КОРРЕКЦИОННАЯ
Ш ПЕДЯГОГИКЯ ЛАЛ6заренко ОП
ЛОШПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ!
с детьми с ОНРи фФН в начальной шкоде
типос |
1 класс |
удк
ББК 74.зя71
Л17
Лазаренко, Л. В.
Л 17 Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. 1 класс. Развитие графомоторных функций / Л. В. Лазаренко. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. —27 с. (Коррекционная педагогика).
ISBN 9786-691-01933-3
Агентство CIP РГБ
Учебное пособие предназначено для детей 7—8 лет с ограниченными возможностями здоровья. В тетради даны игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, зрительного восприятия и т.д., а также задания, формирующие фонематическое восприятие, грамматический строй речи. Все задания ученики выполняют под руководством педагога. удк
ББК 74.зя71
Рисунки выполнили: Лазаренко Л.В., Лазаренко В.И.
О Лазаренко Л.В., 2013
ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013
О Художественное оформление.
ООО «Гуманитарный издательский центр
ISBN 9786-691-01933-3 ВЛАДОС», 2013
Ученым давно известна прямая связь между развитием тонкой моторики рук и самых важных для человека долей мозга. Доказано, что даже простые движения пальцев помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, избавляют от умственной усталости. А своевременная тренировка мелкой моторики развивает внимание, мышление и память, улучшает речь. Поэтому необходимы ранние занятия с ребенком, поскольку именно в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе.
Пособие состоит из трех частей. В первой части детям 7—8 лет с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида предлагаются упражнения для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, овладения навыками выполнения графических заданий. Игры и задания помогут устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируются память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.
Пособие составлено с учетом интеллектуальных способностей ребенка. Все задания составлены по принципу: от простого — к сложному.
Упражнения и игры, направленные на развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, помогут школьнику видеть и различать очертания фигур, символов, научат его правильно держать кисть руки, позволят сформировать правильную осанку. Если во время выполнения графических заданий учащиеся делают неверные соединения, не умеют ориентироваться на листе бумаги или недостаточно владеют карандашом, логопеду необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики рук. Задания можно выполнять как ручкой, так простым или цветным карандашом.
При выполнении упражнений нужно
придерживаться следующей последовательности:
объяснять, что такое штриховка и обведение по точкам; обратить внимание ребенка на то, что направление штриховки обычно указано стрелкой; штриховка не должна выходить за границу рисунка; о мелкие штриховки должны проводиться на одинаковом расстоянии друг от друга; о линию рисунка по точкам нужно проводить не отрывая руки от бумаги, если линия не прерывается. Обязательно обратить внимание на: о какой рукой рисует ребенок; е как он работает с образцом. Часто ли смотрит на него или рисует по памятио, быстро или медленно проводит линии; попадает ли линиями в уголки клеток; сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом (что очень важно). Все следующие упражнения формируют фонематическое восприятие, грамматический строй речи ребенка с особыми образовательными потребностями посредством работы с текстами, сюжетными и предметными иллюстрациями.
з |
Материал пособия подобран с учетом воспитательной направленности. Содержание иллюстраций, текстов позволяет более успешно проводить социализацию ребенка, развивать коммуникативные навыки, ориентироваться в явлениях общественной жизни, расширять круго-
зор.
При организации занятий следует использовать вопросы и задания (их читает сам педагог), соответствующие возможностям ребенка, и заранее определять, какие из них он может выполнять самостоятельно, а какие с помощью педагога.
Желательно учитывать эмоциональный настрой ребенка и, что немаловажно, тот объем заданий, который он сможет выполнить в силу своего отклонения. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 6—7 минут с пе-
рерывом на пальчиковую гимнастику, так
как способность к концентрации у детей с особыми образовательными потребностями снижена.
Упражнения на разлинованной части листа могут выполняться по образцу учителя согласно индивидуальным возможностям ребенка.
В пособии представлены упражнения разной степени сложности. Если у ребенка что-то не получается, не ругайте его, ему нужно помочь справиться с заданием, к сложному упражнению можно вернуться позднее. Помните, что хорошие результаты достигаются долгой и упорной работой. Успехов вам и вашим Детям!
Благодарю за помощь в разработке материала для пособия педагога-психолога Шатохину Оксану Викторовну и учителя русского языка Лазаренко Валентину Ильиничну.
4
1
1. Выполни задание по образцу.
апаааааааавп апаапаппааппапсапа |
апааапппппааап ипаааап
2. Выполни штриховку.
З. Назови все слова, которые начинаются со звука б (6') или т
2. Кто это? Выполни штриховку.
З. Составь предложения Вам помогут вопросы:
Кто вяжет носки?
Кто сидит возле мамы?
На чём сидит мама?
Что лежит за креслом?
З
1. Выполни задание по образцу.
2. Кто это? Выполни штриховку.
З. Составь предложения или рассказ по картинкам. Распространи предложения. Используй предлог в.
2. Кто это? Выполни штриховку.
З. Составь предложения по картинке. Распространи предложения словами-действиями и словами-признаками.
5
1. Кто это? Выполни штриховку.
2.
З. Посмотри на рисунок. Используя его, назови слова со звуком з. Составь с этими словами предложения.
4. Посмотри на рисунок. Используя его, назови слова со звуком с (с“). Составь с этими словами предложения.
З. Зайчик гулял по лесу и увидел, как
падает лист с дерева. «Как кораблик», — подумал Зайчик. Посмотри на картинки и
скажи, на что они похожи?
7
1. по образцу.
2. Выполни штриховку.
З. Скажи, что изображено на картинках.
Составь предложения с этими словами.
Найди ответ на вопросы в этих картинках.
Урок N28 по образцу.
2. Выполни штриховку.
З. Найди и назови по картинкам слова со звуками ч, ш, ц. Составь рассказ, используя эти сюжетные картинки.
Урок № 9
1. по образцу.
2.
З. Что нарисовано на картинках? Назови эти предметы ласково.
Урок № 10
З. Ответь на вопросы.
Кто изображён на картине? Где живут эти животные? Какие овощи выращивает Заяц на огороде? Что умеет делать Петушок? Для чего носит воду Лягушка? Зачем Мышка вышла на балкон? Где сидит Ежик?
Составь предложения по картинке. Соедини эти предложения в маленький рассказ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.