"Логопедический тренинг для педагогов по обучению грамоте старших дошкольников"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разделы работы по обучению грамоте
Иконка файла материала Логотренинг.pptx

«Логопедический тренинг для педагогов по обучению грамоте старших дошкольников»

Подготовила: Беришева Светлана Алексеевна

г. Семилуки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Умка» г. Семилуки


Цель логопедического тренинга: повысить компетентность педагогов в вопросе по подготовке детей к обучению грамоте, уточнение представлений педагогов о процессе обучения грамоте.
Задачи логопедического тренинга :
систематизировать знания педагогов об основных
понятиях в области обучения грамоте;
активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
уточнить представления о гласных и согласных звуках;
систематизировать знания о понятиях слог, слово, предложение.

Грамота –  базовые правила чтения и написания на определенном языке.

Обучение грамоте - это процесс формирования умений читать и писать, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического
(звукового) строения слова; специальными символами для обозначения звуков;
знакомить с моделями (схемами) слов и предложений,
научить называть и подбирать слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков предмета;
научить   сравнивать звуки по их качественным
характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные),
сопоставлять слова по звуковому составу;
научить слоговому членению слов, выделению слогов из слова,
постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить   различать в предложении слова на слух, определять
их количество и последовательность, составлять предложения.

Фонематический слух и фонематическое восприятие





Фонематический слух 
способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов.

Фонематическое восприятие 
специальные умственные
действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять гласные звуки; слышать и выделять первый и последний звук слова; последовательно называть согласные звуки.

знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение«.

умение работать со схемой слова, предложения.

Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения.
Буква - это графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения звука на письме звуков.

Звуки Буквы
мы слышим и произносим мы видим и пишем












Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.
Сло́во - наименьшая из единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств, характеристик и взаимодействий.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Звуковой анализ слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
(убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно).
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.

Делим слова на слоги


Необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные навыки! Для их формирования требуется определенный уровень развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к серьезному последующему обучению грамоте.