МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №64 ИМЕНИ В.А. КОТЕЛЬНИКОВА» ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Логопедический проект
«По дороге к азбуке»
Учитель логопед
Петросова О.И.
Липецк 2020 г.
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
Название проекта: |
«По дороге к азбуке» |
Тип проекта: |
Долгосрочный, практико-ориентированный |
Название учреждения |
ГБОУ Школа №51 дошкольные группы |
Телефон учреждения, факс |
8(495)4483000 |
Электронный адрес ОУ |
sch51uz.mskobr.ru |
ФИО руководителя ОУ |
Гаврилычева Н.А. |
Руководитель проекта |
Поливанова А.А. |
Срок осуществления проекта |
Сентябрь 2016 - май 2017 |
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением
в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее
ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития
дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной
адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального
ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех
компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов,
фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность
монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного
гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции,
мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно
не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с
этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической
группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых,
так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный
процесс овладения письмом.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.
Задачи проекта:
Ценность проекта:
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности |
|
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: |
Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка. |
Сильные стороны ОУ: |
|
Слабые стороны ОУ: |
|
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план-график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.
Продолжительность проекта – 8 месяцев.
Направления |
Действия по реализации задач |
Ожидаемые результаты |
Участники реализации |
|
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года |
||||
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня |
Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС |
Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ |
Учитель-логопед |
|
II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г. |
||||
Нормативно-правовое обеспечение |
|
|
Учитель-логопед,
педагог-психолог и педагоги работающие с детьми |
|
Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ |
|
Комплекс коррекционных занятий |
||
Программно-методическое обеспечение |
|
Пакет документов по каждому направлению: - индивидуальный образовательный маршрут. - перспективно-календарное планирование - методическое обеспечение - диагностические материалы |
||
Создание условий для реализации проекта |
Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН |
Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям . |
||
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г. |
||||
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые
игры: «Библиотека», День рождения буквы» |
|
Учитель-логопед, |
|
Речь и речевое развитие |
Составление
рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград»,
«Как мы делали букву». |
|
|
|
Художественная литература |
Чтение:
Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый
букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква». |
|
|
|
Изобразительная деятельность |
Рисование
на тему: «Путешествие в библиотеку», |
|
|
|
Учебная деятельность |
Познавательные
занятия.
|
|
|
|
Музыка |
Разучивание
песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная). |
|
|
|
Взаимодействие с родителями |
Анкетирование
«Готов ли ваш ребенок к школе» |
|
|
|
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года |
||||
Промежуточный мониторинг |
|
|
Учитель-логопед |
|
Формы работы:
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
Количественные
Результат проекта:
Возможности дальнейшего развития проекта:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.