"Логопедическое сопровождение леворуких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.7

"Логопедическое сопровождение леворуких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Оценка 4.7
docx
17.02.2024
"Логопедическое сопровождение леворуких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
СТАТЬЯ.docx

 

«Логопедическое   сопровождение  леворуких  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее  время в массовой школе значительно увеличивается количество обучающихся, которых называют проблемными. К ним относятся  леворукие дети. Сейчас феномен левшества всесторонне изучается, результаты этой работы позволяют изменять стереотипное восприятие левшей и постепенно вырабатывать методики их обучения. Если раньше левшей в школе старались переучивать, "подгонять" их  под праворукий класс (и учителя), то в настоящее время всем педагогам известно, что не только не надо переделывать природу, но и то, что к  леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные.

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего разграничим понятия "леворукость" и "левшество".

Леворукость – это преимущественное владение левой рукой, в результате межполушарной асимметрии, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Дети, которые одинаково хорошо владеют обеими руками называются амбидекстрами.

Список великих левшей: римские императоры Тиберий и Юлий Цезарь, полководцы Александр Македонский, Наполеон, ученые  А. Эйнштейн, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов, художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, писатели А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, актер Чарли Чаплин  и др.

Выделяют следующие причины  леворукости:

- генетическую (генетическая леворукость встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития);

-  скрытую ("скрытое левшество”, т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки);

- компенсаторную (“компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребёнка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме);

- вынужденную (это "вынужденное" левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям);

- псевдолеворукость определенному возрасту - окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей — левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук).

Категория "леворукие дети" совсем не однородна, и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых.

Пристальное внимание  педагогов, учителей-логопедов, психологов привлекает проблема школьного обучения левшей. Левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета.

 Психолого-педагогические особенности леворуких  обучающихся:

1) недостаточная зрительно-двигательная координация, которая ведет к плохому почерку, ребенку тяжело срисовывать графические изображения;

2) особенности пространственного восприятия: леворукие дети искаженно воспринимают формы и пропорции фигур, имеют плохую зрительную память;

3) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность на уроке и при выполнении домашних заданий;

4) сложности в концентрации и переключении внимания;

5) низкий уровень самоконтроля;

6) конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);

7) речевые нарушения: заикание часто встречается у леворуких детей;

8) речь леворуких детей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией; она не обладает выстроенностью, для нее характерны запинки, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний;

9) высокий уровень креативности, детские художественные произведения отличаются оригинальностью, им  присуща эстетическая впечатлительность;

10) повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, раздражительность и обидчивость, повышенный уровень тревожности, пониженный эмоциональный фон (у леворуких детей почти всегда плохое настроение);

11) леворуким детям характерна целостность натуры, открытость и внушаемость, способность тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и переходить в состояние гнева и ярости; часто они действуют по настроению;

12) подверженность различным страхам (высокий уровень тревожности);

13) сонливость.

Для более точного определения индивидуальных особенностей леворуких детей необходимо учитывать всю совокупность асимметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.

Для определения ПЛО (а тем самым и выявления возможного левшества) разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.

По соотношению всех трех видов асимметрии, выявленных этой методикой ("рука — ухо — глаз"), могут быть выделены 27 индивидуальных профилей, где П — преобладание правой функции, Л -левой, А — равенство функций.

Варианты ПЛО

Характеристика типа

ППП

"чистые" правши

ППА ПАП ПАА ПАЛ ПЛА ППЛПЛП ПЛЛ

праворукие

ААА АПП АПА ААП АЛЛ АЛП ААЛ АЛА АЛЛ

амбидекстры

ЛПП ЛПЛ ЛЛП ЛПА ЛАП ЛЛАЛАЛ ЛАА

леворукие

ЛЛЛ

"чистые" левши

          Рекомендации, реализуя, которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

1.     Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

2.     Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

3.     Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;

4.     Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которых задействованы обе руки. Можно рекомендовать упражнения с мячом, игра на пианино, плавание, лепка и пр.;

5.     Поскольку у левши лучше развито правое полушарие очень важно использовать модальность в обучении. Любой объект, расположенный слева от леворукого ребенка воспринимается им как новый, чужой и пугающий, не вызывающий доверия. Соответственно учитель и классная доска должны находиться  справа от учащегося;

6.     Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

7.     Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

8.     Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей леворуких, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

9.     Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Следует отметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению летом активно поздравляют всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 12 августа.

 

Литература:

   1. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001.

   2. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006
   3. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У –Фактория.


 

Логопедическое сопровождение леворуких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Логопедическое сопровождение леворуких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме); - вынужденную ( это…

Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме); - вынужденную ( это…

Для более точного определения индивидуальных особенностей леворуких детей необходимо учитывать всю совокупность асимметрий человека

Для более точного определения индивидуальных особенностей леворуких детей необходимо учитывать всю совокупность асимметрий человека

Поскольку у левши лучше развито правое полушарие очень важно использовать модальность в обучении

Поскольку у левши лучше развито правое полушарие очень важно использовать модальность в обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2024