«Логопедический тренинг для педагогов по обучению грамоте старших дошкольников»
Подготовила: Беришева Светлана Алексеевна
г. Семилуки
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Умка» г. Семилуки
Грамота – базовые правила чтения и написания на определенном языке.
Обучение грамоте - это процесс формирования умений читать и писать, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического
(звукового) строения слова; специальными символами для обозначения звуков;
знакомить с моделями (схемами) слов и предложений,
научить называть и подбирать слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков предмета;
научить сравнивать звуки по их качественным
характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные),
сопоставлять слова по звуковому составу;
научить слоговому членению слов, выделению слогов из слова,
постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять
их количество и последовательность, составлять предложения.
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематический слух
способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов.
Фонематическое восприятие
специальные умственные
действия по различению фонем, установлению звуковой структуры слова.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять гласные звуки; слышать и выделять первый и последний звук слова; последовательно называть согласные звуки.
знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение«.
умение работать со схемой слова, предложения.
Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения.
Буква - это графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения звука на письме звуков.
Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.
Сло́во - наименьшая из единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств, характеристик и взаимодействий.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Звуковой анализ слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
(убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно).
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
Необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные навыки! Для их формирования требуется определенный уровень развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к серьезному последующему обучению грамоте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.