В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения. Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее ли короче, солнце греет или нет.
Назовите осенние месяцы и помогите ребенку их запомнить.
Игра «Почемучка?»
(установление элементарных причинно-следственных связей)
Почему осенью улетают птицы? (птицы улетают потому, что становится холодно, и скоро наступит зима)
Почему листья деревьев меняют цвет?
Почему увядает и сохнет трава?
Почему облетают листья ?
Почему в садах и на огородах люди собирают урожай, а не сажают новую рассаду?
Почему люди одеваются теплее, чем летом?
Почему осенью идут холодные дожди?
Игра «Есть – нет»
(Образование родительного падежа существительных)
Дождь – нет дождя;
Зонт - … (нет зонта);
Птицы - … (нет птиц);
Листья - … (нет листьев);
Паутина – … (нет паутины);
Лужа - … (нет лужи);
Ветер - … (нет ветра);
Туча - … (нет тучи);
Урожай - … (нет урожая).
Игра «Один – много».
(Образование множественного числа существительных)
Лист – листья
Желудь - … (желуди)
Каштан - … (каштаны)
Плащ - … (плащи)
Ручей - … (ручьи)
Скворечник - … (скворечники)
Скворец - … (скворцы)
Почка - … (почки)
Лужа - … (лужи)
Зонт - … (зонты)
Дождь - … (дожди)
Совместное игры на свежем воздухе не только сближают, но и способствует обогащению речи. И дело тут не только в развитии общей моторики, которая, безусловно, тренируется, если вместе бегать, кататься на велосипеде, играть в прятки… Совместные игры учат обсуждать план действий, договариваться.
Игра «Назови ласково».
(развитие умения образования существительных в уменьшительно-ласкательной
форме)
Облако– …(облачко)
Ветер – …(ветерок)
Солнце – …(солнышко)
Капля – …(капелька)
Дождь – …(дождик)
Туча – …(тучка)
Лужа – …(лужица)
Плащ – …(плащик)
Трава - …(травка)
Зонт - …(зонтик)
Птица - …(птичка)
Осенью, на прогулках, вместе с ребенком рассматривайте листья с разных деревьев, можно не только называть листья, но сплести из них венок или собрать букет: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный.
Игра «Закончи предложение».
(формирование использования в речи развернутой фразы).
Осенью солнце светит… (как? ) не часто, не слишком ярко.
Осенью ветер … (какой?) холодный, порывистый.
Осенью птицы улетают … (куда? ) на юг.
Осенью от нас улетают птицы … (какие? ) перелетные.
Осенью дожди … (какие?) холодные.
Осенью листья на деревьях … (какие?) желтые, красные, коричневые.
Осенью листья с деревьев опадают …(как?) медленно.
Игра «Скажи наоборот». (Развитие активного словаря антонимов).
Летом жарко, а осенью … (прохладно).
Летом солнце яркое, а осенью …(тусклое).
Летом дни жаркие, а осенью - … (теплые, проходные) .
Летом погода часто солнечная, а осенью… (пасмурная).
Летом ветер теплый, жаркий, а осенью … (прохладный, холодный).
Летом дожди теплые, а осенью … (холодные).
Летом листья на деревьях зеленые, а осенью … (желтые, красные, бордовые, коричневые, разноцветные, пестрые).
Время, проведенное с детьми на прогулке, дает не только широкие возможности для обогащения их словарного запаса, развития памяти, наблюдательности, возможности сравнивать и делать свои умозаключения. Но и что гораздо более ценно – это время, которое позволит вам сблизиться, научиться лучше понимать друг друга, получить совместные яркие положительные эмоциональные переживания, впечатления.
Счастливые воспоминания из детства сохранятся на всю жизнь . Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируют жизненные ценности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.