Тема урока: Л.Н. Толстой «Филипок»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
создать условия для усвоения главного смысла рассказа и подготовить к
выразительному чтению. Совершенствовать технику чтения.
Задачи:
1. Знакомить учащихся со страницами биографии автора.
2. Развивать навыки выразительного чтения и умение работать с произведением.
3. Воспитывать интерес к чтению книг.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс О.В.Кубасова, презентация.
План урока:
1. Орг. Момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
4. Сообщение новых знаний
5. Закрепление изученного
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
8. Завершение урока
Ход урока:
Орг.момент.
Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Проверить готовность к уроку. Установить дисциплину.
Проверка домашнего задания.
-Ребята, какое задание вы выполняли дома? (пересказ рассказа «Два плуга» К. Ушинский)
Актуализация знаний
-Ребята, что вы знаете о авторе Толстом?
-Какие знакомы вам произведения?
Сообщение новых знаний.
— Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
Рассказ об авторе.
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.
Полное собрание сочинений – 90 томов.Он много работал. Свои сочинения по нескольку раз перерабатывал, по 10 - 12 раз переписывал, чтобы сделать их лучше.
Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей.
В то время было ещё очень мало школ , а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей. Написал учебник для ребятишек и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в эту школу. Школу посещало от 30-40 мальчиков и девочек 7-13 лет. Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. В сумерках занятия возобновлялись и заканчивались в восемь девять часов вечера.. Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес Но книг для детей , простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы Л.Н. Толстой нашёл время для детских учебных книг.
Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни.
-Ребята читают по цепочке рассказ «Филипок»
— В произведении Л.Н.Толстого «Филиппок» встречаются слова, которые сейчас редко употребляются в речи. Давайте проверим, насколько внимательно вы читали и поняли смысл прочитанных слов. У каждого из вас на парте лежит карточка со словами. Надо найти им объяснения и соединить слово и пояснение к нему.
Слобода |
Шустрый |
Пострелёнок |
Работа по дням |
Сенцы |
Скрытно от всех |
Украдкой |
Озорник |
Бедовый |
Пригород |
Подённая работа |
Помещение между жилой частью дома и крыльцом |
Бежать во весь дух |
Нижняя часть раскрывающейся снизу одежды |
полы |
Очень быстро |
|
|
Самопроверка. Сверить ответы со слайдом.
— Оцените свои знания. Красный смайлик – я выполнил всё верно; зелёный – допустил ошибку.
— А сейчас вы выполните тест, а я проверю как вы внимательно читали.
Тест
1. Куда ушёл отец у Филиппка?
А) в лес;
Б) на подённую работу;
В) в поле.
2. С кем остался дома Филиппок?
А) с мамой;
Б) с бабушкой;
В) с братом.
3. Чью шапку надел мальчик?
А) брата;
Б) свою;
В) отцовскую.
4. Имя брата Филиппка.
А) Костюшка;
Б) Васютка;
В) Кирюшка.
5. Клички собак, напугавших мальчика.
А) Жучка;
Б) Волчок;
В) Юла.
Беседа по рассказу.
— Кто является главным героем этого рассказа?
— Какие ещё действующие лица встречаются в этом произведении?
— Каким вы представили себе Филипка в начале произведения?
— Каким он стал в конце были?
— Давайте построим сюжетную линию данного произведения.
Работа в парах.
— На столах у вас лежат части плана, надо правильно разложить деформированный план в схеме. Будем читать и искать правильное название к каждой части.
1 часть. Филиппок заскучал дома.
2 часть. Трудный путь в школу.
3 часть. Встреча с учителем.
4 часть. Филиппок читает.
5 часть. Филиппок стал ходить в школу.
Чтение 1 части « цепочкой» (Слайды-иллюстрации к произведению)
— Найдите в тексте слова, подтверждающие, что мальчик был маленький? (Выборочное чтение)
— Что ещё узнали о Филиппке?
— Как собирался Филиппок в школу? Почему?
Чтение 2 части « цепочкой»
— Далеко ли была школа?
— Почему в своей слободе собаки не трогали Филипка?
— Что произошло у чужих дворов? Почему?
Чтение 3 части «цепочкой»
— Почему Филиппок заплакал?
— Какое чувство испытал мальчик? Почему?
— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филипка?
Чтение 4 части («жужжащее чтение»)
— Как ребята объяснили появление Филиппка в школе? (выборочное чтение)
— Как Филиппок стал учеником школы? (чтение по ролям)
— Как изменился Филипок в конце произведения? Почему?
— Как учитель относится к мальчику?
— Почему Филипок стал вдруг хвалиться?
Работа в группах.
— У каждого из вас есть по одному слову, соберите все слова в пословицу и попробуйте объяснить смысл каждой пословицы.
1. Грамоте учиться- всегда пригодится.
2. Добра желаешь – добро делай.
3. Хорошие стремления нужно поддерживать.
— Давайте составим словесный портрет мальчика. Какие черты характера присуще Филиппку.
Грустный самостоятельный серьёзный настойчивый весёлый смелый шутливый целеустремлённый |
Рефлексия.
— Что вам понравилось на уроке?
— Что вы интересного и поучительного для себя вы узнали?
— Как бы вы оценили свою работу на уроке? ( Выбрать смайлик: красный – я хорошо поработал, зелёный – надо ещё стараться).
Подведение итогов.
-Ребята, что нового узнали об авторе?
-Чему учились?
Домашнее задание.
Рассказ «Филипок» выразительное чтение.
Завершение урока.
- Вы молодцы, ребята, поработали хорошо. Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.