться к сочинению |
|
|
59 |
04.05 |
|
Работа над сочинением «ВОВ в литературе 20 века» |
Беседа. Составление плана сочинения. |
Домашнее сочинение. |
чтение, вопросы |
|
|
|
|
|
Зарубежная литература (9) часов) |
|
|
|
|
|
60 |
08.05 |
|
У. Шекспир. Слово о писателе. Театр Шекспира |
Лекция учителя. |
|
Шекспир «Ромео и Джульетта» (читать) |
|
|
61 |
11.05 |
|
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви
|
Беседа |
Проверочная работа по содержанию |
Проблемные вопросы. |
|
|
62 |
15.05 |
|
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» |
Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение. |
|
Шекспир. «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь» (сообщения) |
|
|
63 |
18.05 |
|
У. Шекспир. Комедии . Сонеты |
Сообщения. Пересказ. Беседа. |
Тестирование |
Подготовиться к композиции |
|
|
64 65 |
22.05 22.05 |
|
.Вн.чт. «Мещанин во дворянстве» Мольер. |
Выразительное чтение сонетов. Прослушивание аудиозаписей. |
Внеклассное чтение |
Мольер «Мещанин во дворянстве» (читать) |
|
|
66 |
24.05 |
|
Вн.чт .Экзюпери «Маленький принц» |
Урок внеклассного чтения. Обсуждение произведения. |
Внеклассное чтение |
|
|
|
67 |
24.05
|
|
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. |
Чтение и пересказ эпизодов. |
|
|
|
|
68 |
25.05 |
|
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Рекомендации на лето |
Чтение фрагментов, пересказ. |
|
|
|
|
Итого: 68ч. |
|
К/р-1 К/с- 4 |
|
|||||
|
|
|||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Восьмой класс
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М. Ю. Лермонто в. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Восьмойкласс
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буи ные...». Авдотья Рязаночка.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. Вяземский. Тройка.
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. Певцы.
A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.
Из русской литературы XX века
B. Г. Короленко. Мгновение. М. Горький. Старуха Изергиль. И. Ф. Анне не кий. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.
М. А, Волошин. Коктебель.
А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед стоном...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
A. Т. Твардовский. Теркин на том свете,-
B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
A. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.
Из зарубежной литературы У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
B. Скотт. Айвенго.
П. М е р и м е. Таманго. Г.Уэллс. Война миров. Э. П о. Золотой жук.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
8. ЦОРы Сети Интернет
9. Мультимедийные презентации
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.